Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
проект по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. Разработка, теоретическое обоснование и апробация технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
На тему
«Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Выполнила: Балобанова Е.П. учитель математики МБОУ СОШ № 83.
2015г.
Содержание:
I . Введение
2.1 | II . Основная часть
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| III . Заключительная часть | |
|
Введение
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме автор пришел к выводу, что ориентирована методика в большей степени на гуманитарные предметы. А математика всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно на уроках математики должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Актуальность исследования, направленная на разработку педагогической технологии исследовательских работ, объясняется необходимостью разрешения существующих в учебном процессе школы противоречий:
- между потребностью в новых образовательных технологиях в условиях модернизации образования, постепенному переходу к личностно-ориентированной образовательной парадигме и недостаточным использованием данных технологий в традиционной системе обучения;
- между широким распространением исследовательской работы во все сферы жизни и недостаточным уровнем подготовки специалистов, способных компетентно использовать их в своей профессиональной деятельности;
- между потребностью в создании новых эффективных методов обучения на основе технологии исследований и недостатком в школах педагогического и учебно-методического обеспечения.
Проблема исследования состоит в том, чтобы определить совокупность организационно-педагогических условий успешного функционирования образовательной технологии исследования по математике.
Нормативно-правовая база: Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается: «Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности»
Ключевыми направлениями развития методики обучения математике в контексте модернизации и стандартизации образования являются:
-формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессии учебной деятельности по предмету;
-практическая направленность уроков как средство формирования и развития у школьников способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе;
-деятельностный подход в обучении, современные методы и организационные формы обучения предмету, обеспечивающие новое качество образования;
-современное программно-методическое обеспечение преподавания предмета;
-проектный и исследовательский методы обучения как основа педагогики сотрудничества;
-иформационно-коммуникативные образовательные технологии в организации освоения содержания учебной программы по математике;
-методы формирования духовно и интеллектуально-развитой личности в процессе урока;
-профильная подготовка учащихся.
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. Разработка, теоретическое обоснование и апробация технологии.
Гипотеза:
процесс внедрения педагогической технологии исследования в практику
образовательного учреждения будет успешным, если исследовательская деятельность школьников строится как поэтапная совместная работа, направленная на разрешение проблемных ситуаций в условиях диалогического общения при участии учителя, что вызывает активизацию творческого мышления, создаёт условия для самореализации и обеспечивает успешное формирование личностных качеств учащихся
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
1Раскрыть теоретическую сущность педагогической технологии исследовательской деятельности учащихся по предмету;
2. Выявить особенности организации исследовательской деятельности учащихся по математике;
3. Выявить организационно-педагогические условия успешного функционирования педагогической технологии исследования по математике;
4. Разработать методические рекомендации по организации индивидуальной исследовательской деятельности учащихся по математике.
1. Общие подходы к организации исследовательской деятельности
учащихся по предмету.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как один из методов реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.
Будем говорить о функционировании педагогической технологии исследования. Вначале остановимся на понятии "технология". Технология (от греч. Тесhne - искусство, мастерство и logos - понятие, учение)
1) совокупность знаний о способах деятельности, методах осуществления деятельности;
2) совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс. Ключевые понятия технологии: метод, методика, техника, процедура, операция, алгоритм, управление, программа. Образовательная (педагогическая.) технология исследования - система логически последовательных методологических, методических и организационно - технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом образовательном явлении или процессе для их последующего использования в практике образования и воспитания.
Технология исследования в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. К функциям технологии исследования относятся: воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования, формирование глубоких, прочных и действенных знаний; формирование интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования.
Сущность технологии исследования состоит
- во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах;
- в организации учебной и внеучебной научно- образовательной, поисково-творческой деятельности;
- в актуализации внутри предметных, межпредметных и межцикловых связей;
-в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
- в изменении характера взаимоотношений "учитель - ученик - коллектив учащихся" в сторону сотрудничества.
Содержательную основу технологии исследования в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу технологии исследования составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Теоретико-методологической основой технологии исследования являются: теория деятельностного и личностно ориентированного подхода в процессе обучения (А.И.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков, И.Я. Якиманская). Ведущими в составе технологии исследования в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И.Щукиной и Ю.К.Бабанскиим и их последователями, то есть должен выполняться один из принципов новой концепции школьного математического образования: при обучении математике «предпочитать эвристическое исследование доктринальному изложению». Кроме того в технологии исследования применяют общедидактические приёмы: анализ и установление причинно-следственных связей: сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы; доказательства или опровержение гипотезы; планирование исследования и оформление результатов проведенного исследования. Для успешного функционирования образовательной технологии исследования необходимо: «технологическое оснащение» образовательного процесса в школе; включение новых технологий в образовательный процесс; индивидуализация и дифференциация обучения; отсутствие разрыва между технологиями начальной школы и среднего звена; материально-техническое обеспечение школы.
2. Этапы и виды исследовательской деятельности учащихся
Основной целью исследовательской деятельности учащихся является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. Главное направление — это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов. В этом процессе можно выделить несколько этапов.
1 этап. Диагностика. Выявление детей желающих заниматься исследовательской работой. Роль учителя является доминирующей.
2этап. Определение темы, целей, постановка задач. Учитель выступает в роли консультанта.
3 этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
4 Этап. Защита: ученик и учитель - равноправные партнеры. Учащиеся могут "представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе; опубликовать научную работу, в сборнике научных работ учащихся".
Реализация технологии исследования предъявляет определенные требования к педагогу исследователю: уметь определять темы для исследования, ставить цели и решать исследовательские задачи; выполнять функции соучастника исследовательской работы; создавать педагогические и организационные условия для изучения учащимися различных источников информации с целью расширения осведомленности по выбранной проблеме; вести поиск возможностей проектирования основных этапов исследования: цель -> что нужно делать? —> что для этого понадобится? —> какова последовательность действий? —> каков возможный результат? —> каковы возможные затруднения?
Таким образом, раскрыв теоретическую сущность педагогической технологии исследования учащихся по предмету, выявим особенности организации исследовательской деятельности учащихся по математике.
3. Специфика исследований по математике
В современном мире математика является значительно большим, чем наука, поскольку она является языком науки: она стала не только орудием количественных расчетов, но и методом точного исследования. Учитель математики обучает своему предмету на уроках, развивая у детей стремление к учёбе, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, формирует интерес к предмету. Кроме того, этой работой он продолжает заниматься во вне урочной деятельности при проведении элективных курсов, при занятиях с учащимися исследовательской работой при подготовке к конкурсам и олимпиадам. Главная цель исследовательской работой по математике - формирование интеллектуальной культуры-личности, в том числе «умение видеть математические закономерности в повседневной практике и использование их на основе математического моделирования; повышение качества знаний по предмету; приобретение навыка исследования, как способа освоения действительности; формирование умений самостоятельного приобретения знаний.
Для проведения исследовательской работы у ученика должны быть сформированы навыки самостоятельной работы, необходимые при исследованиях по математике.
Отметим специфику исследовательской работой по математике
-многие знания по математике используются в других видах исследований. Чаще всего используются такие темы как статистика и теория вероятностей, проценты, пропорции;
-возможность практического использования наработанных материалов;
-научный подход, применяемый в исследовательской работе, учащиеся осваивают на уроках алгебры: составляют таблицы, схемы, диаграммы, строят графики;
-обучение элементам исследования на всех уровнях изучения алгебры;
-результатом исследований является интеллектуальный продукт; сложность в представлении результатов своего труда. Для распечатки работ по алгебре используется редактор формул, что делает процесс работы трудоемким и требующим больших временных затрат.
-приступая к исследовательской работе ученик должен владеть необходимыми знаниями,умениями и навыками необходимыми для объяснения исследования с точки зрения математики.
-выбранная тема исследовательской работы должна иметь общеобразовательное и развивающее значение, выходить за рамки изучаемого предмета и содержать изученные вопросы, включать материал для самостоятельного расширения и углубления знаний.
Применяемые технологии.
Сочетание классических методов обучения с современными: технологии сотрудничества, личностно-деятельностно-средо-ориентируемые, компьютерные и т.д.; использование современных обучающих программ; использование возможностей Интернет-технологий.
В выборе направления исследовательской деятельности по математике следует руководствоваться;
- применение математических методов к решению прикладных задач;
- применение метода математического моделирования в изучении мира;
- оптимизационные задачи в различных отраслях производства;
- математический аппарат для решения экономических задач;
- процессы показательного роста и выравнивания в физике, химии;
- математическое моделирование случайно протекающих процессов;
- комплексные числа и их применение;
- приложения теории графов;
- дифференциальные уравнения и задачи различных отраслей знаний. Результатом исследовательской деятельности по математике является исследовательская работа. Рассмотрим классификацию творческих работ учащихся по математике.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Исследовательская деятельность по математике - технология дополнительного образования, поскольку имеет гибкие образовательные программы, построенные исходя из склонностей и способностей обучаемого; предусматривает индивидуальную форму работы педагога и обучаемого - групповые и индивидуальные занятия, консультации, выездные мероприятия, семинары, конференции.
Итак, рассмотрев специфику исследовательской работы по математике, сконструируем теоретическую модель функционирования образовательной технологии исследования по математике во внеурочное время.
4. Алгоритм включения детей в исследовательскую деятельность по математике
Исследовательскую деятельность школьников можно организовать на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности. Рассмотрим формы исследовательской деятельности вне урока:
1) Исследовательская практика. Основными параметрами оценивания исследовательской работы должны стать: теоретическое видение исследовательской проблемы; сформированность исследовательских умений и практических навыков; культура оформления исследовательской работы.
2) Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся по математике
3) Школьное НОУ - форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими НОУ других образовательных учреждений.
4) Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; статьи, формулы, конференции, посвященные исследовательской деятельности школьников.
5) Математические олимпиады - способ выявления и обучения талантливые детей. Олимпиады учат школьников смекалке, изобретательности, умения нестандартно мыслить и строго логически рассуждать. При решении олимпиадных задач используются методы научных исследований: полный перебор вариантов, переход от частного к общему, построение математических моделей на основе строгих логических рассуждений.
6) Исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов. Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективно новое знание прикладного характера.
Выделим основные этапы технологии исследования по математике.
I этап.
Определение темы научно-исследовательской работы. Выбор темы должен подчиняться некоторым правилам. Темы исследовательских работ подбираются согласно интересам и способностям учащихся: это могут быть как работы по истории математики и её приложениям, так и работы, посвященные определенным математическим методам. В процессе подготовки работы учащиеся получают возможность расширить свой кругозор по математике, ознакомиться с методами проведения научных исследований В процессе обучения алгебре необходимо вовлечь учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повысить интерес к предмету, добиться того, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью; решали проблемы, побуждающие их к творческому поиску, осуществляли самоконтроль и самооценку, умели обосновать свое мнение, предлагали различные способы решения одной задачи.
II этап.
Совместная деятельность учителя и ученика на уроках и вне его по получению новых знании. В течение учебного года ученики осваивают тему, подбирают литературу, интересные факты периодической печати, учатся оформлять результаты исследований.
III этап.
Подведение итогов и определение перспектив.
Исходя из педагогического опыта, можно выделить несколько направлений исследовательской деятельности по математике.
Экспериментальные (постановка эксперимента и его теоретическая трактовка).
Теоретические (классификация способов решения, самостоятельное решение задач).
Бытовые (объяснение процессов с точки зрения математики).
Межпредметные (связь с физикой, биологией, литературой).
Научно-исследовательская работа продолжается учителем на протяжении всех лет изучения предмета.
Выявив определенный интерес учащихся, составляем план работы на год и перспективный план.
План работы на год включает определение: цели, задач, подбор и анализ литературы, обоснование актуальности темы исследования, оформление теоретического материала, постановка эксперимента, описание результатов исследовательской работы и выступление с результатами работы за год. Важным звеном в исследовательской работе является перспективный план действий, предлагаемый учащимся, готовым продолжать работу в научном обществе школьников, показавшим хорошие результаты на ученической конференции. Вычленяем наиболее важные и интересные вопросы, выделяем конкретную проблему и составляем программу исследования. Так к 11 классу формируются умения самостоятельно провести исследовательскую работу по математике.
Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в конструировании содержания, разработке технологии использования исследовательской деятельности учащихся как
средства творческого саморазвития личности школьника в учебно-познавательной деятельности. Новизна пронизывает постоянную вариативность компонентов воссоздаваемых ситуаций, условий обучения, заданий и приемов их выполнения, постоянную смену тех или иных проблем, способов их доказательств и выводов.
-применение самостоятельных работ не на стадии закрепления пройденного материала, а в процессе усвоения новой темы ;
Например, при изучении в 7 классе темы «Сумма углов треугольника» учащимся дается задание: «Найти сумму углов данного треугольника».
Каждый ученик принес заранее вырезанный из плотной бумаги треугольник. В классе оказались бумажные модели треугольников разных размеров и формы. Работают три исследовательские группы. Первая группа учащихся измеряет транспортиром величину углов различных треугольников и находит их сумму. Второй группе предлагается с помощью транспортира построить в тетради треугольник.После построения задается вопрос: «Всегда ли существует треугольник с заданными углами?». Звучат предположительные ответы учеников, ничем не обоснованные (да, нет).
Для обоснования ответа на поставленный вопрос ученикам второй группы предлагается сначала задать углы (каждый задает свои углы), а затем по заданным углам построить треугольник. И тут выясняется, что некоторые ученики (хотя бы один) не могут выполнить построение. Возникает вопрос: Почему?
С целью получения ответа учащимся предлагается вычислить сумму углов «своих» треугольников и треугольника, изображенного на доске, и сделать вывод.
Третья группа обходится без измерений, дети работают с треугольниками, вырезанными из бумаги. Учащимся предлагается в качестве решения задачи «Найти сумму углов данного треугольника», отрезать углы у своих треугольников и приложить их друг к другу так, чтобы вершины совпали. При выполнении этого задания ребята обнаруживают, что независимо от формы и размеров треугольника у всех учащихся получился развернутый угол.
Объединяя результаты исследований каждой из трех групп учащихся, формулируется в виде гипотезы теорема о сумме внутренних углов треугольника. Полученный опытным путем факт доказывается при большой активности учеников, ибо иллюстрация справедливости теоремы буквально у них «в руках». Таким образом, творческая активность пробуждается в процессе их практической деятельности.
-систематизация изученного материала ;
-введение учебных проектов во внеклассную работу с учащимися.
Исследовательская работа с учащимися проводится при изучении ряда тем:
5. Примерные темы исследования за курс основной школы:
5, 6 классы
-Сборник старинных задач.
-Пропорция.
-Математические кроссворды.
-Математика в профессиях моей семьи.
-Занимательные задачки и ребусы.
-Удивительный мир чисел.
-Старинные единицы меры России.
-Путешествия и приключения на тропинках математики.
-Математика в стихах.
-Как люди научились считать.
-Геометрия вокруг нас.
-Геометрические фигуры в мозаике и паркете.
-Что такое проценты?
7 класс
-Системы счисления.
-Магические квадраты.
-Задачи на вычисление длины, площади и объема.
-В мире симметрии.
-Рисуем по координатам.
-Геометрические головоломки.
8 класс
-Мифы о числах.
-История математики: старинные задачи.
-Античная математика.
-Загадки пирамиды.
-Модуль и графики.
-Математические графы.
-Пифагор и его теорема.
-Геометрия вокруг нас.
-Теория вероятностей.
-Комбинаторика.
9 класс
-Иррациональные уравнения.
-Математическая логика.
-Развитие математики до нашей эры.
-Решение задач с помощью одного циркуля.
-Задачи с параметрами.
-Уравнения и неравенства с параметром.
-Нестандартные задачи по геометрии.
-Правильные многогранники.
-Преобразование фигур.
-Пропорции в архитектуре.
-Средние линии четырехугольника.
-Виды многогранников.
-Геометрия в искусстве.
-Геометрические построения на плоскости.
-Замечательные точки треугольника
-Замечательные кривые: гипербола, эллипс, парабола.
-Графы и их применение при решении задач.
-Лабиринты.
-Основы комбинаторики.
-Теоремы Менелая и Чевы.
-Великие математики России;
Первый этап (2012-2013г) – анализ существующего противоречия, теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений. Выбор темы исследования учащимися с целью приобретения первоначальных навыков в организации этой работы.
Второй этап (2013-2014г) - практическая организация исследовательской деятельности учащихся, которая была разработаны на основе изученной литературы, опыта работы учителей математики и автора.
Третий этап (2014-2015г) - Корректировка использования технологии исследовательской деятельности в различных видах учебной деятельности, обработка и анализ результатов.
III. Заключительная часть
Предполагаемый результат:
-Повышение качества знаний в достаточно короткие сроки и, как результат повышение интереса к предмету и уровня мотивации обучающихся.
-В результате использования в обучении результатов исследований, обучающиеся начнут свободнее ориентироваться в учебном материале, научатся практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно и использовать знания для решения проблемных ситуаций, жизненных задач.
Вывод:
Предлагаемый к изучению и обобщению опыт не претендует на исчерпывающие решения рассматриваемой проблемы. Автор предполагает, что поиск его не закончен, технология будет дорабатываться и совершенствоваться, а результаты работы еще не раз будут обсуждаться и анализироваться.
Список использованных источников
1) Гнеденко Б. В. Математика и научное познание. - М: Знание, 1983.
2) Дереклеева Н.Н. Научно-исследовательская работа в школе.-М. :Вербум-М. 2001.-48с.
3) Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г.Сборник нормативных документов. Математика. - М. Дрофа, 2010. - 80с.
5) Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р. Официальные документы в образовании. -2002-№4.
6) Леонтович А. Рекомендации по написанию исследовательской работы II Завуч. - 2001 .-№1 .-с. 102 -105.
7) Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе Новая должность в современной школе: предназначение, полномочия, технология деятельности: Методическое пособие для руководителей образовательных учрсжденпй/Под ред. ММ.Поташника. — М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
8) Молодцова Т.В, Артюгина Т.Ю., Шумилина Т.О. В помощь педагогу исследователю: сборник материалов. Выпуск 1, Теоретические основы педагогического исследования. -Архангельск, 2006. - 42с.
10)Петров, Ю. А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы / Ю. А. Петров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-118 с.
12)Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания
на основе ТРИЗ: Материалы VI междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск,
19-21 июня 2003 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2003. - С. 130-136.
13)Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.Т.1 М.:
НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение различных педагогических технологий на уроках математики
Статья для участия в областной заочной научно-практической конференции «Подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда»...
элементы современных педагогических технологий на уроках математики
конспект урока...
Применение современных педагогических технологий на уроках математики для реализации деятельностного подхода
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в раз...
Использование современных педагогических технологий на уроках математики
Доклад на педсовет. Из личного опыта работы учителя математики....
Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, ко...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математического цикла по теме «Современные педагогические технологии на уроках математики в условиях введения ФГОС»
Виды современных педагогических технологий на уроках математики в условиях введения ФГОС и их применение....