Дистанционное обучение. Русский язык.8 класс.(4 неделя обучения)
учебно-методический материал (8 класс)

Пугачева Анжела Андреевна

Дистанционное обучение.8 класс. Русский язык.(4 неделя обучения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 УРОК № 13

1.Контрольное тестирование № 3 по теме "Вводные и вставные конструкции" 

2.Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании

Тестовые задания по русскому языку

по теме «Вводные и вставные конструкции»

( Закрепление материала, а также в качестве подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭПри выполнении школьниками данных тестовых заданий проверяются прежде всего знание учениками особенностей вводных и вставных конструкций в русском языке; умение школьниками находить вводные и вставные конструкции в предложениях и в тексте; навыки постановки знаков препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях; знание семантических видов вводных конструкций, а также умение учениками отличать вводные слова от членов предложения, союзов.

Инструкция: ответами к заданиям 1-17 являются число, последовательность цифр или слово, которые следует записывать в поле ответа в тексте работы

Укажите правильные варианты ответов

Вводные слова:

А) «включаются» в предложения по смыслу и при помощи интонации;

Б) связаны с членами предложения сочинительной и подчинительной связью;

В) не являются членами предложения;

Г) семантически с предложением не связаны

Ответ___________________

Укажите правильные варианты ответов

Вводные слова:

А) не выделяются запятыми;

Б) в устной речи выделяются особой интонацией;

В) являются членами предложения;

Г) с помощью них говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает

Ответ___________________

Найдите предложение, в котором вводное слово означает способы привлечения внимания слушателя

1) К счастью, мы успели на теплоход.

2) Праздник, по-моему, всем понравился.

3) Итак, предложение было принято.

4) Вообразите, наши молодые люди уже скучают.

Ответ___________________

 

Найдите предложение, в котором вводное слово означает источник сообщения

1)Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем.

2) Говорят, скоро похолодает.

3) Погода, к великой нашей радости, улучшилась

4) Одним словом, все завтра пойдут на уборку территории .

Ответ___________________

Укажите предложения, на месте которых должны стоять две запятые

1)Так например к хвойным деревьям относится сосна

2)Все это возможно изменится

3) Я помню что ты был прав

4)Все это возможно изменить.

Ответ___________________

 

Укажите цифры, на месте которых в тексте должны стоять запятые

Быть может(1) он для блага мира

Иль (2)хоть для славы был рожден;

Его умолкнувшая лира

Гремучий (3)непрерывный звон

В веках поднять могла. Поэта (4)

Быть может (5) на ступенях света

Ждала высокая ступень…

А (6)может быть (7) и то: поэта

Обыкновенный ждал удел

Ответ___________________

 

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, означающие запятые при вводном слове.

Они стояли друг над дружкой, (1) голова над головой, (2) руки по швам,(3) они замерли,(4) точно готовились сфотографироваться. Только вот глаза,(5) конечно,(6) были не для фотографии: удивленные,(7) печальные, (8) непонимающие глаза.

Ответ___________________

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, означающие запятые при вводном слове.

Лицо у матроса суровое,(1)ворот флотской рубахи порван,(2) а бескозырка чудом держится на затылке. Но снаряд за снарядом посылает матрос,(3)словно прирос он к орудию так,(4) что даже, (5) кажется,(6)не замечает, (7)что явились сюда командиры.

Ответ___________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, означающие запятые при вводном слове.

Он не обратил никакого внимания на меня,(1) но его лицо лучилось навстречу работяге, (2)словно у него был какой-то очень важный секрет,(3) которым он собирался, (4)видимо,(5) с ним поделиться.

Ответ___________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, означающие запятые при вводном слове.

- Утопим,(1) – сказал Вовка с удовольствием. – Может,(2)он бешеный.

- А как утопишь? – Оля из-за Кольки высунулась,(3) и в глазах ее зажглось что-то остренькое. – В воду бросишь?

- Чай,(4)выплывет,(5), если так-то. Подержи-ка,(6) я камень поищу.

Ответ___________________

11. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, означающие запятые при вводной конструкции.

Сейчас я понимаю,(1)что это был пес-чудак. Странный,(2) необычный и,(3)можно сказать, (4)выдающийся

Ответ___________________

Среди перечисленных вариантов выпишите слово, которое не является вводным

конечно

к сожалению

видимо

вдруг

Ответ___________________

Из перечисленных вариантов выпишите слово, которое является вводным

1) непременно

2) итак

3) якобы

4) почти

Ответ___________________

Среди перечисленных вариантов найдите предложения с вставными конструкциями. Выпишите номера этих предложений

Однажды – не помню почему – спектакля не было.

Праздник, по-моему, всем понравился

Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту

Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту

Ответ___________________

Среди перечисленных вариантов найдите предложения с вводными конструкциями. Выпишите номера этих предложений

Я помню, что ты был прав

Погода, к великой нашей радости, улучшилась

Ты, я помню, был прав

Ошибки негрубые, однако досадные

Ответ___________________

16 . В каком из предложений слово кажется является вводным? Укажите номер этого предложения.

А тебе не кажется, что правда встречается чаще, чем истина?

Мне кажется, можно смело предсказать мощную будущность тому народу, в среде которого выработалось уважение к ребенку.

Я, кажется, хозяйке мил…

Все в этом городе ему кажется дивным и прекрасным

Ответ___________________

17 В каком из предложений слово известно является вводным? Укажите номер этого предложения.

1)Всем известно то, что дуб растет медленно.

Дуб, известно, растет медленно.

Это всем известно.

Стало известно о том несчастном случае лишь сегодня утром.

Ответ___________________

УРОК № 14                              УРОК № 15

 

ТЕМА:     ЧУЖАЯ РЕЧЬ       ТЕМА: Прямая и косвенная речь

 «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Это слова К. Паустовского о русском языке.


– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель?

 (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста?

 (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? 

( эпиграф).
– Подумайте, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– Что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод.

Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.

– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете? https://cloud.prezentacii.org/19/05/140470/images/screen7.jpg


(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия  «косвенная речь»).
 https://fhd.multiurok.ru/d/c/9/dc9a62272e5571cea4588d156b838ab61c41fafd/img_phpReOSWe_Urok-na-konkurs_3_11.jpg

 Проблемно-творческая часть

.

Задание  1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  • «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
  • Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
  • Командир приказал: «Огонь!»
  • «Который час – спросил я.
  • Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
  • Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
  • Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
  • Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
  • Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
  • Командир приказал, чтобы открыли огонь.
  • Я спросил, который час.
  • Врач спросил, какая у меня была температура.
  • Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
  • Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e60/0004f05f-ba6a628a/img2.jpg

Задание  2. 

Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.

2) Он добавил, что волки хитрее охотников.

3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.

4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.

6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.

 

Задание  3. 

Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

  • Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  • Меня спросили, где я раньше работал?
  • Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
  • Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  • Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  • В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
  • Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Задание  4. 

Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Задание  5. 

Диалог

 Самостоятельно найдите диалог в тексте из художественной литературы. Докажите, что это диалог.

Задание  6. 

Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

 Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

 Подведение итогов урока

– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

                               Тестовая часть.

I. Прямая речь – это

1. Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы

II. Косвенная речь – это

1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

III. Диалог – это

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

Дополнительные вопросы по теории: 

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
  • Слова, обращенные к собеседнику – это…
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
  • Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

 УРОК № 16

Тема: Прямая и косвенная речь 

Просмотр видео урока .

 После уроков 13-16 вы сможете найти дополнительные  учебные материалы.

https://www.youtube.com/watch?v=zyWo5rpbA-I

Посмотрите на предложения

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

Чем схожи и чем отличаются  предложения?

- они об одном о том же, только форма подачи разная.

 

1-е предложение: что можно сказать о нем?

- предложение с прямой речью.

С понятием  «прямая речь» вы уже сталкивались ранее.

 Давайте вспомним  что это такое.

( знаки препинания при прямой речи).

https://theslide.ru/img/thumbs/a96c36a948e1a85f0d3bfe659b8b1228-800x.jpg

2-е предложение: что это за предложение. Какова его структура?

- это ССП

В нем тоже передана чужая речь.

А как его можно назвать?

-косвенной.

Давайте обобщим наши знания: что же такое прямая и косвенная речь?

- способы передачи чужой речи.

ЗАДАНИЕ №1

  Самостоятельно составьте предложения с разными видами передачи чужой речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямая и косвенная речь

Слайд 2

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». 2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык. 3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

Слайд 3

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». 2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык. 3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык. Определите в предложениях способ передачи чужой речи

Слайд 4

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи. Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.

Слайд 5

1) А : « П. » 4) « П », - а 2) А : « П! » 5) « П !» - а 3)А : « П? » 6) « П ?» - а 7) « П, - а, - п.» 8) « П, - а. - П.» 9) « П ? – а. – П.» 10) « П ! – а. – П.» Оформление прямой речи на письме

Слайд 6

Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания. 1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

Слайд 7

Прямая речь «Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво. Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» косвенная речь Борис задумчиво произнес, что сегодня холодно . Командир строгим голосом сказал, чтобы к нему привели сержанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроке русского языка (8класс)

Одна из работающих технологий-проблемное обучение. Вариант создания проблемной ситуации на уроке по теме "Односоставные предложения.Определенно-личные предложения"....

тест по русскому языку (8класс)

данный тренировочный тест можно использовать и в 8, и в 9 классах в качестве подготовки к итоговогой государственной аттестации....

Уроки русского языка,8класс

Конспекты уроков...

Рабочая программа по русскому языку. 8класс

Рабочая программа по учебнику Л.А.Тростенцовой.Расчитана на 105ч....

Итоговая разноуровневая контрольная работа по русскому языку (8класс)

Итоговая контрольная работа по русскому языку включает в себя задания по основным разделам русского языка....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....