Организация образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе
статья на тему

Винокурова Марфа Петровна

Организация педагогических условий образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе  позволяет расширить представление о возможных путях реализации образовательно-воспитательных задач, способствующих эффективному обучению слушателей групп заочной формы обучения.

Основными принципами эффективного функционирования и развития вечерней школы являются: демократизм, гуманизм, вариативность, а именно  вариативность форм обучения (очная, заочная), прогностичность и  преемственность.

Заочная форма обучения также предоставляет взрослым, своевременно не получившим среднее образование в силу жизненных обстоятельств, возможность получить аттестат об основном и среднем (полном) общем образовании. Безработная молодежь – это новое явление нашей жизни тоже нередко видит в заочной форме обучения  реальное средство ускорить решение проблем своей социализации. Таким образом, спрос на заочную форму в сфере общего образования наблюдается сейчас в самых различных слоях населения.

Основной контингент группы заочной формы обучения за курс основного составляют несовершеннолетние в возрасте от 18 до 25 лет.

А основной контингент группы заочной формы обучения за курс среднего общего образования составляют взрослые в возрасте от 18 до 40 лет, то сейчас идет тенденция к понижению, соответственно возрастает число несовершеннолетних.

Сегодня происходит "омоложение" контингента обучающихся вечерней школы. Вечерние школы взрослых превращаются, по существу, в общеобразовательные школы для подростков 12-16 лет с проблемами в образовании и поведении.

         В связи с обязательным введением ЕГЭ как форму итоговой аттестации,  количество выпускников заочной формы обучения, получающих аттестат о среднем общем образовании, намного ниже, чем выпускников очной формы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе

(на примере муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Центр образования»)

                                          Винокурова Марфа Петровна - заместитель                         директора по УВР МОБУ «Центр образования»

В последние годы значительные изменения претерпел контингент обучающихся в вечерних школах, если до 1993 года в них обучалась только работающая молодёжь /от 16 лет/, то в настоящее время возрастной ценз обучающихся приблизился к возрасту учащихся дневных школ. Поскольку, несмотря на требование Федерального закона "Об образовании", продолжается отторжение педагогически запущенных детей из дневной школы. Контингент обучающихся вечерних школ разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения.

Организация педагогических условий образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе  позволяет расширить представление о возможных путях реализации образовательно-воспитательных задач, способствующих эффективному обучению слушателей групп заочной формы обучения.

Основными принципами эффективного функционирования и развития вечерней школы являются: демократизм, гуманизм, вариативность, а именно  вариативность форм обучения (очная, заочная), прогностичность и  преемственность.

Именно реализация этих принципов обеспечивает возможность не только создания педагогических условий образовательного процесса, но различных вариантов их реализации.

Новой тенденцией является стремление вечерних школ в ряде регионов страны реализовывать учебные программы компенсирующего обучения, ускоренного обучения, профилированного обучения по системе «школа – вуз», индивидуального обучения, внедрять заочные формы обучения с сессионным режимом занятий.

        К сожалению, современная общеобразовательная вечерняя (сменная) школа – это по сути дела школа "второго сорта", она предназначена для тех подростков, которые становятся жертвами резкого расслоения общества на богатых и бедных, новой элиты и неимущих.

        Позитивная роль этой школы на современном этапе состоит в том, что она является центром социальной поддержки и психолого-педагогической реабилитации подростков из семей группы риска и малообеспеченных слоев населения.

Заочная форма обучения также предоставляет взрослым, своевременно не получившим среднее образование в силу жизненных обстоятельств, возможность получить аттестат об основном и среднем (полном) общем образовании. Безработная молодежь – это новое явление нашей жизни тоже нередко видит в заочной форме обучения  реальное средство ускорить решение проблем своей социализации. Таким образом, спрос на заочную форму в сфере общего образования наблюдается сейчас в самых различных слоях населения.

В новых социально-экономических условиях, которые определяют режим и порядок деятельности современной вечерней школы, особую актуальность приобретает проблема дифференцированного подхода к обучению и воспитанию. Особенно это представляется актуальным при работе с обучающимися "группы риска". Это ставит перед педагогическими коллективами задачу по определению характера и особенностей дифференцированного и индивидуального обучения в вечерних школах и разработке рекомендаций по определению отбора, содержания, выбора методов и средств, формы обучения.

МОБУ “Центр образования” работает по учебному плану для вечерних (сменных) общеобразовательных школ по очной и заочной формам обучения. Прием обучающихся ведется с 7 по 12 классы.

         Одним из успешных направлений работы нашей школы является заочная форма (ранее называлась «экстернат»)  обучения. За время функционирования вечерняя школа выпустила  немалое количество обучающихся, которые  успешно работают и обучаются во многих ССУЗах и ВУЗах. 

По новому закону «Об образовании» экстернат стал лишь формой промежуточной аттестации, а экстернатная форма обучения, которая предполагала самостоятельное изучение общеобразовательных программ начального, основного общего и среднего  общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, превратилась в заочную форму.

 Заочная форма обучения на базе МОБУ «Центр образования» имеет определенный опыт реализации этой формы. На данный момент заочная форма обучения организована для 9 и12-х классов. Срок обучения 1 год. Возраст поступления в экстернат не ограничен.

Основной контингент группы заочной формы обучения за курс основного составляют несовершеннолетние в возрасте от 18 до 25 лет.

А основной контингент группы заочной формы обучения за курс среднего общего образования составляют взрослые в возрасте от 18 до 40 лет, то сейчас идет тенденция к понижению, соответственно возрастает число несовершеннолетних.

Сегодня происходит "омоложение" контингента обучающихся вечерней школы. Вечерние школы взрослых превращаются, по существу, в общеобразовательные школы для подростков 12-16 лет с проблемами в образовании и поведении.

        В связи с обязательным введением ЕГЭ как форму итоговой аттестации,  количество выпускников заочной формы обучения, получающих аттестат о среднем общем образовании, намного ниже, чем выпускников очной формы. Выявлены следующие причины, способствовавшие низкой успеваемости:

1. Пробелы в знаниях за курс начальной и основной школы, которые не искоренились в процессе обучения в старшей школе. 17-18% выпускников ранее обучались в коррекционных школах и классах;

2. Занятость обучающихся на работе, сложная материальная  ситуация в семьях; 3.Семейные обстоятельства, которые мешали обучению и подготовке к экзаменам: имеют малолетних детей или беременны, большинство из  семей с нарушением психологического комфорта.

4. Из числа неуспешных выпускников некоторые состояли на учете в ПДН. К сожалению, приходится отмечать, что у части обучающихся происходит смещение интересов в сторону получения удовольствия от жизни, они показали неумение сосредоточиться на главном.

Неудачно сдавшие ЕГЭ на сегодняшний  день поступили в начальные профессиональные учебные заведения, служат в РА, работают на прежних местах и воспитывают детей.

Выпускники вечерних школ с давних пор выбирали  реально достижимые пути в жизни, за исключением небольшого количества.

Для некоторой категории выпускников приемлемо было бы оставить право выбора формы итоговой аттестации – традиционную или ЕГЭ, хотя бы для тех, у кого пробелы в обучении более 5 лет. Но, увы, закон для всех закон.

Педагогический коллектив в дальнейшем должен построить всю работу таким образом, чтобы улучшить результаты своей работы и совершенствовать учебно-методическую работу.

Список использованной литературы

1. Адаптация к новым условиям /Формы работы с "трудными" подростками в вечерних школах г. Орла /Веч. сред. школа.-1996.- №1.-С.23-34.

2. Вершловский С.Г. Ответственная миссия нашей школы /Открытая школа.-1998.- №2,- С. 68.

3. Глейзер Г. Д. К вопросу о концепции общего образования взрослых /Вечер, сред, школа.- 1988.-№6-С.39-43.

4. Даринский В.Н. Модернизация учебного процесса с заочной формой

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М,1996.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы организации процесса обучения в школе на современном этапе

В статье рассматриваются инновационные формы организации процесса обучения, такие как активные методы обучения, обучение через игру,  ролевая игра, кейс-стади, портфолио, кросс-оценка....

"Современный урок: эффективная организация образовательного процесса - активные методы обучения".

Активные методы обучения  позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и  осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество ...

Актуальные вопросы методики преподавания математики на индивидуальной и заочной формах обучения в вечерней школе

Для вечерней школы актуальны личностно – ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъ...

Статья "Очно-заочная гуманитарная школа "Технология РОСТа" как эффективная форма организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС"

Статья рассказывает о такой форме обучения иностранным языкам как очно-заочная гуманитарная школа...

«Проблемы обучения русскому языку в школе на современном этапе. Пути решения»

В статье раскрыты проблемы обучения русскому языку в школе касающиеся школьников и педагогический состав....

Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса по трудовому обучению

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по...

Особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения (из опыта работы школы при Посольстве России)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих...