План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"
план-конспект на тему
Занятие-проект (краткосрочный).
Тип урока: иформационно-творческий.
Решение проектной задачи требует коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформление "Красного уголка природы")
Здесь проявляются умение планировать ход решения, распределять работу между членами группы осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranicam_krasnoy_knigi.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: По страницам Красной книги.
Проблема: недостаточные знания детей о Красной книге.
Цель: формирование основ экологической культуры.
Задачи:
- Познакомить с экологическими понятиями: Красная книга, среда обитания;
- Активизировать познавательную и самостоятельную деятельность обучающихся;
- Развивать сотрудничество в группе, творческий потенциал, умение анализировать, видеть проблему, логическое мышление, воображение, эмоции, память, речь;
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому на земле, любовь к природе родного края.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: комбинированный.
Форма занятия: коллективно-групповая.
Методы:
- Словесно-логические (эвристическая беседа, дискуссия);
- Наглядно-образные (плакат, карточки, использование видеофильмов);
- Практические.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Видео из передачи «В мире животных», мультфильм «Смешарики»;
- Раздаточный материал: запрещающие знаки, плакат «Будь природе другом», цветная бумага, клей, кустарники.
Словарная работа: Красная книга.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, юные любители природы.
Доброе утро! я вам говорю.
Доброе утро, я всех вас люблю.
Желаю вам хорошо заниматься,
Слушать внимательно, ума набираться.
II Новая тема.
1. Вводное слово.
- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в таинственный мир природы, узнаем о существовании необычной книги, а что это за книга и для чего она нужна, вы расскажите в конце занятия.
2. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию
- А путешествовать мы будем с мульт. Героем Кар-карычем. Он хочет рассказать одну историю, которая произошла с ним.
( Видео из м/ф Смешарики - «Красная книга» на полянке 1)
- Почему расстроился Кар-карыч? (Ответы детей.)
- Что же сделали его друзья? (Ответы детей.)
Кар-карыч сказал, что они исчезла целая среда обитания.
- Что же это значит среда обитания? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, кто-нибудь пострадал после таких раскопок? (Ответы детей.)
3. Животные, птицы, растения.
Почернела поляна, исчез яркий ковёр цветов, (слайды 2) а вместе с ним и все насекомые, ведь они собирают с цветков пыльцу и нектар для питания своей семьи. Улетели и птицы, ведь без цветка нет плода и нет пищи для них. Исчезли лягушки, уползли ужи, многие животные не нашли для себя привычных растений.
- А вы встречали этих животных и растения в природе? (Ответы детей.)
Да, действительно, ими бы только восхищаться, но исчезла полянка, и эти животные тоже могут исчезнуть.
- Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.)
- Послушайте, что об этом говорит Кар-карыч.
4. Знакомство с Красной книгой.
( Видео из м/ф Смешарики - «Красная книга» в библиотеке. 3)
- У меня в руках Красная книга. Как вы думаете, почему книгу назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Ответы детей.)
Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.
- Что ещё знаете о красном цвете? (Ответы детей.) (Сигнал опасности.)
- Где на дороге нам встречается красный цвет?
- Что он обозначает? (Ответы детей.)
- А какую опасность обозначает красный цвет книги? (Ответы детей.)
5.Физ. минутка.
- Ребята, давайте вместе сделаем зарядку. (Музыкальная 4)
6. Составление памятки.
Мы познакомились с Красной книгой.
- А все животные и растения туда занесены? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)
- А почему всех? (Ответы детей.)
Помните, Кар-карыч сказал, что исчезла целая среда обитания, давайте поиграем в игру «Продолжи предложение».
Д/игра «Продолжи предложение». (Карта – схема. 5)
Если исчезнут растения, то ….
Если исчезнут насекомые, то….
Если исчезнут птицы и лягушки, то….
Если исчезнут звери, то….
- А чем же мы с вами можем помочь растениям и животным? (Ответы детей).
- Давайте мы выпустим памятку «Береги природу» для Кроша и Ёжика и всех людей, чтобы они не забывали правила поведения в природе.
- Ребята, перед вами плакат, на котором нарисованы рисунки, нужно правильно расставить запрещающие знаки.
(Слайды 6)
- Дети совместно с педагогом рассматривают первую модель-ошибку
( картинка - мальчик с ножом, повреждает кору дерева).
- Какую ошибку совершает мальчик?
- Можно наносить вред коре дерева? Почему нельзя? (Ответы.)
(Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок – дерево может засохнуть.)
- О каком запрете здесь говорится? (Не повреждай кору деревьев.)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают вторую модель-ошибку
(картинка - ребята, пинающие мухоморы).
- Какую ошибку совершают ребята?
- Правильно ли это? Почему? (Для человека мухоморы вредны, а вот для лесных жителей они служат пищей и лекарством. Например, заболевший лось заходит в ельник, находит среди елочек мухоморы и поедает их. Мухоморы - лосиное лекарство!)
- О каком запрете здесь говорится? (Нельзя сбивать грибы в лесу, даже несъедобные.)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают третью модель-ошибку
(картинка – девочка собирает луговые цветы).
- Какую ошибку совершает девочка?
- Можно так делать? Объясните почему. (Ответы.)
Если вы сорвать цветок, то семян от него не будет, и таких цветов будет все меньше и меньше.
- О каком запрете здесь говорится?
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают четвёртую модель-ошибку (картинка - дети сбивающие паутину.)
- Какую ошибку совершают ребята?
- Правильно ли это? Почему?
(Пауки уничтожают комаров, мух, тлей и других насекомых, которые вредят человеку и его хозяйству.)
- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? (Не обрывай паутину и не убивай пауков.)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают пятую модель-ошибку
(картинка – мальчик сачком ловит бабочек).
- Правильно ли поступает мальчик?
- А вам приходилось ловить бабочек сачком?
- Как вы думаете, это хорошо или плохо? Объясните. (Насекомых ловить нельзя: они нужны природе. Пчелы и шмели с утра до вечера собирают нектар, из которого получается мед.)
- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? (Нельзя ловить бабочек, пчел, стрекоз и других насекомых.)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают шестую модель-ошибку
(картинка – девочки собирает редкие цветы).
- Правильно ли поступают девочки, собирая редкие цветы?
- Можно так делать? Нет? Объясните почему. (Ответы.)
(Со временем такие растения совсем пропадут.)
- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? (Нельзя рвать редкие цветы.)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают седьмую модель-ошибку
(картинка – дети с палкой, разоряющие муравейник).
- Правильно ли поступают ребята?
- Как вы думаете, какую роль в природе играют муравьи?
(Муравьи питаются мелкими насекомыми, которые приносят вред человеку.)
- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя разорять муравейники!».)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают восьмую модель-ошибку
(картинка - дети, несущие ежа домой.)
- Какую ошибку совершают ребята?
- Правильно ли это? Почему? (Нельзя ловить животных в лесу и приносить их домой. В неволе они погибнут: неволя не заменит животным их природного дома.)
- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя уносить животных домой!».)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают девятую модель-ошибку
(картинка - дети, нашедшие гнезда птиц с птенцами и яйцами.)
- Правильно ли поступают ребята?
- Почему нельзя трогать, птичьи гнёда?
- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя разорять птичьи гнёзда!».)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают десятую модель-ошибку
(картинка – дети собирают грибы и ягоды с корнями.)
- Какую ошибку совершают ребята?
- Почему нельзя собирая ягоды и грибы вырывать их с корнями?
- О каком запрете здесь говорится? (Нельзя вырывать грибы и ягодные кустарники с корнем.)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают одиннадцатую модель-ошибку (картинка – дети возле костра.)
- Какую ошибку совершают ребята?
- Можно ли без взрослых разводить костёр?
- Какой вред может нанести не затушенный костёр?
- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя разжигать костёр без взрослых.)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Дети совместно с педагогом рассматривают двенадцатую модель-ошибку (картинка – дети, слушающие громко музыку.)
- Правильно ли поступают ребята?
- Почему нельзя шуметь в лесу?
- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя шуметь в лесу!».)
- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.
(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Если мы все будем соблюдать эти правила, то тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.
(Слайд – концовка 7.)
7. Практическая работа.
Ребята, давайте мы с вами оформим свой «Красный уголок природы».
Он будет напоминать нам, и нашим гостям, что нужно бережно относиться к природе, беречь её и охранять.
- Посмотрите на этот уголок (показ уголка), чего не хватает в этом уголке? (Ответы детей.)
- Давайте мы его заселим. Сейчас я вам раздам детали для изготовления животных, растений. Вам нужно будет их склеить.
(Дети изготавливают животных и растения из бумаги.)
8. Рефлексия.
- Ребята, что бы вы могли пожелать природе, друзьям, гостям. (Дети по одному говорят своё пожелание, и выставляет свою подделку в «Красный уголок природы».)
V. Итог
1. Обобщение.
- С какой книгой мы познакомились? (Ответы детей.)
- Какие животные занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)
(Редкие, исчезающие.)
- Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)
- Что мы выпустили? (Памятку «Береги природу», с правилами поведения в природе.)
- Что мы с вами оформили? (Свой «Красный уголок природы».)
- Ребята, если вам понравилось наше занятие улыбнитесь друг другу.
- А если вам ребята и дорогие гости понравились наши добрые дела похлопайте друг другу.
2. Вручение сувениров.
- Наше путешествие с Кар-карычем подошла к концу, и он вам приготовил подарки в благодарность за хорошие дела, которые мы сделали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области
Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи: Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку; Воспитание и пропаганда разумного...
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»...
План-конспект открытого занятия «Красная книга Тамбовской области».
Цель: Познакомить детей с понятиями «Красная книга» и «Красная книга Тамбовской области». Задачи: Познакомить детей с причинами создания Красной книги.Познакомить обучающихся с некоторыми видами ...
Конспект занятия: Тема: По страницам Красной книги.
Задачи занятия познакомить с экологическими понятиями: Красная книга, среда обитания....
Открытое занятие «ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ».
воспитывать чувство понимания прекрасного, бережного отношения к природе и любви к ней; б) через содержание учебного проекта подвести ...
Тематическое занятие "Путешествие по страницам Красной книги. Венерин башмачок"
Данное занятие можно провести среди учащихся в рамках работы по экологическому направлению. Занятие можно провести на классных часах, при организации кружковой работы и внеурочной деятельности среди д...
Познавательное занятие "По страницам Красной книги"
Познавательное занятие "По страницам Красной книги" рекомендовано для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ( 5 класс, возраст 11-13 лет) ...