Проект "Солнечный круг" для детей с ограниченными возможностями здоровья
материал (8 класс) по теме

Тележенко Ольга Ивановна

Проект предназначен для социально-психологической взаимоадаптации детей-инвалидов с окружающей средой, создания оптимальных условий для реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего их развития. 

Данный проект разработан учащимися 8б класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды»:

Рябчикова Екатерина;

Крохалева Мария;

Ледяева Марина;

Руководитель: Тележенко Ольга Ивановна.

Проект реализуется в школе в настоящее время

Реа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_solnechnyy_krug.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Ямало-Ненецкий автономный округ                                                                                                                                      Надымский район

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2                                                                   п. Пангоды»

                 

Муниципальный этап Всероссийской                         благотворительной акции «Дети для детей»

        

                                   П  р  о  е  к  т                             

                               «Солнечный круг»

             

Проект выполнили:                                                      Рябчикова Екатерина, Крохалева Мария, Ледяева Марина - учащиеся 8б класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2        п. Пангоды, ул. Ленина,17,                  тел. 552079

Руководитель:                                                                                               Тележенко Ольга Ивановна,

                                                                                               классный руководитель 8б класса

        

         Пангоды  

                                                                           2009

                                                                                       

  1. Полное наименование проекта

Муниципальный этап Всероссийской благотворительной акции «Дети для детей»

Проект « Солнечный круг»

  1. Краткая аннотация проекта

Муниципальный этап Всероссийской благотворительной акции «Дети для детей»

Проект « Солнечный круг»

Социально-психологическая  взаимоадаптация детей-инвалидов с окружающей средой, создание оптимальных условий для реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего их развития.

Тип проекта: локальный.

География проекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды»

Стадия реализации проекта: в процессе реализации.

Данный проект разработан учащимися 8б класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды»:

Рябчикова Екатерина;

Крохалева Мария;

Ледяева Марина;

Руководитель: Тележенко Ольга Ивановна.

       3. Актуальность проекта

В нашей школе обучается 6 детей-инвалидов. Проблема общения со сверстниками, преодоление чувства неуверенности, неловкости, страх перед обществом у этих ребят является наиболее острой. Она актуальна не только для нашего образовательного учреждения, но и в целом -стране.

Дети-инвалиды  часто социально неустроенны: родителям трудно помочь им определить круг общения, участвовать в праздниках, организованных школой и учреждениями дополнительного образования совместно со здоровыми сверстниками, проводить выходные дни. В результате изоляция негативно сказывается на его будущем, ограничивает возможности и перспективы. Одной из самых важных проблем занятия свободного времени детей и подростков полезно значимой деятельностью является участие их в организации досуга детей-инвалидов.

Оторванность от школы, класса, ровесников, друзей, ставят проблемы их психологической и социальной адаптации в обществе.

Между тем дети, лишенные здоровья, нередко бывают награждены  прекрасными вокальными данными, абсолютным слухом, математическими способностями, умением рисовать, писать стихи…

Помочь этим детям раскрыться, выявить таланты, создать условия для реализации своих способностей должны, конечно же, взрослые и дети, их товарищи.

У часто болеющего ребенка, ребенка-инвалида психика совершенно другая. И нужно так затронуть эмоциональные стороны души, чтобы он увидел свои возможности, чтобы у него появилось желание творить и получать от этого удовольствие.

Мы решили разработать проект «Солнечный круг». Цель данного проекта - организация помощи детям-инвалидам, помочь установить их связь с внешним миром, наладить контакты со сверстниками и взрослыми, обеспечить доступ к культурным ценностям.

Данный проект рассчитан на учащихся школы, классов, в которых учатся дети-инвалиды, родителей, психолога, администрацию школы.

Для его реализации была поставлена следующая цель:

Восстановление индивидуальной и общественной ценности детей-инвалидов, расширения их жизненного пространства через занятия творчеством и музыкой.

   Задачи проекта

1.  Включение детей с ограниченными возможностями в различные виды   индивидуальной    и  коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей;

2.  Развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.       

3.  Приобщение их к активному, творческому образу      жизни,   физической культуре;

   4. Помочь ребенку-инвалиду осознать свою значимость в коллективе сверстников, обществе.

   5. Воспитание гуманизма, сопричастности к человеческой боли, недугам.

Данный проект рассчитан на 3 года и реализуется с использованием разнообразных форм работы, позволяющих решить проблемы восстановления индивидуальной и общественной ценности детей-инвалидов, расширить их жизненное пространство через занятия творчеством, музыкой, общение со сверстниками.

  1. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

В решении поставленных задач будут задействованы администрация школы, попечительский совет, классные  родительские комитеты, классные руководители, учащиеся.

Это взаимодействие осуществляется на уровне активного участия детей-инвалидов в праздниках, конкурсах, внеклассных мероприятиях, общениях с психологом, встречах, вечерах, школьных мероприятиях.

Организуют эту работу классные руководители, педагоги, администрация, учащиеся школы в сотрудничестве с родителями, библиотекарем, работниками учреждений дополнительного образования.

Школьная жизнь неотделима от жизни ребенка-инвалида.

6..    Деятельность в рамках проекта

Проект «Солнечный круг» включат в себя комплекс мероприятий для детей-инвалидов и сопровождающих их детей:

  • всевозможные конкурсы, дни открытых дверей для детей-инвалидов;
  • коллективные творческие дела, выставки;
  • календарные праздники;
  • выставки детских личных коллекций «Мир увлечений твоего сверстника»;
  • общение со школьным психологом;
  • музыкальные викторины, конкурсы, массовые мероприятия;
  • вечера общения и др.

Многие мероприятия имеют творческо-музыкальную направленность.

Принципы:

  • Принцип взаимодействия, диалога.
  • Принцип активности ребенка.
  • Принцип расширения социального опыта ребенка.

Условия реализации проекта:

  1. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь, теле- видеоаппаратура,      фотоаппарат, спортивное оборудование.
  2. Наличие пакета сценарных разработок.
  3. Четкое взаимодействие структур, задействованных в реализации проекта.
  4. Помощь родителей в организации воспитательных мероприятий.
  5. Создание атмосферы комфорта и доброжелательности.

Для реализации целей проекта всю деятельность мы разделили на этапы:

          1  этап  -  подготовительный (сентябрь – октябрь 2009 учебного года):

  • диагностика детей и родителей;
  • координация совместного плана мероприятий;
  • подготовка сценариев мероприятий;
  • ознакомление детей и родителей с планом реализации проекта.

 

  2  этап – практический ( ноябрь – май )

  3    этап – заключительный (май 2010 года):

  • подведение итогов работы по реализации проекта;
  • координация дальнейших планов.

  1. Рабочий план реализации проекта  

                                                            1   блок

                                              Конкурсы, концерты

Цель мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

1.

Создать праздничное настроение, способствовать развитию актерских и вокально-хоровых данных  детей.

Участие в концерте, посвященном «Дню учителя».

В течение октября

2.

Развитие творческой активности и талантов детей.

Конкурс поделок из природного материала.

В течение октября

3.

Развитие памяти, творческой активности детей.

Конкурс на лучшего чтеца  стихотворений о маме.

В течение ноября

4.

Развитие творческой активности детей, формирование чувства коллективизма. Развивать эмоциональную отзывчивость ребят, взаимопонимания с родителями.

Вечер сюрпризов.

В течение      декабря

5.

Развивать активность детей, приобщать к творчеству, создавать праздничное настроение.

Участие в конкурсе на лучшее новогоднее оформление кабинета.

Районном конкурсе                        « Новогодний праздник в школьном доме»

Конец ноября-начало декабря.

                                                                  

                                                                  2 блок

                                            Тематические праздники

Цель мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

1.

В игровой форме закрепить сведения о русском языке; укрепить соревновательный дух учащихся

Праздник фонотеки

В течение          апреля

2.

Воспитание любви к природе, развитие умения общаться, разучивание тематических песен, изречений о Родине.

« С незапамятных пор я люблю тебя, осень!»

        В течение

        октября                

3.

Разнообразие приемов и форм деятельности детей, сплочение коллектива, раскрытие талантов.

Новогодний карнавал.

В течение

декабря

                                                                    3 блок

                                         Фольклорные праздники

Цель мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

1.

Провести театрализованное представление для начальной школы с конкурсами, песнями. Дать возможность проявить актерские способности детей.

«Праздник с Бабой Ягой»

В течение

января

2.

Познакомить ребят с народными песнями, загадками и обрядами; развивать навыки чтения.

«Рябинушка»

В течение

января

3.

Развитие интереса к музыке, вокально-хоровых навыков; повторение пройденного, сплочение коллектива,     интересно организовать досуг

«Куда уходит детство»

В течение

мая

                                                              4 блок

                                      Календарные праздники

Цель мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

1.

Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни, повышение взаимопонимания.

«Мы с папой настоящие друзья!»

В течение

февраля

2.

Интересно организовать детский досуг, расширить кругозор учащихся, обогатить их духовный мир, ознакомить детей с народными песнями, частушками, закличками, загадками, создать праздничное настроение

«

« Весна-красна»

В течение

         марта

3.

Развитие творческих способностей  детей; воспитание здорового чувства юмора, умения понимать, оценивать шутку; улучшение взаимопонимания детей и родителей посредством коллективной игры.

Праздник смеха и шуток.

В течение

        апреля

                                                                        5 блок

                                     Психологическое сопровождение

Цель мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

1.

Помощь психолога в  адаптации учащихся, мотивации учения и социализации

«Мастерская семейного консультирования»  (родители + дети)

В течение года

2.

Помочь ребенку сформулировать для себя проблему, признать для себя её существование и выбрать решение проблемы

« Мостик доверия» (групповая работа психолога)

В течение года

3.

Снятие нервно-психического напряжения, коррекция самооценки, формирование самостоятельности, ответственности и активной жизни

Психологические тренинги или группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки детей-инвалидов «Жизнь – радуга»

В течение года

                                                6 блок

                                 Я - Человек, Личность

                       Основные направления деятельности

         1.Расширение сферы деятельности классного коллектива.

2.Проведение акций: « Милосердие» (помощь детям-инвалидам), «Лето-200…»,      «Посылка солдату».

                                                     

7. Ожидаемый результат

     

  1. В результате выполнения данного проекта будет привлечен к активному, здоровому образу жизни ребенок-инвалид и подростки. Каждый из них сможет самореализоваться, качественно проводить свой досуг.
  2. Ребенок с ограниченными возможностями будет включен в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, что будет способствовать расширению его жизненного пространства, восстановлению его индивидуальной и общественной ценности.
  3. У ребенка-инвалида повысится положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширятся социальные контакты, будут преодолены социо - культурная и психологическая изоляция, повысится самооценка, расширятся возможности взаимопонимания между детьми и родителями.
  4. Перед ребенком-инвалидом откроется возможность творчества, творческого постижения мира, восприятия чужого и собственного творчества – это и есть РЕАБИЛИТАЦИЯ.

  8. Дальнейшее развитие проекта

  • после окончания периода реализации проекта деятельность в этом направлении будет продолжаться;
  • наряду с другими детьми ребенок-инвалид будет принимать участие в различных творческих делах школы и класса;
  • будет продолжена индивидуальная работа с ребенком-инвалидом по определению и расширению его круга интересов;
  • комплекс мероприятий ежегодно будет обновляться и дополняться новыми темами.

 VII   Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1986…-М., 1991.
  2. Вайнер Э. как сохранить здоровье учеников: методические разработки для учителей/ Эдуард Вайнер, Ирина Растворцева – М.: Чистые пруды,2006.
  3. Дети специальной медицинской гшруппы: Примерная программа уроков физкультуры/ И.С. Ганзен, Н.В. Кузнецова, Л.В. Жоглева и т.д. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005.
  4. Корчак Я. Как любить детей. – М., 1993.
  5. Музыкально-эстетическое воспитание школьников/ авт.-сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Научно-методический журнал// Классный руководитель-Москва.-2007-№7.
  7. Научно-популярный журнал//Социальная работа,- №2.-2007, № 4-2007,- №3-2007.
  8. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н.Степанова.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ТЦ Сфера, 2006.
  9. Степанова Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности/ Г.В. Степанова-М.: Чистые пруды, 2007.
  10. Чеботарев А.В. Диагностика физического здоровья: Методическое пособие/ А.В. Чеботарев-М.: Чистые пруды, 2007.
  11. Шмаков С.А. Уроки детского досуга-М., 1993.

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...

Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.  В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

«Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни»

Презентация к выступлению на VI областном методическом слете "Лучшие региональные практики по организации помощи семьям и детям: от создания к тиражированию"...


 

Комментарии

Тележенко Ольга Ивановна

Проект можно использовать на базе образовательного учреждения и на базе нескольких школ