Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых форм обучения хореографическому творчеству.
статья
В данной статье систематизирован опыт удалённого обучения детей хореографии в МКУДО "Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников" Воронежской области на период ограничений по эпидемиологической обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_distant_v_horeografii.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные реалии жизни диктуют новые условия работы. Дистанционное обучение детей в период ограничительных мероприятий при неблагоприятной эпидемиологической обстановке оказалось серьёзным испытанием для преподавателей хореографических дисциплин. Организовать удалённый учебный процесс воспитанников студии современного танца при Нижнедевицком Доме пионеров и школьников было довольно сложно, так как специфика обучения хореографии требует непосредственного контакта с преподавателем, а дополнительная образовательная общеразвивающая программа по хореографии «Дорога к танцу – 7» ориентирована на коллективное творчество и коммуникации. Поэтому потребовалась срочная адаптация к новым условиям реализации программы с тем, чтобы разобщенность детей, невозможность проводить сводные репетиции, концерты, фестивали и конкурсы не снизили интерес и мотивацию к занятиям. Традиционные упражнения, танцевальные движения, этюды и игры подбирались таким образом, чтобы их можно было выполнять индивидуально. При этом использование информационных технологий расширяет возможности творческой реализации детей, таких как:
- ознакомление с видеоматериалами высококлассных преподавателей по хореографии;
- показ собственных видеороликов и фотографий в среде своих сверстников;
- знакомство с танцевальным наследием выдающихся танцоров современности;
- получение информации о конкурсах, фестивалях, мастер-классах.
В студии современного танца «Коктейль-денс» Нижнедевицкого Дома пионеров и школьников занимается 60 детей в возрасте от 7 до 17 лет в четырёх смешанных (из разных классов и школ района) группах. На период дистанционного режима занятий с 01.09.2021 г. по 03.11.2021 г. и с 03.02.2022 по 28.02.2022 в ДООП «Дорога к танцу – 7» были внесены изменения – разработан дистанционный модуль http://ndpioner.ucoz.ru/index/shabanova_e_a/0-44 в целях сохранения потенциала коллектива, поддержания обучающихся в хорошей физической форме, профилактики малоподвижного образа жизни, а также получения навыков дистанционного взаимодействия в группе и навыков самостоятельного обучения. При каждом переходе дополнительного образования с очного обучения на дистант содержимое модуля менялось по усмотрению педагога, но при согласовании с администрацией. Из предлагаемых современных форм дистанционной работы с детьми, выбраны наиболее приемлемые в условиях образовательного учреждения формы:
Такими формами стали:
- кейс-занятия (на странице педагога официального сайта «Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников»);
- онлайн конференции в Zoom Meeting (Зал персональной конференции Шабанова Елена Идентификатор конференции: 964 924 3809, код доступа: 3gRSef)
- групповые чаты для рассылки приглашений в Zoom;
-дистанционные проекты (в социальных сетях ВКонтакте https://vk.com/id599011254?w=wall599011254_139%2Fall,YouTube https://youtube.com/channel/UC7-hs_9dh_GTFFNzygCBxoQ);
- программа образовательного волонтёрства с дистанционным блоком «Вальс с нуля для выпускников»;
- дистанционные конкурсы.
При послаблениях ограничительного режима в условиях учреждения допускаются индивидуальные занятия и занятия малыми группами для учащихся из одного класса образовательной школы (с обязательным выполнением рекомендаций Роспотребнадзора)
Мною был сделан вывод, что кейс-занятия, основанные на «кейс-технологии», которая заключается в создании и комплектации собственных и готовых учебно-методических материалов в специальный блок с последовательным размещением информации на сайте для обучающихся – это наиболее эффективный способ взаимодействия. Кейс-занятия (заранее подготовленные лекции, обучающие видео, тесты) имеют ряд преимуществ:
- возможность выполнять задания в любое удобное время;
- отсутствие зависимости от стабильности и скорости Интернета;
- методический инструмент для творческого развития детей и их сотворчества с педагогом.
Так, каждый ребенок может выбрать удобный для себя темп работы, и, в целом, комфортную траекторию изучения программы. Подача учебного материала происходит систематически, по расписанию. Технически это реализуется следующим образом:
Раздел «Хореографический станок»
- Вводное занятие, Безопасность в социальных сетях. Пробная конференция в Zoom. (30 мин)
- Он-лайн конференция Zoom. Тема: Лекция о классическом танце, движениях и терминах. (30 минут)
- Кейс-занятия «Хореоргафический станок» для каждой группы по расписанию.
- Он-лайн конференция Zoom. Тема: Обратная связь. Очерёдность подключения согласуется в групповом чате. Демонстрация пройденного материала. Замечания, пожелания. (40 минут)
- Он-лайн конференция Zoom. Тема: Просмотр спектакля в режиме он-лайн. Балет «Щелкунчик» (30 мин)
- Интерактивное тестирование по хореографии https://onlinetestpad.com/ru/testview/248255-test-po-khoreografii
По той же схеме реализуются разделы «Партерная гимнастика», «Танцевальные элементы народных танцев», «Вальс для выпускников», «Хип-хоп».
Понятно, что на занятиях по хореографии в онлайн формате возникают трудности не только с отработкой индивидуальной техники исполнения движений. Ведь на экранах Zoom конференций видно детей маленькой картинкой, не всегда удаётся разглядеть всё детально. К слову, объяснения и показа движения даже в очном формате бывает недостаточно для того, чтобы обучающийся понял методику исполнения движения, педагогу приходиться «вручную» поправлять позы, положения рук, головы, корпуса, ног и ракурсы для активизации мышечной памяти. Тогда как быть с постановкой номеров? Ограничиваться сольными хореографическими постановками одарённых детей для дистанционных конкурсов, рискуя потерять остальных? Нет.
Поступаю следующим образом:
- для младших групп ставлю статические танцы (когда разученные индивидуально танцевальные связки собираются в одно целое – номер, а потом, при по послаблении ограничительного режима на танцевальной площадке по точкам расставляются дети и отрабатывается синхронность);
- для старших групп, используя наработанный опыт дистанционной постановки вальса для выпускников-2021, ставлю «зеркальные» танцы (более сложные танцевальные связки с использованием прыжков и вращений, учитывая возможность «зеркальных» перемещений по танцевальной площадке в дальнейшем).
Примеры таких постановок можно посмотреть здесь:
- статический https://vk.com/public195424155?w=wall-195424155_129
- зеркальный https://www.youtube.com/watch?v=HPfIetFm_Bg
- вальс для выпускников-2021 https://photos.app.goo.gl/ZFK5Fc939YCNduSS6
Таким образом, использование возможностей инновационных технологий по удаленному обучению хореографии имеет свои нюансы и может развиваться по нескольким направлениям:
- тематические лекции;
- обучение танцевальным движениям;
- импровизация, постановка индивидуальных композиций воспитанников;
- постановка статических и зеркальных танцев;
- разработка интерактивных тестов по хореографии в сотрудничестве с IT-специалистами.
Стоит отметить, что проведение дистанционных занятий отнимает большое количество времени, сил и энергии педагога, а отдача от обучающихся намного меньше, чем на занятиях в зале. Поэтому формы удаленного обучения как альтернатива традиционному преподаванию хореографии при возникновении форс-мажорных обстоятельств имеют место быть, но как временное явление. Для более эффективного обучения в удаленной форме обязательными условиями являются: повышение квалификации педагога в области цифровых трансформаций; осознанный подход воспитанников к образованию и самообразованию; качество технических средств — скорость передачи данных, местоположение устройств видеосъемки и т. д.
Вывод: дистанционный формат обучения детей хореографии позволяет в случае необходимости сохранить непрерывность учебного процесса с минимальным ущербом для творческого потенциала хореографического коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение ФГОС второго поколения и подготовка к их внедрению в учебно-воспитательном процессе.
Индивидуальный образовательный маршрут...
«Шаги к здоровью» по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий: технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...
Новые формы обучения учебных дисциплин с использованием Электронного образовательного комплекса «Живой урок»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...
Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий жизнетворчества
На мой взгляд каждый урок физической культуры должен приносить пользу здоровью каждого ребенка. А основным направлением работы я считаю физкультурно-оздоровительное, кот...
Организация образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе
Организация педагогических условий образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе позволяет расширить представление о возможных путях реализации...
Презентация_Дистанционное обучение как новая форма обучения в современной реальности
Презентация раскрывает смысл дистанционного обучения....
Методическая разработка занятия по самостоятельному изготовлению световозвращающих устройств (внедрение в учебно-воспитательный процесс) 5 класс
Автор: учитель технологии высшей категории МБОУ СОШ №6 г.ИпатовоСтавропольский крайДацунова Татьяна Ивановна...