Познавательное занятие "По страницам Красной книги"
методическая разработка (5 класс) на тему
Познавательное занятие "По страницам Красной книги" рекомендовано для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ( 5 класс, возраст 11-13 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranitsam_krasnoy_knigi_2.rar | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Благовещенская общеобразовательная школа-интернат
Познавательное занятие
«По страницам Красной книги»
Подготовила и провела:
Камышникова Наталья Владимировна,
воспитатель 5 класса
2017-2018 учебный год
Познавательное занятие «По страницам Красной книги»
Цели:
- познакомить учащихся с историей появления Красной книги, её назначением, особенностями распределения животных на её страницах;
- воспитывать любовь к животным, желание беречь и защищать их;
- корригировать мыслительные операции на основе упражнений в сравнении, классификации;
Материально-техническое оснащение и учебно-наглядный комплекс:
-презентация;
-индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями (для работы в парах);
-памятка «Правила поведения в природе. Лесные заповеди».
-ребусы по теме занятия;
-раздаточный материал с точечными рисунками животного;
-отрывок из рассказа К. Паустовского «Скрипучие половицы»;
-светофор;
-стихи об охране природы;
-раздаточный материал (кружки красного и зелёного цвета);
-магниты для рефлексии.
Ход занятия:
Деятельность воспитанников | Деятельность воспитателя | Примечание | ||||||
1.Организационный момент. Задачи: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся; - создание доброжелательной, непринужденной обстановки на занятии. | ||||||||
Дети слушают воспитателя Дети отвечают на вопрос воспитателя | Активизация учащихся к предстоящей работе (эмоциональный настрой). - Добрый лень и добрый час, Я приветствую всех вас! А теперь тихонько сели, На меня все поглядели Приготовились сейчас Много нового узнать И себя всем показать! - Сегодня мне понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в мои слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это — Земля. Жизнь начинается... Мир вокруг нас ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».
- Откройте глаза, поднимите головы и ответьте, что видите на экране? - Вы уже знаете, что только на нашей планете Земля существует жизнь. | Слайд 1 (пустой) (Слайд 2 – Земля) | ||||||
2. Введение в тему. Цель: - мотивация познавательной деятельности. | ||||||||
Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы. Дети расшифровывают названия животных и называют их. Дети отвечают на вопросы. | - А без чего невозможна жизнь, мы вспомним, ответив на вопросы: 1.Звезда, благодаря которой на планете Земля существует жизнь. (Солнце) 2. Вещество, которое есть на нашей планете в трёх состояниях. ( Вода) 3. Плодородный слой Земли, где растут растения, живут мелкие животные. (Почва) 4. Смесь газов, благодаря которой мы дышим. (Воздух) - Запомните отгаданные слова. (Солнце, вода, почва, воздух) - Всё это необходимо для жизни всех живых существ на планете Земля: людей, растений, представителей животного мира. 2. Игра «Загадочное животное». - А сейчас мы поиграем с вами в игру «Загадочное животное». -Вам необходимо расшифровать название животного. Буквы в словах заблудились. Их необходимо расставить на свои места. И записать правильные слова. На столах конверты № 1. Работаем в парах. (карточки различного цвета)
кямох - хомяк абанк - кабан тсиа - аист васо - сова бочкаба – бабочка асо - оса мос - сом акущ - щука - Проверим, как вы справились с заданием. Учащиеся называют расшифрованных зверей, птиц, насекомых, рыб и редких животных. - Объедините разгаданные слова, и скажите, кто это? (Рыбы, птицы, насекомые, звери). - Это группы животных. - Как вы думаете, о ком пойдёт речь? | (Слайд 2) (Слайд 2-1) (Слайд3-1,2 – название) (Слайд 3-3-правильные ответы) | ||||||
3.Основная часть. Цель: - организовать познавательную деятельность учащихся, расширить знания по теме. | ||||||||
Дети слушают рассказ воспитателя. Дети слушают инструкцию воспитателя. Дети подбирают цвет светофора к стихам. (при необходимости задаются дополнительные наводящие вопросы) Воспитатель рассказывает о цветных страницах Красной книги. Учащийся рассказывает о странствующем голубе. Двигательная пауза Дети выполняют задание. Уч-ся слушают рассказ воспитателя Дети выполняют задание. Дети слушают рассказ уч-ся. Дети выполняют задание. . Дети слушают рассказ воспитателя. Дети слушают сообщение. Ответы детей на вопросы воспитателя. Дети слушают рассказ воспитателя. Ответы детей Дети показывают соответствующие кружки. | - Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по страницам Красной книги и узнаем много интересного о животных, занесённых на её страницы. Рассказ воспитателя. - Посмотрите на экран. Здесь изображены прекрасные творения природы. Мы могли бы бесконечно восхищаться ими, если бы не одно обстоятельство — все они занесены в Красную книгу. Это обозначает, что всем им угрожает исчезновение с Земли. Учёные подсчитали, что за последние 400 лет, вымерло около 150 видов животных. Причём более половины вымерших видов исчезли за последние 50 лет и почти все по вине человека. - Красный цвет книги — это сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в городе Морже. В неё занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: защити! Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В её списках в то время значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. Сейчас, к сожалению, их намного больше. 3. Игра «Светофор» (Слайд 6 – название + светофор + название, значение цветов) -Прежде чем, мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Игра позволит нам узнать, насколько вы грамотны, и воспитаны с точки зрения экологии. Поможет нам светофор, ясно укажет, как можно помочь природе, а не навредить ей. - А какие цвета есть у светофора? - Выберите правильный ответ: 1.Зеленый цвет - помогаете природе. 2.Красный цвет - ясно, что вредите ей. 3.Желтый цвет вас предупреждает. (Запись на доске) Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет… Замечательный букет. Воспитатель: - Какой цвет светофора подходит к данному четверостишию? (Красный цвет) Почему? (Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться). Зайку серого найду, Принесу его домой- Будет этот зайка мой. Воспитатель: - Какой цвет светофора подходит к данному четверостишию? ( Желтый цвет) (Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.) Я кузнечика словил, В банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит. - Какой цвет светофора подходит к данному четверостишию? (Красный цвет) (Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.) Поливаем клумбы дружно. Траву выполем на спор. А зачем все это нужно? Чтоб красивым был наш двор! - Какой цвет светофора подходит к данному четверостишию? (Зелёный цвет) (Посадка цветов, полив клумб приносят пользу.) Принесли из леса шишки, Желудей несем мешок, От берез нашли сережки. Так зачем нам это впрок? - Какой цвет светофора подходит к данному четверостишию? (Желтый цвет) Много щишек, желудей нельзя рвать и приносить домой, т.к из семян вырастают в лесах деревья, кустарники. Пять зеленых лягушат В воду броситься спешат. А ребята не лежат, Ловят банкой лягушат. Пусть живет лягушка в доме, Здесь ей лучше, чем на воле - Какой цвет светофора подходит к данному четверостишию? (Красный цвет) (Лягушки ловят насекомых. Они являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.) Посадили деревце У себя мы во дворе, Пусть растет зеленое На радость детворе. - Какой цвет светофора подходит к данному четверостишию? (Зеленый цвет) (Растения увлажняют воздух, выделяют кислород, убивают бактерии.) 2. Путешествие по цветным страницам Красной книги. Воспитатель: - А сейчас начнём путешествие по цветным страницам Красной книги. - Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится в природе. - Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, странствующий голубь, морская корова и другие. Сообщение учащегося «Странствующий голубь» Странствующий голубь очень красивая птица. У него изящное тело, длинный узкий хвост и узкие крылья, которые приспособлены для быстрого полёта. Окрашены они очень интересно. Эти птицы обитали в лиственных лесах, где находили обильный корм: орехи, каштаны, жёлуди, семена. Привычка держаться стаями, строить гнёзда превратила их в лёгкую добычу охотников. Последний странствующий голубь исчез в 1900 году. - Вы хорошо потрудились, пора и отдохнуть. - Когда звучит правильное предложение - дети хлопают, неправильное- топают. Физминутка. Что за чудо-чудеса. Белка скачет по деревьям, Под кустом сидит лиса. На ветвях сидят пингвины, Льву большому чешут гриву, Мышь гоняет кенгуру, А медведь дерёт кору. Вот такой весёлый лес В нём полным-полно чудес. Ты за партой не зевай, Животных леса называй. Воспитатель: - Сейчас речь пойдёт о красных страницах. На них записаны особо редкие, исчезающие животные. Их очень мало, но они еше встречаются в природе. Но могут исчезнут совсем. Это зебра Греви, полосатая гиена, снежный барс, синий кит, лошадь Пржевальского и другие. - Чтобы угадать, о каком животном дальше пойдёт речь, вам нужно переставить буквы, отгадать слово: БЕРАЗ.
- Правильно. Мы услышим о зебре Греви. Воспитатель: «Зебра Греви». Этот вид зебры самый крупный. Живут они в пустынях Африки, небольшими семействами. Семейные союзы заключаются у зебр на всю жизнь. Это самые древние зебры. Зебры очень дружны между собой. Если какому-нибудь малышу грозит опасность, на его защиту становится всё семейство. У этих животных удивительная окраска, хорошее зрение и память. - На жёлтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это лев, морж, пятнистый карликовый тушканчик, амурский тигр и другие. - Разгадав 1-ый ребус, вы узнаете о животном с жёлтой страницы Красной книги. (На доске) ЛЕС С = В Сообщение учащегося «Лев». В силе, ловкости, смелости мало кто сможет сравниться со львом. Самец имеет гриву, у самок гривы не бывает, живут львы небольшими семействами. У каждого свои владения. Охотятся эти животные обычно ночью, а после охоты отдыхают. Они спят на деревьях, свесив лапы вниз. Лев — царь зверей. Когда-то давным-давно львы обитали на территории нашей страны. Сейчас они уцелели лишь в Африке и Индии. Из-за красивой шкуры их жестоко истребляют. -На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены, так как места их обитания труднодоступны. К таким животным относятся: императорский пингвин, жук-геркулес, слоновая черепаха и другие. - Чтобы узнать, о каком животном пойдёт речь, надо выполнить следующее задание: правильно соединить рисунок по точкам. (Раздаются листы с точечным изображением пингвина) «Императорский пингвин». Я расскажу об императорском пингвине. Они живут в Антарктиде. Зимой при температуре — 60, пингвины выводят и растят своих птенцов. У каждой пары появляется одно — единственное яйцо. Если яйцо упадёт на снег, оно погибнет. Поэтому самец два месяца согревает яйцо, держа его между лапами, а самка - мама в это время ловит рыбу и рачков, чтобы прокормить малыша. Детёныш ест довольно много — до 40 кг в день. Императорские пингвины очень крупные, редко выходят на берег, предпочитают быть на морском льду. - Следующие страницы Красной книги — белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Это: белый медведь, снежный барс, утконос, пятнистый олень, фламинго. Разгадайте 2-ой ребус, чтобы узнать название птицы, о которой пойдёт речь. (На доске) А =И
ФЛА МАНГО «Фламинго». Рождаются фламинго серыми, затем они розовеют, и когда достигают возраста 3-4 лет, обретают «взрослую» розовую окраску. Живут птицы до 30 лет. Летают они, вытянув шеи вперёд, а ноги назад, хорошо плавают. Пищу птицы добывают необычным клювом. Когда фламинго закрывает клюв, язык падает вперёд и выталкивает воду из клюва, а пища остаётся в нём. Этих птиц можно встретить в озёрах Казахстана и на Каспии. -Последние страницы книги — зелёные. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Это: бурый медведь, зубр, чёрный медведь, уссурийский тигр, дрофа и другие. - А какие меры принимаются для того, чтобы сохранить животных, которых осталось мало? Для этого создаются заповедники – это обширные территории, где содержатся редкие виды животных. Для них создаются все необходимые условия для нормального существования. В них запрещена охота, ловля животных. Кроме заповедников существуют еще заказники. В них под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части. - На территории Алтайского края организован один заповедник и 34 заказника. Государственный природный заповедник «Тигирекский» организован 4 декабря 1999 года. Здесь около 600 видов животных и растений. В окрестностях нашего района тоже создан заказник.
- Закончивается наше путешествие по страницам Красной книги. Мы с вами говорили о животных, которых мы могли видеть в зоопарке, на картинках или по телевизору. - Вспомните, а какие ещё животные обитают в нашем Алтайском крае? (волк, лиса, заяц, лось, кабан, белка, ёж, крот, косуля, куница) . Их на земле ещё много, но они тоже нуждаются в нашем бережном к ним отношении. - Когда мы отправляемся в лес, почуяв нас, животные спешат скрыться. - Почему? 4. Чтение отрывка из рассказа К. Паустовского «Скрипучие половицы». Воспитатель: - Представьте себе, что будет, если все здесь присутствующие убьют по одной лягушке? А если это сделают все люди? - Думаю, что лягушка станет редким животным, а ведь она так нужна нашей природе. - Мы с вами уже говорили, что в исчезновении животных в большинстве случаев виноват человек. Вот что по этому поводу в рассказе «Скрипучие половицы» пишет К. Паустовский. - «... Кто дал право человеку калечить и безобразить землю... Неужели так трудно понять, что могущество страны — не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». - Наверное, у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вместе вспомним правила поведения в природе. (Повторение правил поведения в природе) Воспитатель читает правило, а дети показывают соответствующие кружки: зелёный кружок - «можно» красный кружок «нельзя».
| (Слайд 5 – животные, занесенные в Красную книгу) (Слайд 6 – название + светофор + название, значение цветов) (Слайд 7) (Слайд 8 – черные страницы с иллюстрациями животных) ( Слайд 9-физминутка) ( Слайд 10-красные страницы с иллюстрациями животных) (Слайд 11-1) (Слайд 11-2) (Слайд 11-3) (Слайд 12– желтые страницы с иллюстрациями животных) (Слайд 13) Слайд 14- Серые страницы с иллюстрациями животных (Слайд 15) Слайд 16- белые страницы Слайд 17 Слайд 18 –зеленые страницы (Слайд 19-пустой) Слайд 20 – животные Алтайского края) Слайд 21-пустой |
IV. Итог занятия. Рефлексия.Цель: - подведение итогов занятия.
IV. Итог. - Ребята, вы сегодня – молодцы! Работа ваша была плодотворной и активной. Все присутствующие показали хорошие знания, умения и навыки. - О чем мы говорили на занятии? - Что нового узнали сегодня ? - Что нам нужно делать для сохранения мира природы? - С какими словами мы можем обратиться к людям? Мы призываем людей сохранять. Беречь природу, не губить животных и растения. Ребята, мы можем помочь сохранить красоту нашей природы? Чем? Рефлексия. Чтобы не губить живые цветы я предлагаю вам сделать цветок, который, надеюсь, порадует нас своей красотой. У вас на столах лепестки цветов разного цвета. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, и узнали что-то новое, прикрепите разноцветный лепесток , если не понравилось и ничего интересного не узнали – лепесток черного цвета. Красивый получился у нас цветочек, значит не зря прошло наше занятие, вы узнали много нового и интересного. Всем спасибо за работу. | Слайд №22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области
Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи: Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку; Воспитание и пропаганда разумного...
Интегрированный урок МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ в 8 классе "ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ""
На уроке проводится обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Преобразование рациональные выражений» через закрепление знаний, умений и навыков сложения, вычи...
Интерактивный кроссворд "По страницам Красной книги"
Интерактивный кроссворд с использованием клавиатуры...
План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"
Занятие-проект (краткосрочный).Тип урока: иформационно-творческий.Решение проектной задачи требует коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформлен...
Классный час по экологии "По страницам Красной книги"
Данный материал представляет собой разработку классного часа по экологии для учащихся 8 класса.К уроку прилается презентация....
Интегрированный урок "По страницам Красной книги"
Конспект интегрированного урока по математике и биологии...
"Путешествие по страницам Красной книги ЯНАО"
Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. ...