Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых форм обучения хореографическому творчеству.
статья

Шабанова Елена Александровна

В данной статье систематизирован  опыт удалённого обучения детей хореографии в МКУДО "Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников" Воронежской области на период ограничений по эпидемиологической обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_distant_v_horeografii.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Современные реалии жизни диктуют новые условия работы. Дистанционное обучение детей в период ограничительных мероприятий при неблагоприятной эпидемиологической обстановке оказалось серьёзным испытанием для преподавателей хореографических дисциплин. Организовать удалённый учебный процесс воспитанников студии современного танца при Нижнедевицком Доме пионеров и школьников было довольно сложно, так как специфика обучения хореографии требует непосредственного контакта с преподавателем, а дополнительная образовательная общеразвивающая программа по хореографии «Дорога к танцу – 7» ориентирована на коллективное творчество и коммуникации. Поэтому потребовалась срочная адаптация к новым условиям реализации программы с тем, чтобы разобщенность детей, невозможность проводить сводные репетиции, концерты, фестивали и конкурсы не снизили интерес и мотивацию к занятиям. Традиционные упражнения, танцевальные движения, этюды и игры подбирались таким образом, чтобы их можно было выполнять индивидуально. При этом использование информационных технологий расширяет возможности творческой реализации детей, таких как:

- ознакомление с видеоматериалами высококлассных преподавателей по хореографии;

- показ собственных видеороликов и фотографий в среде своих сверстников;

- знакомство с танцевальным наследием выдающихся танцоров современности;

- получение информации о конкурсах, фестивалях, мастер-классах.

В студии современного танца «Коктейль-денс» Нижнедевицкого Дома пионеров и школьников занимается 60 детей в возрасте от 7 до 17 лет в четырёх смешанных (из разных классов и школ района) группах. На период дистанционного режима занятий с 01.09.2021 г. по 03.11.2021 г. и с 03.02.2022 по 28.02.2022 в ДООП «Дорога к танцу – 7» были внесены изменения – разработан дистанционный модуль http://ndpioner.ucoz.ru/index/shabanova_e_a/0-44 в целях сохранения потенциала коллектива, поддержания обучающихся в хорошей физической форме, профилактики малоподвижного образа жизни, а также получения  навыков дистанционного взаимодействия в группе и  навыков самостоятельного обучения. При каждом переходе дополнительного образования с очного обучения на дистант содержимое модуля менялось по усмотрению педагога, но при согласовании с администрацией. Из предлагаемых современных форм дистанционной работы с детьми, выбраны наиболее приемлемые в условиях образовательного учреждения формы:

Такими формами стали:

- кейс-занятия (на странице педагога официального сайта «Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников»);

- онлайн конференции в Zoom Meeting (Зал персональной конференции Шабанова Елена Идентификатор конференции: 964 924 3809, код доступа: 3gRSef)

-  групповые чаты для рассылки приглашений в Zoom;

         -дистанционные проекты (в социальных сетях ВКонтакте  https://vk.com/id599011254?w=wall599011254_139%2Fall,YouTube https://youtube.com/channel/UC7-hs_9dh_GTFFNzygCBxoQ);

       -  программа образовательного волонтёрства с дистанционным блоком «Вальс с нуля для выпускников»;

 https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/12/28/programma-obrazovatelnogo-volontyorstva-vals-s

- дистанционные конкурсы.

При послаблениях ограничительного режима в условиях учреждения допускаются индивидуальные занятия и занятия малыми группами для учащихся из одного класса образовательной школы (с обязательным выполнением рекомендаций Роспотребнадзора)

Мною был сделан вывод, что кейс-занятия, основанные на «кейс-технологии», которая заключается в создании и комплектации собственных и готовых учебно-методических материалов в специальный блок с последовательным размещением информации на сайте для обучающихся – это наиболее эффективный способ взаимодействия.  Кейс-занятия (заранее подготовленные лекции, обучающие видео, тесты) имеют ряд преимуществ:

- возможность выполнять задания в любое удобное время;

- отсутствие зависимости от стабильности и скорости Интернета;

- методический инструмент для творческого развития детей и их сотворчества с педагогом.

 Так, каждый ребенок может выбрать удобный для себя темп работы, и, в целом, комфортную траекторию изучения программы. Подача учебного материала происходит систематически, по расписанию. Технически это реализуется следующим образом:

               Раздел «Хореографический станок»

  1. Вводное занятие, Безопасность в социальных сетях. Пробная конференция в  Zoom. (30 мин)
  2. Он-лайн конференция Zoom. Тема: Лекция о классическом танце, движениях и терминах. (30 минут)
  3. Кейс-занятия «Хореоргафический станок» для каждой группы по расписанию.
  4. Он-лайн конференция Zoom. Тема: Обратная связь. Очерёдность подключения согласуется в групповом чате. Демонстрация пройденного материала. Замечания, пожелания. (40 минут)
  5. Он-лайн конференция Zoom. Тема: Просмотр спектакля в режиме он-лайн. Балет «Щелкунчик» (30 мин)
  6. Интерактивное тестирование по хореографии https://onlinetestpad.com/ru/testview/248255-test-po-khoreografii 

По той же схеме реализуются разделы «Партерная гимнастика», «Танцевальные элементы народных танцев», «Вальс для выпускников», «Хип-хоп».

Понятно, что на занятиях по хореографии в онлайн формате возникают трудности не только с отработкой индивидуальной техники исполнения движений. Ведь на экранах Zoom конференций видно детей маленькой картинкой, не всегда удаётся разглядеть всё детально. К слову, объяснения и показа движения даже в очном формате бывает недостаточно для того, чтобы обучающийся понял методику исполнения движения, педагогу приходиться «вручную» поправлять позы, положения рук, головы, корпуса, ног и ракурсы для активизации мышечной памяти. Тогда как быть с постановкой номеров? Ограничиваться сольными хореографическими постановками одарённых детей для дистанционных конкурсов, рискуя потерять остальных? Нет.

Поступаю следующим образом:

- для младших групп ставлю статические танцы (когда разученные индивидуально танцевальные связки собираются в одно целое – номер, а потом, при по послаблении ограничительного режима на танцевальной площадке по точкам расставляются дети и отрабатывается синхронность);

-  для старших групп, используя наработанный опыт дистанционной постановки вальса для выпускников-2021, ставлю «зеркальные» танцы (более сложные танцевальные связки с использованием прыжков и вращений, учитывая возможность «зеркальных» перемещений по танцевальной площадке в дальнейшем).

Примеры таких постановок можно посмотреть здесь:

- статический https://vk.com/public195424155?w=wall-195424155_129 

- зеркальный https://www.youtube.com/watch?v=HPfIetFm_Bg 

- вальс для выпускников-2021 https://photos.app.goo.gl/ZFK5Fc939YCNduSS6

Таким образом, использование возможностей инновационных технологий по удаленному обучению хореографии имеет свои нюансы и может развиваться по нескольким направлениям:

- тематические лекции;

- обучение танцевальным движениям;

- импровизация, постановка индивидуальных композиций воспитанников;

- постановка статических и зеркальных танцев;

- разработка интерактивных тестов по хореографии в сотрудничестве с IT-специалистами.

Стоит отметить, что проведение дистанционных занятий отнимает большое количество времени, сил и энергии педагога, а отдача от обучающихся намного меньше, чем на занятиях в зале. Поэтому формы удаленного обучения как альтернатива традиционному преподаванию хореографии при возникновении форс-мажорных обстоятельств имеют место быть, но как временное явление. Для более эффективного обучения в удаленной форме обязательными условиями являются: повышение квалификации педагога в области цифровых трансформаций; осознанный подход воспитанников к образованию и самообразованию; качество технических средств — скорость передачи данных, местоположение устройств видеосъемки и т. д.  

Вывод: дистанционный формат обучения детей хореографии позволяет в случае необходимости сохранить непрерывность учебного процесса с минимальным ущербом для творческого потенциала хореографического коллектива.

                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Шаги к здоровью» по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий: технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...

Новые формы обучения учебных дисциплин с использованием Электронного образовательного комплекса «Живой урок»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...

Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий жизнетворчества

    На мой взгляд каждый урок физической культуры должен приносить пользу здоровью каждого ребенка. А основным направлением работы я считаю физкультурно-оздоровительное, кот...

Организация образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе

Организация педагогических условий образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе  позволяет расширить представление о возможных путях реализации...

Методическая разработка занятия по самостоятельному изготовлению световозвращающих устройств (внедрение в учебно-воспитательный процесс) 5 класс

Автор: учитель технологии высшей категории МБОУ СОШ №6 г.ИпатовоСтавропольский крайДацунова Татьяна Ивановна...