Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методическое пособие по теме

Больнова Ольга Геннадьевна

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.  В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется формированию жизненных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья. Как педагог-психолог может и должен способтвовать развитию данных компетенций и посвящена данная работа. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути», например, психологическую игру.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_igry.docx73.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

 с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 3  VIII вида»

 

Возможности психологической игры

в развитии  жизненной компетенции детей

с ограниченными возможностями здоровья

Творческая работа

педагога-психолога

Больновой Ольги Геннадьевны

Прокопьевск   2013


Содержание

Введение

3

  1. Технология сопровождения ……………………………………………....

7

  1. Игровые оболочки………………………………..……………………

8

  1. Игры-проживания ……………………………………………………..

9

  1. Мозартика ……………………………………………………………..

10

  1. Психологические акции ………………………………………………

11

  1. Детско-родительские игры …………………………………………...

12

  1. Алгоритм организации психологических игр………………………..

13

  1. Инновационная значимость ………………………………………………

14

  1. Практическая значимость ………………………………………………...

14

  1. Результативность осуществляемой деятельности …...………………….

15

  1. Заключение ………………………………………………………………...

16

Список литературы и использованных источников ..………………………

18

Введение

Актуальность профессионального опыта. Изменения представлений государства и общества о правах ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вывело проблему развития адекватного потребностям и возможностям детей в число основных. Ограничения здоровья ребенка приводят к нарушению его связи с социальным и культурным пространством. Преодолеть «социальный вывих» и помочь таким детям реализовать свой потенциал можно, используя возможности специального образования, в том числе возможности специально организованного психолого-педагогического сопровождения.

В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется развитию адекватных представлений о собственных возможностях младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. С одной стороны, современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья; с другой стороны, необходимости создания специальных условий противостоит недостаточная разработанность содержания, методического обеспечения процесса сопровождения детей с ОВЗ.

Основополагающим для нашего образовательного учреждения является создание единого коррекционного образовательного пространства. При этом систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка является обязательным условием, способствующим развитию и саморазвитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, достижению оптимального уровня психофизического здоровья и  успешной социализации ребенка в обществе. 

Приоритетным направлением в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является коррекционно-развивающая деятельность, в рамках которой  игра определена как наиболее естественная и эффективная форма работы. Возможности самореализации ребенка активизируются в том случае, если задаются ребенку не в воображаемом виде, не в словесной формуле, а в условиях системно-деятельностного подхода, т.е. посредством включения его в такие формы деятельности, например,  как игра. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка.

Таким образом, существующее противоречие между практической необходимостью и недостаточной разработанностью психолого-педагогических технологий сопровождения детей с ОВЗ, требования Концепции Специального Федерального государственного стандарта, направленность образовательного процесса школы, а также ценность системно-деятельностного подхода в освоении способов самореализации ребенка определяют актуальность настоящей работы.

Цель организуемой деятельности: осуществление психологической коррекционной помощи в сфере формирования жизненной компетенции детей с ОВЗ средствами психологической игры.

Концептуальные положения. Игра как средство психологического воздействия рассматривалась в работах А. Валлона, Л.С. Выготского, К. Гросса, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, З. Фрейда, Д.Б. Эльконина и др.

По определению Й. Хейзинга, игру можно назвать «свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» выполняемое занятие», при этом игра может целиком овладевать играющим. [10].

По мнению М.Р. Битяновой, игра - это гармоничная жизнь в образе, в ситуации, это уникальное пространство «как бы». Благодаря этому свойству пространство игры обладает огромным творческим потенциалом, где можно  позволить себе быть самим собой, творить себя и отношения.  Если у участника нет сил принять новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, защиту: «Это был не ты, а навязанная тебе роль. В жизни у тебя все по-другому» [2, с.16]. Игра является безопасным «как бы» - пространством построения отношений с окружающими людьми. «Мальчики – девочки», «последователи – лидеры», «отверженные – «звезды», — все это системы отношений, которые подросткам трудно осознать, построить в реальной жизни. В игре им такая возможность предоставляется.

Соотнесем особенности игры как деятельности с ее психолого-педагогическими возможностями.

  1. Игра - это внутренне мотивированная самоценная для человека деятельность. Следовательно, в игре человек чувствует себя непринужденно, адекватно своей человеческой природе.
  2. Человек включается в игру всем своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому.
  3. В игровом пространстве участнику задаются правила и ограничения. Очевидно, что благодаря этому игра создает возможности для развития саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
  4. Поскольку в игре, как на «экспериментальной площадке», можно почувствовать себя свободным от стереотипов, шаблонных решений, примерить новые модели отношений к миру и к себе, не исключена вероятность того, что новые модели останутся с человеком и за пределами игрового пространства.
  5. Совместная игровая деятельность предполагает коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников. В этом случае игра развивает важнейшие социальные навыки и умения: эмпатии, кооперации,  сотрудничества.

Процесс обучения игре обеспечивает как формирование определенных игровых умений и навыков, так и активизацию психической и двигательной сферы, развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками. [11, с.24]

Спроектированная и целостная игра обладает колоссальным развивающим эффектом. В систематической работе по развитию «игрового потенциала» школьников мы видим большой смысл, и рассматриваем ее как одно из важнейших составляющих деятельности школьного психолога.

Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и «аномального» ребенка: в психическом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка [3, с.68].

Недоразвитие навыков игровой деятельности у детей с нарушенным интеллектом оказывается как бы «запрограммированным» в силу низкого уровня познавательной активности, запаздывания в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, коммуникативными навыками (О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стреблева).

Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживают слабо выраженный или неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Игрушки используются случайно, а не с целью воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающихся детей [1, с.35]. 

Вне специально организованного обучения дети с интеллектуальными нарушениями в возрасте 8-9 лет овладевают игровыми действиями, повторяемыми стереотипно, однообразно, не сопровождая их эмоциональными реакциями и речью. У таких детей недостаточно когнитивных, вербальных средств для выражения своих переживаний.

Технология сопровождения детей с ОВЗ в системе игровой деятельности.

Организационные составляющие  игровой деятельности.

1. Элементы игры: роль, правила, игровые действия, игровой процесс, игровой итог. В разных играх значение того или иного элемента может быть различным. Может быть сделан акцент на роль и ее принятие (соблюдение), на правило (его удержание) или на игровые действия (их порядок, характер).

2. Значимая позиция взрослого в игровом процессе может сводиться к одному, нескольким или всей совокупности следующих действий: предлагает поиграть в конкретную игру; организует процесс игры (задает сюжет, правила, распределяет роли); занимает в игре определенную позицию (контролера правил, поддерживающего наблюдателя, арбитра, жюри, участника); поддерживает эмоционально положительный климат во время игры; организует обсуждение игры; стимулирует детей к «игротворчеству».

3. Во время процесса игры устанавливаются четкие модели отношений. Сначала дети погружаются в исследовательскую, бессюжетную, творческую игру. На втором этапе дети чаще играют в агрессивные игры и больше рассказывают о себе и о своей семье. Далее важным становится драматическая игра и установление отношений с психологом.

4. Точкой отсчета в планировании игры является конкретная проблема, реальная ситуация: проблемы успеваемости, агрессивность, невротические и соматические расстройства, тревожность, эмоциональные состояния детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

5. Далее следует постановка цели и задач игры, моделируются специальные ситуации, условия для проживания и осмысления нового опыта.

Психологический инструментарий игр

Игровые «оболочки». Игровой сюжет выступает обрамлением, общим фоном для решения широкого спектра развивающих и коррекционных психологических задач:

  • развитие психических процессов и свойств, являющихся базовыми для дальнейшего формирования субъектной позиции: когнитивных, регуляторных, мотивационных;
  • развитие рефлексивных качеств;
  • развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности - социального воображения, готовности к сотрудничеству и т.д.

Игровые «оболочки» используются в работе с учащимися начальной школы, реже – в работе с подростками и старшеклассниками.

Один из удачных приемов  организации игровых «оболочек» - применение карты-маршрута путешествия. На нашем пути встречаются и гора Знаний, и река Везения, и море Настроения, и Миргород. Путешествуя от станции к станции, передвигаясь от уровня к уровню, дети куда-то попадают, кого-то спасают, кому-то помогают.

Возможно использование различных способов игрового настроя на работу. В качестве приема создания положительного эмоционального фона выступает просьба улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие затруднения в подборе слов. Поэтому систематически проводится словарная работа: слово прочитывается, обсуждается значение данного слова, приводятся примеры. Введение в активный словарь осуществляется путем подбора данного слова, обозначающего качество личности, сначала для   описания себя, затем для комплимента товарищу («Меня зовут Андрей, я интересный», «Саша, ты такой внимательный»).  

Часто применяются  подвижные музыкальные игры. Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям детей и имеют сюжетно-образный характер. Упражнения развивают чувство ритма, музыкальный слух, память, способствуют развитию координации движений и концентрации внимания, формируют социальные навыки, умение действовать в коллективе; способствуют развитию фантазии и творческого мышления.  Перед каждой игрой звучит подсказка, помогающая детям войти в образ и выполнять нужные движения.

Игровые «оболочки» способствуют развитию у ребёнка представлений о себе и круге близких людей (осознание общности и различий с другими, обобщение практического эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора).

В среднем звене на первый план выходят проблемы адаптации в пятом классе,  полового созревания подростков, когда детям необходимо учиться не только строить, но и разрушать мешающие отношения, учиться правильно взаимодействовать с противоположным полом, быть толерантным к сверстникам и взрослым.

На помощь приходят игры-проживания, которые способствуют развитию мотивационной сферы, осмыслению личной системы жизненных ценностей и смыслов. Суть игры основывается на построении своей деятельности в контексте отношений с другими людьми.  Происходит расширение представлений о себе и близких людях, о мире человеческих чувств и переживаний, осознание общности и различий с другими, развитие способности решать задачи взаимодействия со сверстниками, выбирая адекватную позицию и форму контакта.

К играм-проживаниям относится игра «Лепешка», разработанная Гюнтером Хорном, адаптированная к психофизиологическим возможностям подростков с ОВЗ.

Так, в игре «Лепёшка» отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом. Цель игры — первым прийти к конечному пункту «Небо людей». Попасть туда можно только при помощи неповрежденной целой фигурки-фишки человека. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Овладению первоначальными представлениями о профессиональных и социальных ролях людей способствуют такие игры, как «Необитаемый остров», «Царство Короля». Игра «Космос моего класса» способствует  сплочению группы, отработке коммуникативных навыков, формированию атмосферы толерантности.

Страсть к коллективным играм у ребят велика. Игры в «Ручеек», «Я дрозд», «Я змея, змея» хорошо проходят, если класс на пике прояснения психосексуальных отношений.

Игры - проживания способствуют осмыслению адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей воспитанниками. При понимании собственных возможностей и допустимых границ контактов, воспитанники развивают умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт с окружающими.  

Мозартика. В кабинет психолога обращаются классные руководители, воспитатели с жалобами на поведение ребенка: ребенок  агрессивен, нервничает, проявляет вспышки гнева. Для установления контакта с учеником и выяснения причин нежелательного поведения возможно использование  игры «Туманы», основная задача которой – знакомство с внутренним миром ребенка и диагностика его эмоционального состояния.

Игра «Туманы» дает возможность самовыражения, позволяет ребенку  построить динамическую модель своего внутреннего эмоционального настроения через ассоциативное взаимодействие с цветами времен года. Игровое поле состоит из 4 прямоугольных картин, на каждом – сезонно окрашенное пространство за окном, птичка, растительный мир и фрагмент декоративной рамы. Фантазийные фигурки – трапеции, круговые элементы и «палочки» - раскрашены пятнами сезонных цветов. Примечательно, что данная игра эффективна и в работе с педагогами по профилактике стрессовых состояний, и в процессе консультирования по вопросам детско-родительских отношений.

Психологические акции. Ежегодная Неделя психологии не проходит без игр, таких как  «Следопыт», «Винни-Пух и все-все- все», «Тайный друг», акций «Подари улыбку миру» (Конкурс «Мистер и мисс Улыбка»), «Супер-мен», «Сила ладони», «Словами о любви» и пр. Подобные мероприятия позволяют подросткам почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым, что, несомненно, способствует укреплению эмоционального ресурса.  

Много воспитанников и педагогов приняли участие в акции «Сила ладони». Было предложено обвести свою ладонь тому, кто готов совершать добрые поступки для людей, применять силу ладони только для пользы, а, не во вред себе и другим. При рисовании ладоней старшими детьми обращалось внимание на то, что рядом с их ладонью расположена маленькая, хрупкая ладонь первоклассников, делался вывод о том, что малыши нуждаются в защите, поддержке и помощи старших. Итогом акции стал лозунг: «Все в наших руках».

Психологические акции, школьные мероприятия формируют у обучающихся стремление и потребности участвовать в подготовке и проведении праздников, понимание их значения в школе и дома. Хочется отметить увеличение числа активно участвующих в мероприятиях. Прогресс в этом направлении свидетельствует о готовности принять на себя новые обязанности наряду с другими детьми.

Для педагогов проводилась акция «Школа без жестокости к детям». Условие: вырезать, приклеить на «дереве школьной жизни» цветок – символ добра и справедливости. Мы обратились к педагогам: «Уважаемые педагоги! Присоединяйтесь к акции «Школа без жестокости к детям». Каждый приклеенный Вами цветок будет означать, что Вы против жестокого обращения с детьми». В акции приняли участие все педагоги. Сотворив красоту, многие в раздумьях останавливались у плаката, высказывались по типу: «Простая работа. А как успокаивает», «Здорово вы придумали», «Пока вырезала, отвлеклась от насущных проблем» и т.д.

Особое внимание хочется обратить на организацию работы с родителями. Лекционная форма проведения родительских собраний давно устарела и не имеет должного эффекта.

В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровождения складывается достаточно интересная и действенная практика проведения детско-родительских игр, в ходе которых решаются важные вопросы взаимодействия между родителями и детьми, вопросы обучения, воспитания, развития.

Например, игра «Апельсин» способствует развитию эмпатии, взаимопомощи, возникает положительный эмоциональный настрой. В игре «Спичечный настрой» развивается произвольность внимания, мелкая моторика, пространственные представления и взаимодействие между родителем и ребёнком.

Детско-родительские игры формируют представления об обязанностях и правах самого ребёнка и членов его семьи, о ценности семьи  и окружающих близких людей. Совместная деятельность позволяет выстроить диалог между родителем и «чадом», появляется эмоциональный контакт, возможность понимать друг друга. Для гармонизации личностных отношений важны личностные изменения.

Таким образом, алгоритм организации психологических игр в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ можно представить в следующем виде (рисунок 1).

Рис. 1. Алгоритм организации психологических игр в системе психолого-педагогического сопровождения МКОУ «Школа-интернат № 3»  

Игра существует и разворачивается для определенной группы участников, а не наоборот: группа «вставляется», «вкладывается» внутрь игры с запланированным итогом.

Психологические игры расширяют личностное пространство человека, дают ему новый опыт переживания, поведения, понимания себя. Психологическая игра становится Событием. Событием внутренней жизни, событием в отношениях, в непрерывном процессе познания мира и утверждения себя в нем. Иногда это Событие осознается участниками, становится собственным жизненным опытом: «Сегодня я понял...», «Сейчас мне кажется, что...», «Я теперь знаю, как...», «Это было важно для меня», «Мне было очень приятно, когда...», «Больше всего мне понравилось в игре, что...», «Я не знаю, что сказать, мне хочется подумать об этом одному». Или просто: «А когда мы еще будем играть?»

Наша задача - превратить игру в такое Событие для конкретных детей.

Инновационная значимость использования психологической игры в практике школьного педагога-психолога выражается в эстетической направленности организуемой деятельности: обращение к музыкальной, изобразительно-художественной, образно-выразительной стороне психологической игры. В Концепции Специальных ФГОС большое внимание уделяется формированию жизненной компетенции школьников с интеллектуальной недостаточностью, овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Игра предоставляет ученикам возможность понимания смысла собственного существования, ориентирует на реализацию личных устремлений, побуждает к стремлению взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию. В работе с детьми, имеющими нарушения здоровья, игра выступает не только как средство формирования культуры, но, что самое важное, оказывает лечебное воздействие, является мощным средством профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Практическая значимость опыта. 

Практика психолого-педагогического сопровождения способствует решению задач, актуальных для нашего образовательного учреждения, таких как социализация детей и подростков, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие. Коррекционный процесс заключается в определении и реализации потенциальных возможностей и их развитии у детей для наиболее полной социальной адаптации воспитанников.

Реализуются программы помощи по наиболее важным для воспитанников школы психологическим проблемам: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция поведения; снижение уровня агрессивности и тревожности; развитие познавательной сферы, использование игровой терапии для формирования у детей положительной установки на предстоящую деятельность, для умения переключаться с неприятных впечатлений, освобождаться от страхов, для укрепления доверия к своим способностям, для уважения к себе.

Достаточно сложно проследить результаты деятельности педагога-психолога, поскольку внутренний мир человека – самая сложная и скрытая система, результаты сотрудничества с психологом могут быть отсрочены и проявиться через длительное время. Однако, явными результатами работы являются повышение заинтересованности и активности всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, педагогов) в сотрудничестве с педагогом-психологом, улучшение результатов учебной деятельности (повышение мотивации к учебе, участие в общественной деятельности школы), уменьшение частоты агрессивных проявлений у воспитанников.

В период работы увеличилось количество запросов со стороны родителей воспитанников. По итогам просветительской работы (семинары, лектории) получены как положительные отзывы о мероприятиях, об их значимости и полезности для повышения психолого-педагогической компетентности, так и пожелания о дальнейшем сотрудничестве, о заинтересованности в знакомстве с другими актуальными темами и проблемами. Итоги индивидуальной работы позволяют говорить  об улучшении взаимоотношений детей и их родителей.

За 2 года снизилось число воспитанников, состоящих на внутришкольном учете с 21 подростка до 7. Объединение общих усилий всех участников образовательного процесса оказалось продуктивным и способствовало развитию социально-психологической службы помощи детям «группы риска». По мере того, как ребёнок чувствует, что его принимают таким, какой он есть, он постепенно начинает понимать собственную ценность и значимость. Такое самопринятие является основным фактором, способствующим развитию позитивной Я-концепции.

В результате практической деятельности мы разработали классификацию адаптированных для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью игр, способствующих формированию  жизненной компетенции по направлениям коррекционной работы.

Таблица 1.

Классификация игр, способствующих формированию  жизненной компетенции по направлениям коррекционной работы

Направление

коррекционной работы

Требования к результатам

Названия игр

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно, а что нельзя.

Игра «Рыцарские забавы», «Создай королевство».

Развитие представлений о себе и круге близких людей.

Игра «Рисование имени», «Расскажи обо мне».

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Представления об устройстве школьной жизни.

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.

Акции «Подари улыбку миру», «Жизнь прекрасна», «Супер-мен».

Овладение навыками коммуникации.

Умение начать и поддерживать разговор, выразить свое намерение.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Игры-путешествия «Злой-добрый мир».

Игра «Я желаю тебе».

Дифференциация и осмысление картины мира.

Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Игра «Отношение к миру».

«Вкусная мандала».

Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

Игра «Единый ритм».

Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника.

Игра «Проба на роль».

Игра «Комплиментарный штурм».

Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбы, опасение и пр.

Игра «Громко и тихо» (модификация упражнения К. Фопеля).

Игры «Осознание гнева (твой гнев - на вкус, на слух, на ощупь, на вкус), «Корабль среди скал», «Сдвинь камень», «Танцы-противоположности».

Психологические игры и упражнения служат эффективным средством для развития и осмысления личной системы жизненных ценностей и смыслов участников воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, вовлекая детей с нарушением интеллекта в деятельность, так близкую и так любимую ими – игру, мы способствуем решению многих проблем, возникающих у воспитанников, формируя важнейшую составляющую специального образования – жизненную компетенцию.


Список литературы и использованных источников

  1. Баряева, Л.Б., Зарин, А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст]: учеб, пособие / Л.Б.Баряева, А.Зарин.  - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. - 416 с.,  35-36
  2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]: / М.Р. Битянова,— М., 2002.
  3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка[Текст]/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966.- № 6 - С. 62-76. -№ 4. - С. 62-76.
  4. Завражин, С.А., Фортова, Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями [Текст]: учеб, пособие для студентов педагогических учебных заведения/ С.А. Завражин, Л.К.Фортова. - М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 400 с.
  5. Карпунькина, Т.Н. Дорожные знаки или место психолога в образовательной деятельности [Текст] / Т.Н. Карпунькина.  –  Кемерово: «Фирма Полиграф», 2002. - 68 с.
  6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с.
  7. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст]/ В. С. Мухина. -  М.: Педагогика, 1981.- 233 с.
  8. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками [Текст]/  Под ред. М. Р. Битяновой. — СПб., 2003.
  9. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». [Текст] /С.Я.Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- 192 с.
  10. Сакович, Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками [Текст]/ Н. А. Сакович.– СПб.: Речь, 2007. - 208 с.
  11. Хейзинга, Й. Человек играющий [Текст] / Й. Хейзинга.— М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  12. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.

МКОУ «Школа-интернат №3»    педагог-психолог   О. Г. Больнова                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ

В настоящее время инклюзивное образовательное пространство признается в системе образования России приоритетным, в общественно-политических дискуссиях как наиболее эффективный социальный механизм, ре...

Тема: Формирование социально - трудовой компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья через творческий час.

В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социально трудовой компетентности учащихся нами выделены: компетентностный, си...