Занятие "Дымковская игрушка"
план-конспект

Жданова Ольга Аркадьевна

Цель:

Продолжать знакомить детей с дымковской  игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

Задачи:

- Закреплять представления о процессе создания игрушек (лепка игрушки, сушка, обжиг, беление, роспись).

- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

- Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам, к труду народных мастеров.

- Обогащать и активизировать словарь детей (Слобода, дымковская игрушка: роспись, орнамент, коняшка, барыня, обжиг, беление, мастера). 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dymkovskaya_igrushka.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

КОГБУСО «Мурыгинский детский дом-интернат «Родник»

Беседа

 «Дымковская игрушка»

Подготовила:

воспитатель отд. ППП
О.А. Жданова

Июнь 2018г.


Цель:

Продолжать знакомить детей с дымковской  игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

Задачи:

- Закреплять представления о процессе создания игрушек (лепка игрушки, сушка, обжиг, беление, роспись).

- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

- Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам, к труду народных мастеров.

- Обогащать и активизировать словарь детей (Слобода, дымковская игрушка: роспись, орнамент, коняшка, барыня, обжиг, беление, мастера).  

Звучит народная музыка.

  1. Организационный момент.

Сегодня я хочу воспеть и восславить

Сердце доброе, щедрость и разум,

Руки искусные люда русского.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. Земля русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своим руками сказочную красоту.

- С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие?

Из чего сделаны? Где?

- Вот мячик! Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.

- А вот игрушки, которые у меня в руках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…  Ну а там, где жили гончары, лепили игрушки из глины.

  1. История возникновения дымковской игрушки.

2. Слайд (Река Вятка).

- Наше с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое и путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – Слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

- Жили, побывали в Дымково люди работящие, собирались вместе мужики бывало. А управясь дома, бабы приходили, с удалью знакомой пляски заводили. Праздник отмечали - пели, не скучали. Как-то вятичи дружки сели в праздник у реки. Под руками – глина - слой на три аршина. Стали шарики катать, как снежки, бывало... Глину щупать, глину мять - жирная, как сало! И, научились люди из неё игрушки лепить. Глина в поселке красная. Глину собирали в теплое время года, смешивали ее с мелким речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Лепили игрушки зимой, когда на полях работы не было - там снег лежит. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково.

3, 4. Слайд (Село Дымково в 20 веке, дымковская мастерица).

Такой была раньше  Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки. А.А. Мезрина. Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Ребенок: 

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

5. Слайд (Дымковская слобода, г. Киров).

Так Дымковская слобода выглядит сегодня, а цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города.

д

  1. Знакомство с игрушками.

- Людей, которых лепили глиняные игрушки, называли мастера-умельцы. А игрушку назвали – Дымковской. Вот эти игрушки, посмотрите!

6. Слайд (Дымковские игрушки).

Посмотрите, какие разные и красивые дымковские игрушки.

Ребенок: 

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

- Как вы думаете, мастера делают такие игрушки? Из чего и чем расписывают?      (Ответы детей).

- Давайте посмотрим.

7, 8. Слайд (Лепка, сушка, обжиг, беление).

Сначала мастера лепят игрушки из глины. Оставляют фигурку сушиться на лавке. Обжигают  в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов). Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие.

Их белят мелом, разведенным на молоке.

- Вот эти игрушки, посмотрите!  Чем они похожи?  (Демонстрация игрушек).

Дети: Белым фоном.

- Как вы думаете почему? Белые они от того, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг все было белым – бело. Зима в наших местах была длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит - вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.

- И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку. Долго они думали и спорили, до самой весны! А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга.

Ребенок: 

Яркая Радуга,

Полоска – к полоске,

Линия к линии:

Жёлтая, зелёная, красная, синяя….

Так пусть же игрушка станет красивой –

В жёлтую линию, красную, синюю!

- Давайте   рассмотрим наши игрушки.    (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные.         

Ребенок: 

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? Как, одним словом можно назвать узоры?

 

Дети: Геометрические.

- Из каких элементов они состоят?

Дети: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, клетка и др.

9, 10. Слайд (Дымковский орнамент, роспись).        

- Дымковские игрушки отличаются своим ярким узором.

Ребенок: 

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,

Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор,

Но отвести не в силах взор.

- Почему выбрали именно эти узоры? Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл: круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, круг с серединкой – звездочкой – солнце. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

- Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку, используя яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую. Полюбились мастерам и другие цвета – особенно малиновый и розовый.

Физкультминутка.

Мы игрушки расписные,       Стойка прямо, небольшие покачивания плечами.

Хохотушки вятские.                                             Улыбка друг другу с поворотом.

Щеголихи слободские,                                                                Поворот вокруг себя.

Кумушки посадские.                                                            Небольшие приседания.

У нас ручки крендельком,                                              Показ рук вперед, на пояс.

Щёчки будто яблочки,                                         Легкие прикасания к своим щекам.

С нами издавна знаком                                                                          Стойка прямо.

Весь народ на ярмарке.                                                                                       Поклон.

- Мастера – умельцы дали имя или название каждой своей игрушке. Посмотрите как здесь много разных красивых  барышень.

11. Слайд (Барыня, водоноска, няня).

Ребенок: 

А вот и девицы в венце,

Румянец на лице,

Кофточки цветные

Юбки расписные.

- Что дымковские мастера раскрашивали барышням полностью цветом?

 Дети: Кокошник, кофточку, оборки платья и передника.

- Да, правильно. Обратить внимание, дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины, а дальше наносился узор на юбку платья и передник.

- Сегодня у нас в гостях конек Дымок из села Дымково.

12. Слайд (Коняшка, козлик, барашек).        
- Ребята, вы видите, это не простой конек, а сказочный. А почему он

похож на сказочного?

Дети: Дымковский конек украшен узорами.

- Как представляют коня в русских сказках и легендах? Конь в русских сказках – существо фантастическое: шерсть у него серебристая, хвост и грива золотые. Бежит – из ноздрей и ушей пламя пышет. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие полосы, круги, похожие на солнце и его лучи.

13. Слайд (Индюк, петушок).

Ребенок: 

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

- Индюк со своим пышным, красочным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок.

Ребенок: 

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

- Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

14, 15. Слайд (игра «Что лишнее»)

- Дети называют лишние игрушки.

16. Слайд (игра «Угадай и назови»)

- Дети по силуэту отгадывают и называют дымковские игрушки.

-   И сегодня дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

VI. Итог:

- С какой игрушкой мы сегодня познакомились?                       С Дымковской.

- На какой реке находится село Дымково?                                                           На Вятке.

- Почему игрушки называются дымковскими?                  Родина – село Дымково.

- Материал, из которого изготавливают игрушку?                                    Глина.

- Что делают мастера для того, чтобы игрушка была прочной?     Обжигают на огне.

- С чем можно сравнить роспись дымковской игрушки?                           С радугой.

- Каким узором украшены дымковские игрушки?                   Геометрическим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами.  Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...

Методическая разработка по изготовлению игрушки из различного вида тканей «Игрушка - шарик»

1. Данная методическая разработка предназначена для детей 11 - 12 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка». В технологической карте показывается порядок изготовления игрушек на пр...

Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)

Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества"....