рабочая программа внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена согласно ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_ekologicheskaya_gramotnost.docx | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность»
Пояснительная записка
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознано придерживаться ресурсосберегающего поведения. Здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты. Здоровья, материального благополучия.
Программа рассчитана на два года 5класс(35чассов) и 6 класс (35 часов), всего 70 часов.
Содержание программы структурировано в виде разделов модулей:
- Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
- Экологическая грамотность: уроки прошлого.
- Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
- Экономное потребление: учусь быть взрослым
- Экологическая безопасность в природной среде.
- Мой вклад в экологическое просвещение
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного урока класса, проекты- исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум- тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.
Цели и результаты внеурочной деятельности в 5-6 классах формулируются на личностном,метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Цель школы экологической грамотности – формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять ее, преобразовывать, определять ее личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.
Личностные результаты:
- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов Ульяновской области для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
-демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результаты:
-объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
-представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
-находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, у представителей старшего поколения, специалистов;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения ее смысла;
- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
- выполнять проект;
-называть правила работы в группе сотрудничество, участвовать в планировании ее действий;
-позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатыявляются представления:
- о научной области экологии, предмете ее изучения;
- о принципе предосторожности;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов Ульяновской области;
О моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение ее;
- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева идр.);
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
-давать определенные понятия «экологический риск», « экологическая безопасность»
- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Основное содержание курса.
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: Учусь экологическому мышлению.
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаружить экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. « Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей,
образа жизни ( характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или ее устранение.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, ее правильного использования в целях экологической безопасности. Редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки и публичного представления достоверной экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.
Формы организации внеурочной деятельности:
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.
Ролевая игра «Экологический след нашего класса»
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО»
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отраженные в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов Поволжья. Особенности питания , жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.
Формы организации внеурочной деятельности:
Исследовательская работа в библиотеке, Интернете.
Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, Поволжья.
Практикум.
Демонстрация опытов.
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.
Уроки для младших школьников.
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации( «предупрежден – значит вооружен». Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы ее проверки на достоверность, представление проверенной информации при оповещении населения об экологических рисках.
Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или
ненадежности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надежные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.
Формы организации внеурочной деятельности:
Исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами.
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни.
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.
Учебно – тематический план
5 класс
№ | Тема | Количество часов |
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению | 11 | |
1 | Экология как область научного знания | 1 |
2 | Экологическое мышление как метод научного познания мира | 1 |
3 | Выявление и решение экологических проблем. | 1 |
4 | Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни. | 1 |
5 | Экологические опасности в окружающем мире. | 1 |
6 | Природные источники экологической опасности в окружающем мире. | 1 |
7 | Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. | 1 |
8 | Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаружить экологическую опасность. | 1 |
9 | Экологическая безопасность | 1 |
10-11 | Способы предупреждения населения об экологической опасности | 2 |
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого | 9 | |
12 | Источники информации об экологической культуре разных народов. | 1 |
13 | Экологические традиции и обычаи народов России | 1 |
14 | Экологические традиции народов Поволжья, Ульяновской области | 1 |
15-16 | Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества народов России | 2 |
17 | Отношение к вредным привычкам в России | 1 |
18 | Отношение к расточительному природопользованию в мире и России | 1 |
19 | Экологический вандализм | 1 |
20 | Возможность использования традиций прошлого в современном мире | 1 |
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности | 15 | |
21 | Достоверная и ложная экологическая информация. | 1 |
22 | Важность достоверности информации | 1 |
23 | Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха | 1 |
24 | Информация о качестве питания | 1 |
25 | Информация о качестве используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов | 1 |
26 | Информация о качестве одежды | 1 |
27 | Предосторожность в принятии решения о направлении действия | 1 |
28-29 | Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха | 2 |
30-31 | Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питания | 2 |
32 | Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве бытовых приборов, мебели | 1 |
33 | Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве стройматериалов | 1 |
34 | Практическое занятие: уборка пришкольного участка | 1 |
35 | Практическое занятие: озеленение пришкольного участка | 1 |
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ | Дата | Тема урока | Опорные знания | Планируемые результаты | |||
план | факт | Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению | |||||||
1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10-11 | Экология как область научного знания Экологическое мышление как метод научного познания мира Выявление и решение экологических проблем. Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности в окружающем мире. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаружить экологическую опасность. Экологическая безопасность Способы предупреждения населения об экологической опасности Раздел 2 Экологическая грамотность: уроки прошлого | Значение понятий экология Значение понятий экология, экологическое мышление Значение понятий экологический риск, экологическая безопасность Значение понятия стратегия безопасного поведения и их примеры Значение понятий экологический риск, экологическая безопасность Значение понятий экологический риск, экологическая безопасность Значение понятий стратегии безопасного поведения и их примеры, загрязнение воды, почвы, воздуха и т.д. Обобщение информации о наиболее вероятных чрезвычайных экологических ситуациях в своей местности, условиях их вероятного развития, возможностях предсказания. Значение понятий экологический риск, экологическая безопасность Описывать действия, необходимые для получения информации, предупреждающей об экологической опасности | демонстрировать личную готовность к непрагма-тическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безо-пасности жизни. Демонстрировать личную готовность к непрагма-тическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безо-пасности жизни. Формирование основ экологической культуры позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения; демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды,здоровья человека, безопасности жизни выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаружить экологическую опасность. Позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения формирование коммуникативной компетентности | объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,умение работать с разными источниками. Представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий представлять информацию в кратком виде, без искажения ее смысла; представлять информацию в кратком виде, без искажения ее смысла; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее представлять информацию в кратком виде, без искажения ее смысла, называть правила работы в группе сотрудничество, участвовать в планировании ее дествий выполнять проект,находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, у представителей старшего поколения, специалистов называть правила работы в группе сотрудничество, участвовать в планировании ее действий пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений | Представление о научной области экологии, предмете ее изучения Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности Называть источники экологических опасностей для человека в природе о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека, в ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение ее. О способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);приводить примеры доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической граммотности, образа жизни, наличия вредных привычек приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности Уметь применить свои знания для обеспечения здоровья и экологической безопасности, применять о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней | ||
12 13 14 15-16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28-29 30-31 32 33 34 35 | Источники информации об экологической культуре разных народов. Экологические традиции и обычаи народов России Экологические традиции народов Поволжья, Ульяновской области Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества народов России Отношение к вредным привычкам в России Отношение к расточительному природопользованию в мире и России Экологический вандализм Возможность использования традиций прошлого в современном мире Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха Информация о качестве питания Информация о качестве используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов Информация о качестве одежды Предосторожность в принятии решения о направлении действия Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха. Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питания Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве бытовых приборов, мебели Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве стройматериалов Практическое занятие: уборка пришкольного участка Практическое занятие: озеленение пришкольного участка | Правила работы с информацией Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов Поволжья и ульяновской области Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества народов России Отношение к вредным привычкам в России в разные эпохи Отношение к расточительному природопользованию в мире и России в разные эпохи Понятие экологический вандализм Знакомство с источниками исторической эколого- культурной информации, способами ее фиксации, суждения о возможности использования этих Понятия достоверная информация Понятия достоверная информация Способы очистки воды, параметры чистой питьевой воды Экологическое безопасное использование посуды, подготовка продуктов питания для приготовления экологически чистых кулинарных блюд Экологическое безопасное использованиебытовых приборов, мебели, стройматериалов Экологическое безопасное использованиеодежды Смысл принципа предосторожности Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха. Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питания надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве бытовых приборов, мебели способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве стройматериалов практическое занятие: уборка пришкольного участка Практическое занятие: озеленение пришкольного участка | формирование коммуникативной компетентности формирование коммуникативной компетентности,воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству формирование коммуникативной компетентности, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов Россиидля осознанного выбора экологически безопасного образа жизни умение выражатьсвое отношение к вредным привычкам; демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе ; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды уметь выражать отношение к случаям экологического вандализма оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов Ульяновской области для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни формирование целостного мировоззрения,формирование коммуникативной компетентности формирование целостного мировоззрения, формирование коммуникативной компетентности формирование целостного мировоззрения, формирование коммуникативной компетентности реализация установок здорового образа жизни, формирование коммуникативной компетентности реализация установок здорового образа жизни, формирование коммуникативной компетентности реализация установок здорового образа жизни, формирование коммуникативной компетентности реализация установок здорового образа жизни, формирование коммуникативной компетентности позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения формирование основ культуры здорового образа жизни формирование основ культуры здорового образа жизни демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе ; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, развитие эстетического сознания,освоение социальных норм, правил поведения развитие эстетического сознания, освоение социальных норм, правил поведения | находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, фиксировать ее, выделять главное и пересказывать своими словами находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, фиксировать ее, выделять главное и пересказывать своими словами находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, фиксировать ее, выделять главное и пересказывать своими словами выполнять проект; называть правила работы в группе сотрудничество, участвовать в планировании ее действий выполнять проект; называть правила работы в группе сотрудничество, участвовать в планировании ее действий выполнять проект, называть правила работы в группе сотрудничество, участвовать в планировании ее действий находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, у предста-вителей старшего поколения, специалистов, -представлять информацию в кратком виде, без искажения ее смысла представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них; называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность Демонстрировать сверстникам умение различать достоверную и ложную экологическую информацию Применять свои знания на практике, в быту Применять свои знания на практике, в быту;умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Применять свои знания на практике, в быту; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Применять свои знания на практике, в быту; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность, умение излагать мысли своими словами, ориентироваться в новой ситуации взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками | Называть источники получения информации об экологической культуре разных времен и народов. Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность Анализировать традиции и обычаи народов Поволжья, Ульяновской области сточки зрения их вклада в экологическую безопасность Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни народов России. Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни народов России, их отношение к вредным привычкам Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни в мире и народов России, их отношения к расточительному природопользованию. Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни в мире и народов России, их отношения к экологическому вандализму Уметь высказывать суждения о возможности использования исторических источников эколого-культурной информации в современной жизни. Описать признаки ложной информации, называть способы проверки экологической информации на достоверность Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от питьевой воды Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков отбытовых приборов, мебели, стройматериалов. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от одежды Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадежности информации о возможных его последствий. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от питьевой воды, окружающего воздуха Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, правильно выбирать безопасные продукты питания Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков отбытовых приборов, мебели, их безопасному применению Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от стройматериалов, применять свои знания в быту освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда, выращивания и размножения культурных растений |
6 класс
Раздел 4. Экономическое потребление: учусь быть взрослым.
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережног отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономическое потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Проекты по разработке и изучению Эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в классной газете «ЭКООКО».
Урок для родителей «Учимся жить экономно».
Киноклуб: документы фильмы о Хартии Земли. «Природа-наш дом».
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде.
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг.
Ролевая ситуация.
Практикум, демонстрирующий опыты.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идет по следу» (1994), режиссер А. Бабаян.
Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение.
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом-свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
Учебно-тематический план
6 класс
№ | тема | Количество часов |
Раздел 4.Экономное потребление: учусь быть взрослым | 12 | |
1 | Учимся быть взрослыми | 1 |
2 | Практическое занятие: уборка пришкольного участка | 1 |
3-4 | Ценность экономности, скромности , бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях | 2 |
5-6 | Бережное отношение к природным ресурсам в верованиях народов, в международной Хартии Земли | 2 |
7 | Причины формирования сходных ценностей у разных народов | 1 |
8 | Ресурсосбережение, его виды | 1 |
9-10 | Энергосбережение | 2 |
11 | Экономное использование изделий из дерева | 1 |
12 | Бережное расходование пресной воды | 1 |
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде | 14 | |
13-14 | Безопасность общения с природой для человека | 2 |
15-16 | Экологическая безопасность человека в условиях местной природы | 2 |
17-18 | Природа в жизни человека | 2 |
19-20 | Роль природы в сохранении и укрепления здоровья человека | 2 |
21 | Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека | 1 |
22-23 | Природа как источник духовных потребностей человека. | 2 |
24-25 | Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов | 2 |
26 | Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры | 1 |
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение | 9 | |
27 | Просвещение как средство повышения экологической грамотности | 1 |
28 | Формы просвещения | 1 |
29 | Правила экологически грамотного поведения в школе | 1 |
30 | Правила экологически грамотного поведения дома | 1 |
31 | Правила экологически грамотного поведения в городе | 1 |
32 | Правила экологически грамотного поведения в сельской местности | 1 |
33 | Правила экологически грамотного поведения в природной среде | 1 |
34 | Практическое занятие: уборка пришкольного участка | 1 |
35 | Практическое занятие: озеленение пришкольного участка | 1 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ | дата | Тема урока | Опорные знания | Планируемые результаты | ||||
план | факт | личностные | метапредметные | предметные | ||||
Раздел 4.Экономное потребление: учусь быть взрослым | ||||||||
1 | Учимся быть взрослыми | Устойчивое развитие, чувство меры | Демонстрировать личную готов-ность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей сре-ды, здоровья человека, безопасности жизни | находить необходимую информацию, представлять информацию в кратком виде, выполнять проект, позиционировать себя в роли учителя, эксперта. | Устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточи-тельногопотребительства; приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях | |||
2 | Практическое занятие: уборка пришкольного участка | Правила экологически грамотного поведения | ||||||
3-4 | Ценность экономности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях | Природные ресурсы, фольклор | ||||||
5-6 | Бережное отношение к природным ресурсам в верованиях народов, в международной Хартии Земли | Хартия Земли | ||||||
7 | Причины формирования сходных ценностей у разных народов | Природные ресурсы | ||||||
8 | Ресурсосбережение, его виды | Ресурсосбережение, его виды | Бережное отношение к природе, умение экономить. | Выполнять проект, высказывать свое мнение, работать с различными источниками, делать выводы | Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развитии экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Знать принципы ресурсосбережения. | |||
9-10 | Энергосбережение | Способы добывания электроэнергии | ||||||
11 | Экономное использование изделий из дерева | Значение растений в природе | ||||||
12 | Бережное расходование пресной воды | Значение воды в природе | ||||||
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде | ||||||||
13-14 | Безопасность общения с природой для человека | экологическое качество окружающей среды, тренинг, программа, экологическая безопасность | Бережное отношение к своему здоровью, к природе, безопасность жизни | Составлять инструкции, выполнять проекты, искать необходимую информацию в различных источниках, публично выступать | Составлять инструкции по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека, описывать возможности духовного общения с природой | |||
15-16 | Экологическая безопасность человека в условиях местной природы | |||||||
17-18 | Природа в жизни человека | |||||||
19-20 | Роль природы в сохранении и укрепления здоровья человека | |||||||
21 | Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека | |||||||
22-23 | Природа как источник духовных потребностей человека. | Экологическая культура | Бережное отношение к своему здоровью, к природе, безопасность жизни, воспитание духовной нравственности | Составлять инструкции, выполнять проекты, искать необходимую информацию в различных источниках, публично выступать | Составлять инструкции по экологически грамотному поведению в природной среде. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека, описывать возможности духовного общения с природой | |||
24-25 | Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов | |||||||
26 | Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры | |||||||
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение | ||||||||
27 | Просвещение как средство повышения экологической грамотности | Плакат, листовка, буклет, просвещение, экологическая культура человека | Демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; позиционировать себя в роли учитель, популяризатора экологически безопасного образа жизни | Находить необходимую информацию, называть цели просветительской работы и ее формы, участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов) | Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде) | |||
28 | Формы просвещения | |||||||
29 | Правила экологически грамотного поведения в школе | |||||||
30 | Правила экологически грамотного поведения дома | |||||||
31 | Правила экологически грамотного поведения в городе | |||||||
32 | Правила экологически грамотного поведения в сельской местности | |||||||
Правила экологически грамотного поведения в природной среде | ||||||||
33 | ||||||||
34 | Практическое занятие: уборка пришкольного участка | Практическое занятие: уборка пришкольного участка | Развитие эстетического сознания, освоение социальных норм, правил поведения | Умение организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками | Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда | |||
35 | Практическое занятие: озеленение пришкольного участка | Практическое занятие: озеленение пришкольного участка | Развитие эстетического сознания, освоение социальных норм, правил поведения | Умение организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками | Выращивание и размножение культурных растений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...
Рабочая программа групповых занятий «Экологическая грамотность» 6 класс
Курс занятий расчитан на 1 час в неделю...
Рабочая программа групповых занятий «Экологическая грамотность» 7 класс
Рабочая программа расчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная грамотность» (ФГОС) для 5-7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная грамотность» (ФГОС). Направление: спортивно - оздоровительное. Курс обучения: 5-7 классы. Срок реализации: 2017-20...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"
quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...