Программа факультатива по биологии для 5 класса "Мастерская природы"
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Авторская программа факультатива разработана для учащихся 5 класса с целью привлечения внимания и развития познавательного интереса у учащихся к природе вообще и предметам, изучающим природу в частности; развития и реализации творческих способностей. Она носит пропедевтический (готовит к изучению предметов естественного цикла) и прикладной (применение полученных знаний на практике, выполнение творческих работ) характер; знакомит учащихся с красотой окружающего мира и разными способами восприятия и изображения этой красоты. Преподавание ведётся из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год . Основной формой работы является – «Творческая лаборатория» (технология развивающего обучения, технология дифференцированного обучения, технология активного( контекстного) обучения). Результаты оценивают сами учащиеся в «Книге отзывов», каждый ребёнок составляет своё потрфолио творческих работ: в виде сборника самих работ (например, рисунки) или фотографий работ на выставке ( например квиллинг или оригами) или в природе ( развешивание кормушек, сбор материала), а так же отчётов по проделанной работе ( например, экскурсии или лабораторный практикум)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_prirody_-_5.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40 г.Владимира»
Рабочая программа факультатива
для 5 класса
«Мастерская природы»
Составила:
учитель биологии
МБОУ СОШ № 40
г. Владимира
Улыбина Н.А.
1 квалификационная категория
2012 год
Пояснительная записка.
Авторская программа факультатива разработана для учащихся 5 класса с целью привлечения внимания и развития познавательного интереса у учащихся к природе вообще и предметам, изучающим природу в частности; развития и реализации творческих способностей. Она носит пропедевтический (готовит к изучению предметов естественного цикла) и прикладной (применение полученных знаний на практике, выполнение творческих работ) характер; знакомит учащихся с красотой окружающего мира и разными способами восприятия и изображения этой красоты. При изучении курса реализуются межпредметные связи: биология, география, музыка, изобразительное искусство, основы экологии, технология. У учащихся формируются общеучебные навыки: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, работа с разными источниками информации, разные формы презентации творческих работ. К предметным навыкам (по биологии) можно отнести работу с атласами – определителями, оформление отчёта по экскурсии, проведение и формулирование вывода по лабораторной работе, работа с живыми объектами, оформление гербариев. Преподавание ведётся из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год . Основной формой работы является – « Творческая лаборатория» (технология развивающего обучения, технология дифференцированного обучения, технология активного( контекстного) обучения). В результате обучения формируются ключевые компетенции: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие. Для этого используются различные методы обучения: 1) по способу общения (беседа, инструктаж, демонстрация, работа с книгой), 2) по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические), 3) по степени активности учащихся (проблемные, частичнопоисковые, исследовательские). Используемые средства обучения: учебно- лабораторное оборудование, учебно- наглядные материалы, компьютерные технологии. Результаты оценивают сами учащиеся в «Книге отзывов», каждый ребёнок составляет своё потрфолио творческих работ: в виде сборника самих работ (например, рисунки) или фотографий работ на выставке ( например квиллинг или оригами) или в природе ( развешивание кормушек, сбор материала), а так же отчётов по проделанной работе ( например, экскурсии или лабораторный практикум)
Основная цель курса:
«Способствовать формированию экологически грамотной, социально адаптированной и значимой личности, имеющей определённые творческие способности и реализующей их в разных формах»
Основные задачи курса:
- Эстетическое воспитание
- Экологическое воспитание
- Развитие творческих компетенций учащихся
- Развитие общеучебных навыков: наблюдение, обобщение, анализ, синтез, моделирование
- Развитие познавательного интереса к предметам естественного цикла
- Развитие интереса и любви к родному краю и окружающему миру
- Пропедевтика биологии, химии, экологии, географии, физики, краеведения
- Повышение культуры воспитания и кругозора учащихся
- Формирование навыков работы с разными источниками информации
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения в природе
- Периодичность природных явлений
- Значение разных организмов в природе
- Правила ухода за комнатными и культурными растениями
- Способы помощи диким животным
- Способы изображения красоты природы
- Признаки живой и неживой природы
Учащиеся должны уметь:
- Наблюдать сезонные явления природы
- Составлять отчёт о своих наблюдениях
- Изготавливать простейшие кормушки и скворечники
- Ухаживать за комнатными и культурными растениями
- Работать с определителями и составлять карточки-определители для растений
- Изготавливать поделки из природного материала и искусственного материала , отражающие красоту природы
- Отличать компоненты живой и неживой природы
Тематическое планирование.
Раздел 1. Введение ( 3 часа)
- Что нас окружает?
Природа живая и неживая. Человек - часть природы. Роль человека в природе.
- -3. Экскурсия « Природа родного края» (2 часа)
Сбор природного материала для поделок и коллекций, художественная фотография, «записки путешественников». Сбор семян для подкормки птиц зимой.
Раздел 2. Природа живая (3 часа)
- Волшебные листья
Изготовление поделок, аппликаций из природного материала, фотоальбом
- На помощь другу
Изготовление наглядных пособий (гербарных образцов) для 6 класса
- Природный интерьер
Изготовление букетов (экибана), поделок для украшения интерьера, флорики
Раздел 3. Природа на холсте ( 10 часов)
- Отходы в доходы
Изготовление предметов интерьера из отходов
- Природа на холсте
Разная техника изображения природы: из бумаги (квиллинг, оригами, аппликация)
- Природа на холсте
Разная техника изображения природы: акваграфика ( изображение на влажной поверхности)
- Природа на холсте
Разная техника изображения природы: песочная графика( на песке, из цветного песка)
- Природа на холсте
Разная техника изображения природы: рисунки из камней ( сад камней, модель альпийской горки)
- Природа на холсте
Разная техника изображения природы: объёмная аппликация ( бумага, салфетки, вата, ленты, ткань), мягкая игрушка.
- Природа на холсте
Разная техника изображения природы: поделки из глины ( дымковская игрушка)
- Природа на холсте
Разная техника изображения природы: бисероплетение
15-16. Зима на носу ( 2 часа)
Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
Раздел 4. Природа в народном творчестве (2 часа)
17. Природа в различных произведениях
Мастерская природы: музыка, поэзия, живопись, проза (произведения великих классиков и сочинённые детьми)
18. Природа в народных мотивах
Наличники на окнах, национальная русская одежда, вышивка, ремёсла, плетение из бересты, лозы, вырезание по дереву.
Раздел 5. Природа на окне. ( 5часов)
- Определение всхожести семян культурных растений
- Выращивание рассады ( закладка семян для проращивания)
- Уход за рассадой и комнатными растениями
- Составление картотеки комнатных растений
- Черенкование комнатных растений, уход за рассадой
Раздел 6. Весна идёт, весне дорогу (11 часов)
24- 25. Изготовление и развешивание скворечников ( 2 часа)
26. Экскурсия « Наблюдение за заселением скворечников»
27- 28. Экскурсия « Весенние зарисовки» ( 2 часа)
Наблюдение за « пробуждением природы»: проталины, первоцветы, набухание почек, перелётные птицы
Отчёт по экскурсии: определение растений, птиц; фотоальбом.
29. Работа на пришкольном участке
Высаживание рассады, побелка и обрезка деревьев и кустарников.
30. Работа на пришкольном участке
Оформление клумб ( «Цветочные часы»)
31-32. Работа на пришкольном участке ( 2 часа)
Прополка и оформление клумб
33-34. Итоговое занятие: «Человек и природа» ( 2 часа)
Роль человека в природе: Что мы можем сделать для сохранения природы?
Литература:
- Плешаков А.А. « Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов», М. Просвещение, 2009 год
- Плешаков А.А. « От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений», М.Просвещение, 2009 год.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений», М. Просвещение, 2009 год
- Интернет-ресурсы
- Определители комнатных растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива по биологии для 6 класса "Растения" ( за рамками учебника)
От успешной интеграции полезного, интересного и практически значимого материала зависит успешное развитие творческого потенциала и коммуникабельности ребёнка. Необходимость решения этих задач и ...
программа факультатива по биологии "Цветоводство"
Программа содержит пояснительную записку, цель и задачи курса , тематическое планирование и рецензию на программу....
Программа факультатива «Природа живая и неживая» (Введение в естественные науки)
Предлагаемая программа «Природа живая и неживая. Введение в естественные науки» (разработана на основе программы В.И. Сивоглазова, А.А. Плешакова «Природа и человек. Введение в естес...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО БИОЛОГИИ «ЛЕС И ЧЕЛОВЕК»
Образовательная программа факультативного курса «Лес и человек» по биологии 6В класса, на 2013 – 2014 учебный год. 1 час в неделю – 35 часов за год. Цели и задачи программы:§...
Программа факультатива по биологии "Многообразие живых организмов" 10 класс
Программа факультатива по биологии...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по предмету биология (раздел "Неживая природа") 6 класс
Рабочая программа по предмету биология (раздел "Неживая природа") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости....