Итоговое занятие
план-конспект урока (5 класс) по теме

Комарова Евгения Михайловна

Итоговое занятие кружка "Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры «Сказочный мир Лапландии»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекую сказочную страну «Лапландию». Путешествие будет не легким, но вы сможете проявить свои творческие способности, ловкость, находчивость, закрепить свои знания, а также поиграть. Но для этого, чтобы туда попасть, вам необходимо преодолеть одно нелегкое испытание. Вы знаете саамский язык? Так давайте же поиграем в игру «Саамские слова».

Игра слов:

Сейчас каждая команда получит листочки с историей. Вам нужно саамские слова заменить на русские. На доске вы видите саамские слова, а рядом русский перевод. Команда, которая быстрее справится побеждает.

Рассказ:

«Сейдозеро»

На алл варе жил саам. Был он лов. Однажды отправился он за куль, взял вирме, встал на каалк и поехал. Шел он по йеик и варе, по йек и чор. На небе переливалось васткиз. На воайв чорр лежал выдз.

        Начал саам вирме в явр закидывать. Не везло с рыбалкой. Но тут откуда не возьмись вылетел дух из камня и стал саам куль одну за одной вытаскивать, так и наловил себе на ужин. Позже выяснилось, что это был дух -Сейд- покровитель охоты, рыбной ловли и других промыслов. А явр прозвали Сейдозером, в честь священного духа.

Проверка:

«Сейдозеро»

        На высоком холме жил саам. Был он сильным и смелым. Однажды отправился он за рыбой, взял сеть, встал на лыжи и поехал. Шел он по болотам и холму, по рекам и горам. На небе переливалось северное сияние. На вершине горы лежал снег.

        Начал саам сеть в реку закидывать. Не везло с рыбалкой. Но тут откуда не возьмись вылетел дух из камня и стал саам рыбу одну за одной вытаскивать, так и наловил себе на ужин. Позже выяснилось, что это был дух – Сейд- покровитель охоты, рыбной ловли и других промыслов. А озеро прозвали Сейдозером, в честь священного духа.

Перевод:

Алл- высокий,

Варре- холм,

Лов- сильный, смелый,

Куль- рыба,

Вирме- сеть,

Каалк- лыжи,

Йеик- болото,

Йек- река,

Чорр- гора,

Васткиз- северное сияние,

Воайв- вершина,

Явр- озеро.

Педагог: Теперь, мы отправляемся в снежную страну Лапландию. Коренные жители этой сказочной страны саамы и поморы. И настало время для следующего, не менее сложного задания. Успех команды будет зависеть от каждого.

(Каждому предлагается разгадать кроссворд)

5

3

6

9

7

4

2

8

1

По вертикали:1. Пространство приполярных областей со скудной растительностью.

2. Длинная, сплетённая из шерсти завязка для обуви.

3. Сказочные существа, живущие под землёй.

4. Короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.

6. Саамское селение.

8. Жилище, напоминающее землянку.

По горизонтали:

3. Враг, разбойник.

4. Походный шалаш из жердей, оленьих шкур или бересты.

5. Таинственная страна, расположенная в четырёх государствах: Норвегии, России, Финляндии и Швеции.

7. Олень-самец, олень-вожак.

9.Жилище из брёвен с плоской крышей.

Педагог: Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки наров, населяющих Кольский берег. Вам розданы по три пословицы и поговорки, но к сожалению они перепутались. Необходимо их соединить и, конечно же объяснить, что они означают.

- Не всегда рыба в тоне, был бы тонщик на море.

- Море не поле, рад бы посеять, да не держится зерно.

- Кто на море не бывал, тот  и страха не видал.

- И радость, и горе помору- все от моря.

- В карбасу щелеватом в море не пойдешь, а в избе продувной ветром не проживешь.

- По двору да повети хозяйство- то судят.

- Закипела в море пена — будет ветру перемена.

- Чайка села в воду - жди хорошую погоду.

- Не гляди на море, а гляди на небо.

- Море - наша нива; коли её не вспашешь, ничего не пожнёшь.

- Переднему (охотнику) - зверок, а заднему - следок.

- У нас здесь не с полюшка, а всё с синего морюшка.

Педагог:  Вот мы уже пословицы и поговорки вспомнили. А теперь давайте сказки северные расскажем. Перед вами конверты, а в них находятся отрывки сказки народов Кольского Севера. Отгадайте, что за сказки и попробуйте пересказать один из предложенных отрывков.

  1. Был-жил Старик-от со Старушкой. Жили на тонюшке. Ловили оне рыбку. Ловили, жили долго. Рыбки наловили много и задумали поехать домой. Оставили на столе соли, хлеба и ложечку. Говорят: — Поедет какой человек прохожий да, попьет, поест. Ну, вот и оставили. Уехали домой.

Прибежала Мышка-Коротеньки ножки, Толсты стегоньца. Эта Мышка-Норушка стала есть эту кромушку. Ела-поела, долгонько ела. Сделала лодочку. Потащила эту лодочку на озёрышко. Взад-вперёд тащила, тащила уж как попало. Ну, утащила эту лодочку. Утащила лодочку и, и поехала по озёрышку. Тут бежит Зайко-Побежайко и кричит:

—Чьё это судёнышко по озеру бежит, да как его хозяина по имени зовут? —Мышка-Коротеньки ножки, Толсты стегоньца! —Пусти-ко меня,— говорит,— в лодочку на серёдочку! —Нет,— говорит,— ты меня потопишь! —Нет, не потоплю! Пусти!

Ну, и пустила. Опять едет вперёд. Ехала-ехала. Бежит Волк и кричит: —Чьё это суденышко по озеру бежит, да как его хозяина по имени зовут? —Мышка-Коротеньки ножки, Толсты стегоньца! —Пусти-ко меня в лодочку на серёдочку! (Мышка-Коротеньки ножки)

  1. Носится вокруг огня шаман, заклинания шепчет разные. Повалились на колени люди и стали Мать-Землю просить:

— Мать-Земля защити нас! Позволь в твоём теле спрятаться.

Услышала Земля саамская мольбу детей своих и укрыла их от врагов бесчисленных.

Чудь вновь в тундру пришла, да только ни одного саама не сумела найти. А лопари в земляных своих домах живут, как мышки в норках сидят и бед не знают.

Устала чудь от поисков и подалась в свои леса дремучие, но по всей саамской земле посты свои расставила.

Саамы боятся из-под земли выходить, выдать себя чуду-юде. Только самые смелые охотники покидают подземные домики и идут, чтобы мяса да шкур добыть.

Долго жили саамы под землей, уж и дети новые народились и тесно им в чреве Земли-Матери стало, не хватало воздуха, да и солнечные лучи под землю не проникали совсем.

И решили тогда вожди саамские войну чуди объявить. Как только чудь где-нибудь появлялась, тут ей и конец приходил. И прогнали лопари врагов с земли своей.

А когда вылезли из-под покрова материнского, увидели: дети, что народились под землёй, совсем небольшого росточка все. И сказал своему племени шаман, что это Земля-Мать у саамов рост забрала, за то, что прятала их столько лет. (Сказка о том, как земля у саамов рост забрала)

  1. Собрались как-то саамы и стали думать: не поискать ли другое место для погоста? Уж больно открытая для всех штормов и ветров Териберская губа.

А жила в этом погосте старушка Моресь-аканчь — Морская бабушка. Слушала-слушала она и говорит:

—        Мой прадед в этих местах рыбу промышлял, и дед, и отец, и муж, а
теперь вот сыны и внуки. Стыдно мне вас, рыбаки, слушать. Кто же это из
родных мест уходит?

Заспорили с ней рыбаки.

—        Ладно,— говорит  Морская  бабушка,— избавлю я вас от непогоды, от
бурь.

Не поверили ей саамы.

  1. Как же ты нас избавишь от непогоды? — спрашивают.
  2. Вы спать ложитесь и из вежей не выходите, на море не смотрите, пока я
    вас сама не позову.

Пообещали саамы сделать так, как старушка велела, и спать пошли. Развела Моресь-аканчь большой костёр,

положила в него рыбу треску. Суп варит, китовым плавником помешивает да слова тайные говорит. ; море

страшная буря, на землю и на воду густой туман пал. Морская бабушка вмиг по нему до нужного

места добралась, оторвала от полуострова Рыбачьего большой кусок земли и поплыла на нём по морю

на восток, к Териберке. А тут и утро настало. (Морская бабушка)

Педагог: А хорошо ли вы знаете песни о севере? Сейчас команды получат листочки с песнями, но некоторые слова пропущены. Вам необходимо вставить в пропуски нужные слова. А в конце спеть одну на выбор.

Игра песни:

- « Мы поедем, мы помчимся…»

- «Где-то на белом свете»

- «И уносят меня 3 белых коня»

- «Ложкой снег мешаю…»

  1. Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним

И отчаянно ворвемся прямо в снежную зарю.

Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним,

Ты увидишь он бескрайний, я тебе его дарю.

  1. Ложкой снег мешая,

Ночь идет большая,

Что же ты, глупышка не спишь?

Спят твои соседи,

Белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

  1. Где- то на белом свете,

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи-

Вертится земля.

  1. И уносят меня, и уносят меня,

В звенящую снежную даль

Три белых коня,

Эх, три белых коня,

Декабрь, январь и февраль.

Ведущий: Вот и закончилось наше волшебное путешествие. (Подведение итогов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект итогового занятия кружка немецкого языка по окончании первого года обучения

5-летний курс немецкого языка с опорой на английский язык ( первый иностранный)  был запущен в школе для учащихся 7 классов, желающих изучать этот европейский язык на занятиях кружка.  Рабоч...

Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"

Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...

Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI» Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часаУчебный предмет: История РоссииВ ходе занятия учащиеся смогут:характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деят...

Итоговое занятие с учащимися 11 класса по психологическому сопровождению итоговой аттестации

Данное занятие является итоговым в программе психологического сопровождения итоговой аттестации. Цель данного занятия - показать выпускникам, что итоговая аттестация - это не так уж и страшно, а также...

Итоговое занятие по познанию в старшей группе и интегрированное занятие для родителей

Занятие "Волшебный клубочек" по формированию целостной картины мираИнтегрированное занятие "Заколдованные острова " для родителей...

открытое занятие Тема: "Итоговое занятие" (Конкурс юных оригамистов)

              Цель: Подведение итогов работы объединения, награждение лучших ребят;Совершенствовать навыки индивидуальной и коллективной деятельности;Создават...