Разработка открытого урока по скульптуре «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»
методическая разработка (5 класс) по теме

Цель занятия: дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах, приемах работы с глиной. Познакомить с техникой выполнения объемной скульптуры из пласта. Совершенствовать приемы и навыки декорирования скульптуры малых форм. Использовать для оттисков на поверхности пласта различные предметы : пуговицы, наперсток. монетки, колечко, карандаш. Насколько хватит фантазии и эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-ryba.obitateli_morskih_glubin.docx670.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей   Детская школа искусств

Разработка открытого урока по скульптуре   «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»

для первого класса основного отделения ДШИ И ДХШ

                                                                                                                                                      Выполнила преподаватель дополнительного образования                                               Гребенщикова Наталья Андреевна

                                                                г. Зарайск     

                                                                                                  27. 06. 2012г.

тип занятия познавательно-развивающий

Цель занятия

Дать учащимся более глубокие знания  о возможностях, способах  и приёмах работы с глиной. Развивать умение выполнять скульптуру  из пласта. Совершенствовать навыки и приемы декорирования скульптуры малой формы. Пробуждать любовь к  окружающему  миру, развивать эстетический вкус.

Задачи урока:

-Образовательные - научить учащихся приёмам и методам выполнения скульптуры малой формы из глины.

 -Развивающие-развивать художественное, ассоциативное мышление и фантазию учащегося.

-Воспитательные - пробуждать любовь к  окружающему  миру,  вырабатывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы.

Оборудование и материалы:

 Для преподавателя – компьютер, слайды, таблица с изображением различных видов рыб, готовые образцы «обитателей морских глубин», выполненные  из глины

Для учащихся – клеенка, ветошь, глина, вода, стеки, пуговица, монетка, карандаш.

Время: 2 часа.

 План урока

I. Организационный момент.  

II. Объяснение нового материала.

III. Практическая работа

IV. Закрепление нового материала

V. Выставка работ

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание.

I. Проверка готовности учащихся к занятию: наличие на всех рабочей одежды и необходимых инструментов на столах.

II. С древних времен и вплоть до наших дней скульптура малых форм занимает одно из ведущих мест в художественном творчестве. Наличие легкодоступного материала-глины - обусловило  практически повсеместное развитие мелкой пластики.  В музеях разных стран хранятся шедевры скульптурного мастерства   Древней Греции, Египта, стран Западной Европы.  В нашей стране археологами  были обнаружены фигурки из глины, относящиеся к 2 тысячелетию до н.э.                                                                        Предметами мелкой пластики являются жанровая и анималистическая скульптура,  настенные плакетки, маски, подсвечники. Фантазия художников-скульпторов позволяет создать оригинальные образцы малой пластики. 

Сегодня, ребята, мы выполним с вами скульптуру из пласта - «Чудо-рыбу».                                                                                                                       - Ребята! А кто  скажет название сказок, где были говорящие рыбы?                                                                                                                                         - Правильно! Русская народная сказка «По щучьему веленью».

  - А кто еще знает такие сказки?

 - Хорошо! Сказка «Конек-горбунок» П.П. Ершова.                                                                                                                                             Помните:

«Чудо-юдо рыба-кит

Громким голосом кричит,

Рот широко отворяя,

Плёсом волны разбивая:

«Чем вам, други, услужить?

Чем за службу наградить?

Надо ль раковин цветистых?

Надо ль рыбок золотистых?

Надо ль крупных жемчугов?

Всё достать для вас готов!»

 Перед выполнением  задания давайте посмотрим на слайдах:  

- какие бывают обитатели морских глубин, каков их размер;

- какова форма  и цвет тела рыб.  Форма тела у рыб текущих вод бывает вытянутой в длину, а у рыб, обитающих в стоячих водах - высокой, уплощенной.  У донных рыб-сплющенное тело (так, у камбалы одна из боковых сторон превратилась  в брюшную, а глаз переместился на «спинную» сторону).  У одних рыб форма тела теряется во множестве отростков, напоминающих водоросли, а у других - выросты образуют присоски, удочки или фонарики, при помощи которых жертвы завлекаются ближе к зубатой пасти.

Цвет и рисунок на теле рыбы определяется пигментом в клетках. Цвет пигмента бывает синий, зеленый, желтый. Некоторые рыбы способны менять свою окраску.

-каков у рыб внешний покров. Чешуя у рыб близка по составу к кости, она тонка и гибкая, а расположена  на теле по принципу черепицы;

-как движутся рыбы. Одни рыбы выполняют движения всем телом (угорь),                                                                                                                       другие - задней частью тела и хвостовым плавником.

Известны рыбы - долгожители: щуки живут до 65 лет, камбала -70, окуни -10.

Ребята, декоративную скульптуру не лепят с натуры.

Просмотр слайдов   с изображением рыб был только подготовительной работой по изучению натуры. Теперь начинается  ваша работа  над созданием «образа» «Чуда-рыбы».

Сегодня, ребята, вы должны освоить новую технику работы с глиной.

Для лепки изделия из пласта  пригодна любая «жирная» глина.  

Более «жирной» считается глина, имеющая меньшую примесь песка.  Лучшей глиной  для лепки считается серо – зеленоватая   пулковская.                                                                                                                                                                   Ребята, ваша декоративная  «Чудо-рыба»  должна быть законченной, выполненной технически правильно,  с выразительным  художественным решением.                                                                                                                              

Обязательно застилаем стол клеенкой.

Поэтапное выполнение  «Чудо - рыбы» из глины:   - глина нужной влажности (проверка на руке),  подготовленная   на предыдущем уроке, предварительно очищается от мелких камешков, мусора,

- хорошо промешивается до тех пор, пока из нее не будет удален весь воздух,

-разбивается тыльной стороной руки в «блин»,

-разминается пальцами обеих рук в нужном направлении до нужной формы и размера пласта,

-проверяется толщина пласта. Для этого его надрезают  в нескольких местах.  В середине пласт должен быть чуть тоньше (на 1-2мм), чем по краям.

Приступая к работе, надо помнить: желательно, чтобы керамические изделия были монолитными, иначе при сушке в самых тонких местах  могут возникнуть трещины. При выполнении скульптуры из пласта, чтобы этого не произошло, в толстых местах  ее надо делать пустотелой.  В середину пласта кладется скомканная бумага, тогда поверхность пласта  не оседает;

-пласт сворачивается, ему придается необходимая форма. После высыхания глины,  бумага удаляется через отверстие - рот «рыбы».

  III. Практическая работа.

На столы учащимся  выкладывается по куску глины.  Дети работают самостоятельно, звучит легкая музыка. Преподаватель предоставляет учащимся творческую свободу,   оказывая индивидуальную помощь.

Преподаватель:   - ребята, вы  сделали основу «Чудо - рыбы» - пласт. Теперь  вам предстоит выполнить самое интересное - рельефное декорирование формы.  Для этого на подвяленную поверхность пласта  наносятся различные  по форме и глубине вмятины: с помощью пальцев рук,  монеткой, напёрстком, колечком, обратной стороной карандаша, пуговицей. Предметами пользуются как печатью.  Интересный рельеф получается при надрезе поверхности пласта  стекой. Дети  продолжают работать  самостоятельно. По мере необходимости преподаватель оказывает индивидуальную помощь.

IV. Закрепление нового материала.

 Что нового вы узнали об обитателях морских глубин?                                           Ответ                                                                                                                                                            Вопрос: С какой техникой вы сегодня познакомились?                                           Ответ                                                                                                                                                                              

Как определить толщину пласта?                                                                                   Ответ                                                                                                                                      

Какие приемы декорирования скульптуры вам понравились больше всего?  Ответ                                                                                                                                                                                                                        

V.Выставка  работ.

В конце урока ребята раскладывают свою декоративную скульптуру  на специальном столе.

VI. Подведение итогов.

-Посмотрите, какие интересные «Чудо - рыбы» у нас получились.  Какие из них  вам больше всего понравились?

-Молодцы! Все хорошо поработали, все получат положительную оценку. На следующем уроке мы будем учиться делать из пласта животное. 

VII. Домашнее задание.  Сделайте эскиз животного, которого вы  хотите слепить. Принесите на следующий урок небольшие по размеру предметы  для оттисков на поверхности глиняного пласта.

Уборка рабочих мест.

Фотографии, используемые на уроке,

поэтапное выполнение «Чудо - рыбы»,

готовые скульптуры, выполненные учащимися. 

 

Рабочий стол с необходимыми принадлежностями для выполнения                                 «Чудо - рыбы»

 

Разбивка тыльной стороной руки куска глины                              в «блин»

 

Разминка глины в пласт нужной толщины

                                         

Проверка толщины пласта в разных его частях

 

Укладывание скомканной бумаги в середину пласта

 

Сворачивание пласта

 

Декорирование «Чудо - рыбы»

 

Приемы декорирования «Чудо - рыбы»

«Чудо - рыба»

                                            Детские работы   

Детские работы

 

Детские работы

Литература:

«Детская Энциклопедия», т. 4  М., Академия Педагогических Наук РСФСР, 1966

Щипанов А.С.  « Юным любителям кисти и резца»М., Просвещение, 1975

Манизер М.Г., Серов В.А., Сысоев П.М. «Школа изобразительного искусства», т.10, М., Искусство, 1968

Акунова Л.Ф., Крапивин В.А.    «Технология производства и декорирование художественных керамических изделий», М., Высшая школа, 1984

Сахарнов С. «Осьминоги за стеклом»,    М., Детская литература, 1975

Ершов П.П.   « Конек-горбунок»,      М.,  Детская литература, 1957

Christoph Needon  « Pflanzen und Tiere. Ein Naturführer», Urania-Vtrlag, Leipzig, 1983

Слайды из фильма Рифеншталь Л. «Коралловый рай»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Методическая разработка итогового урока по проекту"По зелёной тропе -в глубины истории" в 8 классе

Данный урок является итоговым уроком проекта "По зелёной тропе - в глубины истории"  в 8 классе. Целью данного урока является показать результаты работы учащихся над поректом - это экскурсии -пре...

Открытый урок на географической площадке: "Изображение высот и глубин на картах"

Тема: Изображение высот и глубин на картах.Цель: - сформировать представление о способах изображения на картах рельефа (послойная окраска, отметка высот, изобаты);- учиться с учащимися определять абсо...

ТЕМА: Обитатели морских глубин. Путешествие в сказку» Как крабик домик искал.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно – речевому направлениюв  группе компенсирующей направленности для детей с ФФН и ОНР (подготовительная к школе группа)...

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»

Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....