Методическая разработка урока биологии в 11 классе
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

 

Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классе

Цель урока:

1.     Используя презентацию учащейся  11 класса выяснить, что изучает наука     экология

2.     Организовать работу с учебником, экологическим справочником выяснить суть понятия экосистема, экологи, выяснить кто впервые ввел термины экология, среда обитания.

3.     Опираясь на знания учащихся, работой с учебником определить задачи, проблемы экологии.

4.     Выяснить, опираясь на знания учащихся, негативные последствия влияния человека на биосферу.

5.     В ходе беседы подвести итог по содержанию вопроса о природоохранных мероприятиях.

6.     Используя творческие работы учащихся показать значимость экологической грамотности в жизни человека.

 

Оборудование урока: фрагменты видеофильма «Экология и человек» Москва, «Дрофа», 2008г, презентация учащейся 11 «А» класса «Значение экологии в жизни» Экслер М.Ф., «Экологический букварь» Москва, Наумов, 2008г, «Уроки общей биологии» Москва, « Мысль» 2009г, творческие работы учащихся 11 класса «Экология и здоровье человека», «Окружающая среда в жизни человека», опорные конспекты «Экология. Экосистема, экологически факторы».

 

Ход работы:

 

 1. Изложение нового материала.

 

1.     Вводное слово учителя о цели и содержании урока, о том кто ввел впервые понятие экология.

2.     Работа в группах с раздаточным материалом по определениям экология, среда обитания, экосистема, задачи экологии, проблемы экологии. От каждой группы выступление.

3.     Презентация «Экология. Окружающая среда.»

4.     Выяснение экологических проблем негативного последствия влияние человека на биосферу.

5.     Беседа о природоохранных мероприятиях, правилах, которые человек должен соблюдать живя в общем доме под названием «Земля».

6.     Объяснение в ходе беседы с помощью опорных конспектов, работы с учебником понятие экологические факторы.

7.     Сообщение учащегося, готовившегося дома заранее о законе минимума Либаха, характеристика оптимума и минимума факторов на воздействие организмов. Раскрытие понятия экологическая ниша.

 

2. Закрепление урока в ходе индивидуальных ответов учащихся.

Работа с вопросами учебника В.Ш.Сивоглазова «Общая Биология», Москва, «Дрофа» 2008г.

*Просмотр фрагмента в/ф «Экология и человек»

3.Итог урока:

 

1 Презентация по теме: «Экология в жизни человека» Магомедова Шекер «5» (отлично)

 

2 Творческие работы учащихся:

 

    1. «Экологические проблемы» «3»-уч-ся

    2. «Экология и здоровье человека» «5» (отлично)

    3.Экология моего двора (мини-сочинение)

    4. Итог ответов уч-ся по вопросам учебника: 6 отметок-«5»

 

 Домашнее задание:

 

     1.Используя  летние задания подготовить ответ: «Влияние факторов среды обитания на приспособления в окружающей среде, ныне существующих в нашей местности, видов растений и животных.»

    2.Ответить на вопросы стр. 308-309 учебника, обобщающие задания урока по теме: «Наша экология. Организм и среда обитания.» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ekologiya_v_zhizni_cheloveka.ppt967 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по экологии на тему: “ Экология в жизни человека ” Выполнила: ученица 11- « А» класса ГОУ СОШ № 520 Магомедова Шекер

Слайд 2

Содержание 1.Экология.что это такое? 2.Экологические катастрофы 3.Загрязнение атмосферы 4.Кислотные дожди 5.Экологическая напряженность 6.Генофонд человека 7.Медицина и экология 8.Экология питания 9.Химическая зависимость и лекарства 10. Ноосферогеноз 11. Экология человека и социология 12.Литература 13. Авторская страничка

Слайд 3

Экология. Что это?! Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой(от греческих слов «ойкос»-дом и «логос»-изучение или наука).

Слайд 4

Экологи́ческая катастро́фа — необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Виды катастроф Локальная Глобальная Нарушение одной или более локальных экологических систем. Превышения предела внешним или внутренним воздействием на экологическую систему

Слайд 5

Загрязнение атмосферы Загрязнение атмосферы — привнесение в атмосферный воздух новых не характерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение естественной среднемноголетней концентрации этих агентов в нём. Основные загрязнители Оксид углерода Оксиды азота Диоксид серы Тяжёлые металлы Альдегиды Углеводороды Атмосферная пыль

Слайд 6

Кислотные дожди Кисло́тный дождь — все виды метеорологических осадков — дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при котором наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно — оксидами серы, оксидами азота). Дождь Попадание в воздух Кислотный оксид

Слайд 7

Экологическая напряженность Экологическая ситуация — это пространственно-временное сочетание различных, в том числе позитивных и негативных с точки зрения проживания и состояния человека условий и факторов, создающих определённую экологическую обстановку . Если человек соблюдает природоохранны е мер ы- напряжённость экологической ситуации, как правило, спадает.

Слайд 9

Генофонд человека Генофонд — понятие из популяционной генетики, описывающее совокупность всех генных вариаций (аллелей) определённой популяции. Популяция располагает оптимально е приспособлени е к окружающей среде. В неменяющейся окружающей среде, меньшее число аллелей может быть более выгодным, чтобы по совпадению не возникало слишком много неблагоприятных комбинаций аллелей.

Слайд 10

Медицина и экология Организм человека неразрывно связан с окружающей средой, состояние которой ухудшается с каждым годом. По данным ВОЗ, сегодня экологические факторы формируют до 25% патологий человека , уменьшение жизни.

Слайд 11

Экология питания Для поддержания нормальной жизнедеятельности и обмена веществ человек ежедневно необходимо от 100 до 120 г полноценного белка, 90-100 г жиров, 320-500 г углеводов. Более половины белка должно быть животного происхождения, что обеспечивает поступление в организм незаменимых аминокислот. 10 % жиров должны быть полиненасыщенными, 60 % жиров должны быть мононенасыщенными и 30 % — насыщенными. В рамках нашего учебного пособия важно отразить, в какой степени здоровье человека зависит от качества питания. По данным ВОЗ, от элиментарной недостаточности в мире страдает около 800 млн людей. Помимо покрытия энергетических затрат питание и потребление воды обеспечивает организм так называемыми эссенциальными факторами питания, к которым относятся микроэлементы, витамины и другие биологически активные вещества.

Слайд 12

ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ЛЕКАРСТВА Помимо воздействия химических агентов, загрязнением окружающей среды, человек подвергает себя воздействию ряда химических веществ, среди которых значительная часть — ксенобиотики. Речь идет о лекарственных препаратах (фармакоагентах), применяемых для лечения заболеваний и коррекции состояния организма, а также о некоторых психоактивных веществах,вызывающие социальные проблемы: алкоголизм, наркомания, незаконный оборот наркотических веществ.

Слайд 13

ноосферогеноз Ноосферогеноз - человечество может рассматриваться как особая часть живого вещества , организованная на основе социально – исторических законов. В настоящее время ноосферогенез - планетарная природная среда , околоземный космос , рассматривается , как актуальная проблема для человека.

Слайд 14

Экология человека и социология Социология представляет для экологии человека особый интерес в связи с тем, что позволяет выявить социальные законы, обусловливающие появление, сохранение и изменение стереотипов сознания и поведения.

Слайд 15

Литература Бьорн Ломборг "Охладите! Глобальное потепление. Н.Ф.Винокурова, В.В.Трушин – глобальная экология. Учебник для 10-11 класса профессиональная школа - М.: Просвещение 2003-270с . Д.А.Голубева, Н.Д.Сорокина –Словарь терминов и определений по охране окружающей среды, природопользованию и экологии безопасности для СПб 3-е издание дополненное и переработанное.СПб-2004-256с. С.В.Рянжин – новый экологический Букварь-СПб.: Издательство «Анатоми я »2006-414с. В.Н.Холина География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10-11 класса школ с углубленным изучением гуманитарных предметов 3-е издание - М.: Просвещение 2002-350с. Н.М.Чернова - Основы э к ологии: Учебник для 10(11)класса общеобразовательного учреждения 10-е издание стереотип-М.:Дрофа,2006-302с . Фотографии в презентации взяты из семейного архива, сделанные на Кавказе. Википедиа 

Слайд 16

Автор проекта: ученица 11 «А» школы №520 класса Магомедова Шекер Руководитель проекта: учитель биологии Быля Ольга Михайловна

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...