Методическая разработка урока биологии 7 класс
план-конспект урока по биологии

Кочнева Ирина Владимировна

Технологическая карта урока биологии "Значение хвойных растений в природе и жизни человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

​​​​​​​Технологическая карта урока в 7 классе

по теме «Значение хвойных растений в природе и жизни человека»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: изучить   характерные особенности отдела Голосеменных, их многообразие, показать значение голосеменных в природе и жизни человека. 

Планируемые результаты:

Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности.

Метапредметные:

- Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи.

-Коммуникативные УУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, высказывать идеи по решению поставленной задачи, оценить качество своего вклада в общую работу.

-Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации и рефлексии.

Предметные: обоснование роли голосеменных растений (на примере хвойных) в природе и жизни человека, владение приемами работы с информацией, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.

Оборудование и материалы:

- для учителя: компьютер, проектор,

- для учащихся: тетрадь, карточки для парной и групповой работы, калькулятор

Учебник (УМК) под редакцией В.В. Пасечника, базовый уровень, Учебник Биология, 7 класс, допущено Министерством просвещения Российской Федерации, Москва «Просвещение» 2023

Ход урока

Название этапа

Время

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Планируемые результаты

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 1-2

минут

Знакомство, игровая учебная задача: отгадать ребусы, определить предмет изучения.

 Создает позитивный настрой на урок.

Проверяют рабочее место, эмоционально настраиваются на работу. Решают ребусы, определяют предмет разговора.

фронтальная

Коммуникативные УУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, Регулятивные:  использовать биологические знания; Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности.

2

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

 3

Учебная задача по проверке усвоения знаний на предыдущем уроке: «Допустим, что в нашем Мамадышском муниципальном районе принято решение о строительстве оздоровительного санатория. Для этого предложили два участка: один в березовом лесу, а другой в сосновом.? Какой выбор сделать и почему»

Ставит вопрос: Можете ли вы применить полученные знания по теме «Хвойные растения» в жизненной ситуации?

Ставит учебную задачу, поощряет активность ребят.

Отвечают на вопросы, предлагают решение учебной задачи.

Ответ: выбрать участок соснового леса, так как хвойные деревья выделяют фитонциды, уничтожающие микроорганизмы.

фронтальная

Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи.

Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности.

3

Постановка целей и задач урока

 4

Постановка развивающей задачи: как вы думаете, как эта проблема связана с задачей нашего урока.

А, что нам нужно знать,  чтобы ответить на вопрос задачи (ответы учащихся).

А можете вы ответить на этот вопрос?

Какую цель мы поставим на урок.

 В конце урока ответим на эти вопросы и проанализируем наши успехи.

Знакомит с понятием

Дают ответы на вопросы.

Работа в паре

Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи.

-Коммуникативные УУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, высказывать идеи по решению поставленной задачи, оценить качество своего вклада в общую работу.

-Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации и рефлексии

4

Усвоение новых знаний

 20

Решение экологических задач, определение темы урока (Приложение №1)

Вопрос: Какая проблема представлена в этих задачах?

Постановка учебной задачи: проанализировать экологическую проблему, определить причинно-следственные связи и заполнить схему (Приложение №2).

Использовать текст (Приложение №3)

Самостоятельно продумать пути решения проблемы.

Ставит учебную задачу, объясняет задание по решению экологических задач.

Проверяет выполнение.

Ставит учебную задачу по заполнению схемы.

Решают экологические задачи.

Определяют тему урока.

Заполняют схему.

Групповая работа

- Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи.

-Коммуникативные УУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, высказывать идеи по решению поставленной задачи, оценить качество своего вклада в общую работу.

-Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации.

Предметные: обоснование роли голосеменных растений (на примере хвойных) в природе и жизни человека, владение приемами работы с информацией, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.

5

Физкультминутка

1-2

Проводит физкультминутку

Выполняют движения

6

Первичная проверка усвоения знаний

 7

Обсуждение результатов выполненной работы.

Обсудите в группе высказывание 

А.С. Арсеньева: «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного.»

Организует обсуждение результатов работы.

Дополняет ответы.

Предлагает обсудить высказывание.

От каждой группы выступает один человек.

Обсуждают высказывание.

Отчет групповой работы

Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности.

-Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации.

7

Первичное закрепление

 6

Вопрос: Каким может быть твой вклад в проблему сохранения лесов?

Демонстрация видеоролика экологического отряда «Лидер», обсуждение их вклада в проблему сохранения лесов.

Ссылка на видеосюжет
https://vk.com/wall-175971814_863

Задает вопрос. Зачитывает ответы.

Демонстрирует видеоролик, организует обсуждение.

Пишут на листочках, сдают педагогу.

Смотрят и анализируют видеоролик.

фронтальная

Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности.

-Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации.

8

Рефлексия

 2

Я сегодня узнал!

Я это знал

Я ошибался

Я понял.

Задает  вопросы по теме урока

Отвечают на вопрос.

фронтальная

Регулятивные: давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации.

9

Самооценка за урок

 1

Даны критерии оценки, оцените свою работу на уроке (Приложение №4)

Объясняет критерии оценки

Проводят самооценку

Индивидуальная работа

Регулятивные: давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации.

9

Информация о домашнем задании

1

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарии к домашнему заданию:

на оценку «3»:  прочитать и пересказать пройденный материал;

на оценку «4»: повторяем пройденный материал, отвечаем на вопросы 1-4;

на оценку «5»:

повторяем пройденный материал; отвечаем на вопросы 1-4;

выполняем творческое задание: выпустить листовку «Защитим лес»

Учащиеся записывают в дневники задание.

фронтальная


 

                                                                                                                                                                         

Приложение №1

1.В жаркую погоду в сквере температура воздуха на 4 градуса ниже, чем на городской площади на 7 градусов выше, чем в лесу. Какая температура воздуха в хвойном лесу, если на городской площади она равна 29  градусов? На сколько градусов температура воздуха в хвойном лесу ниже, чем на городской площади?

            Пример решения

       1)29-4=25(в сквере)

       2)25-7=18(в лесу)

       3)29-18=11(разница)

2. Из Республики Татарстан в 2022 году в другие регионы России и в страны ближнего зарубежья было вывезено более 35 тысяч новогодних деревьев, а в 2023 году -29 тысяч штук. Сколько за два года вывезено деревьев?

Ответ: ____________________ 

3. В 2023 году площадь лесных пожаров в России составила 4,3 млн гектаров.1 га хорошего леса в год выделяет около 5 т кислорода. Какой объем кислорода могли бы выделить эти деревья в течение года?

Ответ: ________________ 

4. В гимназии №3 города Кудымкара в октябре во время Всероссийской акции ребята собрали 1250 кг макулатуры. Сколько деревьев срубили для получения этой бумаги, если из 1 дерева получают 60 кг бумаги? Сколько деревьев ребята сохранили от вырубки.

Ответ: ________________

5.Один человек потребляет в сутки 350 г кислорода, а одно дерево за сутки вырабатывает 1050г кислорода Сколько хвойных деревьев необходимо для обеспечения дыхания 30 человекам?

Решение:

Приложение №2


Проблемаt1704452996aa.gif

 

t1704452996ab.jpg

Причины, пути решения проблемы


Глобальные последствия

Приложение №3

Тайгу часто называют «лёгкими планеты». Почему? Во-первых, хвойные деревья поглощают углекислый газ, который является парниковым газом. Увеличение углекислого газа в атмосфере приводит к потеплению климата.

 Во-вторых, деревья активно снабжают планету кислородом. Хвойные леса - это дом для многих видов животных: насекомых, пауков, птиц, зверей и т.д. Большое значение имеет лес и для человека: использование в промышленности, строительстве, медицине, производстве бумаги, озеленении населенных пунктов и т.д. 

  В - третьих, хвоя деревьев выделяет фитонциды – вещества, подавляющие бактерии. Хвойные деревья благоприятно влияют на нервную систему, снимают стресс, улучшают работу бронхо-легочной системы. Они защищают от простуды, гриппа, содержат большое количество витамина С.

 В -  четвертых, когда речь заходит о живице, имеется в виду смола хвойных деревьев, выделяемая при повреждении. Образуя подобного типа наплывы, растение пытается заживить нанесённую ему рану. Если говорить о лечебных целях, то для них подходит кедровая и сосновая смола, реже применяется пихтовая или лиственничная живица. При взаимодействии с кислородом воздуха, смола застывает и становиться очень стойкой к внешним воздействиям. Застывшие капли смолы, могут долго пролежать в земле, превратиться в янтарь и стать немыми свидетелями жизни прошедших столетий.

Однако в последние годы человеческая деятельность поставила под угрозу таежные леса, и на повестке дня появились экологические проблемы тайги. В настоящее время вырубается леса намного больше, чем высаживается. 20% древесины, заготавливаемой в Российской Федерации – это незаконная вырубка леса. 

Из-за нелегальной вырубки, которая неизбежно является беспорядочной и даже варварской, страдают растительный и животный мир – беднеют флора и фауна, происходит обмеление малых рек, заболачивание почв. Когда происходят пиратские вырубки, то зачастую выбирается хорошая древесина, а все остальное не утилизируется, а просто остается в лесу и захламляет его.

 Потом она высыхает и провоцирует пожары. Это еще одна причина гибели тайги, пожары способны уничтожить большие площади лесов за короткое время.

                                                                                                                                                                                  Приложение №4

Оцени свою работу

 

Критерии

Моя оценка

Ответы на вопросы учителя

Не отвечал на вопросы

0

Ответил на один вопрос

1

Ответил 2-3 раза

2

Ответил 4-5 раз

3

Работа в паре

Не выполнял работу в группе

0

Частично выполнил, так как не захотел помогать

1

Помогал выполнить, понял задание, но встретился с затруднением

2

Активно помогал выполнить все задания

3

Работа в группе

Не выполнял работу в группе

0

Частично выполнил, так как не захотел помогать

1

Помогал выполнить, понял задание, но встретился с затруднением

2

Активно помогал выполнить все задания

3

Активно помогал выполнить все задания, выступил от группы

4

Итог

 

 

Оценка

 

 

«5» – 9-10 баллов, «4» - 8-6 баллов, «3» - 6-4 баллов «2» - 3 и меньше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии в 11 классе

Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1.     Используя презентацию учащейся  11 класса выяснить, что изучает наука     эколог...

Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...