Технологическая карта урока развития речи по теме "Работа над текстом"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает усовершенствовать работу над текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_uroka_razv._rechi.docx | 66.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
муниципальное общеобразовательное учреждение Расловская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области
Технологическая карта урока
Закрепление знаний, совершенствование умений и навыков школьников по теме
«Что такое проблема текста»
( урок развития речи)
Урок русского языка в 9 классе
Автор – Лобанова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы
П.Раслово – 2014 г
2
Место занятия в системе уроков
По учебно-методическому комплекту «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львова и др. на тему «Проблема текста» отводится несколько уроков. Данная тема является достаточно актуальной. Усовершенствование работы с текстом способствует более успешному выполнению задания уровня С на экзамене в форме ГИА и ЕГЭ. Работа учащихся с текстом развивает внимательное отношение к тексту, обострённое чувство художественного слова; способствует углублённому пониманию литературной нормы.
Система уроков по теме «Тема , основная мысль, проблема текста включает в себя системные уроки развития речи в 5-9 классах. В 10 - 11 классах знания по данной теме углубляются, систематизируются, совершенствуются. На данную систему уроков в 9 классе отводится 3 часа: на первом уроке уточняются, углубляются, совершенствуются, знания по теме «Структура, тема , микротема, основная мысль текста». Именно уроки закрепления обеспечивают полноценное усвоение содержания знаний на уровне умений. Данный урок является вторым в системе уроков развития речи в 9 классе. На третьем уроке проводится проверка умений, навыков написания сочинения – рассуждения или эссе.
С помощью системы уроков по данной теме можно добиться высоких результатов в учебном процессе.
Цель урока – выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия
Задачи:
I.Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;
- учить устанавливать связи между частями текста;
- учить различать главную и второстепенную информации
II. Развивающие
а) в группе повторения:
3
- повторить материал о структуре текста ;
- повторить информацию о теме, основной мысли, позиции автора;
- устанавливать связи между частями текста;
- формировать умение исследовать текст с целью определения проблемы текста;
- развивать критическое мышление через «чтение с остановками» текста, составление синквейнов, заполнение таблицы;
б) в группе развития речи:
- развивать языковое чутьё;
- развивать устную и письменную речь учащихся через работу с текстом;
- обогащать словарный запас детей.
в) в группе развития мышления:
- совершенствовать умение обобщать и делать выводы;
- совершенствовать умение логически мыслить;
- формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.
III. Воспитательные:
- формировать интерес к предмету;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
4
- воспитывать ответственное отношение к учёбе;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;
- воспитывать милосердие и сострадание к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
Методическое обоснование
Тема урока «Что такое проблема текста» является актуальной, так как обучение написанию сочинения- рассуждения в выпускном классе особенно востребовано в связи с тем, что является составляющей частью выпускного экзамена в форме ГИА и ЕГЭ. Определение основной проблемы текста вызывает у учащихся затруднения Тема милосердия и сострадания, затронутая в тексте и обсуждаемая на уроке, тоже имеет немаловажное значение в современной жизни.
Тип урока – комплексное применение знаний. Данный тип урока имеет важное значение в системе обучения русскому языку. Его целесообразно проводить в 11 классе в данной форме, т. к. необходимо совершенствовать самостоятельную работу над текстом ; этот вид деятельности проверяется на экзамене в форме ЕГЭ.
Урок проводится в инновационной форме
Вид урока: смешанный ( самостоятельная и практическая работа)
Технологии: развитие критического мышления через составление синквейнов, опережающее чтение
Методы: исследовательский; составление синквейнов на стадиях вызова и рефлексии; заполнение таблицы «ожидаемое – неожиданное»
Оборудование: фотографии здания Лувра, коридоров музея во Франции, фотография нищих, публицистический текст из воспоминаний К.Паустовского, таблица
5
Оформление доски: демонстрация фотографий, записи по ходу урока, таблица.
Содержание урока
1. Тема, актуальность, постановка целей урока, дидактические методы (рецептивный, репродуктивный, информационно – рецептивный, поисковый) позволяют учащимся сосредоточиться на теме, которая активизируется с помощью постановки проблемного вопроса: «Возможно ли определить основную проблему текста»
2. Воспроизведение на предыдущем уроке по развитию речи усвоенных в среднем звене теоретических и практических сведений и навыков способствовало обобщению материала. Для того , чтобы учащиеся вспомнили основное содержание предыдущего урока, достаточно было составить алгоритм работы над текстом в начале урока. Этому способствовал репродуктивный метод.
3. Эмоциональная база подключается за счёт информационно – демонстративный метода. Демонстрации фотографии с изображениями Лувра и Нищих способствует
4. Образец комплексного применения знаний
Разноуровневые задания в форме «мозгового штурма»: составление ассоциативного ряда, небольшого текста, синквейна способствуют активизации работы учащихся всего класса, вызывают интерес к уроку, позволяет достаточно быстро провести дифференциацию учащихся.
Перед опознанием необходимого материала предполагается использование вопросно-ответного приёма, при котором учитель руководит мыслительной деятельностью учащихся.
5. Все упражнения, использованные в ходе урока, подаются с разной степенью сложности и объединяются одной темой. Ведётся работа над самостоятельным применением полученных знаний в сходной ситуации только над определением проблемы, заключающейся в тексте, но и над умением создавать собственное речевое высказывание.
6. В ходе чтения « с остановками», обращения внимание на лексический ряд, раскрывающий чувства и мысли героев, учащиеся имеют возможность проверить свой «читательский прогноз», глубже вникать в содержание текста, а, следовательно, появляется реальная возможность верно определить проблему данного текста.
7. Констатирующее закрепление.
Определению проблемы текста способствует межпредметная связь, которая осуществляется во время сравнения фотографий с изображением Лувра и изображением Нищих. Данный исследовательский метод помогает углубиться в содержание текста, приблизиться к определению проблемы.
6
8. Усложнённое задание – сравнить фотографии, подобрать к ним составленные ранее синквейны, выделить лексический ряд, раскрывающий чувства и мысли героев , подвергается коррекции со стороны учителя (по необходимости) и способствует определению главной проблемы текста.
9. Репродуктивные методы сменяется творческими при составлении синквейнов, мини- рассказов, ассоциативного ряда. На протяжении всего урока учащиеся получают эмоциональный заряд, создаётся ситуация успеха, радости обучения. Исследуя учебный материал, учащиеся самостоятельно приходят к выводу.
10. Урок заканчивается подведением итогов.
11. Домашнее задание предлагается с учётом дифференцированного подхода. Учащиеся выбирают задание по своим возможностям.
Методическая и лингвистическая литература
- Александрова Г.В.Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителей. М.: БАЛАСС. 2010г.
- Сулицкая Н.М., Кадашникова Н.Ю. и др. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Волгоград. Учитель. 2011г.
- Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительной и образной речи. Волгоград. Учитель. 2000 г.
- Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2 издание, доработанное. М.: Просвещение. 2011 г.
- Ксензова. Перспективные школьные технологии. Учебно – методическое пособие. М. 2001 г.
7
Технологическая карта урока
Этап урока: ВЫЗОВ | ||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приёмы и формы деятельности | Признаки решения дидактических задач |
1.Активизация имеющихся знаний по вопросу работы над текстом | Объяснение цели предстоящей работы: - Чтобы работа на уроке была результативной, нам следует вспомнить алгоритм, способствующий исследованию текста | Учащиеся составляют алгоритм работы над текстом: - определить тему, выделяя из текста ключевые слова и фразы; - установить авторскую оценку, обращая внимание на оценочную лексику; - выделить из ряда проблем, поставленных в тексте, основную проблему | Составление алгоритма | Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. |
2.Целевая установка, актуализация | Учащимся задаются вопросы: - Как вы думаете, почему не всегда удаётся чётко и верно установить проблему текста? - Стоят ли перед вами учебные задачи , требующие определения проблемы текста? - Как вы думаете, возможно научиться чётко и верно определять основную проблему текста? | Учащиеся должны подойти к выводам: - Проблем в тексте может быть несколько и поэтому бывает сложно выделить главную; - Недостаточно хорошо исследуем текст. - необходимо чётко определить главную проблему текста, чтобы успешно выполнить задание уровня С на экзамене в форме ЕГЭ - Основную проблему текста установить возможно. | Проблемное изложение в форме беседы | Умение самостоятельно выделять (определять) объект изучения. |
3.Мотивация к дальнейшей деятельности. | Сообщается тема урока. На доске появляется слово «Лувр». Учащимся предлагаются следующие вопросы : -Что такое Лувр? - Как, по вашему мнению, выглядит это место? - Что там происходит каждый день? - Какие люди посещают храм искусства? - Удачное ли название текста? -Может так называться текст? - Кратко запишите ожидаемое содержание (сюжет), рассказа, связанного с этим названием. Далее – записывайте мысли, подобранные одноклассниками, которые вы считаете вашими, но которые не сразу пришли вам в голову. Учащимся предлагается разноуровневые задания: составление ассоциативного ряда понятий, или предполагаемого сюжета, или синквейна по данному ключевому слову. Учащимся предлагается рассмотреть фотографии Лувра и коридоров музея, сравнить свои представления с тем, что увидели на изображении (Приложения 1-2) | Учащиеся должны уточнить значение слова «Лувр» в толковом словаре, если возникнет необходимость Учащиеся записывают собственные мысли, мысли одноклассников, близкие и понятные, но которые не сразу пришли в голову ( задание выполняется на разных уровнях по выбору учащихся): составление ассоциативного ряда понятий или предполагаемого сюжета, или синквейна, связанного со словом «Лувр» (Предполагаемый синквейн): Лувр Художественный, величественный Посещать, рассматривать, восхищаться. Расширяет кругозор. Дворец искусства Учащиеся сравнивают мысли и представления, возникшие с появлением в их сознании слова «Лувр» с изображением музея на фотографии | Уточнение знаний в форме беседы Разноуровневое задание - «мозговой штурм» записывается в тетрадях, затем на доске Иллюстративно – демонстрационный приём | Умение представлять новые идеи Умение использовать межпредметную связь. |
Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ | ||||
1.Формирование новых способов и действий | Сообщение учащимся цели и задач следующего этапа урока. - Читая, смотря фильмы, следя за поведением людей, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз. - Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете , что будет с героем , или те, в которых сюжет имеет «совсем неожиданный поворот»? -Интересно ли отгадывать продолжение? Сегодня у нас на уроке интересный текст из воспоминаний К.Паустовского. И мы постепенно будем отгадывать – что же будет дальше в рассказе. Кроме того, мы будем читать его по частям, «с остановками». Что даёт такое «неправильное» чтение? А может, как раз, такое чтение - самое правильное. Об этом поговорим в конце урока. Чтобы закрепить наши впечатления и ожидания, заполним 1 и 2 графы таблицы по ходу чтения | Учащиеся заполняют столбики двусложной таблицы: «Ожидаемое – неожидаемое » Учащиеся записывают собственные мысли, мысли одноклассников, близкие и понятные, но которые не сразу пришли в голову | Ведение «бортового журнала» с элементами беседы | Умение слышать чужое мнение |
2.Применение понятий и способов действий | Учащимся предлагается обратиться к тексту : «…Лувр отапливался калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи. Это греются нищие. Величавые и зоркие лувровские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей. Посетители тоже как будто ничего не замечают. Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих» Вопросы и задания учителя: - Было ли для вас неожиданным начало рассказа? - Что именно оказалось неожиданным? Запишите свои мысли в нужную колонку Можно обратить внимание учащихся на то, как рационально использует К.Паустовский художественное пространство текста: «калорифер и замёрзшие нищие». Сразу в первой части текста задаётся общая тональность повествования. Звукопись «ГРЕЮЩИЕСЯ НИЩИЕ »передаёт дрожь этих обездоленных людей. | Учащиеся следят. Каждый ученик сначала записывает своё мнение, потом читает вслух. Ребята подчёркивают то, что отметили не только они. Но и товарищи, и дополняют свои записи, если при чтении прозвучало что-то новое, но созвучное их мыслям. -Неожиданным стало то, что в начале текста нет описания выставочных залов, картин и пр. Необычно и то, что в этом величественном здании находятся нищие. Неожиданным является и настроение отрывка (тревога за нищих) Ожиданным - строгие сторожа, посетители | Ведение «бортового журнала» с элементами беседы Работа с выразительными средствами речи | Умение графически отслеживать материал. |
3.Применение понятий и способов действий | Учитель обращается к ученикам : -Мы помним название текста «Лувр». - Ваш прогноз – каково содержание следующего абзаца? Читаем дальше. «Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме. Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в неё нет ничего, кроме старого рваного платочка. Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце. Ноги у старушки заметно дрожали. Но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой » - Вы ожидали что разговор продолжится о нищих? Вернёмся к таблице и запишем - что здесь ожидаемое и что неожиданное. | - Конечно, мы ждём появления главного героя текста. Дети записывают «ожидаемые и неожидаемое» а таблицу | Ведение «Бортового журнала» с элементами беседы | Умение графически отслеживать материал. |
4.Применение понятий и способов действий | Учитель обращается к учащимся: - Ребята, Паустовский заинтриговал вас? Что вы хотите прочитать дальше? Запишите. - Давайте посмотрим , как выглядит взаимодействие двух неравных по социальному статусу людей. Прочитаем следующий отрывок: «Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке: - Садись! - Мерси, мерси, - пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась – так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.» Из этого фрагмента ясно, что ситуация, изображённая в тексте, говорит о том, что художница решительно, нисколько не сомневаясь в своих действиях, достаточно привычным движением подала старушке стул с бархатным сиденьем и приказала сесть, как бы заранее зная, что та может отказаться. - Почему старушка нагнулась так низко, что издали казалось, «будто она касается своих колен»? | -О поведении героев в этой непростой ситуации. Дети записывают «ожидаемое и неожидаемое». Ей было стыдно находиться в таком положении. Может быть, она плакала. | Читательский прогноз | Умение отслеживать материал |
5.Применение понятий и способов действий | - Каким вы видите финал рассказа?. Попробуйте предсказать его завершение. Обратимся к последнему отрывку: «Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что – то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице. Поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал: - Мерси, мадам! Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч…» Неожиданный поворот: новый герой Паустовского- мальчик. - За что он сказал художнице спасибо? -Что означают слова «гора свалилась с плеч…»?
| Предположения учащихся Запись «ожидаемого и неожидаемого». - Вероятно, в этих словах и таится главная проблема текста. | Читательский прогноз | Умение отслеживать материал |
6.Мотивация к дальнейшей деятельности | Ученикам предлагается обратить внимание на фотографию с изображением нищих ( Приложение 3) и установить авторскую позицию по отношению к ним в тексте, выделяя оценочную лексику | «Безмолвные и неподвижные нищие», «маленькая старушка с дрожащим испитым лицом», «виновато улыбалась», «вытирала рваным платочком слезящиеся глаза», «ноги у старушки дрожали», «низко нагнулась»- вероятно, заплакала. | Самостоятельная работа с текстом | Умение отслеживать материал |
Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ | ||||
1.Показать предметную важность изучаемого материала | Фрагмент -Помогло ли лучше понять текст «чтение с остановками»? - Если помогло, то в чём? - Был ли полезен такой приём как «читательский прогноз»? - Взгляд Паустовского на человека оптимистичен или пессимистичен? Перечитаем рассказ целиком, т.к. мы вполне могли что – то не заметить. | Обучающиеся отвечают на поставленные учителем вопросы | Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации | |
2.Побуждение интереса к получению необходимой информации | - Есть ли в рассказе сквозные (проходяшие через весь рассказ) мотивы, образы, детали, слова? | - Мотив милосердия, доброты как со стороны К.Паустовского, так и со стороны его героев. Мотив, перешедший от пожилой женщины к молодой матери, а от матери к её маленькому сыну. Следовательно, у милосердия есть будущее. | Осмысление | Умение представлять необходимые идеи |
3.Сопоставление рассмотренного материала с собственными предположениями | Напомнить ученикам о том, что основная проблема прослеживается на протяжении всего текста. Для этого следует заполнить последнюю графу таблицы лексикой, которая подсказывает читателям внутреннее состоянии героев. - Рассмотрите, пожалуйста, ваши записи в таблице. - Вас ничего не удивляет? - Мы видим, что все герои текста неравнодушны к нищим, но почему же только художница смогла хоть чем – то помочь старушке? - Как автор советует вести себя в подобных ситуациях? | «Величавые и зоркие лувровские сторожа» нищих «не трогают", следовательно, жалеют. «Посетители как будто ничего не замечают.. .стараются пройти мимо», «сжимается сердце»- их тревожит состояние людей, оказавшихся на краю жизни «Художница решительно» усадила старушку на бархатный стул. «Болезненная красивая женщина …что-то сказала» своему сыну. Мальчик поблагодарил художницу… «Он совершил…великодушный поступок» - Такой маленький текст вмещает так много информации. - Вероятно, она проникла в проблемы нищих, а может быть ей приходилось даже писать с них картины.. - «Решительно» и смело. | Возвращение к вызову | Умение отслеживать материал |
4.Обобщить собственные мыслительные операции | Ученикам предлагается составить синквейн с ключевым словом «милосердие» | Милосердие Великодушные, отзывчивые. Понимать, сопереживать, действовать. Милосердие живёт в человеке. Помощь
| Составление синквейна | Умение представить собственные идеи |
5.Сопоставить собственные мыслительные операции | Учитель предлагает сравнить две фотографии: изображение великолепного Лувра с изображением несчастных нищих и соотнести с ними составленные в начале и в конце урока синквейны | Изображение первой фотографии говорит о первичном «прогнозе» содержания текста под названием «Лувр», а изображение второй фотографии – о содержании текста после его прочтения. А темой данного текста, как мы выяснили во время исследования, является тема милосердия | Сопоставление изображений и понятий | Умение давать аргументирован- ный ответ |
6.Целостно обобщить полученную на уроке информацию | Учитель задаёт обобщающие вопросы - О чём же этот текст? - Какова его основная мысль? Предлагается ребятам определить проблему текста на основе исследования | - Данный текст о милосердии. - Автор оптимистично надеется на то, что представители искусства, находящиеся в «храме искусств» своим «решительным» примером помогут и стражникам, и посетителям, и детям проявить милосердие, не задумываясь, как они при этом будут выглядеть - Проблемой данного текста можно считать то, что, к сожалению, не все люди смеют, могут, желают протянуть руку помощи к ближнему, оказавшемуся на краю жизни. | Возвращение к ВЫЗОВУ | Умение целостно обобщить информацию |
Проверить знания | Учащимся предлагается определить проблему текста на тему «Взаимоотношения людей», выделяя лексический ряд, раскрывающий смену чувств и мыслей героев или самостоятельно составить текст публицистического стиля с рассмотренной на уроке проблемой. | Учащиеся самостоятельно подбирают текст для домашнего задания или составляют свой текст | Домашнее задание | Умение использовать информацию |
Приложение1
Лувр в Париже
Приложение2
В коридорах Лувра
Приложение3
Нищие в метро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....
Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"
Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....
Технологическая карта урока развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Материал к уроку...
Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...
Технологическая карта урока развития речи в 5 классе
Сочинение-рассказ по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»Урок подготовки к написанию домашнего сочинения - рассказа по восприятию картины. Предусмотрены пробное действие, работа по...
технологическая карта урока развития речи "Что такое материнская любовь?"
Тип урока: развитие речи.Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему сформировать умение учащихся понимать основную мысль ...
Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса
Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...