Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»
рабочая программа на тему
Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_elektivnogo_kursa.docx | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Утверждаю:
Директор информационно-методического Директор МБОУ «Лицей№35»
центра Нижнекамского муниципального __________________________
района РТ _________________________ Г.И.Зиятдинова
«___» ______________2016 г.
«___» _____________2016 г.
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРГОРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«Сатира и юмор в произведениях русских писателей»
(для учащихся 10 классов)
Автор: Аллаёрова Парвина Мирзоаброровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №35»
г. Нижнекамска РТ
I квалификационная категория
Согласовано:
Методист информационно - методического
центра Нижнекамского муниципального
района РТ __________________________
С.Ф. Мардашина
«___» _____________________2011 г.
Нижнекамск, 2016
Элективный курс по литературе на тему:
«Сатира и юмор в произведениях русских писателей»
Элективный курс по литературе предназначаются для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению литературы. Цель курса – повышение литературного образования учащихся, а также развитие их общих и специальных способностей и познавательной самостоятельности. Занятия по литературе направлены на нравственное воспитание, формирование убеждений и эстетических представлений школьников.
Элективный курс дополняет и развивает содержание, ведущие идеи и научные понятия основного школьного курса русской классической, советской и зарубежной литературы. В процессе занятий вводятся новые сведения и литературные факты ( сведения о новых писателях, произведениях, историко- и теоретико-литературные знания, полученные в классе, развиваются умения применять эти знания, полученные в классе, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельного анализа литературных произведений.
Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического, о комическом как эстетической категории.
Данная программа призвана дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека, способствовать развитию чувства юмора, развивать умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях.
Между теми важными видами деятельности учащихся на занятиях являются выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений, устное и письменное изложение юмористического произведения, создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем языковых средств создания комического.
Курс ориентирован на предирофильную подготовку учащихся по литературе : даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного теста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове.
На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, погружение в текст и другие. Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.
Для развития творческой самостоятельности школьников внимание акцентируется на недостаточно широко представленных в базовой программе мастерах сатиры и юмора.
Программа элективного курса предназначена для обучения учащихся 10-х классов общеобразовательных школ: рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Формы контроля по освоению ЭК
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводятся в форме творческой работы);
- итоговый (проводятся в форме зачетной письменной работы или защиты проекта)
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Учащиеся должны:
1. Знать содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов; видеть тему и идею произведения;
2. Наиболее существенные особенности методов и стилей изученных авторов, комментировать особенности стиля художественных текстов с точки зрения использования автором различных способов выражения идеи, в том числе языкового материала.
3. «Видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста.
4. Соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом.
5. Правильно читать художественный текст (отчётливость произнесения слов, логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонаций, зафиксированных пунктуацией и т.д.), слышать и передавать своеобразие речи персонажа и авторской речи.
6. Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне оценивать и комментировать художественный тест с точки зрения его содержания и формы.
7. Характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь героев и событий в произведениях.
Содержание курса
№ п/п | Темы занятий | Формы занятий и виды деятельности |
1 | 1.Введение. Знакомство с программой курса. Постановка целей и задач. Викторина «Сатира и юмор в произведениях русской классики». | Презентация слайд-фильма. Конспектирование лекции. |
2 | Социально-исторические предпосылки возникновения и развития сатиры и юмора в русской литературе. Сущность и искусство комического. О природе комического: обрядово-зрелищные формы, словесно-смеховые произведения, различные формы фамильярно-площадной речи. Сообщения: 1. Первые русские сатирики (XVII в.) 2. Известнейшие мастера в области сатиры и юмора XVIII-XX вв. XVIII в.: А.П.Сумароков, М.М.Херасков, И.И.Новиков и др. 3. XIX в.: Д.В.Давыдов, П.П.Ершов, Козьма Прутков ( А.К.Толстой, А.М. и В.М.Жемчужниковы), Г.И.Успенский, Н.С.Лесков и др. | Обзорная лекция. Проблемное изложение теоретического материала |
3-4 | Юмор в произведениях словесности. Средства создания юмора: космическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев: соединение несоединимых явлений, предметов признаков, употребление в одном тексте слов с различной стилистической окраской: юмористические неологизмы и др. Речевые средства юмора и сатиры: художественная лексика (тропы), синтетические фигуры (повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания и т.д.), эвфония (особенности звучания: благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы). Значение употребления средств создания юмора в произведении. | Понимание и объяснение цели использования в произведении средств выразительности. |
5. | Мастерство Крылова – баснописца. Язык басен И.А.Крылова. | Самостоятельное исследование текста с целью решения поставленных задач. |
6 | Виды и жанры комического. Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина. Афоризмы Козьмы Пруткова. Письменный ответ на вопрос: «Что значит быть остроумным?» | Урок-путешествие экскурсия в музей. Гид - вымышленный персонаж. Чтение и анализ эпиграмм А.С. Пушкина. Самостоятельная работа. |
Мастера в области сатиры и юмора (XIX век) | ||
7 | Творчество Н.В.Гоголя. Языковые приемы создания комического у Гоголя. | |
8 | Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха. Смех оружие сатиры. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Сказки». «История создания одного города». (Анализ фрагментов) | Анализ предложенных художественных текстов или их фрагментов. |
7-9 | Средства словесного выражения сатиры и юмора. А.П.Чехов. | Анализ предложенных художественных текстов или их фрагментов. |
Мастера в области сатиры и юмора XX в. | ||
10-11 | Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого. М.Зощенко. Рассказы | Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях. |
12-13 | Жизнь и юмор И.Ильфа и Е.петрова. П.И.Чичикова и О.Бендер. | Инсценировка и письменный ответ на вопрос. |
14-15 | А.Т.Аверченко. Анализ рассказов | Творческая работа в группах, изложение своей позиции. |
16-17 | Тэффи (Н.А. Лохвицкая-Бучинская). | Инсценировка. Сообщение. |
18 | Саша Чёрный (А.М.Гликберт) | Доклад. Наблюдения над текстом. |
19 | С.Я. Маршак. М.А. Светлов. Ю.К. Олеша | |
20-21 | Д.И.Хармс | Наблюдения над текстом. |
22 | В.С. Высоцкий | Наблюдения над текстом, дискуссия. |
23-24 | М. Жванский. А.И. Райкин. А.А. Иванов. М. Задорнов | |
25 | Творчество современных юмористов. | Исследовательская и проективная деятельность (написание докладов, рецензий и т.д.) |
26-27 | Повторение изученного. Почему мы смеёмся, читая Гоголя и Зойщенко? (Выразительное чтение и анализ рассказов, стихотворений и фрагментов произведений сатирического характера по выбору учителя). | Инсценировка |
28-30 | Индивидуальные занятия (в микрогруппах). Консультации по совершенствованию исполнительского мастерства | |
31-32 | Урок концерт «!» | Творческие задания |
33 | Зачётное занятие. | Выступление или сообщение как результат исследования или наблюдения. |
34 | Защита мини-проекта |
Темы рефератов:
1. Юмор в детской художественной литературе.
2. Пословицы и поговорки в творчестве А.Д. Кантемира.
3. Русская сатира в век Екатерины.
4. Сатиры смелый властелин. Творческий путь Дениса Фонвизина.
5. Современный анекдот как жанр устного народного творчества и др.
Список использованной литературы
1. Любимов Т. Б. Комическое, его виды и жанры. М., 1990 г.
2. Московский А.П. О природе комического. - Иркутск,1968 г.
3. Московский А.П. Сатира и юмор в русской литературе (учебное пособие для студентов и учителей литературы ) – Иркутск, 1993 г.
4. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / Под ред. Маранцмана В.Г., Богдановой О.Ю.- в 2 ч. Ч.2 – М.: Просвещение, Владос.1995,228с.
5. Программа по литературе для 7-8 классов средней школы / Под ред. Маранцмана В.Г. – Санкт- Петербург. Специальная литература, 1996 г.
6. Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации – М.: Просвещение, 1995 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу элективного курса
«Сатира и юмор в произведениях русских писателей»
составленную Аллаёровой Парвиной Мирзоаброровной,
учителя I квалификационной категории МБОУ «Лицей №35»
(г.Нижнекамск Республики Татарстан)
Рецензируемая авторская программа элективного курса «Сатирические жанры в русской литературе 18-20 вв», составленная для учащихся десятых классов, Аллаёровой П.М. ориентирована на расширение знаний школьников в области комического, осознание универсального значения смеха для человека, развитие чувства юмора, умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях.
Содержание программы соответствует требованиям государственного стандарта общего образования и способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Надо отметить, программа не создаёт перегрузки для школьников.
В содержании элективного курса учитывается всё необходимое для содержания в ней запланированных целей и задач. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечиваются предыдущими знаниями базовых курсов.
Большим достоинством элективного курса является то, что программа основывается на преимущественно активных методах обучения: исследовательских, проектных и т.д.
В элективном курсе конкретно определены ожидаемые результаты и чётко рассматриваются пути и методы их достижения. Нельзя не одобрить с методологической точки зрения и приложения, которыми автор снабдил своё пособие: разработки и презентации занятий, выполненных программой Power Point.
С точки зрения использования этих ресурсов, т.е. учебно-методических, мультимедийных средств и кадровых возможностей данной школы программа реалистична.
В заключении можно отметить, что данный элективный курс предполагает самостоятельную работу учащихся с художественной, критической и методологической литературой, работу со словарями, что необходимо для развития творческого мышления учащихся и подготовке к выпускным экзаменам по дисциплинам филологического профиля.
Руководитель муниципального методического
объединяет г. Нижнекамск и нижнекамского
района, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№19 с углубленным
изучением отдельных предметов»
высшей квалификационной категории Юсупова Р.Д.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт
Социально-педагогических технологий и ресурсов»
Филологический факультет
Кафедра русского языка и литературы
Рецензия
на программу элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей», составленную Аллаёровой Парвиной Мирзоаброровной,
учителем I квалификационной категории МБОУ «Лицей №35»
(г.Нижнекамск, Республика Татарстан)
В последнее время в отечественном литерарутроведении большое внимание уделяется изучению конкретного жанра, его поэтики, что дает большие возможности при интерпретации художественного текста. С этих позиций элективный курс является актуальным при изучении школьного курса литературы.
Настоящий элективный курс расширяет и дополняет содержательную часть школьного курса литературы, выявляет ведущие научные понятия основного курса литературы, расширяет литературоведческие знания учащихся при изучении смеховой культуры в классических произведениях.
Содержание курса охватывает конкретные хронологические рамки
(18-20вв.), что дает учителю проследить эволюцию сатирического жанра в процессе анализа и интерпретации художественного текста. Такой подход вполне оправдан, т.к. школьный курс литературы в старших классах опирается на историко-литературный принцип. Также большой интерес представляет изучение поэтики сатирических произведений, где большое внимание уделено сатирическим средствам выразительности: юмору, гротеску, гиперболе, метонимии и другим. Палитра методов и приемов, применяемых учителем на уроках, соответствует жанровой разновидности анализируемого текста (рассказ, повесть, роман, басня, лирика).
Программа элективного курса глубоко содержательна и может быть использована учителями-словесниками в практической деятельности.
Рецензент:
старший преподаватель В.А.Сонькин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"
Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Программа элективного курса для учащихся 8 класса "Кладовые русской фразеологии"
Задача современной школы – подготовить человека думающего, чувствующего, умеющего жить в социуме, творчески мыслить, правильно выражат...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса «Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)
Программа предназначена для подготовки ЕГЭ по русскому языку....
Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...
Программа элективного курса «Человек на войне в произведениях В.А. Закруткина»
Элективный курс «Человек на войне в произведениях В.А. Закруткина» рассчитан на 17 часов для учащихся 10 (11) классов. В нём рассматриваются вопросы, связанные не только с раск...
Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»
Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»» направлена на решение важных проблем по сохранению культурных национальных цен...