Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI» Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»
методическая разработка (история) по теме
Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часа
Учебный предмет: История России
В ходе занятия учащиеся смогут:
- характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деятелей IX-XVI веков;
- формулировать и аргументировать свою точку зрения;
- анализировать предложенные материалы и делать выводы;
- закрепить полученные навыки анализа источника; умения выделять главное; соотносить эпоху, деятелей и события; умение грамотно формулировать вопросы; использовать карту, как исторический источник
Основная идея занятия:
Занятие является итоговым по теме, поэтому является важным, чтобы учащиеся продемонстрировали знание эпохи, событий, деятелей означенного периода и могли оценить их деятельность для становления и укрепления Российской государственности.
Предполагается проведение занятия в форме групповой игры, которая является одной из интерактивных форм учебной деятельности. Класс делится на 5 групп (команд), в основе занятия лежит идея состязательности, поэтому желательно выбрать жюри из трёх человек для фиксирования баллов и подведения итогов.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал для каждой команды, портреты деятелей, презентация с картинками событий, картами.
Ход занятия
Вводная часть
1. Подготовительный блок - формирование команд. Каждый ученик получает маленькую карточку с одним словом, соответствующим одному из пяти любых периодов «Эпохи Рюриковичей». (Приложение) На столах лежит табличка с названием одного из пяти периодов. (Приложение) Каждый ученик должен соотнести свою карточку с табличкой и занять место за этим столом. Далее проверяется правильность выполнения задания, ученики объясняют свой выбор, каждая группа получает соответствующее правильным совпадениям количество баллов. Ошибки исправляются, корректируется состав команд.
2. Мотивационный блок– определить задачи урока, сообщить идею занятия, озвучить вопросы и задания для команд, заинтересовать учащихся в проведении данного урока.
Основная часть
На доске записаны названия конкурсов, в которых будут состязаться команды и персоналии эпохи Рюриковичей
1.Разминка: проводится небольшой тест (7 минут), проверяющий некоторые вопросы курса. Выполняют на листе всей командой, проверяется представителями команд-соперников, баллы суммируются с баллами, полученными при формировании групп.
2. «Кто есть кто?»
Определить по портрету (Ольга, Рюрик, Ю.Долгорукий, И.Грозный, С. Радонежский) исторического деятеля и записать пятью словами его характеристику (Приложение). Каждая группа получает один портрет, выполняет задание втайне от соперников, а затем зачитывает характеристику и предлагает назвать личность. Портрет выводится на экран, во время ответа группы (Слайды 6-10) Группы могут дополнять и получать дополнительные баллы
3. «Что бы это значило?»
На слайдах презентации представлены картинки различных предметов, по которым учащиеся каждой команды должны угадать либо событие и кратко о нем рассказать, либо исторического деятеля, объяснив, как эти предметы связаны с названным человеком:
12 слайд: Как писали иконы? Кто такой Андрей Рублёв?/Андрей Рублев/
13 слайд: События опричнины, бегство Курбского в Литву, переписка с Иваном Грозным /Андрей Курбский/
14 слайд: Женитьба Ивана III на византийской принцессе, последствия для русского государства /Софья Палеолог/
15 слайд: Принятие Указа об «урочных летах», его смысл /Федор Иванович/
16 слайд «Угличская драма», гибель царевича Дмитрия /Борис Годунов/
4. «Конкурс ораторов» (группой определяют, о ком идет речь, составляют рассказ, а выступает представитель, учитывается аргументированность, логичность, знание биографии, деятельности, событий и эпохи) Каждая команда получает лист, на котором напечатаны под номерами мнения о пяти разных деятелях, в результате жеребьевки, группа получает характеристику определенного исторического деятеля с ней и работает. Необходимо согласиться или опровергнуть мнение автора:
а) «История вправе назвать Владимира пахарем, Ярослава же – сеятелем. Каждый из них нес свою тяжелую ношу и каждый был по-своему великим» Ю.Ф. Козлов /Об одном из упомянутых/
б) «…Не оружием, но мужеством успокоил свой народ…» /О Мономахе/
в) «… Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы.» /О Невском/
г) За своё 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. /О Донском/
д) «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Н.М. Карамзин» /О Иване III/
5. «Историческая путаница»
На слайде 20 презентации представлена таблица, в которой перепутаны имена, факты, места, даты. Все группы одновременно начинают работу, но задание ограничено временем – 7 минут. Максимальное количество баллов получает та команда, которая восстановит большее количество соответствий
Личность | Факты | Место | Время (даты) |
Игорь Старый | Получение ярлыка | Хазария | 907 |
Олег | Захват Итиля | Древлянские земли | 1510 |
Иван Грозный | Разграбление и сожжение Киева | Золотая Орда | 1558 |
Андрей Боголюбский | Щит на вратах Царьграда | Византия | 965 |
Иван Калита | Сбор дани | Псков | 1169 |
Василий III | Война с Польшей и Швецией | Киев | 945 |
Святослав | Расширение территории России | Ливония | 1328 |
6. Конкурс «Событие на карте» на слайдах презентации (слайды 22-27), а также на распечатках для команд (шесть фрагментов), представлены фрагменты карт, указывающие на конкретные события периода IX-XVI веков. Команды должны узнать это событие, вспомнить, кто из исторических деятелей, связан с каждым фактом и объяснить, на основе каких подсказок они это определили.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия: подсчитываются баллы, набранные командами, определяется группа-победитель, которой в журнал выставляются пятёрки.
Формулируются выводы: кратко, одним предложением характеризуется роль тех личностей эпохи Рюриковичей, о которых шла речь на итоговом занятии
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по теме: «Русь в XIII-XV вв ».
Часть А: Задания с выбором одного правильного ответа.
1. Княжение Ивана III – государя всея Руси – относится к веку | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
2. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси было (а) | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
3. Что из названного относится к одной из причин возвышения в XIV в. Московского княжества? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
4. Прочтите отрывок из Галицко-волынской летописи и укажите событие, с которым связаны описанные в летописи факты. «Пришло неслыханное войско, безбожные, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович – не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты – до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: “Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете”. Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: “Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей”». | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
5. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название | ||||||||||||||||
|
6. «…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру», – так писал летописец о князе
- Андрее Боголюбском
- Данииле Галицком
- Александре Невском
- Владимире Мономахе.
Часть В:
В-1. Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности.
А) Дмитрий Донской
Б) Юрий Долгорукий
В) Даниил Московский
Г) Иван Калита
В-2. Установите соответствие между именами современников:
1) | Иван III | А) | Хан Узбек |
2) | Иван Калита | Б) | Биргер |
3) | Дмитрий Донской | В) | Андрей Пересвет |
4) | Александр Невский | Г) | Алексей Адашев |
|
| Д) | Марфа Борецкая |
Рюрик
http://www.z-rus.ru/ruler_1.php
Сергий Радонежский
http://community.livejournal.com/liberal_empire/97...
Великая княгиня Ольга
http://foto.delfi.ua/picture/74012/
Юрий Долгорукий
http://rupix.eu/domain/intomoscow.ru/
Иван Грозный
http://balkonst.moskva.com/blog/29378047.html
Русь XIII век «За землю Русскую» |
Московское государство XV век |
«Откуда есть Русская земля…» |
Россия в XVI веке |
Становление Древнерусского государства |
Таблички на столы для разминки
Индивидуальные карточки для формирования групп
Становление Древнерусского государства X век | Русь в XIII веке. «За землю Русскую» | Московское государство XV век | «Откуда есть Русская земля…» IX век | Россия в XVI веке |
Месть | Курултай | Пожилое | Варяги | Опричнина |
Хазары | Биргер | Тверь | Шлёцер | Казань |
Погосты | «свинья» | Шемяка | Аскольд | Заповедные лета |
Мал | Козельск | Угра | Кий | Патриаршество |
Перун | Батый | Софья | поляне | Угличская драма |
Оценочный лист команды
Группа №---------------------------
№ | Задания | Баллы макс. |
1. | Тестовая разминка |
Макс.12 б
|
2. | Кто есть кто? | Макс. 5 б. |
3. | Что бы это значило? | Макс. 5 б. |
4. | Конкурс ораторов | Макс. 5 б. |
5. | Историческая путаница | Макс.7 б. |
6. | Событие на карте | Макс. 9 б (0,5 балла за определение события и по 1 баллу за объяснение) |
Примечание: Максимальное количество баллов за игру складывается из баллов, набранных за конкурсы и баллов, полученных в процессе формирования команд.
Андрей Рублёв
Андрей Курбский
Софья Палеолог
Царь Фёдор Иванович
Царевич Дмитрий Иванович
Раздаточный материал для групп к конкурсу «Событие на карте»
1. 2.
3. 4.
5. 6.
1. Карта «Куликовская битва» - Куликовская битва 1380 , на данное событие указывает реки Непрядва, Дон, Смолка
2. Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы». На данной карте можно найти информацию о походах 1471 и 1478 Ивана III на Новгород и присоединение к Москве этого вольного города. Во-вторых, поход хана Тохтамыша на Москву в 1382 и сожжение города, в-третьих, поход хана Мамая на Русь в 1380 году и Куликовская битва.
3. Карта «Поход Ивана Грозного на Казань». На карте указана Казань, осада города, подпись Иван IV. Дети должны указать дату присоединения Казанского ханства – 1552.
4. Схема «Битва на Калке» - Битва на Калке 1223-первая встреча русских войск с татарами в половецких степях. На карте указана река Калка, войско татар, войско киевского князя Мстислава, которое было окружено татарами и уничтожено, стрелками показано отступление русских войск. Дети делают вывод о поражении русских отрядов .
5. Карта «Поход Батыя на Русь» На это событие указывает: разорение Рязани, первой встретившей удар монголов, сожжение городов Северо-Восточной Руси, в т.ч. Владимира; показана дата сражения на реке Сить и монгольская тактика «рассыпного строя», показанная на карте черными стрелками. Дети говорят о первом походе Батыя в земли Северо-Восточной Руси в 1237-1238.
6. Карта «Поход Ермака»- присоединение Сибири. На это событие на карте указывает: дата 1582-1585, город Кашлык - столица Сибирского ханства, владения Строгановых, которые и снарядили отряд Ермака, возможное место гибели Ермака обозначено крестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_est_poshla_zemlya_russkaya.rar | 995.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI»
Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»
Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часа
Учебный предмет: История России
В ходе занятия учащиеся смогут:
- характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деятелей IX-XVI веков;
- формулировать и аргументировать свою точку зрения;
- анализировать предложенные материалы и делать выводы;
- закрепить полученные навыки анализа источника; умения выделять главное; соотносить эпоху, деятелей и события; умение грамотно формулировать вопросы; использовать карту, как исторический источник
Основная идея занятия:
Занятие является итоговым по теме, поэтому является важным, чтобы учащиеся продемонстрировали знание эпохи, событий, деятелей означенного периода и могли оценить их деятельность для становления и укрепления Российской государственности.
Предполагается проведение занятия в форме групповой игры, которая является одной из интерактивных форм учебной деятельности. Класс делится на 5 групп (команд), в основе занятия лежит идея состязательности, поэтому желательно выбрать жюри из трёх человек для фиксирования баллов и подведения итогов.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал для каждой команды, портреты деятелей, презентация с картинками событий, картами.
Ход занятия
Вводная часть
1. Подготовительный блок - формирование команд. Каждый ученик получает маленькую карточку с одним словом, соответствующим одному из пяти любых периодов «Эпохи Рюриковичей». (Приложение) На столах лежит табличка с названием одного из пяти периодов. (Приложение) Каждый ученик должен соотнести свою карточку с табличкой и занять место за этим столом. Далее проверяется правильность выполнения задания, ученики объясняют свой выбор, каждая группа получает соответствующее правильным совпадениям количество баллов. Ошибки исправляются, корректируется состав команд.
2. Мотивационный блок– определить задачи урока, сообщить идею занятия, озвучить вопросы и задания для команд, заинтересовать учащихся в проведении данного урока.
Основная часть
На доске записаны названия конкурсов, в которых будут состязаться команды и персоналии эпохи Рюриковичей
1.Разминка: проводится небольшой тест (7 минут), проверяющий некоторые вопросы курса. Выполняют на листе всей командой, проверяется представителями команд-соперников, баллы суммируются с баллами, полученными при формировании групп.
2. «Кто есть кто?»
Определить по портрету (Ольга, Рюрик, Ю.Долгорукий, И.Грозный, С. Радонежский) исторического деятеля и записать пятью словами его характеристику (Приложение). Каждая группа получает один портрет, выполняет задание втайне от соперников, а затем зачитывает характеристику и предлагает назвать личность. Портрет выводится на экран, во время ответа группы (Слайды 6-10) Группы могут дополнять и получать дополнительные баллы
3. «Что бы это значило?»
На слайдах презентации представлены картинки различных предметов, по которым учащиеся каждой команды должны угадать либо событие и кратко о нем рассказать, либо исторического деятеля, объяснив, как эти предметы связаны с названным человеком:
12 слайд: Как писали иконы? Кто такой Андрей Рублёв?/Андрей Рублев/
13 слайд: События опричнины, бегство Курбского в Литву, переписка с Иваном Грозным /Андрей Курбский/
14 слайд: Женитьба Ивана III на византийской принцессе, последствия для русского государства /Софья Палеолог/
15 слайд: Принятие Указа об «урочных летах», его смысл /Федор Иванович/
16 слайд «Угличская драма», гибель царевича Дмитрия /Борис Годунов/
4. «Конкурс ораторов» (группой определяют, о ком идет речь, составляют рассказ, а выступает представитель, учитывается аргументированность, логичность, знание биографии, деятельности, событий и эпохи) Каждая команда получает лист, на котором напечатаны под номерами мнения о пяти разных деятелях, в результате жеребьевки, группа получает характеристику определенного исторического деятеля с ней и работает. Необходимо согласиться или опровергнуть мнение автора:
а) «История вправе назвать Владимира пахарем, Ярослава же – сеятелем. Каждый из них нес свою тяжелую ношу и каждый был по-своему великим» Ю.Ф. Козлов /Об одном из упомянутых/
б) «…Не оружием, но мужеством успокоил свой народ…» /О Мономахе/
в) «… Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы.» /О Невском/
г) За своё 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. /О Донском/
д) «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Н.М. Карамзин» /О Иване III/
5. «Историческая путаница»
На слайде 20 презентации представлена таблица, в которой перепутаны имена, факты, места, даты. Все группы одновременно начинают работу, но задание ограничено временем – 7 минут. Максимальное количество баллов получает та команда, которая восстановит большее количество соответствий
Личность | Факты | Место | Время (даты) |
Игорь Старый | Получение ярлыка | Хазария | 907 |
Олег | Захват Итиля | Древлянские земли | 1510 |
Иван Грозный | Разграбление и сожжение Киева | Золотая Орда | 1558 |
Андрей Боголюбский | Щит на вратах Царьграда | Византия | 965 |
Иван Калита | Сбор дани | Псков | 1169 |
Василий III | Война с Польшей и Швецией | Киев | 945 |
Святослав | Расширение территории России | Ливония | 1328 |
6. Конкурс «Событие на карте» на слайдах презентации (слайды 22-27), а также на распечатках для команд (шесть фрагментов), представлены фрагменты карт, указывающие на конкретные события периода IX-XVI веков. Команды должны узнать это событие, вспомнить, кто из исторических деятелей, связан с каждым фактом и объяснить, на основе каких подсказок они это определили.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия: подсчитываются баллы, набранные командами, определяется группа-победитель, которой в журнал выставляются пятёрки.
Формулируются выводы: кратко, одним предложением характеризуется роль тех личностей эпохи Рюриковичей, о которых шла речь на итоговом занятии
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по теме: «Русь в XIII-XV вв ».
Часть А: Задания с выбором одного правильного ответа.
6. «…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру», – так писал летописец о князе
- Андрее Боголюбском
- Данииле Галицком
- Александре Невском
- Владимире Мономахе.
Часть В:
В-1. Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности.
А) Дмитрий Донской
Б) Юрий Долгорукий
В) Даниил Московский
Г) Иван Калита
В-2. Установите соответствие между именами современников:
1) | Иван III | А) | Хан Узбек |
2) | Иван Калита | Б) | Биргер |
3) | Дмитрий Донской | В) | Андрей Пересвет |
4) | Александр Невский | Г) | Алексей Адашев |
Д) | Марфа Борецкая |
Рюрик
http://www.z-rus.ru/ruler_1.php
Сергий Радонежский
http://community.livejournal.com/liberal_empire/974758.html
Великая княгиня Ольга
http://foto.delfi.ua/picture/74012/
Юрий Долгорукий
http://rupix.eu/domain/intomoscow.ru/
Иван Грозный
http://balkonst.moskva.com/blog/29378047.html
Русь XIII век «За землю Русскую» |
Московское государство XV век |
«Откуда есть Русская земля…» |
Россия в XVI веке |
Становление Древнерусского государства |
Таблички на столы для разминки
Индивидуальные карточки для формирования групп
Становление Древнерусского государства X век | Русь в XIII веке. «За землю Русскую» | Московское государство XV век | «Откуда есть Русская земля…» IX век | Россия в XVI веке |
Месть | Курултай | Пожилое | Варяги | Опричнина |
Хазары | Биргер | Тверь | Шлёцер | Казань |
Погосты | «свинья» | Шемяка | Аскольд | Заповедные лета |
Мал | Козельск | Угра | Кий | Патриаршество |
Перун | Батый | Софья | поляне | Угличская драма |
Оценочный лист команды
Группа №---------------------------
№ | Задания | Баллы макс. |
1. | Тестовая разминка | Макс.12 б |
2. | Кто есть кто? | Макс. 5 б. |
3. | Что бы это значило? | Макс. 5 б. |
4. | Конкурс ораторов | Макс. 5 б. |
5. | Историческая путаница | Макс.7 б. |
6. | Событие на карте | Макс. 9 б (0,5 балла за определение события и по 1 баллу за объяснение) |
Примечание: Максимальное количество баллов за игру складывается из баллов, набранных за конкурсы и баллов, полученных в процессе формирования команд.
Андрей Рублёв
Андрей Курбский
Софья Палеолог
Царь Фёдор Иванович
Царевич Дмитрий Иванович
Раздаточный материал для групп к конкурсу «Событие на карте»
1. 2.
3.4.
5.6.
1. Карта «Куликовская битва» - Куликовская битва 1380 , на данное событие указывает реки Непрядва, Дон, Смолка
2. Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы». На данной карте можно найти информацию о походах 1471 и 1478 Ивана III на Новгород и присоединение к Москве этого вольного города. Во-вторых, поход хана Тохтамыша на Москву в 1382 и сожжение города, в-третьих, поход хана Мамая на Русь в 1380 году и Куликовская битва.
3. Карта «Поход Ивана Грозного на Казань». На карте указана Казань, осада города, подпись Иван IV. Дети должны указать дату присоединения Казанского ханства – 1552.
4. Схема «Битва на Калке» - Битва на Калке 1223-первая встреча русских войск с татарами в половецких степях. На карте указана река Калка, войско татар, войско киевского князя Мстислава, которое было окружено татарами и уничтожено, стрелками показано отступление русских войск. Дети делают вывод о поражении русских отрядов .
5. Карта «Поход Батыя на Русь» На это событие указывает: разорение Рязани, первой встретившей удар монголов, сожжение городов Северо-Восточной Руси, в т.ч. Владимира; показана дата сражения на реке Сить и монгольская тактика «рассыпного строя», показанная на карте черными стрелками. Дети говорят о первом походе Батыя в земли Северо-Восточной Руси в 1237-1238.
6. Карта «Поход Ермака»- присоединение Сибири. На это событие на карте указывает: дата 1582-1585, город Кашлык - столица Сибирского ханства, владения Строгановых, которые и снарядили отряд Ермака, возможное место гибели Ермака обозначено крестом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия в рамках предметной недели проведенного в 6 классе по теме «Разнообразие цветковых растений Ставропольского края».
Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается дв...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (в рамках подготовки детей к проектной деятельности) ТЕМА: «Винтажные часы из виниловой пластинки».
Цель занятия: Через выполнение поставленной задачи (выполнение винтажных часов), понять основной принцип композиции....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (в рамках подготовки детей к проектной деятельности) ТЕМА: «Типы силуэтов одежды»
Цель занятия:Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Типы силуэтов одежды» и дальнейшего использования при создании эскизов моделей одежды...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (в рамках подготовки детей к проектной деятельности) ТЕМА: "Схема построения человека".
Основная цель занятия: Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Схема построения человека» и дальнейшего использования при создании эскизов мо...
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
План-конспект учебного занятия в рамках темы "Животные со всего света"
План -конспект учебного занятия по теме "Животные со всего света" на базе УМК "Spotlight -5" (под редакцией Ваулиной Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.)....
Конспект открытого занятия по общеобразовательной программе ДООП «Треннинг общения» Тема занятия «ТАКТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Конспект открытого занятияпо общеобразовательной ...