Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Что такое географическая оболочка?
ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.
Какие это сферы?
Постановка проблемы
1. Ученику дается горная порода – камень – лито.
Необходимо составить определение понятия «литосфера»
Вывод: Литосфера – это каменная оболочка Земли
Постановка проблемы
2. Ученику дается в сосуде вода – гидро.
Необходимо составить определение понятия «гидросфера»
Вывод: Гидросфера – это водная оболочка Земли
Постановка проблемы
3. Ученику дается пустая колба. Что внутри? Воздух - атмо.
Необходимо составить определение понятия «атмосфера»
Вывод: Атмосфера – это воздушная оболочка Земли
Постановка проблемы
4. Ученику дается растение – живой организм – био.
Необходимо составить определение понятия «биосфера»
Вывод: Биосфера – это оболочка жизни.
Что такое географическая оболочка?
ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.
Анализ схемы ГО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskaya_obolochka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по теме:
«Географическая оболочка»
Урок-открытие
Цель урока:
Изучить и исследовать географическую оболочку.
Задачи урока:
1.Составить определение, что такое географическая оболочка.
2. Рассмотреть строение географической оболочки.
3.Определить свойства ГО.
4. Доказать взаимосвязь и взаимодействие географических сфер Земли.
5.Сделать открытие, что географическая оболочка – это оболочка жизни – биосфера.
Ход урока
Что такое географическая оболочка?
ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.
Какие это сферы?
Постановка проблемы
- Ученику дается горная порода – камень – лито.
Необходимо составить определение понятия «литосфера»
Вывод: Литосфера – это каменная оболочка Земли
Постановка проблемы
- Ученику дается в сосуде вода – гидро.
Необходимо составить определение понятия «гидросфера»
Вывод: Гидросфера – это водная оболочка Земли
Постановка проблемы
- Ученику дается пустая колба. Что внутри? Воздух - атмо.
Необходимо составить определение понятия «атмосфера»
Вывод: Атмосфера – это воздушная оболочка Земли
Постановка проблемы
- Ученику дается растение – живой организм – био.
Необходимо составить определение понятия «биосфера»
Вывод: Биосфера – это оболочка жизни.
Что такое географическая оболочка?
ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.
Анализ схемы ГО
Рассмотрим строение ГО
Анализ рис.31стр.71(учебник)
Почему мы говорим, что ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли?
Может быть, оболочки существуют изолированно?
Давайте попробуем доказать, что сферы взаимопроникают и взаимодействуют.
Доказательство №1
Докажите взаимодействие биосферы и атмосферы на следующем примере:
«Зеленые растения выделяют кислород».
Учащиеся приводят свои доказательства.
Доказательство №2
Докажите взаимодействие гидросферы и литосферы на следующем примере:
«Реки изменяют рельеф».
Доказательство №3
Докажите взаимодействие гидросферы и атмосферы на следующем примере:
«Вода, испаряясь с поверхности Мирового океана, превращается в водяной пар».
Вывод:
ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.
Рассмотрим закономерности ГО:
1.Целостность доказывает, что ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.
2. Ритмичность
Как Вы думаете, что такое ритмичность?
Рассуждения обучающихся…
Ритмичность- это характерная черта ГО, свойственная живой и неживой природе. Это ритмы природы:
- смена дня и ночи
- суточный ход температуры воздуха
-одни животные проявляют активность днем, другие ночью
-смена времен года – сезонность
Какие Вы знаете ритмы?
Рассуждения обучающихся
Физкультминутка:
- хлопки в ладоши на внимание
- игра «Как живешь?»
3. Географическая зональность – это закономерное изменение всех компонентов природных комплексов от экватора к полюсам.
Анализ карты «Природные зоны мира»
Какими свойствами обладает географическая оболочка?
Задание: сравнить ГО Земли и ГО Луны.
1.Наличие живых организмов и почв
Земля:
В ГО есть живые организмы и почвы;
2. Усвоение и преобразование солнечной энергии
Земля:
Зеленые растения усваивают солнечную энергию, которая идет на процессы образования органических веществ из неорганических;
3.В каких состояниях находятся вещества?
Земля:
Вещества находятся в твердом, жидком и газообразном состояниях;
4.Возникновение человека и развитие человеческого общества
Земля:
В ГО возник человек и развивается человеческое общество;
5.Что является главным источником всех процессов?
Земля:
Все процессы в ГО протекают под воздействием солнечной энергии.
Все компоненты ГО связаны в единое целое посредством чего?
Все компоненты ГО связаны в единое целое посредством круговорота вещества и энергии, между всеми сферами Земли: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой.
Какие бывают круговороты вещества и энергии?
- Круговорот воды в природе.
- Биологический круговорот.
- Круговорот воздуха в тропосфере.
Анализ рисунков-схем круговоротов обучающимися.
Задание:
Сделать открытие: « Географическая оболочка – это оболочка жизни – биосфера».
В.И. Вернадский считал, что живые организмы – это самая могущественная сила на земной поверхности, преобразующая природу.
Почему?
- зеленые растения – источник кислорода;
-живые организмы создали огромные запасы горных пород: известняки, нефть, газ, уголь;
-организмы непрерывно потребляют и выводят воду;
-под влиянием живых организмов появились почвы;
-жизнь в самых разных формах пронизывает все оболочки Земли.
Следовательно, можно сделать вывод, что географическая оболочка – это оболочка жизни – биосфера – наш дом».
Итоги урока
Оценка успешности учебного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме "Географическая оболочка" в 7 классе
Подробный конспект урока по теме "Географическая оболочка" с применением проблемного изложения материала. На уроке прослеживается межпредметная связь,самостоятельная работа учащихся.Дается рефле...
Разработка урока по теме «Географическая оболочка планеты» в 7 классе по технологии В.Ф. Шаталова и модульной технологии
Использовали опорные конспекты по теме "Географическая оболочка планеты" и применили модуль к этой теме....
Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».
- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...
Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и резким изменением паводковой обстановки в Томской о...
Конспект урока по теме "Сложные слова" (урок открытия новых знаний)
Конспект урока по теме "Сложные слова" (урок открытия новых знаний)....
Конспект урока по теме "Состав слова" (урок открытия новых знаний).
Конспект урока по теме "Состав слова" (урок открятия новых знаний)....
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...