Занятие "Дымковская игрушка"
план-конспект
Цель:
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Задачи:
- Закреплять представления о процессе создания игрушек (лепка игрушки, сушка, обжиг, беление, роспись).
- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
- Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам, к труду народных мастеров.
- Обогащать и активизировать словарь детей (Слобода, дымковская игрушка: роспись, орнамент, коняшка, барыня, обжиг, беление, мастера).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dymkovskaya_igrushka.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
КОГБУСО «Мурыгинский детский дом-интернат «Родник»
Беседа
«Дымковская игрушка»
Подготовила:
воспитатель отд. ППП
О.А. Жданова
Июнь 2018г.
Цель:
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Задачи:
- Закреплять представления о процессе создания игрушек (лепка игрушки, сушка, обжиг, беление, роспись).
- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
- Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам, к труду народных мастеров.
- Обогащать и активизировать словарь детей (Слобода, дымковская игрушка: роспись, орнамент, коняшка, барыня, обжиг, беление, мастера).
Звучит народная музыка.
- Организационный момент.
Сегодня я хочу воспеть и восславить
Сердце доброе, щедрость и разум,
Руки искусные люда русского.
- Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. Земля русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своим руками сказочную красоту.
- С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие?
Из чего сделаны? Где?
- Вот мячик! Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.
- А вот игрушки, которые у меня в руках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.
- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили игрушки из глины.
- История возникновения дымковской игрушки.
2. Слайд (Река Вятка).
- Наше с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое и путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – Слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.
- Жили, побывали в Дымково люди работящие, собирались вместе мужики бывало. А управясь дома, бабы приходили, с удалью знакомой пляски заводили. Праздник отмечали - пели, не скучали. Как-то вятичи дружки сели в праздник у реки. Под руками – глина - слой на три аршина. Стали шарики катать, как снежки, бывало... Глину щупать, глину мять - жирная, как сало! И, научились люди из неё игрушки лепить. Глина в поселке красная. Глину собирали в теплое время года, смешивали ее с мелким речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Лепили игрушки зимой, когда на полях работы не было - там снег лежит. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково.
3, 4. Слайд (Село Дымково в 20 веке, дымковская мастерица).
Такой была раньше Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки. А.А. Мезрина. Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.
Ребенок:
В Дымково любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
5. Слайд (Дымковская слобода, г. Киров).
Так Дымковская слобода выглядит сегодня, а цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города.
д
- Знакомство с игрушками.
- Людей, которых лепили глиняные игрушки, называли мастера-умельцы. А игрушку назвали – Дымковской. Вот эти игрушки, посмотрите!
6. Слайд (Дымковские игрушки).
Посмотрите, какие разные и красивые дымковские игрушки.
Ребенок:
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
- Как вы думаете, мастера делают такие игрушки? Из чего и чем расписывают? (Ответы детей).
- Давайте посмотрим.
7, 8. Слайд (Лепка, сушка, обжиг, беление).
Сначала мастера лепят игрушки из глины. Оставляют фигурку сушиться на лавке. Обжигают в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов). Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие.
Их белят мелом, разведенным на молоке.
- Вот эти игрушки, посмотрите! Чем они похожи? (Демонстрация игрушек).
Дети: Белым фоном.
- Как вы думаете почему? Белые они от того, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг все было белым – бело. Зима в наших местах была длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит - вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.
- И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку. Долго они думали и спорили, до самой весны! А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга.
Ребенок:
Яркая Радуга,
Полоска – к полоске,
Линия к линии:
Жёлтая, зелёная, красная, синяя….
Так пусть же игрушка станет красивой –
В жёлтую линию, красную, синюю!
- Давайте рассмотрим наши игрушки. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные.
Ребенок:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? Как, одним словом можно назвать узоры?
Дети: Геометрические.
- Из каких элементов они состоят?
Дети: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, клетка и др.
9, 10. Слайд (Дымковский орнамент, роспись).
- Дымковские игрушки отличаются своим ярким узором.
Ребенок:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор,
Но отвести не в силах взор.
- Почему выбрали именно эти узоры? Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл: круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, круг с серединкой – звездочкой – солнце. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
- Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку, используя яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую. Полюбились мастерам и другие цвета – особенно малиновый и розовый.
Физкультминутка.
Мы игрушки расписные, Стойка прямо, небольшие покачивания плечами.
Хохотушки вятские. Улыбка друг другу с поворотом.
Щеголихи слободские, Поворот вокруг себя.
Кумушки посадские. Небольшие приседания.
У нас ручки крендельком, Показ рук вперед, на пояс.
Щёчки будто яблочки, Легкие прикасания к своим щекам.
С нами издавна знаком Стойка прямо.
Весь народ на ярмарке. Поклон.
- Мастера – умельцы дали имя или название каждой своей игрушке. Посмотрите как здесь много разных красивых барышень.
11. Слайд (Барыня, водоноска, няня).
Ребенок:
А вот и девицы в венце,
Румянец на лице,
Кофточки цветные
Юбки расписные.
- Что дымковские мастера раскрашивали барышням полностью цветом?
Дети: Кокошник, кофточку, оборки платья и передника.
- Да, правильно. Обратить внимание, дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины, а дальше наносился узор на юбку платья и передник.
- Сегодня у нас в гостях конек Дымок из села Дымково.
12. Слайд (Коняшка, козлик, барашек).
- Ребята, вы видите, это не простой конек, а сказочный. А почему он
похож на сказочного?
Дети: Дымковский конек украшен узорами.
- Как представляют коня в русских сказках и легендах? Конь в русских сказках – существо фантастическое: шерсть у него серебристая, хвост и грива золотые. Бежит – из ноздрей и ушей пламя пышет. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие полосы, круги, похожие на солнце и его лучи.
13. Слайд (Индюк, петушок).
Ребенок:
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
- Индюк со своим пышным, красочным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок.
Ребенок:
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
- Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.
14, 15. Слайд (игра «Что лишнее»)
- Дети называют лишние игрушки.
16. Слайд (игра «Угадай и назови»)
- Дети по силуэту отгадывают и называют дымковские игрушки.
- И сегодня дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
VI. Итог:
- С какой игрушкой мы сегодня познакомились? С Дымковской.
- На какой реке находится село Дымково? На Вятке.
- Почему игрушки называются дымковскими? Родина – село Дымково.
- Материал, из которого изготавливают игрушку? Глина.
- Что делают мастера для того, чтобы игрушка была прочной? Обжигают на огне.
- С чем можно сравнить роспись дымковской игрушки? С радугой.
- Каким узором украшены дымковские игрушки? Геометрическим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ
Конспект урока ИЗО в 5 классе...
Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.
Народные игрушки народными мастерами. Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
Методическая разработка по изготовлению игрушки из различного вида тканей «Игрушка - шарик»
1. Данная методическая разработка предназначена для детей 11 - 12 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка». В технологической карте показывается порядок изготовления игрушек на пр...
Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)
Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества"....