Экологическая грамотность
рабочая программа по биологии (5 класс)

Долихина Татьяна Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности. Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; спо­собности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безо­пасного образа жизни. Программа построена по модульному прин­ципу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ekologicheskaya_gramotnost.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  Г.ВЛАДИМИРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ВЛАДИМИРА

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

Согласовано                                                                                                      Утверждаю

На Методическом Совете                                                                                Ио директора  МБОУ «СОШ №13»

Протокол № 9    от  29.08. 2022г                                                                        ________________  ( Р.С. Зайцев)

Председатель МС _________ ( С.Ю. Самсонова)                                         приказ № 193  от  01.09. 2022

Рабочая программа

«Экологическая грамотность»

(внеурочная деятельность)

5 «Б» класс

Составитель: Долихина Т.В.

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

2022 год

Пояснительная записка.

          Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2012.

На преподавание факультативного курса «Экологическая грамотность» в 5 классе в МБОУ «СОШ № 13» выделено 34часа, 1 час в неделю.

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Программа построена по модульному принципу. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

— Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

— Экологическая грамотность: уроки прошлого.

— Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

— Экономное потребление: учусь быть взрослым.

— Экологическая безопасность в природной среде.

— Мой вклад в экологическое просвещение.

Основными целями экологического образования являются формирование научного знания:

  • об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля;
  • об этических и правовых нормах экологической безопасности;
  • об историческом опыте экологической культуры разных народов;
  • о правилах экологически сообразного здорового образа жизни;
  • об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них

  • экологического мышления,
  • рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности;
  • способов экологически ориентированной проектной деятельности;
  • готовности к общественной деятельности экологической направленности.

В разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой можно применить системно - деятельностный подход.

В программе соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования.

Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Формируемые ценности:

природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение, гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика;

здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;

экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;

эколого-культурные традиции многонационального народа России.

Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.

Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.

Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

Программа направлена

  • на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;
  • освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;
  • формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;
  • регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности;
  • субъект-субъектного непрагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.

Виды учебной деятельностинаучно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, профильная ориентация.

Формы учебной деятельности:

исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, просветительские проекты.

Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде шести разделов-модулей.

Раздел «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на развитие важного метода познания — экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному её устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.

В разделе «Экологическая грамотность: уроки прошлого» обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, даётся оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.

Раздел «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации.

Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всём меру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.

Раздел «Экологическая безопасность в природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект - субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).

Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.

Цели и результаты факультатива в 5 классе формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Цели школьного экологического здоровьесберегаюшего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Экологическая грамотность» 5 класс.

Общее количество часов 34, 1 час в неделю.

Тема урока

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (10 ч)

1

Развиваем экологическую зоркость

Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем. Необходимость экологического мышления для каждого человека.

2

Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни.

3

Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер.

4

Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление - условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность.

5

Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни.

6

Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.)

7

Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение

8

Способы предупреждения населения об экологической опасности

Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны.

9

Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, правильного её использования в целях экологической безопасности.

10

Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления необходимой экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (8 ч)

11

Полезная информация из прошлого

Источники информации об экологической культуре разных народов: традиции, музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений.

12

Сбор, фиксация информации, её обобщение и преобразование в популярный текст

13

Народная мудрость об экологической

безопасности

14

Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре.

15

Экологическая культура коренных народов своего региона.

16

Особенности питания, жилища.

хозяйствования, народного творчества.

17

Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма.

18

Возможность использования традиций прошлого в современном мире

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 ч)

20

Достоверная и ложная экологическая информация Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»).

21

Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации.

22

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха.

23

Информация о качестве потребляемых продуктов питания.

24

Практическая работа «О чем рассказала упаковка»

25

Информация о качестве используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др.

26

Способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках

27

Предосторожность в принятии решения о направлении действия

Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»).

28

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой.

29

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой.

30

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой.

31

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

32

Конференция «Наши полезные советы»

33

Конференция «Наши полезные советы»

34

Резерв 1 час

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя

Глазачев С. И. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997.

Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь общаться» /

М.: Образование и экология, 2009.

Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.

Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: учеб. пособие / М. Н. Зыкова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарадзе. - М., 1998.

Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005.

Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000.

Новиков А. М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2008.

Новолодская Е. Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е. Н. Новолодская // Начальная школа плюс до и после. — 2005. — № 12. — С. 3—9.

Панкратов В. Н. Зашита от психологического манипулирования: практическое руководство / В. Н. Панкратов. — М: Психотерапия, 2007.

Практическая экология для школьников: сборник практических деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л. А. Коробейниковой. — Иваново, 1995.

Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1992.

Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008.

Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994.

Для учащихся

Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995.

Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 6—7 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997.

Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.

Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.

Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.

Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.

Хартия Земли — http://earthcharter.ru

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зверева. - М.: АСТ-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкети...

раб. прогр. Экологическая грамотность

раб. прогр. Экологическая грамотность...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...

«Моя экологическая грамотность»

Примерная программа внеурочной деятельности по экологическому  образованию  составлена в соответствии с требованиями к результатами  освоения основной образовательной программы основног...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

рабочая программа внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена согласно ФГОС...