Образовательная программа по аппликации "Веселая мозаика".
рабочая программа по теме
Вот уже второй год я являюсь педагогом объединения "Веселая мозаика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vesyolaya_mozaika.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Объём программы: 144 часа
Составитель программы:
педагог доп. образования
Басова Лариса Викторовна
=Санкт-Петербург=
2010
Пояснительная записка.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.
Аппликация родилась давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольничков получается узнаваемая картинка. Красивой "аппликацией" можно украшать не только учебники и тетради, но также табуретки, холодильники, праздничную одежду для себя и своих кукол, пасхальные яйца и многое другое.
Программа «Аппликация» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития ребёнка.
Изготовление поделок включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием цветной бумаги, картона, ножниц, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), пластилина, крупы (гречка, манка, кукурузная, рис, соль, пшено), фасоль всех сортов, яичной скорлупы, пуговиц, сушеных листьев, ниток, салфеток, туалетной бумаги, обёрточной бумаги, гофрированной бумаги, журналов, фольги, фантиков, поролона, кальки и других самых неожиданных материалов.
Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.
Программа «Аппликация» в объеме 144 учебных часа за год (4 часа в неделю, 1 год реализации), рассчитана на учащихся 2-4 классов (8-10 лет). Основу программы составляют комбинированные и практические часы. Формы организации занятий – групповая и индивидуальная. Программа относится к художественно-эстетической направленности. Режим занятий по программе – 2 раза в неделю по 2 часа.
В процессе обучения учащиеся научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Что может быть прекраснее, чем умение создать своими руками маленькое чудо! И это чудо - аппликация! Поэтому образовательная программа «Весёлая мозаика» является актуальной в наше время.
Программа развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.
Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.
Цель программы:
Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок по технике аппликация.
Задачи программы:
Образовательные:
- Дать учащимся сведения о технологии изготовления аппликаций из бумаги и других материалов.
- Научить учащихся различным техникам аппликации, экономно расходуя материал.
Развивающие:
1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению аппликации.
3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ.
4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
- Воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся
должны знать:
- технологию изготовления аппликации;
- основные приемы и техники;
- технологический процесс изготовления аппликаций;
должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на бумагу;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
приобретут навыки:
- наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами;
- изготовления поделки по собственному эскизу;
- самостоятельного изготовления шаблонов.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
выставки, конкурс, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ, портфолио учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие. | 2 | 2 | 4 | |
Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги. | 2 | 8 | 10 | |
Аппликация из «ладошек». | 2 | 10 | 12 | |
Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами. | 2 | 12 | 14 | |
Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги. | 2 | 8 | 10 | |
Аппликация из ткани. | 2 | 10 | 12 | |
Аппликация из крупы и песка «Посыпушки». | 2 | 8 | 10 | |
Обрывная аппликация. | 2 | 12 | 14 | |
Аппликация по технике «Мозаика». | 2 | 14 | 16 | |
Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация). | 2 | 14 | 16 | |
Аппликация по технике «Квилинг». | 2 | 12 | 14 | |
Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. | 2 | 12 | 14 | |
ИТОГО: | 24 | 120 | 144 |
Содержание программы.
- Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.
Практика: Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д.
- Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.
Теория: Организация рабочего места. Работа с шаблонами.
Практика: Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов.
- Аппликация из «ладошек».
Теория: Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек».
Практика: Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек». Изготовление коллективной композиции.
- Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.
Теория: Что такое объем? Оригами, простейшие элементы.
Практика: Самостоятельное изготовление открыток с элементами оригами, и в технике «Объемная аппликация».
- Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.
Теория: Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации.
Практика: Изготовление аппликации с использованием различных материалов.
- Аппликация из ткани.
Теория: Виды тканей.
Практика: Наложение шаблона на ткань, вырезание деталей аппликации. Самостоятельное изготовление аппликации из ткани.
- Аппликация из крупы и песка «Посыпушки».
Теория: Виды круп. Последовательность изготовления аппликации из крупы.
Практика: Изготовление аппликации из крупы и песка.
- Обрывная аппликация.
Теория: Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная аппликация.
Практика: Самостоятельное изготовление работы
- Аппликация по технике «Мозаика».
Теория: Мозаика. Возможности использования мозаики.
Практика: Самостоятельное изготовление мозаики. Изготовление коллективной композиции.
- Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация).
Теория: Пластилинография - что это?
Практика: Самостоятельное изготовление обратной аппликации из пластилина.
- Аппликация по технике «Квилинг».
Теория: Что такое «Квилинг»? Техника выполнения квилинга.
Практика: Самостоятельное изготовление аппликации по технике «Квилинг».
- Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.
Теория: Совмещение различных техник в одну аппликацию.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации.
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
№ | Тема программы | Формы занятий | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. | Беседа | Коллекция поделок, книги. | Опрос |
2. | Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги. | Комбинированное | Готовые шаблоны, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька. | Самостоятельная работа |
3. | Аппликация из «ладошек». | Комбинированное | Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька. | Самостоятельная работа |
4. | Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами | Комбинированное | Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька. | Самостоятельная работа |
5. | Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги. | Комбинированное | Сушеные листья, растения, карандашная стружка, точилка для карандаша, вата, цветная бумага, картон кисточка, салфетки, туалетная бумага, яичная скорлупа, нитки, клей ПВА, ножницы, калька. | Самостоятельная работа |
6. | Аппликация из ткани. | Комбинированное | Кусочки ткани, картон, ножницы, клей ПВА, пуговицы, нитки, иголка. | Самостоятельная работа |
7. | Аппликация из крупы «Посыпушки». | Комбинированное | Крупы (рис, пшено, манка, греча), фасоль, семена арбуза и тыквы, картон, клей ПВА, кисточка для клея | Самостоятельная работа |
8. | Обрывная аппликация. | Комбинированное | Цветная бумага, картон, клей ПВА, кисточка. | Выставка |
9. | Аппликация по технике «Мозаика». | Комбинированное | Цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы. | Самостоятельная работа |
10. | Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация). | Комбинированное | Пластилин, рамка для фотографии, пластиковые крышки, маркер, картон. | Самостоятельная работа |
11. | Аппликация по технике «Квилинг». | Комбинированное | Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка, картон. | Выставка |
12. | Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. | Комбинированное | Цветная бумага, картон, природные материалы, вата, клей ПВА, салфетки, ножницы. | Выставка |
Использованная литература:
- К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.
- Митителло К. Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005.
- Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги, « Эксмо»:Москва. 2008 г.
- Наталия В.Д.; Большая книга аппликаций из природных материалов; «Сова»: 2008.
- Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008.
- Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»: 2006.
- Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998.
Литература для учащихся:
- К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.
- Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008.
- Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Лоскутная мозаика"
Вязание является народным ремеслом. Приобщение девочек к рукоделию с раннего детства позволяет им ближе познакомиться с культурой нашего народа. Данная программа направлена на формирование культуры че...
Образовательная программа "Мозаика из ткани"
Программа основного курса для детей 11-14 лет...
Программа кружка "Математическая мозаика"
Программа кружка «Математическая мозаика» для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ...
Рабочая программа по учебному курсу «Математическая мозаика» (компонент основной образовательной программы ООО) ФГОС ООО 5 г класс
Курс «Математическая мозаика» введён в 5 классе по результатам мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей). В учебном плане на изучение курса ...
Рабочая программа кружка аппликаций "Мозаика"
Кружковая работа - это неотъемлемая часть воспитания. Предлагается рабочая программа кружка "Мозаика", с помощью которой можно заинтересовать каждого воспитанника....
Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"
За период обучения учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...
Образовательная программа «Мозаика +» для детей 8 – 10 лет
Декоративно – прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о т...