"Понятие юмора в произведениях словесности" (литература, 5 кл., ВЧ)
презентация к уроку (5 класс)
Презентация для дистанционного урока литературы (5 класс, ВЧ) "Понятие юмора в произведениях словесности (на примере рассказа Ю.Марковой "Детектив")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое юмор в произведениях словесности, с помощью чего он создаётся и для чего служит?
Что же такое юмор? Как вы считаете?
Молодцы! А вот слова Л.Н.Толстого : «Юмор – большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех». То есть юмор – это смех, который хорош тем, что никому не будет обиден?
Давайте попробуем разобраться в сути юмористического смеха на примере рассказа «Детектив» замечательной петербургской писательницы Юлии Марковой .
Герой рассказа – ученик пятого класса – стоит в школьной раздевалке и рассматривает свою куртку. « У Васи была не куртка - айсберг. Большая и толстая».
"Стопроцентный пух, - говорила с гордостью мама. - Это тебе на вырост. Не на один же год покупать. Рукава подвернем, резинку вставим. В поясе утянем. Годика через два в самый раз будет!"
Итак, комична сама ситуация. Во-первых, куртка мальчику велика, а мама этим довольна. Во-вторых, Вася не первый день носит свою куртку, но изучает её так, словно впервые увидел. ? Возникает вопрос: «А что скрывается в куртке-айсберге?» Мы же у настоящего айсберга видим лишь верхнюю (малую) часть, а большая скрыта под водой. Значит, гипербола сравнения оправдана! Что таит в себе куртка-айсберг?
Куртка – айсберг! Правильно - мы уже посмеиваемся от этого преувеличения.
Комична и неожиданность маминого вывода о достоинствах куртки: пух настоящий – это главное, а что ходить в большой одёжке не совсем удобно – так это мелочи, не стоящие внимания…
Оказывается, что у Васи пропала шапка! Простая вязаная шапка. Да и ситуация банальна – кто не терял вещей в школьной раздевалке! Тем более такая мелочь – шапочка… Но из этой мелочи рождается дедуктивная мысль – на наших глазах пятиклассник превращается в сыщика! Ведь «ШАПКУ УКРАЛИ!»
"Интересно, - думал Вася. - Чего это ему именно моя шапка понадобилась? А не Ивушкиной, например, или Смирнова? У Ивушкиной шапка большая, пушистая, из натурального меха. А у Смирнова ушанка военная, говорит, настоящая - папина. Наверное, преступник спортсмен, - решил Печёнкин. - Точно спортсмен: по-пластунски умеет ползать, а шапка ему нужна для тренировок на улице. Ведь в ушанке бегать не будешь. Или в пушистой шапке-одуванчике".
Какие замечательные выводы делает наш герой! Он уже вычислил преступника! Это – спортсмен! Тётя Паша, гардеробщица, занятая поисками пропавшей шапки, до такого никогда не додумается. Она-то не детектив!
Вот ещё один способ создания комического – сама речь героя: с верными наблюдениями и совершенно неожиданными неординарными выводами… Мы читаем рассуждения детектива-пятиклассника и улыбаемся.
А далее тётя Паша по-своему пытается решить проблему с исчезнувшей шапкой. Она предлагает Васе на выбор одну из вещей-« потеряшек »… И предложения тёти Паши тоже заставляют нас смеяться.
Но никакими силами не может тётя Паша уговорить Васю идти домой. « - Никуда я без шапки не пойду, - уперся Вася. - Да ты у меня уже в печёнках сидишь ! - взвыла тетя Паша. - Ну где я тебе шапку-то возьму? - А потом сказала: - Я тебе шапку свяжу, точно такую же – синюю». Вот тут-то мы и понимаем, что фамилия у героя особая! А как называется такая фамилия?
Молодцы! Конечно – «говорящая». Ведь Вася же Печёнкин . Он своей неуместной в данной ситуации настойчивостью уже «в печёнках» у тёти Паши сидит.
Наконец Вася отправляется домой. Но его «мозг сыщика» продолжает работать: "Все-таки кто же украл шапку? Вора обязательно нужно поймать. Завтра в школе повешу объявление. Напишу приметы шапки и приметы преступника. Шапка: темно-синяя, вязаная. Преступник: среднего роста, спортивного телосложения, лицо наглое, голова не больше, чем у пятиклассника, ползает по-пластунски не хуже Человека-Паука, только не по стенкам, а по полу - бесшумно и незаметно. Специализируется на вязаных шапках. А в конце: "За любую предоставленную информацию - вознаграждение". И еще: "Береты, ушанки, шапочки для бассейна не предлагать"".
И мы опять смеёмся. Потому что при Васиной наблюдательности его выводы забавны. Потому что приписка в конце этого будущего объявления одновременно логична и комична…
А через две недели на улице потеплело. И мама убрала Васин пуховик в шкаф. Но, проверяя карманы и рукава, мама обнаружила пропажу. «- А я похитителя нашла, - сказала мама, вытаскивая из рукава шапку. - Эх ты, детектив !» И мы не чувствуем злой насмешки в этих словах. В них – лёгкая ирония..
Итак, что же такое ЮМОР в художественном произведении?
Юм op – эт o вид к o мич ec к o г o, в к o т opo м п opo ки oc м e ив a ют c я н e б ec п o щ a дн o , a д o б po ж e л a т e льн o п o дч ep кив a ют c я н e д oc т a тки и c л a б oc ти ч e л o в e к a или явл e ния , н a п o мин a я o т o м, чт o o ни ч ac т o лишь п po д o лж e ни e или изн a нк a н a ши x д oc т o ин c тв .
Давайте вспомним, с помощью чего создавался юмор в рассказе Юлии Марковой
Замечательно! Вы молодцы! Конечно, это и комизм неожиданных неординарных выводов героя, и гиперболы, и лёгкая ирония повествования, и «говорящая» фамилия, и смешные ситуации, и речь героя…
Какова же цель юмористических рассказов?
Разумеется, вы правы: смех. Ведь смех – лучшее лекарство. Посмеялся – исцелился.
А теперь – небольшой тест 1. Что не характерно для юмора? А) Незлая шутка Б) Изображение героев в смешном виде В) Злое осмеяние человеческих пороков Г) Изображение череды нелепых и смешных ситуаций
Верно. Ответ В. Для юмора не характерно з лое осмеяние человеческих пороков
Вопрос 2. Укажите верное утверждение: А) Отличительным признаком юмора является доброе начало Б) Юмор помогает смешные вещи сделать жестокими В) Цель юмора заключается в стремлении через злой смех вызвать слезы Г) Шутка соединяется с чувствами злобы и раздражения
Молодцы! Конечно, ответ А: Отличительным признаком юмора является доброе начало
И вопрос 3. Что характерно для юмора? А) Шутка соединяется с чувством негодования Б) Беспощадность В) Жестокое обличение пороков Г) Добрый смех
Снова молодцы! Ответ Г. Для юмора характерен ДОБРЫЙ СМЕХ
И в заключение урока вспомним, чем же заканчивается рассказ Юлии Марковой «Детектив»?
Именно! Вася ворчит, что у него порвался рюкзак… «Мама осмотрела рюкзак со всех сторон и сказала: - Идем покупать новый. Только маленький не проси. Возьмем такой, чтобы до одиннадцатого класса хватило. На вырост».
Вы представляете, сколько всего может затеряться в ТАКОМ рюкзаке? Это же не просто какая-то куртка-айсберг! Это же… И как детектив Вася Печёнкин будет искать пропавшие вещи! Только представьте!
Спасибо вам сегодня за работу. Удачи и творческого вдохновения при выполнении домашнего задания. До встречи на следующем уроке. Вот это и будет вашим домашним заданием. Попробуйте написать небольшое (потому что дополнение не может быть больше самого рассказа) продолжение истории о детективе Васе Печёнкине, у которого теперь что-то «украли» из нового портфеля…
И сточники Ю.Маркова . Профессионалы. Худ. А.Яковлев . – СПб: Детское время, 2017. – 112 с. https:// obrazovaka.ru/literatura/yumor-chto-takoe.html https://ru.wiktionary.org/wiki/% D1%8E%D0%BC%D0%BE%D1%80 https ://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/yumor/? q=458&n=268
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-266259-1371530012.jpg)
Юмор в произведениях УНТ (тютнярский фольклор)
Представление о народном юморе как основе устного народного творчества, представление о художественных приемах, с помощью которых достигается веселое и остроумное звучание фольклорных жанров ( а...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-266259-1371530012.jpg)
«Мир уцелел, потому что смеялся» Юмор в произведениях УНТ (тютнярский фольклор)
Мужественный, сильный, суровый – по былинам и историческим песням; хитроватый, насмешливый и озорной – по бытовым сказкам; веселый, задорный и неунывающий по плясовым и шуточным песням, частушка...
РОМАН М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ (ЧЕРЕЗ РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЙ И СИМВОЛОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)
Представленная работа раскрывает необходимость подробного объяснения обучающимся всех символов и понятий, встречающихся в романе "Мастер и Маргарита", для более чёткого и глубокого понимания произведе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-397254-1455969324.jpg)
Сопоставительный анализ фразеологизмов, связанных с понятием "человек" в произведениях Н.В. Гоголя и К-Э.К. Кудажы "Улуг-Хем неугомонный"
Фразеологизмы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-814801-1473678245.jpg)
Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»
Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1183288-1572722724.jpg)
ОСОБЕННОСТИ БРИТАНСКОГО ЮМОРА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ПОСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ ПИКВИКСКОГО КЛУБА»
Чувство юмора является одной из важнейших составляющих характеристик личности. При этом существует понятие национального юмора, согласно которому каждая нация обладает совершенно особенными ...