Образовательная программа «Мозаика +» для детей 8 – 10 лет
рабочая программа
Декоративно – прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Посредством данной программы воспитанники научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mozaikakokorin_d.s.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
пгт Приобье
Рассмотрено: На методическом совете Протокол № 1 От 27.08.2010 г. | Согласовано: На педагогическом совете Протокол № 1 От 30.08.2010 г. | Утверждено: Директор МОУ ДОД ДДТ пгт Приобье _______Л.Ф. Галиуллина Приказ № 100 От 01.09.2010 г. |
Образовательная программа
«Мозаика +»
для детей 8 – 10 лет
срок реализации: 3 года
Кокорина Дарья Сергеевна
Педагог дополнительного образования
п.г.т. Приобье
Октябрьский район
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
2010 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «МОЗАИКА+» |
Направление программы | Художественно-эстетическое, декоративно-прикладное |
Классификация программы Вид | По форме организации - Групповая По времени реализации - Среднесрочная По возрастным особенностям - Для детей младшего школьного возраста; По функциональному предназначению – прикладная. Модифицированная. |
Составитель программы | Кокорина Дарья Сергеевна |
Учредитель | Управление образования и молодежной политики Администрации Октябрьского района |
Название учреждения | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» пгт Приобье |
Адрес учреждения | ХМАО-Югра Октябрьский район пгт. Приобье Ул. ПСО-39 д. 27 «А» тел. Факс 8 (34678) 33-5-04 |
География | Октябрьский район пгт. Приобье |
Целевая группа | Наполняемость: 1 год обучения – 15 чел.; 2 год – 12 чел.; 3 год – 12 чел. Возраст – 8-10 лет. |
Обоснование для разработки программы |
|
Цель программы | Развитие творческих способностей воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 3 года |
Режим занятий | 1 год обучения – 2 раза в неделю, 2 занятия по 45 минут; 3 год обучения – 3 раза в неделю, 2 занятия по 45 минут; |
Ожидаемые результаты |
|
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка…………………………………………4
Раздел II. Цель и задачи…………………….………………………......…7
Раздел III. Учебно-тематический план.……………………………..….…8
Раздел IV. Содержание образовательной программы………………….10
Раздел V. Методическое обеспечение программы…………………..…13
Раздел VI. Воспитательная работа……………………………………...15
Раздел VII. Предполагаемые результаты, формы, методы их оценки.16
Раздел VIII. Условия реализации образовательной программы……………………………………………..…………………19
Раздел IX. Список литературы………………………………………….20
Раздел X. Приложения…………………………………………………..21
Приложение 1…………………………………………………………….21
Приложение 2…………………………………………………………….22
Приложение 3…………………………………………………………….28
Приложение 4…………………………………………………………….39
I. Пояснительная записка
Декоративно – прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Посредством данной программы воспитанники научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Программа включает в себя несколько разделов:
– Мозаика – в мозаике изображения и орнамент составляется из кусочков стекла (смальты), керамики, бисера, пластилина, стружки, цветного песка, круп и т.д. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
– Декоративное выжигание – Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
– Бисероплетение – Работа с бисером развивает и профессиональные, и личные качества детей: самоконтроль, дисциплину, сосредоточенность и терпение. А так как это ещё и творческие занятия искусством, то они на практике овладевают возможностями композиции, узора, формы, цвета, способами и приёмами конструирования творческих работ.
– Цветоведение – Наука о природе цвета, включающая знания о природных характеристиках цвета, основных, составных и дополнительных цветах, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите. Цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой культуре. Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.
Творческое объединение «Мозаика +» существует 2 год. Воспитанники принимали участие в поселковых, районных выставках, занимали призовые места. Программа объединения направлена на становление творческого воображения воспитанника, умение видеть и слышать многообразный мир; приучает к труду, аккуратности и в целом формирует социально-психологические качества в общении.
Программа рассчитана на 3года, возраст детей 8-10 лет. Набор детей в группу – свободный. Форма занятий – групповая. Организуя работу в группе, необходимо преобразовать монотонную деятельность в более увлекательный процесс, включив в программу разнообразные формы занятий, материалы для изготовления изображения, технологии, создание декоративных панно и предметов интерьера. Дополнительно с воспитанниками работает педагог – психолог, развивая творческие способности и воображение детей, посредствам различных заданий, игр. Условия, созданные для реализации данной программы, предполагают участие работ воспитанников в выставках, конкурсах, получение призовых мест, дипломов.
II. Цель и задачи
Цель: развитие творческих способностей воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать навыки работы с различными материалами (бумага, пластилин, галька, керамика, декоративные камни, стекло и т.д.);
- научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
- обучить основам художественной композиции;
Развивающие:
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- активизация самостоятельного творческого поиска в решении художественных задач;
- развитие эмоциональной отзывчивости детей на произведения декоративно-прикладного искусства;
Воспитательные:
- формировать опыт социального общения, воспитания, вежливости и стремление оказывать помощь товарищу;
- способствовать адекватной оценке своих результатов и чужих достижений;
III. Учебно-тематический план
Рабочий учебно-тематический план первого года обучения
Задачи:
- сформировать навыки работы с различными материалами (бумага, пластилин, галька, керамика, декоративные камни, стекло, бисер);
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе | |
Теоре- тических | Прак-тических | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Виды ДПИ. | 5 | 3 | 2 |
3 | Мозаика | 26 | 3 | 23 |
4 | Бисероплетение | 26 | 3 | 23 |
5 | Декоративное выжигание | 26 | 3 | 23 |
6 | Цветоведение | 20 | 10 | 10 |
7 | Выставки, конкурсы | 40 | 40 | |
Итого: | 144 | 23 | 121 |
Второй год обучения
Задачи:
- обучить основам художественной композиции;
Таблица 2
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе | |
Теоре- тических | Прак-тических | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Виды ДПИ. | 8 | 6 | 2 |
3 | Мозаика | 40 | 2 | 38 |
4 | Бисероплетение | 40 | 2 | 38 |
5 | Декоративное выжигание | 40 | 2 | 38 |
6 | Цветоведение | 25 | 5 | 20 |
7 | Выставки, конкурсы | 62 | 62 | |
Итого: | 216 | 18 | 198 |
Третий год обучения
Задачи:
- научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе | |
Теоре- тических | Прак-тических | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Художественная мозаика. | 35 | 2 | 33 |
3 | Бисероплетение | 35 | 2 | 33 |
4 | Декоративное выжигание | 36 | 4 | 32 |
5 | Применение в интерьере | 19 | 4 | 15 |
6 | Цветоведение | 30 | 5 | 25 |
7 | Выставки, конкурсы | 60 | 60 | |
Итого: | 216 | 18 | 198 |
Базовый учебно-тематический план на весь период реализации образовательной программы
Таблица 3
№ | Наименова- ние раздела | Количество часов | |||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||
Теоре- тичес ких | Прак- тичес ких | Теоре- тичес ких | Прак- тичес ких | Теоре- тичес ких | Прак- тичес ких | ||
1 | Виды ДПИ | 3 | 2 | 6 | 2 | ||
2 | Мозаика | 3 | 23 | 2 | 38 | 2 | 33 |
Бисероплетение | 3 | 23 | 2 | 38 | 2 | 33 | |
Декоративное выжигание | 3 | 23 | 2 | 38 | 4 | 32 | |
3 | Цветоведение | 10 | 10 | 5 | 20 | 5 | 25 |
4 | Конкурсы, выставки | 40 | 62 | 60 | |||
5 | Применение в интерьере | 4 | 15 | ||||
6 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | |||
Итого: | 23 | 121 | 18 | 198 | 18 | 198 |
IV. Содержание образовательной программы
I год обучения
1 раздел: Вводное занятие (1 ч.)
Цель и задачи курса. Режим работы. Демонстрация работ. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2 раздел: Виды ДПИ (5 ч.)
Виды ДПИ. Роль ДПИ в жизни человека.
Занятия проводятся в форме уроков-презентаций, с использованием ПК, карточек и др.)
3 раздел: Мозаика из различных материалов (26 ч.)
Мозаика из бумаги. Изготовление изображения и орнамента из бумаги. Мозаика из крупы, засыпная мозаика, мозаика из пластилина. Свойства пластилина. Изготовления декоративного панно.
(шаблоны, демонстрационные карточки)
4 раздел: Бисероплетение (26 ч.)
Основные приёмы бисероплетения: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Цепочка. Зарисовка схем. Плетение на проволке, леске. Изготовление цветов. Украшение пасхального яйца. Плоские фигурки животных.
5 раздел: Декоративное выжигание (26 ч.)
Выжигательный аппарат, возможность его использования для работы. Использование рисунка и копировальной бумаги. Практическая работа. Зачистка фанеры, перенесение рисунка на фанеру, выполнение контурной линии. Оформление рисунка красками. Лакирование работ. Приемы выжигания.
6 раздел: Цветоведение (20ч.)
Цвет в декоративно- прикладном искусстве. Основные цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Отработка приема заливки плоскости, используя три основных цвета.
Основные и промежуточные цвета цветового круга
II год обучения
1 раздел: Вводное занятие (1ч.)
Цель и задачи курса. Режим работы. Демонстрация работ. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2 раздел: Виды ДПИ (8 ч.)
Виды ДПИ. История мозаики. Технология набора. Виды мозаики.
Занятия проводятся в форме урок-презентация, с использованием ПК, карточек и др.)
3 раздел: Мозаика (40 ч.)
Засыпная мозаика из цветного песка, бисера. Технология изготовления.
Картины из пластилина, технология изготовления. Мозаика из стружки, керамической плитки. Рельефная мозаика из пластилина. (ПК, шаблоны, наглядные пособия)
4 раздел: Бисероплетение (40 ч.)
Техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, лесенки. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек, украшения.
5 раздел: Декоративное выжигание (40 ч.)
Выжигательный аппарат, возможность его использования для работы. Подготовка аппарата к работе. Использование рисунка и копировальной бумаги. Приемы выжигания, цветовое решение.
6 раздел: Цветоведение (25 ч.)
Цветоведение. размывка, рисование нитями, кляксы. Основные характеристики цвета, цветовой тон, насыщенность, светлота. Практические задания. Растяжка цвета.
III год обучения
1 раздел: Вводное занятие (1 ч.)
Цель и задачи курса. Режим работы. Демонстрация работ. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2 раздел: Художественная мозаика. Основные понятия (35 ч.)
Художественная мозаика. История. Основы композиции. Мастера, работающие в данной технике, Художественная мозаика из бумаги, пластилина, керамики и т.д. (выбор материала на усмотрение) Изготовление декоративного панно или предмета интерьера.
3 раздел: Бисероплетение (35 ч.)
Приёмы бисероплетения: плотное плетение, мозаичное плетение, параллельное плетение, ажурное плетение. Зарисовка схем. Цветовое решение. Панно из бисера.
4 раздел: Декоративное выжигание (36 ч.)
Выжигательный аппарат, возможность его использования для работы.
Подготовка аппарата к работе. Использование рисунка и копировальной бумаги. Приемы выжигания, цветовое решение. Виды художественной росписи.
5 раздел: Стиль, применение в интерьере (19 ч.)
Применение в интерьере. Стиль.
6 раздел: Цветоведение (30 ч.)
Психологическое воздействие цвета на человека. Гармонии цветовых сочетаний. Зрительные иллюзии, возможность их использования в изделии. Орнамент. Ритм. Симметрия. Асимметрия.
V. Методическое обеспечение образовательной программы
Образовательный процесс группы «МОЗАИКА+» включает три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие.
Примерная структура построения занятия:
1 Приветствие.
2 Теоретическая часть.
3 Практическая часть.
4 Игры и упражнения для снятия эмоционального и физиомоторного напряжения, развивающие игры.
5 Подведение итогов.
6 Уборка рабочего места.
Занятия проводятся в таких формах, как:
- игра,
- путешествие,
- беседа,
- викторина,
Каждое занятие должно быть завершенным, изготовленная работа должна иметь значимость и практическое применение в жизни ребенка (подарок, игрушка, украшение интерьера, сувенир). В конце каждого раздела – выставка, презентация изготовленной работы.
Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.
Условия создания ситуации успеха:
- положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха: поощрение (медали, грамоты).
- воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям.
- скрытая позиция педагога, которая обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения;
- постоянная демонстрация достижений, результатов способностей воспитанников, родителям, педагогам, сверстникам.
- сотрудничество с СМИ для представления творческих работ детей.
VI. Воспитательная работа
Таблица 4
№ | Направления воспитательной работы | Содержание | Методы | Формы |
1 | Физическое воспитание | Физ. минутки, подвижные игры | упражнения | игры |
2 | Умственное (интеллектуальное) воспитание | Игра «Самый умный» «Роль ДПИ в жизни каждого человека» | Наблюдение, диагностическая беседа, упражнения, задания дискуссия | Игры, викторины, конкурсы |
3 | Нравственное воспитание | «Культура народов Севера» «80 лет ХМАО» «9 Мая - День Победы» «Мое отношение к вредным привычкам» «Я выбираю - СПОРТ!» | Наблюдение, диагностическая беседа, метод оценки, убеждения | Путешествия, посещение музея, памятников. |
4 | Эстетическое воспитание | «Искусство в жизни человека» | Наблюдение, диагностическая беседа | Игры, путешествия, конкурсы, посещение театров, музея |
VII. Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки
I год обучения
Знания:
- классификация декоративно - прикладного искусства (Приложение 2)
- правила техники безопасности при работе с различными материалами;
- знать основные цвета, способы их смешивания;
- освоение работы с выжегателем;
- понятия бисер, рубка, стеклярус;
Умения:
- изготавливать рисунок, орнамент;
- переносить рисунок с помощью копировальной бумаги;
- подготавливать и подбирать материал для изготовления работы;
Формы и методы оценки результатов
1.Устный опрос по разделу «Виды ДПИ»
2. Устный опрос по разделу « Мозаика. История мозаики».
3. Практические задания. Участие в выставках.
II год обучения
Знания:
- влияние декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
- знать приемы декоративного выжигания
- знать приемы бисероплетения
Умения:
- качественно и профессионально выполнять изделия
- читать готовые схемы
- правильно подготавливать и подбирать материал для изготовления работы из различных материалов;
- оформлять работу самостоятельно;
- гармонично подбирать и сочетать цвета при выполнении работы;
Формы и методы оценки результатов
1.Устный опрос по разделу «Бисероплетение» (Приложение 4)
2. Устный опрос по разделу «Цветоведение» (Приложение 4)
3.Практические задания. Участие в выставках.
III год обучения
Знания:
- назначение художественной мозаики;
- знать основные характеристики цвета (насыщенность, цветовой тон, светлота, относительная яркость);
Умения:
- подготавливать и подбирать материал для изготовления работы;
- гармонично подбирать и сочетать цвета при выполнении работы;
- оформлять работу самостоятельно;
- самостоятельно декорировать предметы интерьера;
- самостоятельно составлять схемы своих работ
Формы и методы оценки результатов
1.Устный опрос по разделу «Виды ДПИ. История» (Приложение 4)
2. Тестирование по разделу: «Выжигание» (Приложение 4)
3. Практические задания. Участие в выставках.
4. Создание коллекции работ каждого ребенка (портфолио).
Критерии оценки знаний и умений
Таблица 5
Виды работы | Низкий уровень | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3балла) |
| Не знает и путает инструменты, не умеет пользоваться инструментами. | Знает предназначение, пользуется уверенно. | Хорошо знает все инструменты. |
| Не знает цвета, путается. | Знает, подбирает уверенно. | Хорошо знает все цвета, их сочетание. |
| Не знает, затрудняется в последовательности выполнения. | Знает, пользуется уверенно. | Хорошо знает, предлагает свои варианты. |
| Не знает, затрудняется в последовательности выполнения. | Знает, выполняет уверенно. | Хорошо знает последовательность выполнения каждой технологии. |
| Не знает. | Знает. | Хорошо знает. |
VIII. Условия реализации образовательной программы
Для успешной реализации программы необходимо следующее:
1. Светлое, просторное помещение, оснащенное партами и стульями для детей 8-10 лет.
2. Набор для художественного творчества (по кол-ву детей):
- ножницы;
- картон (цветной);
- цветная бумага;
- белая бумага А4;
- клей ПВА;
- линейки (25см);
- карандаши (простые, цветные) маркеры;
- рамки А4, А3 (для оформления работ на выставки);
- керамическая плитка разных цветов;
-пуговицы разного диаметра и цвета;
- галька, камешки марблс, бисер, аквагрунт;
- пластилин разных цветов;
-затирка строительная 2 цвета;
- гуашь, акварель
- кисти разной жесткости.
- электровыжигатели
- леска, прповолка
3. ПК, проектор для просмотра видеоматериала.
4. Методическая литература.
5. Кадровое обеспечение программы развитие творческого мышления – педагог психолог Москаленко Юлия Наильевна.
IX. Список литературы
Для педагогов:
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967.
3. Кард В., Петров С. Пластилин: Игрушки из пластилина. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.
4. Зайцева А. Мозаика у вас дома: техники, идеи, решения – М.: Эксмо, 2010. – 64с.
5. Миллз Т. Искусство мозаики: энциклопедия, 2007.
6. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
7. Реан А.А, Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика - СПб.: Питер, 2001.
10. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
11. Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. – «Русич», 2007г.
12. Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции» 2005г.
13. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1998.
Для детей:
1. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. М.: Оникс, 2000.
2. Перверетень Г.И. Мозаика из круп и семян – М.: АСТ, 2010 – 12с.
X. Приложения
Приложение 1
Основные понятия
Декоративно – прикладное искусство – название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Мозаика – вид ДПИ, в мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.
Витраж – (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение ДПИ или орнаментального характера из цветного стекла.
Батик – это вид ДПИ, ручная роспись по ткани.
Чип – отдельный элемент в мозаике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа "Мозаика из ткани"
Программа основного курса для детей 11-14 лет...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.
Направленность программы «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...
Внутришкольный контроль и проектно-ориентированный анализ состояния воспитания в образовательном учреждении: выполнение требований и реализация образовательных программ дополнительного образования детей.
Из опыта работы школы....
Образовательная программа дополнительного образования детей « Игрушки из бумаги » Для детей 9-16 лет и старше.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.Одним из видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но ...
Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей "Танцевальная аэробика"
В материале представлены мною разработанные диагностические материалы (конкретные задания и упражнения) для определения степени развития у детей чувства ритма, координации движений, выносливости, гибк...