Открытый урок на географической площадке: "Изображение высот и глубин на картах"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Тема: Изображение высот и глубин на картах.
Цель:
- сформировать представление о способах изображения на картах рельефа (послойная окраска, отметка высот, изобаты);
- учиться с учащимися определять абсолютные высоты точек по шкале высот и глубин и отметкам высот.
Задачи урока:
- образовательные: ввести новые понятия послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;
Планируемые результаты:
Личностные:осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картами атласа для исследования.
Предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения рельефа земной поверхности и рельефа Мирового океана;
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
-познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_geograficheskoy_ploshchadke.rar | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Касторенская средняя общеобразовательная школа №2»
Касторенского района Курской области
Открытый урок по географии
Тема: «Изображение высот и глубин на картах»
Учитель географии Сурай Елена Анатольевна |
Касторное 2018 год
Тема: Изображение высот и глубин на картах.
Цель:
- сформировать представление о способах изображения на картах рельефа (послойная окраска, отметка высот, изобаты);
- учиться с учащимися определять абсолютные высоты точек по шкале высот и глубин и отметкам высот.
Задачи урока:
- образовательные: ввести новые понятия послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;
Планируемые результаты:
Личностные:осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картами атласа для исследования.
Предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения рельефа земной поверхности и рельефа Мирового океана;
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
-познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Ход урока
Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие и пожелание успеха.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнем
И урок мы наш начнем.
Я вижу настроение у вас хорошее, надеюсь, оно поможет нам в работе.
Этап: Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках?
Дети: Мы изучали карту.
- Какие элементы карты вы уже изучили? (что из содержания карты вы изучили)
Дети: Градусную сеть карты, линии, которые ее составляют: параллели и меридианы, географические координаты: географическую широту и географическую долготу, масштаб.
- Для того, чтобы продолжить исследование карты, необходимо проверить какой багаж знаний у вас имеется. Для этого выполним следующее задание. Я вам читаю определение, а вы говорите о чем идет речь.
1. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков (карта).
- Делит Землю на Северное и Южное полушария (экватор)
- Половина окружности, соединяющая Северный и Южный полюса (меридиан)
- Поперечные линии, проведенные параллельно экватору (параллель)
- Географическая широта и долгота (координаты).
- Список всех условных знаков с их расшифровкой (легенда)
- Отношение реального расстояния на местности к расстоянию на карте (масштаб).
- Точки Земли, через которые проходит воображаемая земная ось (полюса).
- Что такое абсолютная высота? Почему абсолютную высоту отсчитывают от уровня моря или океана? (Превышение точки земной поверхности над уровнем моря. Потому что поверхность воды горизонтальна и уровень моря не так уж сильно колеблется и его можно считать постоянным).
Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои тайны. И сегодня мы свами откроем еще одну. Для этого превратимся в юных исследователей.
Этап: Открытие нового знания
Цель: изучение нового материала учащимися, актуализация ранее усвоенных знаний для поиска новой необходимой информации.
- Вы должны всего лишь внимательно посмотреть на физическую карту полушарий атласа.
- Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, горы и равнины, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?
(Выслушать версии детей. Если скажут –цветом или окраской, поправить как правильно это называется в географии, что нет такого в географии. Если скажут – шкала высот и глубин, то давайте проверим).
На этот вопрос вы сможете ответить, когда соберете пазлы. Собрали пазлы, молодцы!
- Итак, давайте прочтем, как называется еще один элемент карты, с которым мы должны познакомиться?
Дети: Шкала высот и глубин.
- Кто попытается сформулировать тему урока?
Дети: Изображение на физических картах высот и глубин.
Сегодня в работе нашими помощниками будут учебники, атласы, рабочие листы, а также ваши знания по математике. Запишите тему урока в свой рабочий лист. Чтобы правильно написать тему, обратите внимание на слайд.
- Как выдумаете, на что мы должны обратить внимание? (учитель выслушивает версии детей, а затем предлагает алгоритм изучения нового материала).
- Да, ребята, мы должны познакомиться со шкалой высот и глубин. Но, тем не менее, на земной поверхности есть наиболее высокие и наиболее глубокие точки. И как они изображаются на карте, мы тоже будем об этом говорить. Таким образом, мы обозначили вопросы, которые сегодня будем рассматривать.
План (вопросы для рассмотрения)
- Изображение на физических картах высот отдельных точек.
- Изображение на физических картах глубин отдельных точек.
- Шкала высот .
- Шкала глубин.
- А сейчас я предлагаю выступить вам в роли исследователей.Мы поработаем в группах. Вы повернетесь друг к другу, выполняете задание, и определитесь, кто из вас будет представлять результаты вашего труда (учитель распределяет задания, записанные в рабочих листах между группами).
У вас 3-4 минутки для того чтобы самостоятельно поработать с учебниками и атласами и ответить на задания рабочего листа. Письменно отвечаете на вопросы, находите географические объекты и показываете их на карте.
- Как только будете готовы, вы сигнализируете мне поднятием руки.
- Я вижу, вы готовы. А сейчас взяли рабочие листы, ручки. Первая группа знакомит нас с результатами исследования, а все остальные записываем в свои рабочие листы.
Итак, слушаем отчет о выполненном задании первой группы. Кто желает выступить?
1 группа.
Высоты отдельных точек на карте изображают с помощью отметок высот. Глубины отдельных точек на карте изображают с помощью отметок глубин
- Так ,ребята, оказывается что на физических картах высоты и глубины отдельных точек показывают с помощью отметок высот и глубин. А сейчас вторая группа нам это докажет.
2 группа.
Абсолютная высота вулкана Ключевская Сопка - 4688м. Точка с заданными координатами-вулкан Везувий, его абсолютная высота-1279 м. Наибольшая глубина Каспийского моря – 1025м.
- Убедили нас ребята, в том, что на физической карте существуют отметки высот и глубин?
Дети: убедили.
- Хорошо , тогда двигаемся дальше, согласно нашему плану.
3 группа.
Способ отображения рельефа на физических картах называется – послойное окрашивание. Низменности окрашивают в зеленые тона, (впадины ниже уровня моря- в темно-зеленые), горы – в коричневые (чем выше горы, тем темнее тон), моря и океаны – оттенками голубого и синего цвета (чем глубже, тем темнее тон). Значение того или иного цвета позволяет расшифровать шкала высот и глубин.
- Итак, ребята, мы подошли к самому главному. Невозможно всю карту заполнить отметками высот и глубин. Поэтому для отображения рельефа используют способ послойного окрашивания, а значение цвета мы можем посмотреть на шкале высот и глубин. Ребята, следующей группы нам это докажут
4 группа.
Наибольшая глубина Балтийского моря -470м., средняя – до 200м.; глубина Берингова моря – до 4000 м.; абсолютная высота Амазонской низменности -200м,; нагорья Тибет- 5000 м..
- Молодцы ребята, за доказательства того, что именно шкала высот и глубин помогает нам определить приблизительную высоту и глубину географических объектов.
- Но, знаете ли вы , что на Земле есть точки-рекордсмены, имеющие наибольшую глубину и наибольшую высоту. И об этом нам расскажет 5 группа.
5 группа.
Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами называются – изобаты.
Самая высокая вершина на Земле – гора Джомолунгма – 8848м. в Гималаях, самая глубокая впадина- Марианская – 11022м. в Тихом океане. В ходе ответов учащихся у доски учитель прикрепляет красные звездочки на карту к объектам-рекордсменам.
- Записали данные в свои рабочие листы, а точки-рекордсмены давайте нанесем в контурные карты.
Вывод: таким образом, мы с вами выяснили, что с помощью шкалы высот и глубин можно определить лишь приблизительную высоту какого-либо участка суши или глубину моря или океана. Точные сведения могут дать только отметки высот и глубин.
Так, низменности до высоты 200 метров окрашивают в зеленый цвет, возвышенности до 500 м – в светло-коричневый, а горы высотой свыше 1000 м – в темно-коричневые цвета.
Линии, соединяющие одинаковые значения глубин, называют изобатами. Глубину объектов отображают цветовым фоном от светло-голубого до темно-синего. Чем выше или глубже географический объект, тем более темным цветом его обозначают.
Физкультминутка:
- А сейчас
Остановку совершим,
Отвлечемся от вершин.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться.
Руки вверх, затем вперед,
Смотрит вдаль
Честной народ.
Стали, дружно повернулись
И друг другу улыбнулись.
Закрепление
В ваших рабочих листах полный отчет нашей работы. Где могут пригодиться знания, которые вы добыли в процессе работы? Эти знания вам пригодятся при изучении географии, истории, в жизни, потому что карта – это хороший и нужный помощник.
- А теперь давайте проверим, удалось ли каждому из вас постичь этот секрет карты.Для этого выполним задание. У вас у каждого имеется шкала высот и глубин. Расположите данные географические объекты в соответствии со своей высотой и глубиной:
- По физической карте мира определите абсолютную высоту местности, на которой лежит озеро Чад в Африке (200-500 м.).
- По физической карте мира определите абсолютную высоту территории, на которой находится город Бразилиа в Южной Америке (500-2000 м.).
- По физической карте мира определите абсолютную высоту территории, на которой находится озеро Эйр-Норт в Австралии (0-200 м.).
- По физической карте мира определите наибольшую глубину Индийского океана (более 6000 м.).
- По физической карте мира определите наибольшую глубину Мексиканского залива (2000-4000 м.).
- По физической карте России определите глубину Бенгальского залива.
- По физической карте мира определите самую высокую вершину Южной Америк (г. Аконкагуа-6960м.).
(7 правильных ответов – оценка 5; 5 правильных ответов – 4; 3 правильных ответа – 3)
Дети меняются работами, идет взаимопроверка.
Этап: Подведения итогов и выставления оценок за урок.
А теперь переверните свои рабочие листы, где написано домашнее задание.
- У кого 3, есть такие? Вам необходимо более внимательно изучить рабочие листы и хорошо поработать с параграфом 13 учебника. Можете попробовать сделать остальные задания.
- У кого оценка 4, предлагаю по данной теме составить кроссворд.
- Ребята, поднимите руки у кого оценка 5. Вы можете дома расширить свои знания, создайте свой мини-проект, нарисуйте воображаемый континент, укажите на нем формы рельефа, придайте цвет, название.
Рабочий лист учащегося 6 класса Фамилия, имя __________________________
Дата: 13.11.2018 год
Тема урока ________________________________________________________________
Главный вопрос: Как изображаются высоты и глубины на географических картах?
Задание № 1.Известно, что на плане изображение неровностей показывают с помощью отметок высот, горизонталей.
- Назовите способ изображения высот отдельных точек на карте: _________________________________
- _ Назовите способы изображения на карте глубин отдельных точек ____________________________________
Прочитайте текст учебника стр. 40.
Задание № 2.Пользуясь физическими картами в атласе, определите абсолютную высоту: а) вулкана Ключевская Сопка____________ ;вулкана Везувий___________. Назовите наибольшую глубину Каспийского моря__________. (Прочитайте первый пункт 1, стр.40).
Задание № 3.Назовите способ отображения рельефа на физических картах _______________________________________
Каким цветом на карте принято окрашивать
- Низменности___________________
- Горы __________________ (Прочитайте первый абзац стр.41)
- Моря и океаны _____________________
Какой элемент карты позволяет расшифровать значение того или иного цвета? (3 абзац стр41) ________________________________
Задание № 41) По физической карте России определите наибольшую и среднюю глубину Балтийского моря _________________; наибольшую глубину Берингово моря ___________________
2) С помощью шкалы высот и глубин физической карты мира определите: а) абсолютную высоту Амазонской низменности ______________; б) среднюю высоту над уровнем моря нагорья Тибет
Задание № 5. По физической карте мира определите абсолютную высоту горы Джомолунгма _______________________, глубину Марианской впадины _________________________.
Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами, называются _______________ (Прочитайте стр.41, 2 абзац)
Домашнее задание.
- Внимательно изучить рабочие листы и хорошо поработать с параграфом 13 учебника.
- Составить по данной теме кроссворд.
- Расширить свои знания, создать мини-проект (нарисовать воображаемый континент, указать на нем формы рельефа, придать им цвет и название)
- По физической карте России определите какова абсолютная высота территории, на которой находится Курская область.
Этап: Рефлексия
Ребята, теперь мы изучили все элементы карты. Как вы думаете, достигли мы цели, поставленной в начале урока?
(учитель выслушивает детей)
- Молодцы юные исследователи, вы справились с заданиями, и географическая карта раскрыла нам еще один секрет.
Предлагаю каждому выбрать соответствующий уровень вашей деятельности на уроке (на доске слайд, где нарисована гора, равнина и морская впадина).
1 уровень-гора: «Я изучил, понял и хорошо усвоил материал урока, работал активно и при этом не допускал неправильных ответов».
2 уровень-равнина: «Я изучил, понял, но недостаточно хорошо усвоил материал урока, мог бы работать еще лучше чем сегодня».
3 уровень-морская впадина: «Я не понял тему урока, мне не удалось реализовать свои возможности».
- Молодцы, я рада, что большинство учащихся класса выбрали первый уровень (гору). Пусть не расстраиваются те, у кого другие уровни. Но особо мне бы хотелось отметить наиболее активных ребят……………..
(Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли на уроке, каждый ребенок показывает тот уровень, которому соответствует его работа на уроке).
И мне тоже было интересно и легко с вами работать, спасибо за урок! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по скульптуре «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»
Цель занятия: дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах, приемах работы с глиной. Познакомить с техникой выполнения объемной скульптуры из пласта. Совершенствовать приемы и навыки д...
Изображение высот и глубин на картах
Данный урок разработан в 5 классе по учебнику Н.Н. Петровой, Н.А. Максимовой "География". Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, деятельностный ...
Урок географии на тему "Изображение высот и глубин на картах".
Цель: ü сформировать представление о способах изображения на картах рельефа (послойная окраска, отметка высот, изобаты);ü учиться с учащимися определять абсолютные высоты точек по шкале вы...
Презентация к уроку географии на тему "Изображение высот и глубин на картах".
Цель: ü сформировать представление о способах изображения на картах рельефа (послойная окраска, отметка высот, изобаты);ü учиться с учащимися определять абсолютные высоты точек по шкале вы...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Разработка открытого урока по физике 9 класс: "Высота,тембр и громкость звука"
Тема:. Высота, тембр и громкость звука. Цели урока: углубить знания обучающихся о звуковой волне, сформировать у них представление о звуке и его характеристик.Тип урока: урок ус...