Педагогический проект на тему: "Путешествие в мир музыки"
методическая разработка по теме

Ширяева Ирина Ивановна

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей. “Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека”, - утверждает известный педагог Сухомлинский.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Путешествие в мир музыки»

Автор: Ширяева Ирина Ивановна, преподаватель общего фортепиано МБОДОД «Детская хореографическая школа»

Дата проведения: август 2010-май 2011 года

Актуальность. В настоящее время в России заметно возросли требования к социально значимым личностным качествам, таким как - социально-коммуникативная мобильность, готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. В связи с этими новыми потребностями общества становится необходимой и переориентация образования, осуществление смены основной его парадигмы с информационной на развивающую самостоятельность, познавательную активность личности.

Искусство является одним из важнейших и мощных средств для достижения этой цели. Заметим, что сейчас низкий уровень продукции массовой культуры, которая тотально заполонила ТВ, радио и другие СМИ, оглушает и отупляет человека, в значительной степени затрудняя его путь к познанию истинно прекрасного, лишая возможности отличать подлинные культурные ценности от суррогата.

Не поддаться этому воздействию, избежать навязывания чужих вкусов и взглядов, уметь найти выход для самовыражения, самореализации может только человек , самостоятельно и творчески мыслящий.

Трудно переоценить здесь важность эстетического, в частности, музыкального воспитания. Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания в целом, которое играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки как глубоко эмоционально воздействующего вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой.

Музыка - искусство прямого и непосредственного влияния на личность, так как в нем опредмечены глубоко внутренние человеческие чувства и переживания. Она эмоциональна по своей сущности, по своему художественно-образному содержанию, благодаря чему становится, по выражению Б.М.Теплова, "эмоциональным познанием". Музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития духовной сферы человека и его творческого потенциала, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.

Цель проекта – создание  эффективных условий для развития творческих способностей обучающихся

Задачи:

  1. Изучение проблемы в теории и практике.
  2. Выявление уровня развития творческих способностей обучающихся.
  3. Разработка эффективных форм и методов, способствующих формированию музыкально-творческих способностей. 
  4. Расширение и укрепление связи и отношений учреждений дополнительного образования детей  и культуры города.
  5. Вовлечение в систему развития творческих способностей представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч. родителей обучающихся.
  6. Воспитывать умение слушать и понимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них.
  7. Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.
  8. Определение уровня эффективности проделанной работы.
  9. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.

                                   Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта планируется на основе анализа литературы и опыта педагогов ДОД разработать комплекс методических приемов, технологий, средств обучения для развития творческих способностей обучающихся.

Будут разработаны активные формы обучения, направленные на создание оптимальных педагогических условий, содействующих формированию музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе комплексной музыкальной деятельности.

У детей будут сформированы и творческие способности.

Опыт по теме проекта будет обобщен и распространен на заседании МС школы и в сети Интернет.

                                                           Выводы

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся достигло высокого уровня развития творческих способностей; низкий уровень не отмечен ни у одного из детей, основной состав распределился между средним и высоким уровнем.

Список литературы:

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., Прометей, 1990г. - 188 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980г. - 334 с.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М., Музыка, 1971г. 276 с.

4. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В.Н.Мясищева. М., ЛГУ, 1968г. - с. 15-32.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л., ЛГУ, 1969г. 339 с.

6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина, 1968г. - 574 с.

7. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., Музыка, 1974г. - с. 90-129.

8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994г. - 352 с.

9. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии. М., Наука, 1978г. - с.142-155.

10. Арчажникова Л.Г. Воспитание навыков самостоятельной работы начинающих учащихся в процессе обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкального образования. Саратов, 1970г. -с.30-43.

11. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов

Харламов И.Ф. Педагогика. -М.,Высш.школа, 1990г. 575с.

12. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. М.,МГУ, 1992г. - 159 с.

13. Художественное творчество и ребенок //Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., Педагогика, 1972г. - 287с.

14. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., МГПИ, 1975г. - 105 с.

15. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., Интерпракс, 1994г. - 372с.

16. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М., Музыка, 1996г.- 182с., с.5.

17. Шацкая В.Н. Музыкално-эстетическое воспитание детей и юношества. М., Педагогика, 1975г. - 200 с.

18. Шилков Ю.М. Основные закономерности образной и понятийной мысли в процессе их формирования. Л.,ЛГУ, 1992г. -183с.

19. Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания. М., Просвещение, 1969г. - с.113.

20. Шумилин А.Т. Талант и творчество. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. -Свердловск, 1990г. 295с., с.74.

21. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971г. - 352 с.

http://festival.1september.ru/articles/310549/ 

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/issledovatelskii-tvorcheskii-proekt-puteshestvie-v-mir-muzyki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Построение многоуровневой системы задач по теме : «Квадратное уравнение»

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности...

Педагогический проект на тему : « Формирование ключевых компетенций у школьников через проектную деятельность на тему: «Общественное сознание и философия »

Цель работы:  показать, что  в настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является...

Проект по теме "Путешествие в мир металлов"

Автор делится опытом реализации проекта по теме "Путешествие в мир металлов" в 9 классе и предлагает дидактическе материалы к проекту....

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Проект на тему: «Путешествие в мир сказок»

В данном проекте задействованы дети разных возрастных групп. Предназначен для детей начальных  классов. Включает в себя 2 открытых общешкольных мероприятия. Данный проект помогает в формировании ...

Формирование метапредметных и предметных УУД на основе темы. Мини - проект по теме "Путешествия. Лондон". 5-й класс

Открытый урок для учителей английского языка Центрального района Санкт-Петербурга 18 октября 2017 года.В процессе урока учащиеся повторяют лексику по теме "Путешествия", учатся вести диалог,...

Технологическая карта урока английского языка: Проект по теме: "Путешествие".

Урок на отработку лексики по теме: "Путешествия, погода, одежда"....