«Шаги к здоровью» по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий: технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
рабочая программа по алгебре по теме
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
• Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
• 25-35% детей пришедших в 1 класс школы, имеют физические
недостатки.
• 90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии»,
т.е. ещё не знают, что больны.
• Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно
здоровыми.
• 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%-находятся в
«третьем состоянии».
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. Многие учителя уже работают над темой «Здоровьесберегающие технологии». Что же это такое?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_zd_novaya.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО Погребнова Т.А. /_________/ ФИО Протокол № ____ от «___»___________2014 г. | «Согласовано» Руководитель филиала МОУ -СОШ села Кочетовка Аткарского района Саратовской области в селе Белгаза Волошина Л.К. /_________/ ФИО «___»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ- СОШ села Кочетовка Аткарского района Саратовской области Хубулова Н.А. /__________/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2014 г. |
Рабочая программа «Шаги к здоровью»
Кадымиковой С.Н.. учителя математики, физики,
по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий:
технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Возраст детей 11-17 лет
Срок реализации программы – 2014-2015 гг
Программу составила учитель математики, физики Кадымикова С.Н..
2014-2015
Пояснительная записка
Здоровье - всё, но все без здоровья ничто.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
• Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
• 25-35% детей пришедших в 1 класс школы, имеют физические
недостатки.
• 90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии»,
т.е. ещё не знают, что больны.
• Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно
здоровыми.
• 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%-находятся в
«третьем состоянии».
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. Многие учителя уже работают над темой «Здоровьесберегающие технологии». Что же это такое?
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Существуют различные типы технологий:
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
- Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Цель программы
Сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося
Задачи программы
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья
- Привитие учащимся знаний, умений, навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
Основные направления программы и их краткое содержание
- Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
- обеспечение соблюдения санитарно- гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
- организация рациональной системы питания учащихся;
- обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
- Инструктивно- методическая работа с обучающимися.
- организация воспитательного всеобуча: «Режим школьника», «Закаливание», « Магия голубого экрана», «Безопасность при работе с компьютером»;
- проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.
- Учебно-воспитательная работа
- использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
- разработка тематики классных часов;
- Оздоровительно- профилактическая работа
- профилактика и коррекция здоровья: утренняя зарядка, физкультминутки, витаминотерапия, йодная профилактика, зарядка для глаз
- профилактические мероприятия во время каникул;
- проведение дней здоровья;
- проведение спортивно- массовых мероприятий
Требования к оборудованию кабинета в основной школе.
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, методическая работа по предмету.
Требования к помещению кабинета:
1) учебный класс-кабинет основной школы в здании нового типа должен иметь площадь 66 кв.м. при наполняемости класса 25 человек.
2) Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависит от угла рассматривания, связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов парт. «Угол рассматривания» - это угол, образуемый плоскостью классной доски и линией взгляда учащегося. Должен составлять не менее 30-35 градусов для школьников 5-11 классов.
3) Площадь на одного ученика в кабинете должна быть не менее 6 кв.м.
4) С целью предотвращения неблагоприятного влияния компьютера на учеников выделено отдельное помещение (кабинет), оборудованное в соответствии с требованиями СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» 2.2.2/2.4.1.340-03.
Требования к комплекту мебели в учебном классе-кабинете:
1) Рациональная организация рабочего места учащегося включает в себя достаточную рабочую поверхность для письма, чтения; соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения рабочей позы учащегося (правильное положение позвоночника, рук, плеч, локтей, грудной клетки относительно крышки стола), что поддерживает нужную работоспособность.
2) Рабочее место ученика включает в себя столы ученические двухместные в комплекте со стульями. На мебели имеется цветовая маркировка:
- оранжевая – рост ученика до 1150 мм;
- фиолетовая - рост ученика до 1300 мм;
- жёлтая – рост ученика до 1450 мм;
- красная – рост ученика до 1600 мм;
- зелёная – рост ученика до 1700 мм;
- синяя – рост ученика до 1800 мм.
3) Цветовое оформление отдельных элементов мебели, как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном кабинете. Защитно-декоративное покрытие рабочих столов и парт должно быть матовым. Важное значение имеет цвет и рисунок облицовочных материалов элементов мебели, предпочтение отдаётся спокойным цветам жёлто-голубо-зелёной гаммы.
4) При оборудовании классного помещения соблюдены расстояния между предметами оборудования:
- между рядами двухместных столов – не менее 60 см;
- между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50-70 см;
- от последних столов до стены, противоположной классной доске, не менее 70 см;
- от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100 см;
- от первой парты до учебной доски – не менее 240-270 см;
- наибольшая удалённость последнего места учащегося от учебной доски – 860 см.
5) Рассаживание учащихся проводиться с учётом их состояния здоровья:
- дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами и простудными заболеваниями должны сидеть как можно дальше от наружной стены и окон;
- дети с нарушением слуха и зрения рассаживаются первыми, причём ученики с пониженной остротой зрения размещаются в первом ряду от окон.
6) Для профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее 2-х раз в году менять местами школьников, сидящих в первом и последнем ряду, не нарушая соответствия маркировки мебели их росту.
7) В состав рабочего места учителя входят стол для учителя, классная доска, экран, телевизор, графопроектор, видеомагнитофон. Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нём классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съёмных подставок и столиков для демонстрации объёмных моделей. Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель и магнитофон, так как стенки стола резонируют и происходит искажение звука.
8) Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
Требования к использованию визуальных (автоматических) средств обучения:
1) На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. Для работы с графопроектором экран должен быть подвешен наклонно, чтобы не возникали искажения во время проецирования транспарантов. Допускается традиционный вариант крепления экрана параллельно стене, доске, но при этом необходимо установить оптическую ось объектива на графопроекторе перпендикулярно экрану. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны её размещения:
- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);
- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов);
- в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).
2) Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон. Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания – автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно.
3) При использовании автоматических визуальных средств при ширине экранного изображения 1,2 – 1,4 м; расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2,7 м, а от последних столов – не более 8,6 м.
4) Режим работы с ПК:
Для учащихся 6 класса - 20 минут;
7 класса – 20 минут;
8 класса – 25 минут;
9 класса – 25 минут;
10 класса – 30 минут;
11 класса – 30 минут.
Требования к оформлению интерьера учебного кабинета:
На передней стенке рекомендуется располагать часто используемую справочную информацию. На боковых стенах рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией. В застеклённых секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам.
Требования к озеленению учебного кабинета:
Комнатные растения благоприятно влияют на микроэкологические условия и здоровье человека. Общеизвестны бактерицидное и антимикробное действие специально подобранного видового состава растений на патогенную среду;
обогащение органическими и минеральными веществами, повышение отрицательной ионизации воздуха.
Положительно влияние эстетического аспекта здоровьесберегающиего фитодизайна, так как зеленые растения, особенно в период цветения, в условиях замкнутого пространства учреждения создают психопрофилактический эффект, развивают чувство прекрасного, эстетического наслаждения, способствуют гармонизации личности, снятию напряжения, которое возникает в образовательной деятельности.
Категории растений, рекомендованных для озеленения учебных кабинетов и лабораторий:
Растения, обладающие антибактериальными и анти микробными свойствами | Агапантус, алоэ древовидное, амариллис, гибискус, гипеаструм, драцена душистая, диффенбахия пестрая, зиферантес, каланхоэ, пеларгония, фикус карликовый, хлорофитум хохлатый, цитрусовые и др. |
Растения, поглощающие химическое загрязнение и загазованность | Драцена душистая, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая, спатифиллюм, фикус Бенжамена, фикус каучуконосный, хлорофитум хохлатый, и др. |
Растения, поглощающие тяжелые металлы | Аспарагусы и др. |
Растения, улучшающие водно–газовый обмен | Антуриум, гибискус диффенбахия, китайская роза, спатифиллюм Уэллиса, филодендроны, циперусы, и др. |
Растения, восстанавливающие ионный состав воздуха | Криптомерия, можжевельник, сосна, циперусы, кодиеумы и др. |
Растения стимуляторы нервной системы | Лимон, пеларгония и др.. |
Растения, потенциально опасные для размещения в общественных местах и образовательных учреждениях | Растения, содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тис ягодный, молочай). |
Категорически запрещается установка растений на подоконниках, в опасной близости от рабочего стола учителя и ученических парт для предупреждения травматизма. Все крепления и установка подвесных кашпо и цветочных горшков должны быть прочными и надёжными.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения.
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
- Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
- Число использованных учителем видов преподавания;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
- Чередование видов преподавания;
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
- Физкультминутки и физкультпаузы;
- Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
- Благоприятный психологический климат на уроке;
- Преобладающее выражение лица учителя;
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
- Темп и особенности окончания урока;
- Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
А) Гигиенические условия в классе (кабинете):
- чистота, проветривания и влажная уборка, аромотерапия;
- температура и свежесть воздуха,
- рациональность освещения класса и доски,
- наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Б) Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
- опрос учащихся,
- письмо,
- чтение,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание наглядных пособий,
- ответы на вопросы,
- решение примеров, задач,
- практические занятия и т. д.
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
В) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
- Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Г) Число использованных учителем видов преподавания:
- словесный,
- наглядный,
- аудиовизуальный,
- самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
Д) Чередование видов преподавания
- не позже чем через 10-15 минут.
Е) Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
Ж) Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
для инсценирования дискуссии,
обсуждения, привития интереса
к познавательным программам,
т.е. для взаимосвязанного
решения как учебных, так и
воспитательных задач.
З) Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
- Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
- Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
И) Физкультминутки и физкультпаузы
- Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Примерные упражнения для проведения физкультминуток и физкультпауз:
Оздоровительно- гигиенические.
Её можно выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками. На уроках необходимо проводить и зарядку для глаз. Нужно откинуться на спинку стула.
1. Исходное положение, - сидя, откинувшись на спинку парты - вдох. Наклонившись вперед к крышке парты - выдох. Повторить 3-5 раз.
2. Исходное положение, - сидя, откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
3. Исходное положение, - сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
4. Исходное положение, - сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии на расстоянии 15 -20 см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 2-5 сек., опустить руку. Повторить 4-6 раз.
5. Исходное положение, - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 6 раз.
Дети могут также следить глазами за движениями руки учителя, смотреть в окно.
Физкультурно-спортивные.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
1.Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение - сидя на стуле. И раз, и два - голову вести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре - голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4-6 раз.
2. Исходное положение - сидя, руки на поясе. Раз - поворот головы направо. Два - исходное положение. Три - поворот головы налево. Четыре - исходное положение.
Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
3. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. Раз - правую руку вперед, левую - вверх. Два - сменить положение рук. Повторить 6-8 раз.
4. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. Раз - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть во. Два - исходное положение. Три - четыре - то же правой рукой.
Повторить 4-6 раз в медленном темпе.
5. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. «Раз» - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. «Два» - и. п, «Три», «четыре» - то же правой рукой.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
6. И. п. - основная стойка. «Раз» - хлопок в ладоши за спиной руки поднять назад возможно выше. «Два» - движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед на уровне головы.
Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
7. И. п. - сидя на стуле. «Раз» - голову наклонить вправо. «Два» и. п. «Три» - голову наклонить влево. «Четыре» - и. п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2.Гимнастика для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить
4-5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх - налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх - направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3.Упражнения для пальцев рук.
Упражнение 1. Ладони лежат на столе. Ученики понимают пальцы по одному сначала одной руки, потом другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2. Ладони лежат на столе. Ученики поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 3. Ученики зажимают руку (или карандаш) средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4. На столе 10-15 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши (палочки) на стол, кладя их по одному.
Упражнение 5. Ученики зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение 6. Ученики зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Длинный конец ручки находится дальше ох груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным поворотом вкладывают ее в правую руку и т. д.
В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край стола так, что локоть чуть свешиваются, а ладони приподняты над столом.
Если поставить локти на стол, то это упражнение дает возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.
Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Ученики, представив себе, что у них в ладонях мячик (большой, или средний, или маленький), делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
4.Упражнения по коррекции осанки
1. И.П.- прямое положение тела.
На счет «раз» напряженное положение «смирно» (фиксация лопаток). На счет «два» ослабить.
2. И.П. - стойка руки к плечам.
На счет «раз» и «два» - медленное и напряженное вытягивание рук кверху (голова прямо). На «три», «четыре» И.П.
3. И.П. -стойка руки на талии.
На 1-2 счета наклон туловища вперед (спина прогнута) с вытягиванием рук в стороны. На 3-4-И.П.
4. И.П.- стойка руки на талии
Приседание руки вперед (пятки от пола не отрывать, спина прямая).
5. Ходьба обыкновенная, на носках и пятках.
К) Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Новизна моего опыта заключается в том, что на первый взгляд математика и понятие здоровьесбережение не совместимы. Понятие "здоровьесберегающие технологии" наиболее применимы к урокам физической культуры, биологии, ОБЖ. На самом деле наибольшую нагрузку ребёнок испытывает на уроках математики. Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
Основные вопросы, возникающие при работе по здоровьесберегающим направлениям:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Игровые оздоровительные технологии.
3. Веселые физминутки на уроках.
4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
5. Игровой массаж.
6. Формирование навыков здорового образа жизни.
7. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.
Урок - это основа учебного процесса. В соответствии со здоровьесберегающими технологиями к организации урока предъявляются следующие требования, с учетом которых я его строю.
- Плотность урока. Должна быть от 60% до 70%
- Чередование видов учебной деятельности от 4 до 7.
- Наличие, место, содержание и длительность оздоровительных моментов.
На уроке должно быть 2 физ.паузы по 1 минуте из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторами.
Физ. паузы должны быть обоснованными:
- - если писали – для глаз и пальцев
- - если слушали - для снятия напряжения, смены позы.
- Наличие эмоциональных разрядок.
( Шутки, улыбки, стих, музыка должны быть 2-3 раза за урок.)
- Виды учебной деятельности должны чередоваться 4-7 раз за урок и не продолжаться более 10 минут каждая.
- Поза учащихся и её чередование
- Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
- Гигиенические условия в кабинете во время урока (температура, свежесть воздуха, освещённость и др.)
- Темп окончания урока. На заключительную часть урока необходимо оставлять времени, достаточного для того, что бы дети успели записать, понять домашнее задание и задать вопросы. Недопустимо затягивать урок на перемене.
- Место и длительность применения ТСО: нельзя, чтобы дети все 40 минут смотрели кино или на экран. Статистика: при несоблюдении гигиенических норм при использовании ТСО, здоровье ухудшается в 2,5 раза.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность.
Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную - руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Полезно проводить зрительные диктанты, когда ученики закрытыми глазами выполняют построение многоугольника, не поворачивая головы одним движением глаз отыскивают геометрическую фигуру, размещенную в классе, табличку с новым математическим термином.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.
В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.
Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить
обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Полезно строить графики настроения на протяжении урока. В ходе проведения данного вида работы эмоциональный настрой учеников заметно повышается после проведения динамических пауз.
Предлагая домашнее задание учитель может продифференцировать уровень сложности, указать что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую:
“В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?” Ответ: 7, 12,5,5, 5.
При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. Ответ: 8 мг, 5 мг.
Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ: 12 и 6.
2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ: 20 и 62.
В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.
В заключении хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.
Здоровьесберегающая среда – это среда педагогической культуры
- Не спешите ставить отметку, особенно плохую.
- Делайте ребенку замечания так, чтобы не уронить его авторитет в классе, лучше конфиденциально, выражая не свое раздражение, а желание помочь.
- Не делайте бесконечные замечания.
- Проследите, сколько слов с частицей «НЕ» у Вас в речи. Это - тоже форма психологического насилия.
- Помощь не должна быть навязчивой, предлагайте ее, если ребенок мотивирован на нее.
- Не сравнивайте одного ребенка с другими, более успешными в настоящее время.
- Оптимистически прогнозируйте учебную деятельность ребенка.
- Создавайте ситуации успеха для каждого ребенка.
- Пытайтесь разобраться в причинах неудач ребенка.
- Помните, что знания и умения ребенка, приобретаемые в школе - еще не вся его жизнь; самое главное - каким он вырастет человеком, гражданином, семьянином, не потеряет ли любовь к познанию, саморазвитию.
- Ребенок имеет право быть не таким, каким хотите его видеть Вы.
- Помните, что проблемы ребенка с учебой и поведением всегда носят комплексный характер. Никогда специалист, к которому Вы направили ребенка, один не сможет справиться с проблемой: Вам тоже придется подключаться. Поэтому сохраняйте с ним тесный контакт, просите советов.
- После проведения профилактических медицинских осмотров и психологического обследования - расспрашивайте специалистов конкретно по каждому ребенку.
- Если вы не можете научить ребенка, это еще не значит, он не обучаем или что Вы - плохой специалист. Там, где есть общение людей, бывают случаи плохой психофизиологической совместимости. Может быть, у другого педагога этот ребенок будет успешнее.
- Никогда не рассказывайте родителю одного ребенка о проблемах чужого ребенка (или его родителей), тем более о диагнозах, которые Вы смогли узнать. Пресекайте такого рода обсуждения среди взрослых, если они не инициированы самими родителями ребенка.
- Старайтесь привлекать больше разных взрослых к воспитанию детей: людей культуры, науки, замечательных бабушек.
Список литературы:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании современных школьников.
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества...
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании современных школьников
Здоровьесберегающие технологии в нашей школе...
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья включает в себя технологии нейропсихологической коррекции, общие рекомендации и упажнения....
Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий жизнетворчества
На мой взгляд каждый урок физической культуры должен приносить пользу здоровью каждого ребенка. А основным направлением работы я считаю физкультурно-оздоровительное, кот...
Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"
1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся шко...
Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых форм обучения хореографическому творчеству.
В данной статье систематизирован опыт удалённого обучения детей хореографии в МКУДО "Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников" Воронежской области на период ограничений по эпидемиологич...