«Моя экологическая грамотность»
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме
Примерная программа внеурочной деятельности по экологическому образованию составлена в соответствии с требованиями к результатами освоения основной образовательной программы основного, общего образования. Примерная программа опирается на Программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, Программу воспитания и социализации обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность».
5 – 6 классы.
Пояснительная записка.
Примерная программа внеурочной деятельности по экологическому образованию составлена в соответствии с требованиями к результатами освоения основной образовательной программы основного, общего образования. Примерная программа опирается на Программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, Программу воспитания и социализации обучающихся.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:
- Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
- Экологическая грамотность: уроки прошлого.
- Экологическое потребление: учусь быть взрослым
- Экологическая безопасность в школе и дома: учусь быть взрослым.
-Мой вклад в экологическое просвещение.
Модули могут изучаться в любой последовательности (за исключением первого и последнего).
Программа включает пояснительную записку с требованиями к результатам внеурочной деятельности; основное содержание курса с перечнем разделов, практических работ и проектов; примерное тематическое планирование; рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.
Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностных подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой. В программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видом деятельности обучаемых и соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью нального образования.
Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация. Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
В 5 и 6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить; освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами; регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности; субъект-субъективного непрагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме Школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой - даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых- родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика
Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественнонаучная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования учений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.
Примерная программа по внеурочной деятельности строится с учетом следующих содержательных линий:
- Учусь экологическому мышлению;
- Учусь управлять собой;
- Учусь действовать, мои экологические проекты.
Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде шести разделов-модулей.
На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социфльному партнерству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качесва окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.
Цель школы экологической грамотности – формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять ее, преобразовывать, определять ее личностный смысл, публично представлять в просветительных целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живой и окружающей средой;
- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения ее смысла;
- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
- выполнять проект;
- назвать правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий;
- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
- о научной области экологии, предмете ее изучения:
- о принципе предосторожности;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение ее;
- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
А также умения:
- давать определения понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностям расточительного потребительства;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Место курса в базисном учебном плане
Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на восстановление и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.
Содержание курса «Моя экологическая грамотность» в 5 – 6 классах является важным звеном в системе непрерывного экологического образования.
Примерная программа внеурочной деятельности составлена из расчета 70 ч, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть рабочей программы.
Инвариантная часть рабочей программы должна в полном объеме включать в себя содержание примерной программы, на ее освоение отводится 56 ч.
Примерная программа предусматривает, что 14 ч, отводимые на вариативный компонент, авторы рабочих программ используют для углубления любой темы за счет регионально-ориентированного учебного материала или для изучения новой темы.
Основное содержание курса
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Изучение экологических рисков на пришкольной территории. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или ее устранение.
Способы предупреждения население об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, ее правильного использования в целях экологической безопасности Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления достоверной экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Экологический следопыт».
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.
Ролевая игра «Экологический след нашего класса».
Заседание редколлекции классной газеты «ЭКООКО».
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отраженные в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современно мире.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).
Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.
Практикум.
Демонстрация опытов.
Уроки для младших школьников, сверстников.
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупрежден – значит вооружен»). Причины недостоверности или заведомо ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы ее проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения ее смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.
Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадежности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надежные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Организация исследовательских работ на пришкольной территории. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.
Формы организации внеурочной деятельности:
Работа с Интернетом, со справочной литературой, официальными документами, консультация у специалистов.
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.
Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО» (корреспонденты, фоторепортеры, художники, редакторы), выпуск газеты.
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условия его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережной расходование пресной води и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережение.
Оформление их результатов в классной газете «ЭКООКО».
Урок для родителей «Учимся жить экономно».
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде.
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (Клеши, змеи, состояние источников питьевой воды др.).
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей к красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды на примере изучения экосистемы пруда Спасо-преображенского монастыря на территории пришкольного участка. Отсутствие следов пребывания человека в данной экосистеме как показатель его экологической культуры. Проведение экологических Акций прямого действия «Чистый берег» по очистке пришкольной территории.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум – тренинг
Ролевая ситуационная игра
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу»(1982), «Рысь возвращается»(1986), «Рысь идет по следу»(1994), режиссер А.Бабаян.
Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение.
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, на пришкольном участке, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурс экологических плакатов, буклетов). Открытый просмотр кинофильмов «Дом – свидание с планетой»(2009), Франция. Режиссеры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
Методические рекомендации по курсу
В пятом классе начинается серия курсы внеурочной деятельности по экологическому образованию, выстроены последовательно на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющих базовых учебных предметов основной школы. В 5 – 6 классах это «Мо экологическая грамотность», в 7 классе – дискуссионный клуб «Экология общения», в 8 классе – клуб по интересам «Экологическая культура и здоровый образ жизни», в девятом классе – малая экологическая академия «Экологическая культура и устойчивое развитие». Учебные задачи, решаемые этими курсами, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.
В 5 классе учащиеся знакомятся с экологическими опасностями в окружающем их мире, уроками прошлого по обеспечению здоровья и экологической безопасности, способами получения информации, возможности ее использования в современном мире; способами работы с современной экологической информацией (О питании, жилище, транспорте и тд.), ее проверки на достоверность; учится кратко представлять информацию в публичной форме (классная газета, урок, просветительские акции); разрабатывают проект ресурсосбережения. Создаются условия для того, чтобы ценность природы как источник удовлетворение материальных потребностей человека дополнилась ценностью духовных связей с ней, потребностью в непрагматическом отношении к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкети...
раб. прогр. Экологическая грамотность
раб. прогр. Экологическая грамотность...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
рабочая программа внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена согласно ФГОС...
Рабочая программа групповых занятий «Экологическая грамотность» 6 класс
Курс занятий расчитан на 1 час в неделю...