Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »
план-конспект по теме

Чиркова Светлана Анатольевна

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с  дымковской игрушой. .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Вводное занятие  1 г. о.

«Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Цель: развитие мотивации к декоративно- прикладному творчеству.

Задачи:

Образовательная: познакомить  с разнообразием дымковской игрушки, алгоритмом  изготовления игрушки.                 

Развивающая:  учить чувствовать материал: пластичность, выразительность глины.

Воспитательная: воспитывать у детей  гордость за  традиционный  Вятский промысел.      

Оборудование: - медиопроэктор с экраном

                            - дымковские игрушки для выставки

                            - дымковские игрушки в различных стадиях готовности

                            - глиняное тесто

                            - темперные краски

                            - кисточки

                            - скрепки

                            - тарелочки  и стаканчики с водой

                            - небольшие тряпочки для рук

                            - салфетки для практической работы

                         

Ход занятия

I.Организационный этап:

 ( педагог)                  Спешу для Вас я улыбнуться,

                                    Не сомневайтесь – вас здесь ждут.

                                    Итак, начнём без промедления

                                    Минуты тикают, идут.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Светлана Анатольевна. Я очень рада нашей встрече с вами. Спешу пригласить вас в свою творческую мастерскую, где мы познакомимся с вятским промыслом – «Дымковская игрушка», попробуем с вами лепить и расписывать  глиняную игрушку.                  

 II. Основной этап:               (Слайд с природой)

 - (педагог) Наша  родина – Вятская земля… Земля, родившая стране и миру много легендарных личностей. Земля, которая дала нам такой уникальный народный промысел, как «Дымковская игрушка». Анатолий Иванович Деньшин исследователь, художник, неуёмный  пропагандист  народного искусства, вятской игрушки, благодаря этому человеку, о ней узнали во всём мире.   (Слайд  Деньшин)

     

  «Дымково»                    

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей?

В ней нету  цвета дымного,

то серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

 От капелек росы,

В ней что–то есть  от радости,

Гремящей  как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично,

В ней молодость – изюминка

В ней удаль и размах…

Сияйте охра с суриком,

 По всёй земле в домах!

Сияйте охра с суриком,

Чтоб всем – светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымково

Растают, на всегда!

                                   

                                              ( слайд – слобода Дымково)

   На левом, низком берегу Вятки располагалась слобода Дымково. А на высоком правом -  город Киров. Если посмотреть с высокого берега ранним утром, когда топятся печки и дым стелется к земле, то можно едва разглядеть низенькие приземистые домики мастериц, утопающие в дымке. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

 Именно в слободе Дымково появились первые  мастерицы, которые  лепили свои игрушки на забаву детям.  Анна Афанасьевна Мезрина старейшая известная мастерица дымковской игрушки. Евдокия Захаровна Кошкина, Зинаида Фёдоровна Безденежных, Зоя Васильевна Пенкина.        

                         ( 2 слайда – мастериц  дымковской игрушки)

      Замечательно, что этот промысел сохранился до наших дней и продолжает развиваться.  

      Изделия вятских мастериц имеют огромный успех, как в нашей стране, так и за рубежом. Дымковская игрушка – это визитная карточка Кировской области.  (Слайд)

     Вот и  в мастерской нашего объединения ребята уже более 10 лет создают замечательные глиняные игрушки.

                                          ( слайд объединения) 

 ( педагог показывает выставку работ)

Ребята, а какие традиционные дымковские игрушки вы знаете?

      (9-17слайд, показ игрушек дети называют названия игрушек )

   

-Для изготовления игрушки нужно немного – глина и вода, а получается «ЧУДО!»  

 

-Мастерица О.И.Коновалова считает – «Дымковская игрушка рождается три раза:   первое рождение, когда слепится,    

второе, когда обожжется,    третье, когда распишется.                 (Слайд со словами Коноваловой )

   Сюжеты игрушек мастерицы берут из жизни.  (19,20,21,22Слайд)

 -Давайте познакомимся с последовательностью  выполнения дымковской  игрушки?          

     (23 слайд  с порядком выполнения игрушки)

    Практическая работа:

1. Лепка шара.          

- Ребята,  у вас есть сегодня возможность почувствовать себя настоящими мастерами дымковской игрушки.

У вас на столах в пакетике глина, приготовленная для лепки, мастерицы называют её глиняным тестом.  Возьмите в руки почувствуйте, какая она мягкая, пластичная, эластичная, податливая можно сделать всё что захочешь. Давайте, слепим (28Слайд шар)   « Шар с секретом»!  

В чём секрет? (думают) Он полый! Давайте скатаем в ладошках шарик круглый. Скрепкой достанем внутреннюю глину и лепёшечкой закроем дырочку. Снова покатаем в ладошках аккуратно наш шарик. Вот и слепился - родился шарик. (Показ расписанного) Тот самый, который кидали с Раздерихинского оврага на празднике «Свистунья», когда поминали невинно убиенных.    

-Лепка – это первое рождение игрушки.

                               ( слайд 28)

2.После лепки игрушку СУШИМ ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ.

Найдите на столе высушенную игрушку (сравните с только что слепленной).  Наш шар сушим 3 дня, свистульку 5 дней, индюка 2 недели и дольше.

    А потом игрушку обжигаем. Раньше обжигали в русских печах, на костре, (29 Слайд) сейчас обжиг производят в специальных муфельных печах. (30 Слайд) Температура  от 900-1200гр, при этом игрушка в печке становится прозрачно-красной. После обжига глина меняет цвет:            со светло-серого - на  оранжево-красный. (31Слайд) Найдите обожжённую игрушку у вас на столе. Она звонкая, крепкая, глина  кристаллизировалась.

-Обжиг – это второе рождение!

     -Как вы думаете гладкая ли  игрушка после обжига?

      -  Нет

Правильно. Гладкость игрушке придаётся при помощи наждачной бумаги. Этот процесс называется шлифовка. Это пыльная работа мы не будем её выполнять сегодня. Вы потрогайте игрушку и сравните обожженную и шлифованную. Чем отличаются игрушки?

- Что делают дальше с игрушкой?                                                                                          

Игрушку надо побелить.(32Слайд) Мастерицы  белят игрушку до 6 раз.  За счёт побелки придается игрушке особая гладкость. Раньше белили, белилами, разведенными на молоке, при этом образовалась казеиновая плёнка, что придавало игрушке прочность.

В наши дни мастерицы белят водоэмульсионной краской, она более прочная,  не пачкается. Мы белим 2 раза, чтобы невидно было глину сквозь светлые  тона краски.  

   -Третье рождение -  это  Роспись.  (33Слайд )

 

 В росписи есть несколько правил     (34слайд  с правилам)

1. Начинаем роспись с самого светлого цвета.

2.  Расписываем сверху вниз.

3.   Начинаем работу с самого крупного элемента

     росписи.

-Яркие, теплые, греющие душу цвета красок

     мастерицы берут из природы.    (35 Слайды с природой)

Чтобы назвать какими цветами мастерицы расписывают игрушку, выполните следующее задание. Сложите анаграмму, назовите получившийся цвет.  

 А ещё в росписи мастерицы используют такой цвет - ФУКСИН, РОЗОВКА. Этот цвет как радуга: на желтом -  оранжевый, на оранжевом - красный, на красном - рубиновый, на голубом - фиолетовый, на зелёном – коричневый, а на белом – алый. Если развести фуксин с белым получится – розовка, так нежно называют этот цвет мастерицы.

( дети определяют  цвета, последние 2 цвета:

Фуксин  и  розовку, называет  и показывает педагог.)

Индюк это визитная карточка дымковской игрушки.                                             (39слайд – картинка индюка

 Особенности росписи:

               Хвост расписывается с двух сторон.

               Волан на хвосте с тыльной стороны уже.

               Черный цвет придаёт игрушке яркость, контрастность, но используется в конце росписи.

Определить порядок:

        Желтый цвет:  глаза, клюв,  кольца по кругу на хвосте  и  крыльях, волан в центре крыльев, пятно на грудке, ноги.

        Оранжевый цвет:  воланы, пятна на хвосте, на грудке по кругу.

        Синий цвет: волан на крыльях, пятно в кольцах желтых на хвосте, на крыльях, цепочка из мелких пятен.

         Красный цвет: гребешок, нижнее веко глаза, бородка, кольцо в центре хвоста,  по 2 пятна между желтыми кольцами на хвосте и крыльях,  цепочка из пятен на ногах.

       Зелёный цвет:  пятно в центре хвоста, горошины справа и слева от оранжевого пятна на хвосте и крыльях, пятна на ногах.

       Рубиновый цвет:  горошины  на бугорочках оранжевого волана,  линия на волане в центре хвоста, лепестки на желтых кольцах на хвосте и крыльях, линия на крыльях, маленькое пятнышко в красных пятнах.

       Чёрный цвет: глаза - бровь зрачок, элемент изгородь, вокруг оранжевого пятна, линия из точек на грудке в форме лучей.

     Показать элементы росписи:  

          ПЯТНО,  КОЛЬЦО,  ТОЧКА,  ПОЛОСА,  ВОЛНА,  ОВАЛ,

 КЛЕТКА,  ШТРИХ,  СЕТОЧКА,    КРАПИНКИ,  солнышко

Это сложная по исполнению игрушка. Ее могут выполнить только опытные мастерицы. А мы с вами попробуем расписать  тоже птичку, но  по - проще.

Это утка-свистулька  (Показ игрушки)

                                               (40слайд – картинка свистульки)

 -Утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Лепили их в больших количествах к ярмарке, тысячами штук. Давайте, рассмотрим, как она расписана.

Дети: Клюв, ножки, шапочка – красные, крупный узор кольцо – синие, оранжевое пятнышко в серединке, глаза и мелкие соединительные элементы – черные.  

 Педагог:

Краски используются специальные - темперные, кисточки колонковые, сделанные  из шерсти морского зверя  Колонка. (36Слайд с кисточкой)

        -Но сначала нам надо познакомиться с элементами росписи.

 (37слайд с элементами росписи)

ПЯТНО, КОЛЬЦО, ТОЧКА, ПОЛОСА,

ВОЛНА, ОВАЛ, КЛЕТКА, ШТРИХ, СЕТОЧКА, КРАПИНКИ, СОЛНЫШКО.  

- (педагог) С чего  будем начинать роспись?

- ( ответы детей)

        - (педагог) С самого крупного элемента росписи кольцо. Ставим кисточку вертикально поверхности и надавливаем так, чтобы половина ворса была на поверхности, тем самым проводится широкая полоса,  которую, закручиваем в кольцо, одним движением, контролируя степень нажима на ворс.

Кольцо, распишем синим цветом, так как утки плавают в воде. Оранжевое пятно в кольце, солнце отраженное в воде.

 (38слайд) с элементами росписи: Эта роспись называется «Солнце»  «Лучики» можно изобразить в виде пятнышек, а между ними волнистые линии или прямые  от 1 до 3, или 3 мелкие точки, как на большом индюке, штрихи от2до3, галочка др.

 Давайте сначала попробуем расписать кольцо на листочке бумаги, а потом на игрушке.

          ( дети  выполняют практическую работ под музыку)

III.Итоговый этап:

             Вот и родилась ваша уточка - свистулька.  Поздравляю вас! Уточка ваша  остаётся   радовать вас.  У вас было желание сотворить, а я, вам, чуть-чуть помогла.   А сейчас попробуйте посвистеть, порадуйтесь своему творению!!!  МОЛОДЦЫ!

  (Педагог)  Выйдите к доске, встаньте в кружок.      

- Кому понравилось на занятии у тех уточки полетели в небесную высь,

кому не понравилось у тех поплыли уточки по озеру.

                    ( проходит рефлексия)

- Занятие в нашей мастерской закончилось. (41Слайд) До свидания. До новой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дымковская игрушка"

Задачи: познакомить детей с русским народным промыслом -дымковской игрушкой, историей возникновения промысла, технологией изготовления игрушек, с особенностями росписи дымковских игрушек: белый фон, ц...

Мастер - класс.Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки

Мастер - класс. Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки. Прилагается конспект урока + презентация....

План - конспект занятия "Дымковская игрушка"

Применение метода СДО на занятиии декоративно-прикладным творчеством....

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Древний промысел. Дымковская игрушка».

Цель урока:1.Познакомить учащихся с историей древнего русского промысла глиняной игрушки.2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.3.Развивать творческую и познавательную акти...

План - конспект занятия "Дымковская игрушка"

Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника....

Занятие "Дымковская игрушка"

Цель:Продолжать знакомить детей с дымковской  игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, воспитывая эстетическое отношение к предметам.Задачи:- Закреплять представления о про...

Методическая разработка занятия по художественной керамике "Дымковская народная игрушка. История народного промысла"

Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Народная игрушка» и включает в себя знакомство с историей Дымковского народного промысла, а так же поэ...