Программа кружка "Математическая мозаика"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа кружка «Математическая мозаика» для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера, изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Математическая мозаика" | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урдомская муниципальная средняя общеобразовательная школа
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР ______/Левчук О.Н./ « » сентября 2014 г. |
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор УМСОШ ________/Додонов В.А./ « » сентября 2014 г. |
Рабочая программа
кружка по математике
«Математическая мозаика»
для 5 класса
Левчук Оксана Николаевна
Учитель математики
Квалификационная категория: высшая
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Математическая мозаика» для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. У учащихся будут развиваться умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Занятия кружка будут содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера, изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка предусматривается работа в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Такая форма организации позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получат профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Программа кружка рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю).
Цель: создать условия для развития устойчивого интереса обучающихся к математике
Задачи:
- расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширение математических знания в области многозначных чисел;
- активизация познавательной деятельности;
- показ универсальности математики и её места среди наук;
- формирование исследовательских умений учащихся;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
Метапредметными результатами являются первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметными результатами являются следующие умения:
- уметь применять новые приемы устного счета;
- уметь применять свойства чисел, свойства четных и нечетных чисел;
- составлять выражения;
- уметь решать задачи на взвешивание, переливание, уравнивание, задачи на части и движение;
- уметь решать задачи на принцип Дирихле;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
- читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
- строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
- уметь решать задачи с простейшими геометрическими фигурами;
- решать задачи на разрезание фигур, задачи на клетчатой бумаге;
- решать задачи со спичками;
- решать головоломки;
- решать задачи на вычисление длины, площади, объема;
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Коррекция |
1 | Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей | 1 | ||
2 | Приёмы устного счёта | 1 | ||
3 | Приёмы устного счёта | 1 | ||
4 | Числа. Четность и нечетность | 1 | ||
5 | Задачи на переливание | 1 | ||
6 | Задачи на взвешивание | 1 | ||
7 | Составление выражений | 1 | ||
8 | Головоломки и числовые ребусы | 1 | ||
9 | Головоломки и числовые ребусы | 1 | ||
10 | Интересные свойства чисел | 1 | ||
11 | Логические задачи | 1 | ||
12 | Логические задачи | 1 | ||
13 | Задачи на уравнивание | 1 | ||
14 | Задачи на части | 1 | ||
15 | Задачи на составление уравнений | 1 | ||
16 | Задачи на движение | 1 | ||
17 | Принцип Дирихле | 1 | ||
18 | Магические квадраты | 1 | ||
19 | Круги Эйлера | 1 | ||
20 | Простейшие геометрические фигуры | 1 | ||
21 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 | ||
22 | Куб и его свойства | 1 | ||
23 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 1 | ||
24 | Треугольник | 1 | ||
25 | Правильные многоугольники и правильные многогранники | 1 | ||
26 | Окружность | 1 | ||
27 | Вычисление длины, площади, объема | 1 | ||
28 | Координаты | 1 | ||
29 | Оригами | 1 | ||
30 | Задачи со спичками | 1 | ||
31 | Геометрические головоломки | 1 | ||
32 | Математические фокусы | 1 | ||
33 | Решение олимпиадных задач | 1 | ||
34 | Решение олимпиадных задач | 1 |
Учебно-методическое обеспечение для учителя
- Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт. – сост. Н.Е.Кордина - Волгоград: Учитель, 2014
- Математика.5-6 классы Организация познавательной деятельности/ авт.- сост. Г.М. Киселёва - Волгоград: Учитель, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Лоскутная мозаика"
Материал для педагогов ДО содержит пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание, методическое обеспечение занятий, заключение педагога - психолога, список литературы. ...
3. Дополнительная общеобразовательная программа "Ритмическая мозаика"
Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальнос...
Педагогическая диагностика, как инструмент совершенствования учебно-воспитательного процесса на примере игровой программы «Осенняя мозаика»
«Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей» (А.И. ...
Собственная методическая разработка программы "Танцевальная мозаика"
Обучение по данной программе позволяет пробудить интерес детей к новой художественной деятельности и позволяет частично решить проблему занятости свободного времени младших школьников. Ритмикой и танц...
дополнительная общеобразовательная программа "Театральная мозаика"
В данном файле размещена программа, по которой осущесвляется работа объединения "Театральная мозаика"...
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...
«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....