раб. прогр. Экологическая грамотность
материал по теме
раб. прогр. Экологическая грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._ekologicheskaya_gramotnost.docx | 94.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Северский район, пгт Ильский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 14
пгт Ильского МО Северский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № __1_
от _31.08.2013____ года
Председатель педсовета
________________ (Л.Г. Окишева)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность»
Степень обучения (класс) _____5_________________________
Количество часов _34__ Уровень _________базовый__________
Учитель _______Самойленко Эльвира Анатольевна______________
Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности.
Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс
авторов Е.Н. Дзядковской, А.Н. Захлебного, А.Ю Либерова.- М.:
Просвящение, 2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;
ФГОС (базовый уровни); Примерной программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» 5-6 класс. В 5 классе начинается серия курсов внеурочной деятельности по экологическому образованию, выстроенных последовательно на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющей базовых учебных предметов основной школы. В 5—6 классах это «Моя экологическая грамотность», в 7 классе — дискуссионный клуб «Экология общения», в 8 классе — клуб по интересам «Экологическая культура и здоровый образ жизни», в 9 классе — малая экологическая академия «Экологическая культура и устойчивое развитие». Учебные задачи, решаемые этими курсами, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.
Программа по экологическому образованию для 5 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.
Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности в 5 и 6 классах, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей).
Цели программы: — формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.
Общая характеристика примерной программы внеурочной деятельности
Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Виды учебной деятельности: проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО; проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.
- Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде шести разделов-модулей.
1. «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению»
2. «Экологическая грамотность: уроки прошлого»
3. «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности»
4. «Экономное потребление: учусь быть взрослым»
5. «Экологическая безопасность в природной среде»
6. «Мой вклад в экологическое просвещение»
Описание места внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» в учебном плане.
Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.
Рабочая программа авторов, Е.Н. Дзядковской, А.Н. Захлебного, А.Ю. Либерова, внеурочной деятельности составлена из расчёта 70 ч, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть рабочей программы. Общее число учебных часов за 5 - 6 класс составляет 70, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе. Но по базисному плану школы на внеурочную деятельность для данной программы отводится 68 часов, из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе. Следовательно на вариативный компонент программы будет отводиться не 14 часов, а 12 часов. Основное распределение часов на разделы не меняется. 30 часов в 5 классе и 26 в 6 классе, соответственно вариативного компонента 4 часа в 5 классе и 8 часов в 6 классе. Итого по 34 часа в каждом классе.
Результаты внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность».
Цели и результаты внеурочной деятельности в 5—6 классах формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции.
Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.
Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в экологических ценностях.
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
- выполнять проект;
- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
- о научной области экологии, предмете её изучения;
- о принципе предосторожности;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Основное содержание курса
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления достоверной экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.
Формы организации внеурочной деятельности:
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.
Ролевая игра «Экологический след нашего класса».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО».
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.
Формы организации внеурочной деятельности:
«Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).
Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.
Практикум.
Демонстрация опытов.
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.
Уроки для младших школьников, сверстников.
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.
Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.
Формы организации внеурочной деятельности:
«Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультация у специалистов).
Встречи со специалистами.
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.
Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО».
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
«Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в классной газете «ЭКООКО».
Урок для родителей «Учимся жить экономно».
Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг.
Ролевая ситуационная игра.
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу» (1994), режиссёр А. Бабаян.
Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
Тематическое планирование
(60 ч внеурочной деятельности в 5-6 классах, из них 12ч отводится на вариативный компонент, 1 час в неделю)
Темы, раскрывающие данный раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (10 ч) | ||
Развиваем экологическую зоркость | Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем. Необходимость экологического мышления для каждого человека. Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение | Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её. Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек |
Способы предупреждения населения об экологической опасности | Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, правильного её использования в целях экологической безопасности. Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления необходимой экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества | Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования. Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать преимущества работы с информацией в группах сотрудничества. Называть правила совместной работы «Экологического следопыта», редколлегии классной газеты «ЭКООКО» |
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (8 ч) | ||
Полезная информация из прошлого | Источники информации об экологической культуре разных народов: традиции, музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Сбор, фиксация информации, её обобщение и преобразование в популярный текст | Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами |
Народная мудрость об экологической безопасности | Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма. Возможность использования традиций прошлого в современном мире | Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами |
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 ч) | ||
Достоверная и ложная экологическая информация | Важность достоверности информации («предупреждён - значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др. Способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках | Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность |
Предосторожность в принятии решения о направлении действия | Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них | Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности. Применять его в работе с экологической информацией. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, питьевой воды, окружающего воздуха, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла |
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (10 ч) | ||
Чувство меры как признак взрослости | Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия | Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия |
Ресурсосбережение, его виды | Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли | Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергобережен ия, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в классной газете. |
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде (10 ч) | ||
Безопасность общения с природой для человека | Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.) | Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека |
Природа в жизни человека | Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры | Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды |
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение (6 ч) | ||
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека | Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде | Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов) |
Рекомендуемая литература для учителя
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод, пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.
Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
Данилов-Данилъян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Да-нильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.
Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология,
2009.
Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлеб-ный. — М.: Педагогика, 1999.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.
Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.
Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.
Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.
Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.
Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.
Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.
Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.
Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.
Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.
Рекомендуемая литература для учащихся
Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1—3.
Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.
Дзятковская Е. Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: 1ЛНКА РКЕ88, 1996.
Рянжин С. В: Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.
Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Би-бинформ, 2007.
Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.
Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. А. Е. Чижевский. — М.: АСТ, 1997.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Учебные и практические задачи | Форма представления результатов | Критерии оценивания результата (действия ученика) | Баллы |
Раздел 1. Объяснять значения понятий (экология, экологическое мышление, экологический риск, экологическая безопасность, стратегии безопасного поведения, экологическая грамотность), иллюстрируя их примерами. | Глоссарий. Тест. Анкета (по результатам участия в ролевой игре) | Называет предмет изучения науки экологии. Даёт определения понятий «экологический риск», «экологическая безопасность». Объясняет смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводит примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называет источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирает стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней. устранение её. Приводит доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек. | 1-8 |
Описывать действия, Необходимые для получения информации, предупреж- дающей об экологической опасности, и ставить перед собой учебные задачи по овладению этими действиями | Учебные задачи. Правила работы с информацией в секторе «Экологический следопыт», редколлегии классной газеты «ЭКООКО» | Называет источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализирует личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования. Называет и оценивает личные затруднения при работе с информацией. Формулирует индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления ин- формации. Доказывает преимущества работы с информацией в группах сотрудничества. Называет правила совместной работы в секторе «Экологический следопыт», редколлегии классной газеты «ЭКООКО» | 1-8 |
Раздел 2 | |||
Находить экологическую Информацию, фиксировать её, выделять главное и пересказывать своими словами. | Практикум | Называет источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называет и применяет способы фиксации информации. Выделяет главную мысль, пересказывает её своими словами | 1-8 |
Составлять популярный текст о традициях и обычаях местных народов. Вести здоровый и безопасный образ жизни | Глоссарий. Информация, зафиксированная в той или иной форме, по результатам экскурсий. Популярный текст для классной газеты. | Анализирует традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывает аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводит примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.). их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представляет полученную информацию своими словами | 1-8 |
Раздел 3. | |||
Демонстрировать сверстникам умение различать достоверную и ложную экологическую информацию | Глоссарий. Эссе для классной газеты. Текст урока для сверстников | Высказывает мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывает признаки ложной информации. Называет способы проверки экологической информации на достоверность | 1-8 |
Выступать в роли учителя, освещая вопросы экологически безопасного образа жизни для младших школьников | Протоколы практикума «Экологическая безопасность в школе и дома». Текст урока для младших школьников. | Объясняет своими словами смысл принципа предосторожности. Применяет его в работе с экологической информацией. Перечисляет проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, питьевой воды, окружающего воздуха, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Различает достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействует в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представляет экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представляет достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла. | 1-8 |
Раздел 4. | |||
Составлять текст урока для родителей на тему «Учимся жить экономно» | Текст урока для родителей | Приводит примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывает смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объясняет необходимость экономии природных ресурсов. рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия | 1-8 |
Разрабатывать проект по ресурсосбережению и представлять его | |||
Презентация проектов. Информация о проектах в классной газете | Выполняет проект в области ресурсосбережения: энергобережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и т. д. Обосновывает роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывает своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представляет результаты проектов в классной газете. | 1-8 | |
Раздел 5 | |||
Составлять программу безопасного поведения в условиях экологических рисков в местности проживания | Программа безопасного поведения в местных условиях | Составляет инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывает его целесообразность с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды | 1-8 |
Описывать и анализировать своё отношение к природе как к источнику духовного развития | Выводы по Результатам тренинга. просмотра кинофильмов, выполнения практикума. Фотовыпуск классной газеты | Доказывает, что природные ресурсы - источник удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражает своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывает возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывает аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека | 1-8 |
Раздел 6 | |||
Проектировать и организовывать эколого- просветительскую работу по распространению идей экологически грамотного поведения | Проект. Пояснительная записка к проекту. Анализ результатов месячника экологической грамотности | Называет цели просветительской работы и её формы. Формулирует правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывает личный опыт экологически грамотного поведения. Участвует в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов) | 1-20 |
Максимальное количество баллов по всем разделам курса — 100.
Низкий уровень освоения материала курса — до 30 баллов, средний — 30—70, высокий — от 70 баллов.
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
на заседании МО Зам. директора по УВР:
протокол № _1_ от
«_ __» _августа___2013г _________________
Руководитель МО:
_________________ __(И.В. Барабаш)___
(Э.А. Самойленко) __ августа___2013г
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________( И.В. Барабаш)_____
« _» _августа_ 2013 года
Краснодарский край, Северский район, пгт Ильский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 14
пгт Ильского МО Северский район
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность»
Класс _________________5____________________________
Учитель _________Самойленко Эльвира Анатольевна__________
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1_ час;
Планирование составлено на основе рабочей программы _Самойленко Э.А.,
утверждённой на педагогическом совете МБОУ СОШ № 14 пгт Ильского
МО Северский район, протокол № 1 от .08.2013 г.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» в 5-6 классе
34 часа, 1 час в неделю
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Характеристика видов деятельности (УД) | |
план | факт | |||||
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению | (12 ч) | |||||
1 2 3 4 5 | 1.1.Развиваем экологическую зоркость Экология как область научного знания. Экологическое мышление. Необходимость экологического мышления для каждого человека. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение | (5 ч.) 1 1 1 1 1 | Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её. Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек | |||
6 7 8 9 10 11 12 | 1.2. Способы предупреждения населения об экологической опасности Роль средств массовой информации: телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации). Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации). Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО», обработка необходимой экологической информации. Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО», обработка необходимой экологической информации. Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО», обработка необходимой экологической информации. Публичное представление необходимой экологической информации. | (7 ч.) 1 1 1 1 1 1 1 | Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования. Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать преимущества работы с информацией в группах сотрудничества. Называть правила совместной работы «Экологического следопыта», редколлегии классной газеты «ЭКООКО» | |||
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого | (10 ч) | |||||
2.1. Полезная информация из прошлого. | (4 ч.) | |||||
13-14 15-16 | Источники информации об экологической культуре разных народов (сбор и фиксация информации) Обобщение и преобразование информации об экологической культуре разных народов в популярный текст | 2 2 | Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами | |||
17 18 19 20 21 22 | 2.2. Народная мудрость об экологической безопасности Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма. Возможность использования традиций прошлого в современном мире | (6 ч.) 1 1 1 1 1 1 | Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами | |||
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности | (12 ч) | |||||
23 24 25-26 27 28 | 3.1. Достоверная и ложная экологическая информация Важность достоверности информации («предупреждён - значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др. Способы проверки информации на достоверность. Способы проверки информации на достоверность. | (6 ч.) 1 1 2 1 1 | Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность | |||
29 30-31 32-33 34 | 3.2. Предосторожность в принятии решения о направлении действия Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них Заключительное занятие. | (6 ч.) 1 2 2 1 | ||||
ИТОГО: | В 5 классе | _34_ часа. | ||||
6 класс 26 + 8 резерв | ||||||
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым | (12 ч) | |||||
1 2 3 4 5 6-7 | 4.1. Чувство меры как признак взрослости Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре и художественных произведениях. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Викторина «Природные ресурсы» Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия Составление и написание текста урока для родителей на тему «Учимся жить экономно» | 7 ч. | Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия | |||
8 9 10 11 12 | 4.2. Ресурсосбережение, его виды Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева. Бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли Разработка проекта по ресурсосбережению. Презентация детских проектов. | 5 ч. | Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергобережен ия, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в классной газете. | |||
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде | (13 ч) | |||||
13 14 15 16 17-18 19 | 5.1. Безопасность общения с природой для человека Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (кровососущие насекомые) Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (ядовитые змеи) Родники. Проектная деятельность по выявлению состояния питьевых источников. Работа над проектом.
Презентация проекта учащихся. | 7 ч. | Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека | |||
20 21 22 23 24 25 | 5.2. Природа в жизни человека Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры | 6 ч. | Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды | |||
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение | (9 ч) | |||||
26-27 28-29 30-31 32 33-34 | 6.1. Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде Проектная деятельность. Презентация проекта учащихся Экскурсия: «Сбережём, наш край родной». | 9 ч | Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов) | |||
ИТОГО: | В 6 классе | _34_ часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкети...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...
«Моя экологическая грамотность»
Примерная программа внеурочной деятельности по экологическому образованию составлена в соответствии с требованиями к результатами освоения основной образовательной программы основног...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
рабочая программа внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена согласно ФГОС...
Рабочая программа групповых занятий «Экологическая грамотность» 6 класс
Курс занятий расчитан на 1 час в неделю...