Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»
рабочая программа по технологии на тему
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_dop_obrazovaniya_butryakova_np.docx | 82.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа дополнительного
образования детей художественного направления
«Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»»
Составитель - Бутрякова Н.П., педагог дополнительного образования.
Срок реализации - 2 года. Возраст детей – 14-18 лет.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»» относится к художественному направлению реализации дополнительного образования детей.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Концепция программы
Конструирование, моделирование, изготовление одежды и декоративная отделка изделий, все виды деятельности связаны с человеческой жизнью.
Костюм – один из элементов мировой и национальной культуры. В нем, как в капле воды, отражен огромный мир: природные условия, особенности быта, политические и исторические события, опыт народа, его темперамент и образ жизни, взаимоотношения мужчины и женщины в обществе, архитектура и др.
В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области декоративно-прикладного творчества, включая знакомство с русскими традициями и культурно-национальными особенностями Москвы. Знакомство с историческим и народным костюмом способствует приобщению воспитанников к достижениям мировой культуры, помогает лучше понять историю и быт разных народов. Знакомство с русским костюмом, его символикой, образным решением, пластикой, а также изучение обрядов и традиций, связанных с костюмом, помогает детям глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои национальные особенности, ощутить преемственность национальных традиций не только в костюме, но и в самом образе жизни.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи самобытной культуры России будущим поколениям. Костюм является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений. Изучение истории костюма – это возможность возрождения в человеке чувства своей земли, связи со своим народом.
Рабочая программа «Студии – мастерской «МИР КОСТЮМА»» построена на взаимодействии общего и дополнительного образования и способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Актуальность
Сегодня недостаточно дать детям только определённую сумму знаний – ведь им предстоит трудиться в стремительно обновляющемся мире. И необходимо с первых школьных лет прививать подрастающему поколению трудолюбие и умение творчески мыслить. Актуальность этой программы заключается в том, что незаслуженно утраченный интерес к изготовлению одежды и различным видам декоративно – прикладного творчества в последние годы стал возрождаться и снова становится увлечением многих людей. В современных условиях в некоторых семьях это является дополнительным источником пополнения бюджета семьи. Приобщение детей к различным видам работ – это и подготовка к будущей семейной жизни. Ведь основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны каждому человеку.
Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она предлагает познакомить детей с историей костюма и моды, через декоративно-прикладное творчество и создание швейных изделий. Программа направлена на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения образовательного процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Принципиальным является то, что занятия направлены на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
- творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у детей умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе дополнительного образования;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса
Программа объединения составлена на основе примерной программы для внешкольных заведений и общеобразовательных школ «Конструирование и моделирование одежды» М., Просвещение 1986г. и образовательной программой дополнительного образования детей «Костюм – язык социального общения» сост. Л.А. Столпакова.
Условия реализации программы
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей в возрасте от 14 до 18 лет. Обучение рассчитано на 2 года обучения по 76 часов в год ( 152 часа). Курс обучения включает в себя теоретическую часть и практическую работу.
При разработке данной программы ставилась цель осуществить ее преемственность с действующей программой базисного учебного плана в образовательной области «Технология», что позволяет в максимальной степени использовать учащимися опыт, учебную базу мастерской по обработке ткани и имеющиеся в ней средства обучения и тенденцию ее развития. Программа предусматривает два года обучения. Первый год – приобретение основных знаний, умений и навыков рассчитан на детей 14 -15 лет, которые имеют элементарные навыки шитья и основываются на знаниях, полученных на уроках «Технологии». Второй год обучения – творческое использование полученных знаний, умений и навыков рассчитан для детей 15 – 18 лет. У подростков достаточно сформированы внимание, усидчивость, способность воспринимать и осмысливать сложную информацию, необходимые для освоения программы. Двухгодичное обучение дает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения.
Данная программа ориентирована на изучение и использование народных традиций при моделировании одежды. Вся работа в объединении тесно связана с народным искусством, поэтому дети знакомятся с историей народного костюма, национальными традициями, народными промыслами. Программа дополнена разделами об историческом костюме, народном костюме, о современных направлениях моды, о способах конструирования и моделирования одежды, об изучении технологий ручной и машинной обработки тканей. Дети, прошедшие полный курс обучения по программе, должны свободно ориентироваться в многообразии исторической одежды, в истории моды, воплощать теоретические знания в прикладном творчестве: выполнять эскизы костюмов. Как итог обучения – изготовление и показ собственного костюма или коллекции. Также в программу включен раздел «Изготовление аксессуаров» к костюму.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.
Программа способствует воспитанию активной творческой личности, способной самостоятельно организовать трудовую деятельность, умело использовать полученную информацию, знания, умения и навыки. Одной из важнейших задач является формирование у детей отношение к одежде как к одному из средств самовыражения и создания индивидуального стиля.
Большое внимание в программе уделено выработке индивидуального стиля ребенка: выбор цвета, конструкционных материалов, соответствии материала выбранной модели, выбор моделей в соответствии индивидуальным особенностям фигуры.
На занятиях дети осваивают навыки конструирования моделей по индивидуальным меркам, это способствует развитию образного мышление, пространственное воображение, что поможет при работе с журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру.
В процессе работы с печатной литературой по истории костюма, моды и стиля, а также с журналами «Силуэт», «Бурда Моден» развивается эстетический вкус детей, они знакомятся с современным направлением подростковой и молодежной моды.
При использовании выкройки журналов, технологии быстрого шитья сохраняется время для воплощения замыслов в готовое изделие. У детей возникают мотивированный интерес к трудовому процессу, потому, что за период обучения они могут сшить несколько изделий для себя и своих близких, скомплектовать одежду и создать рациональный современный гардероб.
Знакомство с различными технологиями и их реализация обеспечивают благоприятные условия для ведения учащихся профориентационной работы и представляют собой образовательное поле для выполнения у учащихся профессиональных проб в различных сферах деятельности человека.
Предмет изучения программы – процесс создания одежды от проектирования до производства.
Программа включает в себя несколько информационных блоков:
- история костюма;
- дизайн одежды;
- история моделирования;
- конструирование;
- моделирование костюма;
- технология изготовления одежды;
- технология изготовления аксессуаров;
- декоративно – прикладное творчество;
- цветоведение
- рисунок
- косметика, макияж, прически
- сценическая пластика, дефиле
- практика социального общения.
Изучение курса помогает детям не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и устанавливать гармоничные отношения с миром.
Цель программы – выявление и развитие способности ребенка к творческой самореализации и самовыражению, как в области материальной культуры, так и в социуме.
Ценности, на которых построена программа:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и художественно-эстетическом направлении;
- развитие культуры труда;
- формирование технологических знаний и умений;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию и самоопределение детей;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач.
1. Обучающие задачи:
- приобрести общие представления о назначении одежды, ее классификации и стилях; требованиях к одежде;
- усвоить элементарные знания об истории костюма;
- изучить размеры и пропорции человеческого тела и приобрести умения с помощью одежды корректировать свой внешний облик;
- изучить основы и овладеть навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды и изготовления аксессуаров к костюму;
- приобрести умения грациозно и свободно двигаться, демонстрируя модели одежды;
- формировать навыки ношения и демонстрации одежды;
- освоить способы создания и постановки показа коллекций одежды.
2. Развивающие задачи:
∙ развивать моторные навыки, глазомер и точность движений;
∙ совершенствовать интеллектуальный потенциал личности;
∙ развивать образное мышление, художественный вкус и чувство прекрасного;
∙ оказывать помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией;
∙ формировать правильную осанку.
3. Воспитывающие задачи:
∙ вырабатывать адекватную самооценку;
∙ приобщать к общечеловеческим ценностям;
∙ осознавать себя частью и носителем культуры своего народа;
∙ воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение, стремление к красоте и желание ее создавать.
4. Здоровьесберегающие задачи:
- знать, как влияет одежда и ткани, из которых она сшита, на здоровье человека;
- знать о требованиях, предъявляемых к одежде;
- соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических требований при изготовлении швейных изделий, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья;
- владеть правилами организации рабочего места.
Отличие данной программы от школьных программ состоит в существенно большем объеме информации, знаний, умений и навыков, получаемых детьми; в большей вариативности способов моделирования, конструирования и обработки изделий; в использовании новых технологий; в индивидуальном подходе к детям.
Особенность данной программы состоит во взгляде на костюм, который рассматривается не только как предмет декоративно-прикладного творчества, но и как язык социального общения.
Программа рассчитана на подростков 14-18 лет – возраст, когда ребята еще не всегда знают, как выразить свою индивидуальность в адекватных формах. Дети хотят быть красивыми и модными, и поэтому шьют реальную одежду, соответствующую их внутреннему миру, сегодняшней моде, позволяющую им выразить себя. В данной программе не ставится задача превратить воспитанников в профессиональных портных или дизайнеров. Умение выражать себя в простом и простыми средствами – задача не менее творческая.
Данная программа ориентирована на изучение и использование народных традиций при моделировании одежды.
В ней предусмотрено построение основных конструкций плечевых изделий и поясных изделий расчетно-графическим методом, моделирование, а также использование выкройки из журналов мод и предлагается вариативность способов их корректировки с учетом особенностей фигуры и осанки. Используются различные методы получения нужной конструкции из выбранной базовой; широко применяется метод наколки, который в других программах дается ограниченно или не освещается вовсе.
В программе большое внимание уделяется не только изготовлению одежды, но и таким вопросам, как коррекция осанки и походки, дефиле, начальные навыки рисунка, изготовление эскизов и т.д.
Учащиеся 14-18 лет, как правило, имеют элементарные навыки шитья, определенные знания по истории, основные геометрические и математические представления. Также у подростков достаточно сформированы внимание, усидчивость, способность воспринимать и осмысливать сложную информацию, необходимые для освоения программы. Программа предназначена для девушек, но не исключает возможность обучения и юношей при оперативной корректировке отдельных тем.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для детей средних и старших классов. Прием желающих заниматься в кружке осуществляется в начале учебного года.
Руководителем объединения проведена подготовительная работа по привлечению ребят к занятиям. Занятия в объединении, как на первом, так и на втором году обучения проводятся в течение всего учебного года один раз в неделю с учетом возрастных особенностей, режима дня и занятости ребят в школе. Отбор в группы производится при активном желании ребенка создавать одежду, аксессуары и интерес к данному виду деятельности. В объединение зачисляются дети, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. При зачислении в группу 1-го года обучения желательным является наличие элементарных навыков изготовления швейных изделий. В школе изучается предмет «Технология» с 5 класса в полном объеме, поэтому дети имеют основные навыки работы на машине с электроприводом, знают основы конструирования и моделирования, имеют опыт выполнения изделий предусмотренных основной программой. Опыт показывает, что, даже если таковых нет и первые самостоятельные опыты шитья неудачны, при большом желании дети осваивают программу довольно успешно.
Для проведения занятий в школе имеется швейная мастерская, которая оснащена всем необходимым оборудованием для выполнения поставленных задач.
Формы проведения учебных занятий подобраны с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета. Для качественного усвоения программы с каждым ребенком ведётся индивидуальная работа по обработке выполнения технических операций и приёмов. Каждая работа наглядно показывает возможности детей. Выбирается дифференцированный подход, все удачи поощряются, все недочёты тактично и мягко исправляются. В качестве формы контроля знаний применяется опрос. В конце учебного года на итоговом занятии каждый ребенок представляет свою творческую работу. Формами оценки качества работы могут быть самооценка, коллективное обсуждение, мини – выставки, творческий проект и др. Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках – городских, районных, персональных. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Программа объединения предусматривает теоретические и практические формы занятия:
• теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа);
• практические (экскурсии, работа с инструкционными картами, изготовление швейных изделий, показ моделей, защита проектов).
Работа с родителями
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям
большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Формы работы с родителями:
1. Родительские собрания. В течение года проводятся два родительских собрания. На собрании в начале года руководитель объединения знакомит родителей с целями и задачами объединения, структурой, содержанием, организацией объединения. К собранию организовывается выставка творческих работ детей. Второе собрание проводится в конце учебного года, на котором подводятся итоги года, организуется выставка, выполненных работ за год.
2. Индивидуальные встречи «разговор по душам».
3. День открытых дверей, на которых знакомят родителей
4. Приглашение родителей на школьные праздники.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате изучения данного курса дети получат возможность формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения детьми являются:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность детей к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личного смысла изучения конструирования, моделирования и изготовления одежды;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности.
- коммуникативная компетенция в общении, учебно-исследовательской деятельности
Метапредметными результатами являются:
- способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию одежды;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию выбора технологии изготовления изделий;
- отражение результатов деятельности в форме защиты проекта;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании создании одежды, имеющих личностную значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности" с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда, правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения детьми программы являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания одежды;
- оценка технологических свойств материалов и их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания одежды;
- умение использовать базовые понятия, определения, терминологию в конструировании, моделировании, технологии изготовлении одежды;
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса;
- подбор материалов с учетом назначения изделия, требований к одежде, конструктивных особенностей;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление инструкционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для изготовления коллекций одежды на заданные темы;
- демонстрация выполненных изделий и защита проекта изделия;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин с электродвигателем;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектирования одежды.
Тематическое планирование
Первый год обучения
Тема | Всего часов | Количество часов | ||
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Цели и задачи кружка «Конструирование и моделирование одежды» Анкетирование учащихся. | 2 | 2 | - |
I. | История моделирования | 10 | ||
2. | Источники моделирования одежды. Исторический и народный костюм как источники моделирования. | 2 | 2 | |
3. | Создание современных моделей фольклорного стиля. Знакомство с коллекциями ведущих российских модельеров (Н.П. Ламанова В.Зайцев, В. Юдашкин) | 2 | 2 | |
4. | Тенденции современной моды. | 2 | - | |
II. | Конструирование костюма | 16 | 3 | 13 |
5. | Понятие плечевых изделий. Размеры фигуры, основные мерки. Определение размера изделия. | 1 | 3 | |
6. | Построение чертежа плечевого изделия с различной степенью прилегания по фигуре. | 6 | ||
7. | Перевод выкройки из журнала. | 1 | 3 | |
8. | Основные детали различных конструкций лифа. Линии и срезы деталей лифа | 1 | 1 | |
III. | Моделирование костюма | 12 | 2 | 10 |
9. | Моделирование выкройки путем переноса вытачек, построение рельефов, кокеток. | 1 | 3 | |
10. | Методы моделирования (эскиз, наколка) | 1 | 3 | |
11. | Выбор модели для пошива. Зарисовка эскиза. Описание модели. Расчет расхода ткани. | - | 2 | |
12. | Внесение изменений в выкройку, подготовка выкройки к раскрою. | - | 2 | |
IV. | Технология изготовления женской одежды | 26 | ||
13. | Свойства тканей, подбор фурнитуры. Особенности раскроя тканей с рисунком. Правила раскроя. | 1 | 1 | |
14. | Пошив плечевого изделия на индивидуальную фигуру с рукавом. | 2 | 22 | |
V | Изготовление аксессуаров к костюму | 6 | ||
VI | Выставка и показ моделей. Участие в фестивале театров костюма. | 4 | ||
Итого | 76 |
Второй год обучения
Тема | Всего часов | Количество часов | ||
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Организация рабочих мест. Правила техники безопасности. Планирование работы кружка анкетирование учащихся. | 2 | 2 | |
I. | История моделирования | 10 | ||
2. | Тенденции современной моды. Моделирование на основе народных и исторических традиций. Творчество модельеров. | 2 | 2 | |
3. | Народный костюм в моделировании. Костюмы разных народов. | 2 | 2 | |
4. | Северорусский и южнорусский народный костюм. Костюм Московской губернии. | 1 | 1 | |
II. | Конструирование одежды | 14 | ||
5. | Конструирование воротников | 2 | 2 | |
6. | Конструирование рукавов | 2 | 4 | |
7. | Внесение изменений в готовую конструкцию, построение оборок, воланов. | 2 | 2 | |
III. | Моделирование костюма. | 14 | 4 | 10 |
8. | Пропорции тела человека. | 1 | 1 | |
9. | Законы композиции. Элементы и средства композиции. Роль цвета, фактуры и рисунка ткани в композиции. | 2 | ||
10. | Техническое рисование эскизов моделей. | 2 | ||
11. | Моделирование и конструирование методом наколки. | 1 | 3 | |
12. | Моделирование костюма на конкретную фигуру. | 4 | ||
IV. | Технология изготовления одежды. | 32 | 5 | 27 |
13. | Технология изготовления швейных изделий. Пошив плечевого изделия или коллекции. | 4 | 24 | |
14. | Декоративная отделка изделий | 1 | 3 | |
V. | Выставка и показ моделей. | 4 | ||
Итого | 76 часов |
Содержание программы
Первый год обучения
- Введение – 2 часа. Программа и задачи 1-го года обучения. Ожидаемые результаты. Понятие о моделировании одежды. Составляющие моделирования. Техника безопасности. Цели и задачи кружка «Конструирование и моделирование одежды» Анкетирование учащихся.
История моделирования – 10 часов
- Источники моделирования одежды. Народный и исторический костюм как источники моделирования – 4 часа
Источники моделирования одежды: природа, музыка, исторические события, архитектура, искусство и т.п. Исторический и народный костюм как источники моделирования. Использование декоративных и конструктивных особенностей народного костюма. Повторяемость образов и форм в искусстве, природе, жизни. Представление о преемственности традиций в области создания костюма. Объяснение необходимости соответствия костюма своему времени. Отражение в современном костюме черт исторического и народного костюмов.
Практическая деятельность. Знакомство с примерами (визуальными) влияния архитектуры, исторических событий на моделирование костюма; изучение образцов костюмов с использованием предметов школьного музея «Студии-мастерской «МИР КОСТЮМА» и т.д.
Эвристические задания. Найти (в журналах мод) примеры использования традиций изготовления народного и исторического костюма в одежде.
Творческая работа. Создание эскизов одежды, отражающих образы архитектуры, природы, народного и исторического костюмов.
- Создание современных моделей фольклорного стиля. Знакомство с коллекциями ведущих российских модельеров (Н.П. Ламанова В.Зайцев, В. Юдашкин) - 4 часа
Теоретические сведения: Знакомство с искусством первого российского модельера, основоположником советского дизайна и конструирования Ламановой Н.П., коллекциями В.Зайцева, Б.Васильева и Юдашкина.
Практические работы: подготовка сообщений, составление презентаций, зарисовка эскизов.
4. Тенденции современной моды - 2 часа
Тенденции и направления современной моды «прет-а-порте» (силуэты, стили, формы, длина, линия талии, цвет, обувь, дополнения, отделка, прически, макияж). Зарубежные и российские показы коллекций одежды «прет-а-порте». Понятие «стиль в одежде».
Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовки моделей, обсуждение.
Эвристические задания. Выбор понравившейся модели, соответствующей собственному внешнему облику.
Формы подведения итогов. Беседа-опрос о модных тенденциях; использование полученной информации при выборе модели для пошива.
Конструирование костюма - 16 часов
5. Понятие «плечевых» и «поясных» изделий. Размеры фигуры, основные мерки. Определение размера изделия – 4 часа
Понятие «поясных» и «плечевых» изделий. Снятие основных мерок, необходимых для определения размера изделия (О.г., О.б., О.т., рост). Различие в размерах изделия, созданного по российским и европейским стандартам. Стандартизация фигур, стандартные фигуры.
Практическая деятельность. Снятие учащимися мерок друг с друга (работа в паре), определение своего размера по российской и европейской классификации.
Формы подведения итогов. Проверка правильности снятия мерок и определение размера.
6. Построение чертежа плечевого изделия с различной степенью прилегания по фигуре. – 6 часов
Расчет инструкционной каты, построение основы чертежа плечевого изделия, расчетно-графический метод построения чертежа на индивидуальную фигуру. Силуэты в женской одежде. Внесение изменений в основу чертежа.
Практическая деятельность. Запись и расчет инструкционной карты. Построение основы чертежа плечевого изделия, внесение изменений в основы чертежа для получения прилегающего, приталенного, трапециевидного силуэта.
Форма подведения итогов. Проверка чертежей.
7. Перевод выкройки из журнала. – 4 часа.
Работа с журналами «Силуэт», «Бурда Моден». Определение размеры фигуры с помощью таблицы мерок. Условные обозначения. Приемы увеличения или уменьшения выкроек на один размер (36-34-32). Работа с инструкцией по пошиву изделия: предполагаемые ткани и расход. Изготовление выкроек. Последовательность технологической обработки изделия, припуски на швы, план экономической раскладки выкроек на ткани. Изготовление и вырезание выкройки. Приемы художественного конструирования.
Практическая деятельность. Изучение условных обозначений. Перевод выкройки определенного размера. Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру. Внесение изменений или дополнений в конструкцию выкройки.
Форма подведения итогов. Проверка подготовки выкройки к раскрою.
8. Основные детали различных конструкций лифа. Линии и срезы деталей лифа. – 2 часа Знакомство с линиями, срезами, различных конструкций полочки и спинки.
Практическая деятельность. Визуальное знакомство с основными деталями различных конструкций лифа и их зарисовка (в тетради)
Форма подведения итогов. Проверка зарисовок эскизов
Моделирование костюма – 12 часов
9. Моделирование выкройки путем переноса вытачек, построение рельефов, кокеток. – 4 часа.
Перенос нагрудных вытачек в различные срезы полочки. Построение рельефов, подрезов, кокеток. Представление нагрудной вытачки в виде сборок по линии середины переда, от линии кокетки или подреза.
Практическая деятельность. Выполнение переноса вытачек с помощью шаблонов в масштабе 1:4.
Форма подведения итогов. Выполнение переноса вытачек в тетради.
10. Методы моделирования (эскизы, наколки) – 4 часа
Метод наколки как один из способов моделирования одежды. Область применения метода наколки (моделирование, конструирование). Определение методом наколки: формы, силуэта, размера формы. Направление ткани; расположение рисунка, расположение, размер и форма деталей, отделки и т.д. Принципы конструирования методом наколки. Последовательность действий. Конструирование лифа изделия облегающей формы с рельефами на полочке наколкой на манекен (расположение нити основы; наколка ткани на манекен по линии середины переда и спинки; закалывание боковых и плечевых швов; формирование и закалывание вытачек и рельефов; раскалывание наколки). Внесение уточнений в конструкцию.
Практическая деятельность. Наколка на манекен конструкции лифа изделия облегающей формы с рельефами на полочке.
Моделирование общей формы костюма, отдельных его частей; направление ткани, расположение рисунка, деталей при проектировании одежды для показа коллекций.
Эвристические задания. Наколка лифа с рельефами, отличными по форме от заданных.
Творческая работа. Самостоятельное моделирование костюма или его частей методом наколки.
Формы подведения итогов. Просмотр и сравнение конструкций, созданных разными парами воспитанниц (на манекене и в развертке).
11. Выбор модели для пошива. Зарисовка эскиза. Описание модели. Расчет расхода материалов. – 2 часа
Требования, которые необходимо учитывать при проектировании: эстетические, гигиенические, экономические. Знание модных тенденций; учет назначения одежды, особенностей фигуры и внутреннего мира человека, его манеры держаться, социального статуса и т.д. Гармония модели, конструкции и ткани. Выбор ткани для отдельной модели или для пошива коллекции моделей. Создание моделей для показа коллекций. Принципы объединения моделей в коллекцию: единство образного решения, стилистики, ткани, конструкций, цвета и т.д. Использование комбинированных методов при моделировании и конструировании костюма.
Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовки различных моделей, описание конструктивных особенностей. Анализ точности выполнения требований; назначение коллекции. Предварительная наколка на манекен, эскизирование.
Проектирование модели. Выбор ткани (при проектировании коллекции отдельное занятие проводится в магазине). Конструирование комбинированным методом (наколка, расчетный метод), внесение изменений в выбранную базовую конструкцию. Расчет расхода материалов.
Формы подведения итогов. Просмотр и утверждение эскизов. Проверка расчетов расхода материалов.
12. Внесение изменений в выкройку, подготовка выкройки к раскрою. – 2 часа
Определение размера в соответствии со своими мерками по таблице в журнале. Нахождение нужного листа выкроек. Нахождение необходимых деталей на листе выкроек. Перенесение выкройки на кальку: обозначения деталей, количество деталей, нити основы, рассечки. Прибавки на швы. Внесение изменений и дополнений в выкройку.
Эвристические задания. Уточнить выкройку по своим размерам.
Творческая работа. Внести простейшие изменения в конструкцию.
Формы подведения итогов. Проверка правильности снятия выкройки, точности линий, данных прибавок.
Технология изготовления женской одежды – 26 часов.
13.Свойства тканей, подбор фурнитуры. Особенности раскроя тканей с рисунком. Правила раскроя. 2 часа.
Изменение свойств ткани в зависимости от направления – вдоль нити основы, вдоль нити утка, по диагонали. Раскрой ткани с учетом расположения нити основы в изделии. Учет направленности и размера рисунка. Раскрой ворсовых тканей, вельвета и бархата. Расположение деталей выкройки на ткани.
Практическая деятельность. Определение нити основы, утка, косого направления ткани. Определение направленности рисунка, направления ворса, разнооттеночности.
Определение расположения лекал на ткани (в соответствии с направлением нити основы).
Форма подведения итогов. Проверка раскладки выкройки на ткани, выполнения припусков на швы и точность выкраивания деталей.
14. Пошив плечевого изделия на индивидуальную фигуру 24 часа
Последовательность обработки простых плечевых изделий. Выбор ткани, ее обработка перед раскроем.
Практическая деятельность. Расположение нити основы на деталях кроя в зависимости от модели и ткани. Раскладка лекал. Раскрой и подготовка к 1-й примерке. Проведение примерки. Уточнение конструкции, внесение изменений в конструкцию. Обработка вытачек, рельефов, боковых швов, среднего шва спинки, разрезов или шлиц. Подготовка ко 2-й примерке. Проведение примерки. Уточнение линии горловины и проймы, внесение изменений. Обработка горловины подкройными обтачками (2-й способ) или окантовочным швом. Обработка пройм. Обработка застежки «молния» (одним из способов). Соединение лифа с юбкой. Уточнение и обработка линии низа.
Формы подведения итогов. Контроль качества в процессе освоения отдельных операций; контроль качества готовых изделий; анализ эстетического, конструктивного и технологического качества костюма после показа моделей одежды или фотосъемки.
Изготовление аксессуаров к костюму – 6 часов.
Значение аксессуаров при создании костюма. Дополнения и аксессуары как элементы создания образа. Стиль, цвет, формы, материалы.
Практическая деятельность. Создание аксессуаров из ткани. Текстильные бусы, броши, украшения для волос. Сумки в лоскутной технике.
Выставка и показ моделей – 4 часа.
Фотосъемка, показ моделей как работа по демонстрации одежды. Обувь, дополнения, прическа и макияж.
Практическая деятельность. Подбор дополнений, обуви, прически и макияжа.
Фотосъемка или показ моделей одежды.
Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение фотоснимков, анализ демонстрации моделей одежды.
Второй год обучения
- Вводное занятие. ПТБ. Планирование и анкетирование - 2 часа .
организация рабочих мест. Планирование работы кружка, анкетирование учащихся. Просмотр коллекций моделей молодежной моды.
История моделирования – 10 часов.
- Тенденции и направления современной моды – 4 часа Понятия: силуэты, стили, формы, длина, линия талии, цвет, обувь, дополнения, отделка, прически, макияж. Зарубежные и российские показы коллекций одежды «прет-а-порте». Понятие «стиль в одежде».
Знакомство с творчеством Н.П. Ламоновой, В. Зайцевым., В. Юдашкиным – русский народный костюм как важная составляющая современного костюма.
Практическая деятельность. Просмотр презентаций о творчестве российских модельеровр, журналов мод, зарисовки моделей, обсуждение.
Эвристические задания. Выбор понравившейся модели, соответствующей собственному внешнему облику.
Формы подведения итогов. Беседа-опрос о модных тенденциях; использование полученной информации при выборе модели для пошива.
3. Народный костюм в моделировании. Костюмы разных народов – 4 часа
Принципы использования народного костюма как источника вдохновения в моделировании. Заимствование или интерпретация декоративных и конструктивных решений. Усвоение образных, стилевых, силуэтных решений; использование характерных отделок, украшений, тканей и т.д.
Различия декоративно-образного решения костюмов отдельных народов. Костюм Японии, Средней Азии, Юго-Восточной Азии, Индии, Испании, стран Африки, Западной Европы, Латинской Америки, цыганский костюм как источники вдохновения модельеров.
Характерные черты костюмов отдельных народов, их отличие от русской традиционной одежды. Представление об образном, стилевом, силуэтном, цветовом решении костюма.
Практическая деятельность. Визуальное знакомство с одеждой отдельных (вышеперечисленных) народов. Посещение выставок и музеев. Просмотр книг, журналов мод. Зарисовка костюмов.
Эвристические задания. Отыскать в журналах мод изделия, смоделированные по народным мотивам, и определить, костюмы каких народов стали источником вдохновения.
4. Северорусский и южнорусский народный костюм. Костюм Московской губернии.- 2 часа Образно-декоративное и цветовое решение русского народного костюма. Идеал красоты, отраженный в традиционной народной одежде. Отличие северорусского народного костюма от южнорусского.
Костюмы (обзорно) XVIII – XIX вв. различных губерний России. Одежда жителей Московской губернии. Использование элементов русского народного костюма в современной моде.
Приобщение к традициям своего народа, приобретение представления об идеалах красоты русского народа. Понятие о связи традиционного костюма с образом жизни, нравственными ценностями, обычаями народа; представление о костюме как элементе системы: культура – человек – общество, о неразрывности составляющих этой системы.
Практическая деятельность. Знакомство с русским народным костюмом по книгам и экскурсиям на выставки и в музеи. Использование русских народных традиций российскими и зарубежными модельерами; элементы народного костюма в коллекциях других детских коллективов.
Эвристические задания. Отыскать черты русского народного костюма в современной одежде.
Творческая работа. Использовать народные традиции при проектировании одежды.
Конструирование одежды – 14 часов.
5. Конструирование воротников – 4 часа.
Способы построения воротников (расчетный, наколка, комбинированный). Основные типы воротников и их конструирование (отложной плосколежащий; отложной с притачной или цельнокроеной стойкой; воротник – «стойка», прилегающий к шее или отстающий; воротник – «хомутик»).
Практическая деятельность. Построение конструкций различных воротников в тетради. Зарисовка формы воротников.
Эвристические задания. Построение конструкции выбранного воротника для конкретного изделия.
Формы подведения итогов. Оценка качества готового воротника (на изделии).
- Конструирование рукавов – 6 часов
Построение основы чертежа втачного одношовного рукава. Построение рукава реглан путем объединения втачного рукава с деталями спинки и полочки. Комбинированные рукава.
Практическая деятельность Построение конструкций различных рукавов в тетради. Зарисовка моделей с различными формами рукавов.
Эвристические задания. Построение конструкции выбранного рукава для конкретного изделия.
Формы подведения итогов. Оценка качества построения чертежа рукава и взаимосвязи его с проймой.
- Внесение изменений в готовую конструкцию. Построение воланов, оборок.
Снятие мерок. Внесение изменений в инструкционную карту. Изменение основы чертежа плечевого изделия в соответствии с уточненными мерками.
Построение способы выкраивания воланов: по кругу, по спирали. Расчет длины оборок.
Практическая деятельность. Снятие мерок. Уточнение и изменение выкройки в соответствии с мерками. Построение воланов по кругу, по спирали.
Формы подведения итогов. Проверка выкройки, построения чертежа волана.
8. Пропорции тела человека. – 2 часа.
Основные пропорции фигуры человека. Различие в пропорциях фигуры взрослого и ребенка, в пропорциях мужской и женской фигур. Соотношение частей женской фигуры.
Разнообразные типы женских фигур, зависящие от соотношения основных размеров и осанки. Условно-пропорциональная фигура, ее зарисовка (построение).
Практическая деятельность. Визуальное знакомство с различными типами женских фигур. Построение условно-пропорциональной женской фигуры. Определение соотношения частей тела.
9. Законы композиции. Элементы и средства композиции – 2 часа
Понятие композиции костюма; ее роль в образно-эмоциональном восприятии костюма. Форма, линия, цвет – элементы композиции. Композиционный центр. Роль формы и линии в композиции костюма. Величина и характер формы. Вертикальные, горизонтальные и наклонные линии.
Практическая деятельность. Рассмотрение примеров влияния формы и линии на композицию костюма. Анализ композиционного решения отдельных костюмов.
Эвристические задания. Использование полученных знаний при проектировании одежды.
10. Техническое рисование эскизов моделей.- 2 часа
Знакомство с профессиями художник по костюму, закройщик. Понятие о техническом рисунке. Описание модели.
Практическая деятельность Зарисовка технических эскизов моделей различных силуэтов, конструктивных деталей. Создание эскизного ряда моделей.
Формы подведения итогов Просмотр и сравнение рисунков с описанием модели.
11. Моделирование и конструирование методом наколки - 4 часа.
Последовательность действий при проектировании (моделировании) одежды методом наколки. Выбор общей формы, силуэта изделия с учетом свойств ткани, назначения одежды и т.д. Выбор направления нити основы в изделии. Разработка соотношения отдельных частей формы, расположение отделки, размер и форма деталей. Конструктивная проработка формы (расположение и размер вытачек, рельефов, сборок, драпировок и т.д.). Раскалывание наколки, внесение необходимых уточнений с помощью расчетного метода.
Практическая деятельность. Предварительная наколка на манекен или фигуру при моделировании изделий для себя. Конструктивная разработка изделия и моделирование отдельных элементов костюма в процессе пошива.
Выполнение отдельных упражнений при изучении темы.
Творческая работа. Наколка на манекен изделия повышенной сложности. Образное решение костюмов с помощью метода наколки.
Формы подведения итогов. Анализ успешности применения метода наколки при выполнении заданий и в процессе пошива изделия. Анализ результатов применения метода при просмотре готовых изделий.
12. Моделирование костюма на конкретную фигуру – 4 часа
Требования, которые необходимо учитывать при моделировании (или выборе) костюма (эстетические, гигиенические, экономические). Соответствие проектируемого костюма внешнему облику человека, манере держаться, назначению, условиям эксплуатации. Гармония модели, конструкции и ткани. Выбор методов моделирования. Простая наколка на манекен или фигуру или зарисовка модели (рабочий эскиз).
Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовка различных моделей, выбор базовой модели и внесение в нее желательных изменений при эскизировании.
Простейшая наколка на манекен или фигуру. Выбор модели для пошива. Выбор ткани.
Эвристические задания. Разработка собственных эскизов.
Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение эскизов; анализ результатов моделирования при обсуждении готовой модели одежды.
Технология изготовления одежды -32 часа
13. Технология изготовления плечевого изделия с рукавом. – 28 часов
Расположение нити основы на деталях кроя. Раскладка лекал, раскрой, подготовка и проведение 1-ой примерки. Стачивание вытачек, рельефов, обработка кокеток, плечевых, боковых швов, обработка воротников, рукавов, застежки. Выполнение второй примерки. Внесение изменений. Обработка и втачивание воротника (одним из способов), обработка и втачивание рукавов. Обработка линии низа. Окончательная отделка изделий.
Практическая деятельность. Рассмотрение вариантов обработки подбортов и воротника и способов втачивания воротника в горловину. Обработка воротника, подбортов, втачивание воротника в горловину одним из способов при пошиве изделия.
Формы подведения итогов. Проверка знания последовательности обработки (опрос). Контроль качества обработки изученных узлов в готовом изделии.
14. Декоративная отделка изделий. -4 часа.
Способы декоративной отделки изделия: вышивка, аппликация, роспись, фелтинг.
Практическая деятельность. Выполнение декоративной отделки костюма.
Выставка и показ моделей 4 часа.
Понятие коллекции моделей одежды. Формирование отдельных моделей в коллекции. Образное решение отдельной модели. Дополнения и аксессуары как элементы создания образа.
Практическая деятельность. Подбор дополнений и аксессуаров. Репетиция показа моделей (дефиле).
Эвристические задания. Нахождение собственного «рисунка» показа.
Формы подведения итогов. Демонстрация моделей и ее анализ.
Список литературы для руководителя кружка
- Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. – N 3. – С. 15-18.
- Программы для внешкольных заведений и общеобразовательных школ «Конструирование и моделирование одежды» М., Просвещение 1986г.
- Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)
- Конструирование и моделирование одежды: Учеб.пособие для вузов/А.И. Мартынова, Е.Г. Андреева – М.: Московская государственная академия легкой промышленности, 1999. 216стр., с ил.
- Технология швейного производства: Учеб.пособие для сред.проф.учеб.заведений/ Э.К.Амирова, А.Т. Труханова, О.В. Саккулина, Б.С. Саккулин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-480с.
- Ксименская Н.М. История костюма – М.: Легкая индустрия, 1977.
- Мерцалова И.Н. Поэзия народного костюма - М.: Молодая гвардия, 1992.
- Орлова Л. Азбука моды –М.: Просвещение, 1988.
- Штольц М.И. Авторская программа по технологии (для учащихся 8-х классов).
- Пармон Ф.М. Композиция костюма – М.: Легкая промышленность, 1985.
- Щеголихина А.К. и др. Рисунок – М.: Легкая индустрия, 1996.
- Высоцкая З. «Портной Изготовление женских юбок» Издательство: Академия 2008, 64с.
- Радченко И. «Основы конструирования женской одежды» Раб. Тетрадь, Начальное профессиональное образование, Академия, 2006, 80с.
- Блиничева Н.Б., Мельников Б.Н. Я и мир чудесных тканей. - М., 1976
- Лабзина А.Я. и др. Обслуживающий труд: Уч. Пособие для учащихся 7 класса. - М.,1985
- Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историкоэтнографический источник. - М., 1978
- Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала ХХв. - М.,1984
- Основы художественного ремесла: B 2 ч./под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. - 2-е изд. - М.,1986, - Ч. 1.
Список литературы для детей
Конструирование и моделирование женской одежды. 8 класс Изд. Дрофа 2007 г.
- Блиничева Н.Б., Мельников Б.Н. Я и мир чудесных тканей. - М., 1976
- Чижиков Л.П. «Кружок конструирования и моделирования одежды»
- Лабзина А.Я. и др. Обслуживающий труд: Уч. Пособие для учащихся 7 класса. - М.,1985
- Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историкоэтнографический источник. - М., 1978
- Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала ХХв. - М.,1984
- СD «Сокровища народного творчества» ООО «Видеостудия «КВАРТ»
- СD «Народное искусство» ООО «Видеостудия «КВАРТ»
- СD «Русский народный костюм» ООО «Видеостудия «КВАРТ»
Список литературы для родителей.
- Волохова Е.Д. Дом семья – С-П.: Русский издательский дом, 1997.
- Орлова Л. Азбука моды –М.: Просвещение, 1988.
- Журнал «Бурда Моден» с выкройками.
- Шитье – мое хобби. – Оффенбург: Э. Бурд, 1992.
- Блиничева Н.Б., Мельников Б.Н. Я и мир чудесных тканей. - М., 197
- Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала ХХв. - М.,1984
Видео и аудиоматериалы
- Программы дополнительного образования. Вып. 2. / Серия: Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека. [Электронный ресурс] - 1 электрон. опт. диск (CD ROM). – М.: МГДД(Ю)Т, 2006.
- СD «Сокровища народного творчества» ООО «Видеостудия «КВАРТ»
- СD «Народное искусство» ООО «Видеостудия «КВАРТ»
- СD «Русский народный костюм» ООО «Видеостудия «КВАРТ»
Интернет-ресурсы
- http://dopedu.ru/chudozhestvenno-esteticheskaya-napravlennost/kostiumyazik-
sotsialnogo-obscheniya
- http://fcior.edu.ru
- http://art.ioso.ru/mediafestival/2010/projects.htm "Северные мотивы в современном дизайне"Авторы: Бутрякова Екатерина, Коршунова Екатерина, 9 класс, школа №930, г.Москва, 2009-2010 уч. Г.
- http://art.ioso.ru/mediafestival/2012/projects/930-9-naaa-prj.htm Виртуальная экскурсия «Костюм московской губернии XIXвека» Автор: Носова Анна, 10 класс, школа №930, г.Москва 2011-2012 уч.г.
- http://art.ioso.ru/mediafestival/2013/projects/930-11-pe-prj.htm «Женские образы в творчестве В.А. Тропинина» Автор: Покровская Екатерина, 10 класс, школа №930, г.Москва, 2012-2013 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).
Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по...
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"МИР КОСТЮМА
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"...
Тематическая структура музея "Студия - мастерская МИР КОСТЮМА"
Тематическая структура музея "Студия -мастерская МИР КОСТЮМА"...
Авторская программа художественно-эстетической направленности "Родничок"
Данная программа по хореаграфии "Родничок" разработана для детей младшего возраста и расчитана на трех годичный курс...
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года
Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...
дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Творческая Мастерская
Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному и присущему человеку тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает пе...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности студии музыкального развития «Мы вместе» модуль№2 «Веселые нотки»
Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки....