Методическая разработка: "Патриотическое воспитание и становление гражданской позиции подростка"
методическая разработка (6 класс)
Новизна заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и гражданского достоинства, чувством любви к своей Родине и готовностью е ее защите.
Ведущая идея состоит в формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в начальной школе.
Актуальность опыта состоит в том, что его реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:
- между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
- между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;
- между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по военно-патриотическому воспитанию.
Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, толерантности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.
Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
- утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Описание
Данная работа ведется по программе «Зарница», в рамках уроков «Россия, я горжусь тобой» ГБОУ Лицея 387 Кировского района.
На базе нашей школы работает спортивная секция, кружки различного направления, где реализуются индивидуальные возможности школьников. В нашей школе мы работаем совместно с музеем лицея и кружками ОДОД.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию военно-патриотических качеств личности.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
В последние годы слово «патриотизм» часто встречается в общественных дискуссиях и в речах отечественных политиков. И это понятно: роль и значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории, когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, их единства и сплоченности.
Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице.
В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.
Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество.
Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.
Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Диагностический инструментарий:
- Диагностика отношения к жизненным ценностям
- Тест «Ты гражданином быть обязан»
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (составлен Н. Е. Щурковой).
- Уровень воспитанности.
- Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.
- «Отечество моё – Россия» (Григорьева)
- Методика диагностики личностного роста.
В качестве форм военно-патриотического воспитания школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выделяю:
деловые игры, классные часы, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями народов, живущих в России.
За 2021-2022 учебный год проводятся следующие мероприятия в этом направлении:
- «Герои земли Русской».
- «Творить благо»
- «Твоё русское имя».
- Классный час, посвященный Дню защитников Отечества.
- Смотр – конкурс песни и строя.
- Оформление стенгазеты к 9 мая.
- «И станет мачехой Земля».
- «Победа в сердце каждого живет».
Запланированные мероприятия на 2022-2023 учебный год:
- Игра «Вечерний дозор»
- Классный час «Сильнейшие армии мира».
- Классный час «Памятники Иркутска и Иркутской области».
- Спортивно-патриотическая игра «Разведка»
- Воспитательский час «Почетное звание «Защитник Отечества».
- Классный час «День памяти юного героя антифашиста».
- Игра «»Форд-боряр»
- Смотр – конкурс песни и строя.
- Классный час «Путешествие Города-герои».
- Оформление стенгазеты к 9 мая.
Методы патриотического воспитания:
1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Все занятия тесно связаны с патриотическим уроками «Разговоры о важном». о патриотическом воспитании молодёжи. И это достойное подспорье для обозначения на политической и гражданской карте России необходимости формирования патриотического мировоззрения.
Опыт обеспечивает:
- рост успешности подростков;
- нравственное и физическое взросление;
- расширение знаний о семье, малой родине, России;
- воспитание целостной личности.
Прогнозируемый результат в образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии, способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- в сфере семейных отношений: формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений.
Программа, по которой ведётся работа с обучающими, отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы и воспитательной работы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Правописание корней с чередующимися гласными»
При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.
В русском языке аблаут — явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать.
Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.
I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.
II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.
1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.
2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.
3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории и обществознания и во внеурочных мероприятиях.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански акти...
Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории (выступление на районной августовской конференции для учителей истории и обществознания)
Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории....
Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции.
В статье рассматривается проблема гражданского воспитания в современной школе. Школьное самоуправление представлено как средство становления гражданской позиции обучающихся....
Методическая разработка "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
Информация о том, каким образом осуществляется патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах...
Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»
Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...