ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
В статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкетирования родителей по этому вопросу, а также предложен практический метод активизации совместной деятельности младших школьников, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kuznetsova_chigorevskaya-2.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Юлия Игоревна Чигоревская
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
Елена Станиславовна Кузнецова
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
Экологическая грамотность младшего школьника в современной школе
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкетирования родителей по этому вопросу, а также предложен практический метод активизации совместной деятельности младших школьников, педагогов и родителей.
Ключевые слова: экологическая грамотность, младший школьник, учителя, родители.
В ФГОС НОО (2011) [11] отмечается необходимость формирования экологической грамотности младшего школьника при изучении окружающего мира. В настоящее время многие авторы [2,5], анализируя результаты обучения в школе как начальной, так средней и старшей, говорят о том, что уровень сформированности экологической грамотности у учащихся недостаточный. Причин этому может быть множество, однако, важно понять, в каких направлениях необходимо работать учителям для получения необходимого результата. Именно поэтому мы рассмотрели три взаимосвязанных составляющих полноценного экологического образования: мнение учителей, позиция родителей и уровень сформированности экологической грамотности у младших школьников.
Исследования проводились в МОУ «СОШ «Рахьинский центр образования», Ленинградская область. Мы анкетировали 8учителей начальной школы, учащихся 2-х классов (99 человек, 4 класса) и их родителей (50 человек). Обучение проходит по УМК «Школа России».
Результаты и обсуждение.
Для определения уровня сформированности экологической грамотности у учащихся мы использовали следующие диагностики: вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [3], тест – «Основы экологии», составленный нами на основе тестов А.А.Плешакова [9], и анкета для определения отношения к природе. Для анализа результатов тестирования учащихся мы использовали коэффициент усвоения знаний, предложенный В.П. Беспалько [1].
Учащиеся всех 2-х классов показали коэффициент усвоения меньше 0,7, (от 0,55 до 0,65) таким образом, экологические знания младших школьников поверхностные, неполные.
Анализ доминирующих установок в отношении природы показал, что для большинства учащихся характерна прагматическая (49%). Далее, эстетический тип установки присущ 30,3%, когнитивный – 12,1% и этический – 9,1 % учеников.
Результаты анкетирования показали, что предмет «Окружающий мир» большинство учащихся относят к любимым (91% ответов), кроме этого, к любимым предметам школьники отнесли технологию (95%) и литературное чтение (89%). Таким образом, детей привлекает практическое творчество, изучение природы и литературы.
Следующие вопросы анкеты позволили выявить основные направления интересов детей и взаимодействие с родителями в изучении природы.
Таблица №1
Результаты анкетирования учащихся по разделу экологического образования
Вопросы | Число учащихся (%) |
Хотят участвовать в экологических проектах | 93% |
Участвуют в природопользовании и охране окружающей среды | 21% |
Наблюдают за природой или за животными | 38% |
Обсуждают с родителями правила поведения в природе, вопросы охраны окружающей среды | 53,5% |
Читают и обсуждают с родителями книги о природе | 42% |
Смотрят и обсуждают с родителями экологические программы | 14% |
Как видно, учащиеся с большим интересом относятся к экологической деятельности, однако мало кто участвует в практической деятельности. Интересно, что почти половина детей обсуждает с родителями правила поведения в природе, что, вероятно, обусловлено беспокойством мам и пап безопасностью ребенка. А вот совместное обсуждение книг и телепрограмм, посвященных экологии характерно лишь для немногих семей. Изучив материалы аналогичных работ, в том числе диссертационных [7, 8,13], по данной теме, мы пришли к выводу, что уровень сформированности экологической грамотности у учащихся в целом соответствует низкому уровню (66%-73%).
Таким образом, можно заключить, что второклассники имеют поверхностные знания в области экологии, прагматическую установку в отношении природы. Однако природа их интересует, они хотят участвовать в практической экологической деятельности. Учащиеся получают сведения о правилах поведения в природе от родителей, но находят недостаточный отклик своим интересам.
Результаты анкетирования родителей показали, что все они занимаются экологическим образованием своего ребенка и считают важным разговаривать с детьми на темы природы и природоохранной деятельности. Однако следующие вопросы выявили (таблица № 2), что родители недостаточно организуют практическую деятельность детей. Лишь в половине семей обсуждается прочитанная литература или правила поведения в природе. В совместной практической деятельности родители с детьми не участвуют.
Таблица №2
Результаты анкетирования родителей по разделу: «Занимаетесь ли Вы экологическим образованием ребёнка?»
Вопросы | Число родителей | % |
Занимаются экологическим образованием ребенка | 50 | 100% |
Считают актуальным говорить с детьми на темы природопользования и охраны окружающей среды | 50 | 100% |
Читают и обсуждают с ребенком книги о природе | 28 | 56% |
Обсуждают с ребёнком правила поведения в природе, вопросы охраны окружающей среды | 23 | 46% |
Наблюдают за природой и животными | 13 | 26% |
Смотрят и обсуждают с ребенком экологические программы | 7 | 14% |
Сопоставление данных таблиц №1 и №3, показало, что родители мало помогают своим детям наблюдать в природе. Анализ результатов анкетирования и устные беседы с родителями позволяют отметить, что при наличии возможности, родители вместе с детьми будут участвовать и в изучении природы и в практической экологической деятельности. Недостатки, выявленные исследованием, вызваны скорее отсутствием возможности совместной работы и отсутствием должной организации природоохранной и исследовательской работы.
Анализ анкетирования учителей в первую очередь показал, что они понимают под экологической грамотностью только экологические знания, не относят сюда отношение к природе и осознанность взаимодействия с ней, тем не менее, считая эти области важными для ребенка. Также, учителя считают необходимым проводить экологическое образование школьников, начиная с первого класса.
Мнения педагогов по использованию методов и форм для формирования экологической грамотности разошлись (таблица № 3).
Таблица №3
Формы и методы, используемые педагогами
Название форм и методов | Число педагогов |
Экскурсия | 3 человека |
Акция | 6 человек |
Наблюдение | 3 человека |
Проект | 5 человек |
Наиболее эффективным учителя считают использование таких практических форм работы, как проектная деятельность и участие в экологических акциях. Для формирования знаний все они используют урочную деятельность. Для формирования осознанного отношения к природе считают важным использовать экскурсии, акции и проекты. Однако анализ ответов показал, что экскурсии и наблюдения на уроках и во внеурочной работе используют лишь единицы. Таким образом, учителя разделяют такие понятия как знания, экологическая грамотность и отношение к природе. К работе с детьми родителей привлекают редко. Изучив анализ работы ШМО учителей начальных классов различных школ Ленинградской области, мы определили, что наиболее частыми используемыми методами в работе учителей начальных классов, являются – наблюдение, беседа, игра, т.е. практико-ориентированной работой со школьниками почти не занимаются.
Мы считаем, что для более гармоничного формирования экологической грамотности школьника, необходимо использовать все выше перечисленные компоненты. Как показали исследования [6], учащиеся младших классов проявляют большую заинтересованность не только в практической деятельности, но и в работе вместе с взрослыми, что помогает им получать необходимые знания, осознавать важность работы и испытывать потребность в экологической деятельности. И здесь немаловажную роль играют экскурсии и практическая деятельность в природе. В.П. Вахтёров [10] подчёркивает важность экскурсий и уроков на воздухе, говоря о том, что ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсий и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами, едва ли создаёт условия для спокойной исследовательской деятельности маленького, пытливого «почемучки».
Решить проблемы позволит использование деятельностных форм работы и привлечение родителей к активному сотрудничеству. Как мы уже отмечали [12], одно из таких решений – разработка учителями проектной деятельности экологического содержания с привлечением в активное сотрудничество родителей. Это позволит гармонично соединить обучение, игровую и трудовую деятельность, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины [4].
Анализ анкетирования учителей и бесед с родителями показал, что и те, и другие оптимистично смотрят на совместное с детьми участие в экологических проектах.
Выводы
Экспериментально-опытная работа показала, что уровень экологической грамотности младших школьников развит недостаточно; доминирующая установка в отношении природы у большинства учащихся – прагматическая. Однако учащиеся второго класса имеют небольшой опыт в практической деятельности, и главное они хотят это делать.
Родители считают формирование экологической грамотности детей важным и актуальным вопросом. Тем не менее, только единицы родителей занимаются практическим экологическим образованием ребенка.
Педагоги в свою очередь, мало используют методы, способствующие формированию экологической грамотности, не привлекают родителей к такой работе и используют только проекты, заложенные в программе предмета, игнорируя практико-ориентированную деятельность в природе.
Тем не менее, имеется хорошая перспектива для повышения уровня сформированности экологической грамотности у младших школьников, так как исследование показало, что учащихся интересует изучение природы и практическая экологическая деятельность, родители готовы взаимодействовать в этой области, а учителя понимают важность практико-ориентированной экологической деятельности и способны объединить и детей и родителей в совместных проектах.
Библиографические ссылки:
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. 192с.
- Деир С.В. Формирование экологической грамотности младших школьников. Экологическое образование: опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательский дом Паганель, 2013. 104 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 480с.
- Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М., Издательство Юрайт, 2012.
- Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2012.
- Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности и экологической культуры у студентов и младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. 257-265
- Кузьмина С.А. Формирование экологической грамотности старшеклассников в процессе изучения естественнонаучных дисциплин Автореферат … дисс. кандидата пед. наук. Архандельск, 2010
- Пашевич Н. Л. Развитие экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования. Автореферат… дисс. кандидата пед. наук. Челябинск, 2009
- Плешаков А.А. Учебно – методический комплект УМК «Школа России», М., 2010.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2011. 576 с.
- ФГОС: Начальное общее образование. М., Просвещение, 2011.
- Чигоревская Ю.И., Кузнецова Е.С. Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности. // Герценовские чтения. Начальное образование, 2013/ Т. 4, № 2, 150-154.
- Шабалина А. А. Формирование эколого-экономической грамотности младших школьников. Автореферат… дисс. кандидата пед. наук. Челябинск, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство экологического воспитания младших школьников
доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...
Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания
Выступление о здоровьесберегающих технологиях...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников
Тема выступления на МО учителей начальных классов...
Использование современных технологий при формировании экологической культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Современое общество находится на стадии переосмысления достижений цивилизации. В концепции духовно-нр...
«Основы обучения финансовой грамотности младших школьников»
С целью привлечения детей, подростков и молодёжи к повышению уровня финансовой грамотности, содействия их творческому самовыражению и личностному развитию, формирования у молодого поколения навы...
Некоторые приёмы обучения английского языка младших школьников в современной школе
Аннотация. В статье говорится о наиболее эффективных приемах работы автора с детьми младшего школьного возраста при обучении их английскому языку в условиях реализации федерального государственного об...
Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...