Методическая разработка урока биологии 7 класс
план-конспект урока по биологии
Технологическая карта урока биологии "Значение хвойных растений в природе и жизни человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока биологии | 63.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 7 классе
по теме «Значение хвойных растений в природе и жизни человека»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: изучить характерные особенности отдела Голосеменных, их многообразие, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи.
-Коммуникативные УУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, высказывать идеи по решению поставленной задачи, оценить качество своего вклада в общую работу.
-Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации и рефлексии.
Предметные: обоснование роли голосеменных растений (на примере хвойных) в природе и жизни человека, владение приемами работы с информацией, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.
Оборудование и материалы:
- для учителя: компьютер, проектор,
- для учащихся: тетрадь, карточки для парной и групповой работы, калькулятор
Учебник (УМК) под редакцией В.В. Пасечника, базовый уровень, Учебник Биология, 7 класс, допущено Министерством просвещения Российской Федерации, Москва «Просвещение» 2023
Ход урока
№ | Название этапа | Время | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | 1-2 минут | Знакомство, игровая учебная задача: отгадать ребусы, определить предмет изучения. | Создает позитивный настрой на урок. | Проверяют рабочее место, эмоционально настраиваются на работу. Решают ребусы, определяют предмет разговора. | фронтальная | Коммуникативные УУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, Регулятивные: использовать биологические знания; Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности. |
2 | Актуализация знаний, постановка учебной задачи | 3 | Учебная задача по проверке усвоения знаний на предыдущем уроке: «Допустим, что в нашем Мамадышском муниципальном районе принято решение о строительстве оздоровительного санатория. Для этого предложили два участка: один в березовом лесу, а другой в сосновом.? Какой выбор сделать и почему» | Ставит вопрос: Можете ли вы применить полученные знания по теме «Хвойные растения» в жизненной ситуации? Ставит учебную задачу, поощряет активность ребят. | Отвечают на вопросы, предлагают решение учебной задачи. Ответ: выбрать участок соснового леса, так как хвойные деревья выделяют фитонциды, уничтожающие микроорганизмы. | фронтальная | Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи. Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности. |
3 | Постановка целей и задач урока | 4 | Постановка развивающей задачи: как вы думаете, как эта проблема связана с задачей нашего урока. А, что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи (ответы учащихся). А можете вы ответить на этот вопрос? Какую цель мы поставим на урок. В конце урока ответим на эти вопросы и проанализируем наши успехи. | Знакомит с понятием | Дают ответы на вопросы. | Работа в паре | Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи. -Коммуникативные УУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, высказывать идеи по решению поставленной задачи, оценить качество своего вклада в общую работу. -Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации и рефлексии |
4 | Усвоение новых знаний | 20 | Решение экологических задач, определение темы урока (Приложение №1) Вопрос: Какая проблема представлена в этих задачах? Постановка учебной задачи: проанализировать экологическую проблему, определить причинно-следственные связи и заполнить схему (Приложение №2). Использовать текст (Приложение №3) Самостоятельно продумать пути решения проблемы. | Ставит учебную задачу, объясняет задание по решению экологических задач. Проверяет выполнение. Ставит учебную задачу по заполнению схемы. | Решают экологические задачи. Определяют тему урока. Заполняют схему. | Групповая работа | - Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи. -Коммуникативные УУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, высказывать идеи по решению поставленной задачи, оценить качество своего вклада в общую работу. -Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации. Предметные: обоснование роли голосеменных растений (на примере хвойных) в природе и жизни человека, владение приемами работы с информацией, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую. |
5 | Физкультминутка | 1-2 | Проводит физкультминутку | Выполняют движения | |||
6 | Первичная проверка усвоения знаний | 7 | Обсуждение результатов выполненной работы. Обсудите в группе высказывание А.С. Арсеньева: «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного.» | Организует обсуждение результатов работы. Дополняет ответы. Предлагает обсудить высказывание. | От каждой группы выступает один человек. Обсуждают высказывание. | Отчет групповой работы | Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности. -Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации. |
7 | Первичное закрепление | 6 | Вопрос: Каким может быть твой вклад в проблему сохранения лесов? Демонстрация видеоролика экологического отряда «Лидер», обсуждение их вклада в проблему сохранения лесов. Ссылка на видеосюжет | Задает вопрос. Зачитывает ответы. Демонстрирует видеоролик, организует обсуждение. | Пишут на листочках, сдают педагогу. Смотрят и анализируют видеоролик. | фронтальная | Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности. -Регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации. |
8 | Рефлексия | 2 | Я сегодня узнал! Я это знал Я ошибался Я понял. | Задает вопросы по теме урока | Отвечают на вопрос. | фронтальная | Регулятивные: давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации. |
9 | Самооценка за урок | 1 | Даны критерии оценки, оцените свою работу на уроке (Приложение №4) | Объясняет критерии оценки | Проводят самооценку | Индивидуальная работа | Регулятивные: давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации. |
9 | Информация о домашнем задании | 1 | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарии к домашнему заданию: на оценку «3»: прочитать и пересказать пройденный материал; на оценку «4»: повторяем пройденный материал, отвечаем на вопросы 1-4; на оценку «5»: повторяем пройденный материал; отвечаем на вопросы 1-4; выполняем творческое задание: выпустить листовку «Защитим лес» | Учащиеся записывают в дневники задание. | фронтальная |
Приложение №1
1.В жаркую погоду в сквере температура воздуха на 4 градуса ниже, чем на городской площади на 7 градусов выше, чем в лесу. Какая температура воздуха в хвойном лесу, если на городской площади она равна 29 градусов? На сколько градусов температура воздуха в хвойном лесу ниже, чем на городской площади?
Пример решения
1)29-4=25(в сквере)
2)25-7=18(в лесу)
3)29-18=11(разница)
2. Из Республики Татарстан в 2022 году в другие регионы России и в страны ближнего зарубежья было вывезено более 35 тысяч новогодних деревьев, а в 2023 году -29 тысяч штук. Сколько за два года вывезено деревьев?
Ответ: ____________________
3. В 2023 году площадь лесных пожаров в России составила 4,3 млн гектаров.1 га хорошего леса в год выделяет около 5 т кислорода. Какой объем кислорода могли бы выделить эти деревья в течение года?
Ответ: ________________
4. В гимназии №3 города Кудымкара в октябре во время Всероссийской акции ребята собрали 1250 кг макулатуры. Сколько деревьев срубили для получения этой бумаги, если из 1 дерева получают 60 кг бумаги? Сколько деревьев ребята сохранили от вырубки.
Ответ: ________________
5.Один человек потребляет в сутки 350 г кислорода, а одно дерево за сутки вырабатывает 1050г кислорода Сколько хвойных деревьев необходимо для обеспечения дыхания 30 человекам?
Решение:
Приложение №2
Проблема
Причины, пути решения проблемы
Глобальные последствия
Приложение №3
Тайгу часто называют «лёгкими планеты». Почему? Во-первых, хвойные деревья поглощают углекислый газ, который является парниковым газом. Увеличение углекислого газа в атмосфере приводит к потеплению климата.
Во-вторых, деревья активно снабжают планету кислородом. Хвойные леса - это дом для многих видов животных: насекомых, пауков, птиц, зверей и т.д. Большое значение имеет лес и для человека: использование в промышленности, строительстве, медицине, производстве бумаги, озеленении населенных пунктов и т.д.
В - третьих, хвоя деревьев выделяет фитонциды – вещества, подавляющие бактерии. Хвойные деревья благоприятно влияют на нервную систему, снимают стресс, улучшают работу бронхо-легочной системы. Они защищают от простуды, гриппа, содержат большое количество витамина С.
В - четвертых, когда речь заходит о живице, имеется в виду смола хвойных деревьев, выделяемая при повреждении. Образуя подобного типа наплывы, растение пытается заживить нанесённую ему рану. Если говорить о лечебных целях, то для них подходит кедровая и сосновая смола, реже применяется пихтовая или лиственничная живица. При взаимодействии с кислородом воздуха, смола застывает и становиться очень стойкой к внешним воздействиям. Застывшие капли смолы, могут долго пролежать в земле, превратиться в янтарь и стать немыми свидетелями жизни прошедших столетий.
Однако в последние годы человеческая деятельность поставила под угрозу таежные леса, и на повестке дня появились экологические проблемы тайги. В настоящее время вырубается леса намного больше, чем высаживается. 20% древесины, заготавливаемой в Российской Федерации – это незаконная вырубка леса.
Из-за нелегальной вырубки, которая неизбежно является беспорядочной и даже варварской, страдают растительный и животный мир – беднеют флора и фауна, происходит обмеление малых рек, заболачивание почв. Когда происходят пиратские вырубки, то зачастую выбирается хорошая древесина, а все остальное не утилизируется, а просто остается в лесу и захламляет его.
Потом она высыхает и провоцирует пожары. Это еще одна причина гибели тайги, пожары способны уничтожить большие площади лесов за короткое время.
Приложение №4
Оцени свою работу
| Критерии | Моя оценка |
Ответы на вопросы учителя | Не отвечал на вопросы | 0 |
Ответил на один вопрос | 1 | |
Ответил 2-3 раза | 2 | |
Ответил 4-5 раз | 3 | |
Работа в паре | Не выполнял работу в группе | 0 |
Частично выполнил, так как не захотел помогать | 1 | |
Помогал выполнить, понял задание, но встретился с затруднением | 2 | |
Активно помогал выполнить все задания | 3 | |
Работа в группе | Не выполнял работу в группе | 0 |
Частично выполнил, так как не захотел помогать | 1 | |
Помогал выполнить, понял задание, но встретился с затруднением | 2 | |
Активно помогал выполнить все задания | 3 | |
Активно помогал выполнить все задания, выступил от группы | 4 | |
Итог |
|
|
Оценка |
|
|
«5» – 9-10 баллов, «4» - 8-6 баллов, «3» - 6-4 баллов «2» - 3 и меньше
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сф...
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии в 11 классе
Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1. Используя презентацию учащейся 11 класса выяснить, что изучает наука эколог...
Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.
Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообр...