Итоговое занятие
план-конспект урока (5 класс) по теме
Итоговое занятие кружка "Литературное краеведение. Сказочный мир Лапландии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игры «Сказочный мир Лапландии»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекую сказочную страну «Лапландию». Путешествие будет не легким, но вы сможете проявить свои творческие способности, ловкость, находчивость, закрепить свои знания, а также поиграть. Но для этого, чтобы туда попасть, вам необходимо преодолеть одно нелегкое испытание. Вы знаете саамский язык? Так давайте же поиграем в игру «Саамские слова».
Игра слов:
Сейчас каждая команда получит листочки с историей. Вам нужно саамские слова заменить на русские. На доске вы видите саамские слова, а рядом русский перевод. Команда, которая быстрее справится побеждает.
Рассказ:
«Сейдозеро»
На алл варе жил саам. Был он лов. Однажды отправился он за куль, взял вирме, встал на каалк и поехал. Шел он по йеик и варе, по йек и чор. На небе переливалось васткиз. На воайв чорр лежал выдз.
Начал саам вирме в явр закидывать. Не везло с рыбалкой. Но тут откуда не возьмись вылетел дух из камня и стал саам куль одну за одной вытаскивать, так и наловил себе на ужин. Позже выяснилось, что это был дух -Сейд- покровитель охоты, рыбной ловли и других промыслов. А явр прозвали Сейдозером, в честь священного духа.
Проверка:
«Сейдозеро»
На высоком холме жил саам. Был он сильным и смелым. Однажды отправился он за рыбой, взял сеть, встал на лыжи и поехал. Шел он по болотам и холму, по рекам и горам. На небе переливалось северное сияние. На вершине горы лежал снег.
Начал саам сеть в реку закидывать. Не везло с рыбалкой. Но тут откуда не возьмись вылетел дух из камня и стал саам рыбу одну за одной вытаскивать, так и наловил себе на ужин. Позже выяснилось, что это был дух – Сейд- покровитель охоты, рыбной ловли и других промыслов. А озеро прозвали Сейдозером, в честь священного духа.
Перевод:
Алл- высокий,
Варре- холм,
Лов- сильный, смелый,
Куль- рыба,
Вирме- сеть,
Каалк- лыжи,
Йеик- болото,
Йек- река,
Чорр- гора,
Васткиз- северное сияние,
Воайв- вершина,
Явр- озеро.
Педагог: Теперь, мы отправляемся в снежную страну Лапландию. Коренные жители этой сказочной страны саамы и поморы. И настало время для следующего, не менее сложного задания. Успех команды будет зависеть от каждого.
(Каждому предлагается разгадать кроссворд)
5
3
6
9
7
4
2
8
1
По вертикали:1. Пространство приполярных областей со скудной растительностью.
2. Длинная, сплетённая из шерсти завязка для обуви.
3. Сказочные существа, живущие под землёй.
4. Короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
6. Саамское селение.
8. Жилище, напоминающее землянку.
По горизонтали:
3. Враг, разбойник.
4. Походный шалаш из жердей, оленьих шкур или бересты.
5. Таинственная страна, расположенная в четырёх государствах: Норвегии, России, Финляндии и Швеции.
7. Олень-самец, олень-вожак.
9.Жилище из брёвен с плоской крышей.
Педагог: Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки наров, населяющих Кольский берег. Вам розданы по три пословицы и поговорки, но к сожалению они перепутались. Необходимо их соединить и, конечно же объяснить, что они означают.
- Не всегда рыба в тоне, был бы тонщик на море.
- Море не поле, рад бы посеять, да не держится зерно.
- Кто на море не бывал, тот и страха не видал.
- И радость, и горе помору- все от моря.
- В карбасу щелеватом в море не пойдешь, а в избе продувной ветром не проживешь.
- По двору да повети хозяйство- то судят.
- Закипела в море пена — будет ветру перемена.
- Чайка села в воду - жди хорошую погоду.
- Не гляди на море, а гляди на небо.
- Море - наша нива; коли её не вспашешь, ничего не пожнёшь.
- Переднему (охотнику) - зверок, а заднему - следок.
- У нас здесь не с полюшка, а всё с синего морюшка.
Педагог: Вот мы уже пословицы и поговорки вспомнили. А теперь давайте сказки северные расскажем. Перед вами конверты, а в них находятся отрывки сказки народов Кольского Севера. Отгадайте, что за сказки и попробуйте пересказать один из предложенных отрывков.
- Был-жил Старик-от со Старушкой. Жили на тонюшке. Ловили оне рыбку. Ловили, жили долго. Рыбки наловили много и задумали поехать домой. Оставили на столе соли, хлеба и ложечку. Говорят: — Поедет какой человек прохожий да, попьет, поест. Ну, вот и оставили. Уехали домой.
Прибежала Мышка-Коротеньки ножки, Толсты стегоньца. Эта Мышка-Норушка стала есть эту кромушку. Ела-поела, долгонько ела. Сделала лодочку. Потащила эту лодочку на озёрышко. Взад-вперёд тащила, тащила уж как попало. Ну, утащила эту лодочку. Утащила лодочку и, и поехала по озёрышку. Тут бежит Зайко-Побежайко и кричит:
—Чьё это судёнышко по озеру бежит, да как его хозяина по имени зовут? —Мышка-Коротеньки ножки, Толсты стегоньца! —Пусти-ко меня,— говорит,— в лодочку на серёдочку! —Нет,— говорит,— ты меня потопишь! —Нет, не потоплю! Пусти!
Ну, и пустила. Опять едет вперёд. Ехала-ехала. Бежит Волк и кричит: —Чьё это суденышко по озеру бежит, да как его хозяина по имени зовут? —Мышка-Коротеньки ножки, Толсты стегоньца! —Пусти-ко меня в лодочку на серёдочку! (Мышка-Коротеньки ножки)
- Носится вокруг огня шаман, заклинания шепчет разные. Повалились на колени люди и стали Мать-Землю просить:
— Мать-Земля защити нас! Позволь в твоём теле спрятаться.
Услышала Земля саамская мольбу детей своих и укрыла их от врагов бесчисленных.
Чудь вновь в тундру пришла, да только ни одного саама не сумела найти. А лопари в земляных своих домах живут, как мышки в норках сидят и бед не знают.
Устала чудь от поисков и подалась в свои леса дремучие, но по всей саамской земле посты свои расставила.
Саамы боятся из-под земли выходить, выдать себя чуду-юде. Только самые смелые охотники покидают подземные домики и идут, чтобы мяса да шкур добыть.
Долго жили саамы под землей, уж и дети новые народились и тесно им в чреве Земли-Матери стало, не хватало воздуха, да и солнечные лучи под землю не проникали совсем.
И решили тогда вожди саамские войну чуди объявить. Как только чудь где-нибудь появлялась, тут ей и конец приходил. И прогнали лопари врагов с земли своей.
А когда вылезли из-под покрова материнского, увидели: дети, что народились под землёй, совсем небольшого росточка все. И сказал своему племени шаман, что это Земля-Мать у саамов рост забрала, за то, что прятала их столько лет. (Сказка о том, как земля у саамов рост забрала)
- Собрались как-то саамы и стали думать: не поискать ли другое место для погоста? Уж больно открытая для всех штормов и ветров Териберская губа.
А жила в этом погосте старушка Моресь-аканчь — Морская бабушка. Слушала-слушала она и говорит:
— Мой прадед в этих местах рыбу промышлял, и дед, и отец, и муж, а
теперь вот сыны и внуки. Стыдно мне вас, рыбаки, слушать. Кто же это из
родных мест уходит?
Заспорили с ней рыбаки.
— Ладно,— говорит Морская бабушка,— избавлю я вас от непогоды, от
бурь.
Не поверили ей саамы.
- Как же ты нас избавишь от непогоды? — спрашивают.
- Вы спать ложитесь и из вежей не выходите, на море не смотрите, пока я
вас сама не позову.
Пообещали саамы сделать так, как старушка велела, и спать пошли. Развела Моресь-аканчь большой костёр,
положила в него рыбу треску. Суп варит, китовым плавником помешивает да слова тайные говорит. ; море
страшная буря, на землю и на воду густой туман пал. Морская бабушка вмиг по нему до нужного
места добралась, оторвала от полуострова Рыбачьего большой кусок земли и поплыла на нём по морю
на восток, к Териберке. А тут и утро настало. (Морская бабушка)
Педагог: А хорошо ли вы знаете песни о севере? Сейчас команды получат листочки с песнями, но некоторые слова пропущены. Вам необходимо вставить в пропуски нужные слова. А в конце спеть одну на выбор.
Игра песни:
- « Мы поедем, мы помчимся…»
- «Где-то на белом свете»
- «И уносят меня 3 белых коня»
- «Ложкой снег мешаю…»
- Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним
И отчаянно ворвемся прямо в снежную зарю.
Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним,
Ты увидишь он бескрайний, я тебе его дарю.
- Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш.
- Где- то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи-
Вертится земля.
- И уносят меня, и уносят меня,
В звенящую снежную даль
Три белых коня,
Эх, три белых коня,
Декабрь, январь и февраль.
Ведущий: Вот и закончилось наше волшебное путешествие. (Подведение итогов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект итогового занятия кружка немецкого языка по окончании первого года обучения
5-летний курс немецкого языка с опорой на английский язык ( первый иностранный) был запущен в школе для учащихся 7 классов, желающих изучать этот европейский язык на занятиях кружка. Рабоч...
Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"
Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...
Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI» Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»
Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часаУчебный предмет: История РоссииВ ходе занятия учащиеся смогут:характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деят...
Итоговое занятие с учащимися 11 класса по психологическому сопровождению итоговой аттестации
Данное занятие является итоговым в программе психологического сопровождения итоговой аттестации. Цель данного занятия - показать выпускникам, что итоговая аттестация - это не так уж и страшно, а также...
Итоговое занятие по познанию в старшей группе и интегрированное занятие для родителей
Занятие "Волшебный клубочек" по формированию целостной картины мираИнтегрированное занятие "Заколдованные острова " для родителей...
открытое занятие Тема: "Итоговое занятие" (Конкурс юных оригамистов)
Цель: Подведение итогов работы объединения, награждение лучших ребят;Совершенствовать навыки индивидуальной и коллективной деятельности;Создават...