План-конспект урока-творческой мастерской
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса ОУ / 1 курса ссузов, колледжей. Проводится перед изучение темы "Серебряный век русской поэзии"
Цель урока: создать установку на дальнейшее аналитическое прочтение произведений поэтов серебряного века; расширить представление учащихся об образности в художественном тексте; вывести учащихся на новый уровень осмысления личности и творчества писателей и поэтов XIX-XX веков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_otrazheniya.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская построения новых знаний и творческого письма «Литература-отражение мира в словесных образах».
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса ОУ/ 1 курса ссузов, колледжей. Проводится перед изучением темы «Серебряный век русской поэзии».
Цель: создать установку на дальнейшее аналитическое прочтение произведений поэтов серебряного века; расширить представление учащихся об образности в художественном тексте; вывести учащихся на новый уровень осмысления личности и творчества писателей и поэтов ХIХ-ХХ веков
- Образовательная область: русская поэзия рубежа XIX-начала XX века
- Тип урока: творческая мастерская построения новых знаний и творческого письма
- Предполагаемые результаты урока:
Личностные результаты:
- Л1 – приобретение личного опыта по теме мастерской;
- Л2 – новый уровень осмысления личности и творчества поэтов рубежа веков;
- Л3 – понимание поэтического языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
Предметные результаты:
- П1 – приобретение новой информации с её дальнейшей обработкой;
- П2 – расширение представления учащихся об образности в художественном тексте;
- П3 – формирование навыков аналитического прочтения произведений поэтов серебряного века;
- П4 – возможность создания нового творческого продукта.
Метапредметные результаты:
- М1 – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;
- М2 – планирование и регуляция своей деятельности; исследование смежных областей искусства.
УУД личностные:
– Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные:
– Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности;
– Р2– принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;
– Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
– Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные:
– П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
– П2 – выбирают смысловые единицы речевого высказывания и устанавливают отношения между ними;
– П3 – определяют основную и второстепенную информацию;
– П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
– П5 – представляют информацию в виде письменного текста.
УУД коммуникативные:
– К1 – приобретают опыт работы в группе;
– К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
– К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия, вести диалог внутри малых групп, между группами.
4. Активные методы обучения:
– мозговой штурм;
– частично-поисковый метод;
– исследовательский метод.
5. Виды деятельности учащихся:
– анализ понятия;
– анализ поэтического текста;
– групповое обсуждение поэтического текста;
– творческое письмо;
– создание текста-загадки.
6. Личное целеполагание учащихся на учебном занятии: при помощи работы с поэтическим текстом (перевод понятия «Отражение» в область личной практики).
7. 1) проблема понимания смысла поэтического текста; проблема определения авторства предложенного стихотворения; проблема понимания авторского отношения к своему произведению.
2) На этапе «Индуктор». Подберите однокоренные слова к слову «Отражение». К ним запишите любые ассоциации.
На этапе «Социализация»: Приведите примеры «отражений», пословиц, поговорок,
На этапе анализа поэтического текста: Дайте характеристику лирическому герою. Нарисуйте его портрет в цвете, составьте его словесное описание.
На этапе «Углубление образа»: Обсудите в группах предложенный текст стихотворения. Попробуйте разгадать, кому оно посвящено, чей образ представлял автор, когда писал это стихотворение. Обоснуйте свой ответ.
На этапе «Открытия имени писателя»: Прочитайте полученные варианты ответов, сравните их.
На этапе «Творческое письмо»: Представьте мысленно образ одного из писателей или поэтов, чье творчество знаком вам по урокам литературы. Напишите небольшой текст, в котором отразился бы этот образ. Не называйте конкретных имен, произведений, избегайте узнаваемых черт портрета. Создайте портрет-загадку.
На этапе «Рефлексия»: напишите отзыв о том впечатлении, которое произвела на вас мастерская. Используйте предложения, которые начинаются словами «понял, что», «мне понравилось (не понравилось)…»
3) Образовательный продукт, создаваемый учащимися на уроке, - варианты творческих письменных работ.
4) культурно-исторические аналоги: Народное творчество в пословицах, поговорках, изречениях; живописные портреты рубежа веков; притчи.
5) Рефлексия. Творческое письмо (варианты от групп или индивидуально).
Конспект урока-мастерской построения новых знаний и творческого письма.
Тема: Литература – отражение мира в словесных образах.
Цель урока: Создать установку на дальнейшее аналитическое прочтение произведений поэтов серебряного века.
Задачи:
- с помощью индуктора мотивировать учащихся на актуализацию личного опыта по теме мастерской;
- создать условия для совершенствования навыков анализа лирического произведения;
- создать условия для совершенствования умений вести диалог друг с другом, внутри малых групп, между группами;
- на сознательном и бессознательном уровне подготовить восприятие учащимися новой информации с дальнейшей её обработкой;
- сформировать желание создать новый творческий продукт.
Время проведения урока: в рамках КТП по литературе (перед изучением темы «Поэзия серебряного века»).
Оборудование: компьютер, проектор, распечатка стихов, репродукции портретов поэтов.
План – конспект урока
1. Индуктор 1. Дано слово «Отражение». Разделим лист на две части, слева запишем однокоренные слова.
2. Социализация. Читаем слова по очереди, записываем на доске.
3. Индуктор 2. В правой части листа записываем ассоциации к словам из левой части.
4. Групповая работа. Углубление понятие «образ, отражение».
5. Рефлексия. Примеры пословиц, поговорок, высказываний известных людей.
6. Работа с поэтическим текстом (перевод понятие «отражение» в область личных переживаний). Учащиеся получают распечатки стихотворений А.А. Ахматовой без указания имени автора. Постарайтесь представить себе пол, возраст, характер лирического героя. Предполагаемый портрет, психологический портрет.
7. Социализация. Примерные ответы.
8. Работа с культурно-историческими аналогами. Конкретизация задания. Расширение понятия «отражения».
А) «Открытие» имени. Чтение стихотворений А.А. Ахматовой (2-3 стих)
Б) представление репродукций портретов А.А. Ахматовой Н.Тырсы, Н. Альтмана и др. Рассмотрите портреты, подумайте, что увидел в личности Ахматовой каждый из художников? Какой из портретов близок вашему восприятию, представлению об Ахматовой?
9. Социализация. Высказывания групп: внутренний облик, а иногда и внешний портрет человека отражается в нашем сознании и подсознании через зеркало его дел, поступков, мыслей, чувств.
10. Углубление понятия «Образ». Задание-загадка. Образовательная напряжённость. Работа по группам: обсуждение.
Предлагается стихотворение В.В. Набокова, написанное на годовщину смерти одного из писателей XIX века. Попробуйте разгадать, кому оно посвящено, чей образ представлял автор стихотворения.
11. Социализация. Варианты ответов.
12. Открытие имени писателя, чья судьба и творчество легли в основу стихотворения-притчи В.В. Набокова.
Рефлексия. Обсуждение вариантов, переживание узнавания.
13. Творческое письмо. Напишите небольшой текст, в котором вы хотите отразить образ поэта или писателя, чьё творчество знакомо вам. Создайте портрет-загадку.
14. Социализация. Демонстрация образовательного продукта. Учащиеся читают свои загадки. Высказываются предположения с краткой аргументацией.
15. Рефлексия. Предлагается записать впечатления-отражения, которое произвела на ребят мастерская - содержание, виды деятельности, загадки-портреты.
Использованная литература:
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 2010
- Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой. - М.: Новая школа, 2007.
- Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / сост. И.А.Мухина. - СПб., 2011.
- Мухина И.А., Еремина Т.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. – СПб., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская
Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...
План-конспект урока-мастерской «Мозаичные работы»
Краткая аннотация конкурсной работы:Виды работ: 1. План-конспект урока-мастерскойтема урока «Мозаичные работы»класс: 6Учителя технологии, работающие в классах, в которых в силу объективных ...
Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)
Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...
План-конспект урока творческого объединения « Акробатика», программа «Здоровячек», 1 год обучения.29.04.16 педагог Пустотина И.В.
План-конспект урока творческого объединения « Акробатика», программа «Здоровячек», 1 год обучения.29.04.16 педагог Пустотина И.В....
«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» в 6 классе)
«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по...
План-конспект урока-мастерской «Мозаичные работы»
Формирование знаний у учащихся о мозаике, с наследием великого учёного-энциклопедиста М.В. Ломоносова в области художественного мозаичного творчества научить приёмам работы....
План-конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: Рр. Мастерская творческого письма (по слову «мама»)
laquo;Повышение качества обучения школьников посредством использования активных форм работы на уроке»...