рабочая программа кружка "Лоскутная мозаика"
рабочая программа по технологии по теме
Вязание является народным ремеслом. Приобщение девочек к рукоделию с раннего детства позволяет им ближе познакомиться с культурой нашего народа.
Данная программа направлена на формирование культуры человека, развитие таких качеств, как настойчивость, терпение и воспитание хорошего эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhki.loskutnaya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации округа Муром
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20
Имени Героя Советского Союза В.И.Филатова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Лоскутная мозаика и волшебный клубок»
( программа рассчитана на 4 года обучения детей 10-14 лет)
Разработчик программы
учитель технологии
Бондарева Т.В.
Педстаж 26 лет,
1 квалификационная категория
2013 год.
Пояснительная записка.
Вязание является народным ремеслом. Приобщение девочек к рукоделию с раннего детства позволяет им ближе познакомиться с культурой нашего народа.
Данная программа направлена на формирование культуры человека, развитие таких качеств, как настойчивость, терпение и воспитание хорошего эстетического вкуса.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Это даёт возможность учащимся пополнить сваи знания и приобрести новые умения и навыки при вязании крючком и спицами и работе с тканью.
Лоскутное шитьё это очень увлекательное занятие, которое передаётся по наследству. Сегодня оно очень актуально и востребовано. В программу включены несложные виды работ, которые позволят всем желающим приобрести необходимые навыки при работе с тканью.
Вязание на спицах один из самых старинных видов декоративно – прикладного искусства, которое существует более трёх тысяч лет. К сожалению, многие молодые мамы не владеют этим видом рукоделия и не могут научить своих дочерей. Разработанная мной программа кружка, позволит научить девочек вязать спицами традиционные узоры и освоить технику вязания орнамента различными способами.
Великолепные кружева и кружевные композиции вызывают восторг у сегодняшних поклонников моды. Ведь до сих пор так и не создана вязальная машина, которая эмитировала бы вязку крючком. В данной программе отведено достаточно занятий, чтобы научить девочек вязать крючком несложные поделки.
Программа предполагает не только использование различных традиционных методов обучения, таких как, объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, контроль выполнения задания, широкое использование фотографий, журналов, но и новые формы работы.
Это сотрудничество с центром народного творчества и посещение выставок, что позволит разнообразить работу кружка и сформировать хороший эстетический вкус.
В целях экономии материальных затрат необходимо нацеливать детей на повторное использование старых и бывших в употреблении вязаных вещей. Такой подход к данной проблеме научит девочек быть бережливыми и хорошими хозяйками.
Тематическое планирование построено таким образом, что выполнение практических работ усложняется с каждым годом.
На теоретические занятия ежегодно запланировано по 10 часов и по 62 часа на практические занятия.
Цели:
сформировать устойчивую мотивацию к рукоделию с помощью обучения детей лоскутному шитью и вязанию – как одному из самых распространённых и любимых видов декоративно – прикладного творчества.
Задачи:
-формирование представлений о роли труда в жизни человека
-приобретение технологических знаний по лоскутной технике
-приобретение начальных технологических знаний о вязании спицами и крючком
-овладение основными этапами и способами преобразования деятельности: определение целей и задач деятельности, планирование, организация их практической реализации
-воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения
-развитие творческих способностей.
Методическое обеспечение программы.
Формы и методы обучения
В процессе обучения используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия: лекции, игры, праздники, конкурсы и др.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
-словесный (беседа, рассказ…)
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ работ, работа по образцу и др.)
-практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно – иллюстрационный (воспринимают и усваивают готовую информацию)
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности
-частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися
-индивидуально – фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
-групповой – организация работы в группах
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
-и другие.
Содержание курса
1.Вводный урок
1-й год обучения
Теоретические сведения.
Цели и задачи кружковой работы. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе. Организация теоретической и практической части занятий.
Практические работы.
Знакомство с содержанием и последовательностью изучения курса.
Знакомство с библиотечкой кабинета и выставкой работ учащихся.
Варианты объектов труда.
Библиотечка кабинета. Электронные средства кабинета.
2-й год обучения
Теоретические сведения.
Цели и задачи изучения кружковой работы во 2-й год занятий.
Санитарно-гигиенические требования при работе в мастерской. Организации процесса обучения.
Практические работы.
Знакомство с библиотечкой и средствами обучения.
Варианты объектов труда.
Книги, журналы, иллюстрации, эскизы, открытки, электронные средства.
3-й год обучения
Теоретические сведения.
Цели и задачи изучения кружковой работы во 2-й год занятий.
Санитарно-гигиенические требования при работе в мастерской. Организации процесса обучения.
Практические работы.
Знакомство с библиотечкой и средствами обучения.
Варианты объектов труда.
Книги, журналы, иллюстрации, эскизы, открытки, электронные средства.
4-й год обучения
Теоретические сведения.
Цели и задачи изучения кружковой работы в 3-й год занятий.
Санитарно-гигиенические требования при работе в мастерской. Организации процесса обучения.
Практические работы.
Знакомство с библиотечкой и средствами обучения.
Варианты объектов труда.
Книги, журналы, иллюстрации, эскизы, открытки, электронные средства.
2.Создание изделий и сувениров в технике вязания крючком.
1-й год обучения.
Теоретические сведения.
Материалы и инструменты для вязания крючком. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Положение рук при работе. Основные виды петель и приёмы их выполнения: начальная и воздушные петли. Условное обозначение петель.
Вязание прямоугольного полотна. Вязание по кругу столбиками без накида.
Правила безопасной работы.
Практические работы.
Освоение приёмов работы крючком. Вязание игольницы «Лягушка» столбиками без накида по кругу.
Работа по схемам. Вязание прямоугольных изделий.
Вязание «сеток» в технике столбиков с накидами.
Вязание салфетки с использование техники вязание «веера».
Изготовление изделий от разработки идеи до готового изделия.
Варианты объектов труда.
Образцы вязок. Вязание несложных изделий: игольница, прямоугольное полотно, схемы.
2-й год обучения.
Теоретические сведения.
Закрепление знаний полученных за первый год обучения.
Плотное и ажурное вязание по кругу. Освоение технике вязание «веера».
Выполнение коллективной работы.
Правила безопасной работы.
Практические работы.
Освоение приёмов вязания крючком ажуров по кругу. Освоение техники вязания «веера».
Освоение технике вязание квадратов.
Разработка и завершение работы с учётом эстетических требований.
Варианты объектов труда.
Коллекция готовых работ. Образцы вязок. Вязанные крючком изделия: цветы, салфетки, панно.
3-й год обучения.
Теоретические сведения.
Закрепление знаний полученных за первые годы обучения.
Плотное и ажурное вязание по кругу. Освоение технике вязание от угла.
Освоение техники вязания квадратов различными способами.
Правила безопасной работы.
Практические работы.
Освоение приёмов вязания крючком ажуров по кругу. Освоение техники вязания от угла.
Освоение технике вязание квадратов.
Разработка и завершение работы с учётом эстетических требований.
Варианты объектов труда.
Коллекция готовых работ. Образцы вязок. Вязанные крючком изделия: цветы, прихватка от угла, диванная подушка.
4-й год обучения
Теоретические сведения.
Закрепление знаний полученных за 3 года обучения.
Работа над индивидуальной выкройкой. Освоение техники работы крючком по индивидуальной выкройке. Сборка и тепловая обработка готовых изделий связанных крючком.
Правила безопасной работы.
Практические работы.
Освоение приёмов вязания крючком по индивидуальной выкройке. Сборка готовых изделий.
Варианты объектов труда.
Образцы выкроек. Образцы готовых изделий связанных крючком. Юбка.
3. Создание изделий в технике лоскутной мозаики.
1-й год обучения
Теоретические сведения.
История лоскутной мозаики. Материалы и инструменты для работы с тканью. Подбор ткани, подкладок, приспособлений. Приёмы изготовления шаблонов. Приёмы работы с тканью. Оформление готовых изделий.
Практические работы.
Освоение приёмов работы на швейной машине и вручную. Изготовление прихваток прямоугольной формы по разработанной схеме.
2-й год обучения
Теоретические сведения.
Приёмы составления эскизов для наволочки на диванную подушку. Техника аккуратного шитья. Техника быстрого раскроя.
Практические работы.
Изготовление наволочки на диванную подушку с использованием техники быстрого раскроя и аккуратного шитья лоскутиков.
3-й год обучения.
Теоретические сведения
Сборка лоскутного верха в технике быстрой стёжки. Приёмы обработки краевых срезов.
Практические работы.
Изготовление настенного панно в технике быстрой стёжки. Обработка краевых срезов.
4-й год обучения.
Теоретические сведения.
Сборка лоскутного верха объёмного изделия. Особенности обработки изделия больших размеров.
Практические работы.
Изготовление пледа на диван в технике лоскутной мозаики.
4.. Создание изделий и сувениров в технике вязания спицами.
1-й год обучения.
Теоретические сведения.
История вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания на спицах. Подбор пряжи в зависимости от выбранного изделия. Приёмы вязания на спицах. Набор петель начального ряда. Закрепление петель. Техника выполнения лицевой и изнаночной петель.
Практические работы.
Освоение приёмов вязания на спицах. Выполнение изделий лицевыми и изнаночными петлями. Платочная и чулочная вязки.
Варианты объектов труда.
Образцы вязок. Коллекция вязанных изделий на спицах. Схемы вязания несложных рисунков. Образцы изделий с использование схем в технике «снятая петля». Вязание изделий на спицах с применением изнаночных и лицевых петель: шарфы, сумки, коврики.
2-й год обучения.
Теоретические сведения.
Закрепление знаний и умений, полученных за 1-й год обучения. Приемы вязания на спицах путем чередования петель в одном ряду с использование лицевых и изнаночных петель. Знакомство со схемами различных вязок. Чтение схем. Технология вязания резинок. Орнамент. Чтение схем с орнаментом. Вязание изделий и сувениров при помощи орнамента.
Практические работы.
Освоение приёмов вязание резинок различными способами. Выбор материалов и инструментов для вязания. Вязание узоров по схемам с использованием петель лицевых и изнаночных. Технология выполнения изделий. Освоение приёмов вязания орнаментов по схемам. Изготовление изделий от эскиза до готового изделия.
Варианты объектов труда.
Образцы вязок. Коллекция работ. Схемы. Вязание изделий на спицах с использованием схем. Вязание изделий с использованием орнамента в качестве декоративной отделки.
Вязанные сувениры, игольницы, прихватки, коврики, наволочки на подушки.
3-й год обучения.
Теоретические сведения.
Выполнение накидов. Приёмы вязания ажурных образцов по схемам. Приёмы работы спицами с дополнительной петлёй. Техника выполнения работ по вязанию жгутов и кос.
Практические работы.
Освоение приёмов работы с накидом. Чтение схем. Приёмы работы с третьёй спицей. Чтение схем. Изготовление жилеты по своему эскизу с использованием разработанной схемы.
4-й год обучения.
Теоретические сведения.
Приёмы убавления петель. Убавление петель на рельефном полотне.
Реглан, вывязанный от горловины.
Практические работы.
Освоение приёмов работы по убавлению петель. Освоение вязания техники реглан. Вязания свитера от горловины.
Учебно – тематический план
1 год обучения
№ п.п | Тема занятия | теория | практика |
1 2 3 4 | Вводное занятие. Пряжа и её свойства. Инструменты и приспособления для вязания. Вязание крючком. Техника набора петель на крючок и вязание столбика без накида. Вязание игольницы «Лягушка» по кругу: -вязание первого круга (зелёный) -вязание второго круга (красный) -вязание третьего круга (белый) -соединение изделия и набивка, изготовление отделочных элементов. Техника вязания столбиков с одним накидом. Работа по схемам. Лоскутная мозаика. Правила Т.Б. Историческая справка. Инструменты и приспособления, вспомогательные материалы. Ткани. Подкладка. Изготовление шаблонов. Техника лоскутного шитья. Сшивание лоскутиков вручную. Изготовление прихватки фигурной формы. Техника вязания на спицах. Набор петель. Лицевая петля. Платочная вязка. Закрепление петель последнего ряда. Изнаночная петля. Чулочная вязка. Техника двухцветного вязания Горизонтальные полосы. Работа по схемам в технике «вязание орнамента способом снятая петля». Вязание изделий спицами (шарф, пляжная сумка, коврик…) | 1 1 1 1 2 2 1 1 | 1 1 2 2 2 2 2 2 6 1 1 8 10 2 2 4 2 2 2 8 |
10 часов | 62 часа |
Учебно – тематический план
2 год обучения.
№ п.п | Тема занятия | теория | практика |
1 2 3 4 | Вводное занятие. Вязание крючком. Вязание салфетки: -набор петель и вывязывание основы -выполнение простого «веера» -выполнение усложнённого «веера» -окончательная обработка салфетки Панно «Цветы». Коллективная работа. Вязание украшений для панно «цветы». Оформление панно. Лоскутная мозаика. Изготовление наволочки на диванную подушку в технике пэчворк. Выбор узора. Заготовка шаблонов. Раскрой деталей. Соединение деталей, сметывание. Оформление лицевой стороны. Оформление нижней части наволочки. Соединение деталей. Оформление застёжки. Окончательная обработка изделия. Техника вязания на спицах. Вязание резинок: -резинка 1х1 -резинка 3х3 Вязание узоров с использованием изнаночных и лицевых петель. Вязания орнамента по схемам. Вязание игольницы по схеме «звёздочка»: -вязание верхней части -вязание нижней части -соединение деталей, окончательная обработка. Изготовление сувениров | 1 1 2 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 4 6 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 6 |
10 часов | 62 часа |
Учебно – тематический план
3 год обучения.
№ п.п | Тема занятия | теория | практика |
1 2 3 | Вводное занятие. Вязание крючком. Техника вязания крючком от угла. Прихватка, связанная от угла. Техника вязания квадратов. Прямоугольная салфетка. Техника вязания «бабушкин квадрат». Вязание диванной подушки: -расчёт количества петель, выбор пряжи -вязание верхней части изделия -вязание нижней части изделия -соединение деталей, набивка -окончательная обработка изделия, украшение. Лоскутная мозаика. Изготовление настенного панно. Коллективная работа. Составление эскиза. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей. Сметывание и стачивание деталей верхней части. Смётывание и стачивание деталей нижней части. Обработка краевых срезов. Окончательная обработка. Вязание на спицах. Ажурное вязание. Накид. Вязание схем с накидами. Техника вязания с дополнительной спицей. Жгуты, косы. Вязание схем с дополнительной спицей. Выбор схемы и расчёт количества петель для жилета. Вязание жилета. | 1 1 1 1 2 2 2 | 4 4 2 2 2 4 2 2 2 6 4 4 4 2 4 4 2 8 |
10 часов | 62 часа |
Учебно – тематический план
4 год обучения.
№ п.п | Тема занятия | теория | практика |
1 2 3 | Вводное занятие. Вязание крючком. Особенности выполнения индивидуальной выкройки для вязанных изделий крючком. Тип фигуры и расчёт индивидуальной выкройки. Выкройка. Выбор вязки для работы. Изготовление образца. Расчёт количества петель. Вязание юбки. Сборка и тепловая обработка готового вязанного изделия. Лоскутная мозаика. Изготовление пледа. Составление эскиза. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей. Сметывание и стачивание деталей верхней части. Смётывание и стачивание деталей нижней части. Обработка краевых срезов. Окончательная обработка пледа. Вязание на спицах. Убавление петель. Убавление петель на рельефном полотне. Способы прибавления петель вдоль линии реглана. Вязание свитера. Окончательная обработка изделия. | 2 2 2 2 2 | 1 3 2 2 1 1 8 2 2 4 6 4 4 2 2 12 4 |
10 часов | 62 часа |
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших кружковые занятия:
В результате девочки должны знать и понимать:
-роль труда в жизни человека
-технологию изготовления лоскутных изделий
-содержание общих приемов вязания
-сферы применения вязаных изделий
-назначение инструментов и приспособлений во время практической работы и правила безопасной работы с ними
-личную значимость продуктов своего труда и труда других людей.
Уметь:
-выполнять последовательность технологических операций
-уметь подбирать ткани по цвету
-определять и соблюдать последовательность технологически операций при вязании крючком и спицами
-организовывать своё рабочее место и соблюдать правила безопасного труда
-использовать рисунки, эскизы и схемы для своей работы
-создавать несложные вязаные изделия и работы из лоскутиков ткани
-оценивать результаты своего труда.
Список литературы для учителя.
- Балашова М.Я. Ручное вязание. М., 1987г.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка.- М., 2010г.
- Ефременко Т.И. Кружок вязание крючком. –М., 2011г.
- Крылова С.А. Книга о доме.,- Алма-Ата. 2012г.
- Моисеенко Ю.Е. Волшебный клубок.- Минск, 2009г.
- Петухова В.И. Умелые руки .-М., 2011г.
- Срезенкова Н.В. Украшения и дополнения к одежде.- Минск 2011г.
- Журналы, альбомы, открытки с иллюстрациями изделий.
Список литературы для учеников.
- Бурда. Волшебный клубок .-М., 2010г.
- Максимова М.В. Азбука вязания.- М., 2012г.
- Сокол И. А. Мастерица.- М., 2011г.
- Альбомы «Вязание -2010»,
- Журналы «Золушка»
- Журналы для вязания, открытки, брошюры
7.Ким Х. Риттер Стёганые лоскутики. Эксмо-пресс 2011г.
Название работы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | 4-й год обучения |
Техника вязания крючком | 20 часов: | 16 часов: | 20 часов: | 20 часов |
Лоскутная мозаика | 20 часов: | 22 часа: | 22 часа: | 22 часа |
Вязание на спицах | 22 часа: | 24 часа: | 20 часов: | 20 часов |
К-во часов на практические занятия | 62 часа | 62 часа | 62 часа | 62 часа |
К-во часов на теорию | 10 часов | 10часов | 10часов | 10 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по математике "Математическая мозаика"
Основные характерные особенности факультативной работы по математике: некоторая произвольность выбора тематики занятий; разнообразие форм работы с учащимися; занимательность; выделение сравнительно не...
Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" - 5 класс
Содержание курса "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать....
Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" 6 класс
Содержание программы "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать. Программа позволяет ос...
Рабочая программа по учебному курсу «Математическая мозаика» (компонент основной образовательной программы ООО) ФГОС ООО 5 г класс
Курс «Математическая мозаика» введён в 5 классе по результатам мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей). В учебном плане на изучение курса ...
Рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная мозаика"...
Рабочая программа кружка аппликаций "Мозаика"
Кружковая работа - это неотъемлемая часть воспитания. Предлагается рабочая программа кружка "Мозаика", с помощью которой можно заинтересовать каждого воспитанника....
Рабочая программа кружка "Математическая мозаика" для 5 класса
В программе представлены темы занятий математического кружка для обучающихся пятых классов ...