Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных"
презентация к уроку по биологии (9 класс)

Дмитриева Елена Борисовна

Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных", УМК  "Сфера жизни" под ред.Н.И. Сонина. Данная тема изучается в разделе "Основы эволюционного учения"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определите тип борьбы за существование В тундре все деревья карликовые. В гнездо ласточки береговушки заползла змея. Чайки живут колониями. Густые всходы растений вытягиваются. Самой распространённой в городах крысой является пасюк, он вытесняет другие виды крыс. Летучие рыбы спасаются от погони, выскакивая из воды.

Слайд 2

Выживают не самые сильные и не самые умные, а наиболее быстро адаптирующиеся к переменам . Чарльз Дарвин

Слайд 3

Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире?

Слайд 4

Тема урока : «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных»

Слайд 5

Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма ко внешним условиям в процессе эволюции . Приспособление – соответствие организма условиям обитания. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов неживой природы и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами , популяциями , особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации. Возникновение приспособленности к среде - основной результат эволюции.

Слайд 6

Приспособления (адаптации) Морфологические Поведенческие Физиологические

Слайд 7

Форма тела Торпедообразная форма Препятствует образованию завихрений потоков воды при движении. акулы дельфины

Слайд 8

Обтекаемая форма тела Обтекаемая -форма тела способствует быстрому передвижению в воздушной среде . Птицы: сокол-сапсан, орел, пингвин, утка, лебедь, дятел. Утка орел лебедь дятел пингвин Сокол-сапсан

Слайд 9

Маскировка

Слайд 10

Покровительственная окраска

Слайд 11

Предупреждающая (Предостерегающая) окраска

Слайд 12

Мимикрия Защита от истребления Оса шмелевидки - Осовидки пчела пчеловидки шмель Бабочка данаида Бабочка нимфалида

Слайд 13

Защитные приспособления Иглы , колючки, кристаллы щавелевокислого калия, накапливающегося в колючках или листьях растений Служат защитой от поедания травоядными животными. Кактусы шиповник боярышник крапива

Слайд 14

Защитные приспособления Иглы , колючки, часто накапливающие ядовитые вещества. Защита от поедания плотоядными животными. ежи Ехидны дикобразы Рыба-еж

Слайд 15

Твердые покровы Твердые покровы тела Защита от поедания хищными животными. Жуки крабы двустворчатые моллюски черепахи броненосцы

Слайд 16

Приспособительное поведение Замирание - это имитация ранения или смерти. Опоссумы жуки выпь дрофа жаба серая тритон гребенчатый

Слайд 17

Приспособительное поведение Угрожающая поза - отпугивающее поведение, часто очень характерно для ядовитых и жалящих форм. Ушастая круглоголовка Скунс Бородатая ящерица

Слайд 18

Приспособительное поведение Запасание корма Переживание бескормицы. Кедровка сойка бурундук белка пищуха

Слайд 19

Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире?

Слайд 20

Приспособления абсолютны или относительны?

Слайд 21

Относительный характер приспособленности Ядовитых змей, опасных для многих животных, поедают мангусты. Ёж защищается от лисы иголками и сворачивается в клубок, но если рядом ручей, лиса скатывает его в воду, где мышцы ежа разжимаются и он становится лёгкой добычей.

Слайд 22

Как скульптор из бесформенной глыбы мрамора создает произведение, поражающее гармоничностью всех его частей, так и отбор создает приспособления и виды, устраняя от размножения менее удачные особи или, другими словами, менее удачные комбинации генов.

Слайд 23

Определи вид приспособлений

Слайд 25

Молочная змея (не ядовита) Коралловый аспид (ядовитая)

Слайд 27

Домашнее задание § 36 , с. 174; вопросы в конце параграфа (устно), вопрос 7 письменно К каждому виду адаптации привести по два примера орга­низмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Арены. Строение, изомерия, номенклатура".

Данный урок может быть реализован в сильном классе при 2-х часовой программе при изучении новой темы. Технологическая карта  с приложением подробно описывает  деятельность учителя и учащихся...

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

Технологическая карта урока в 5 классе "Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных», УМК Пономарёва И.Н.

Технологическая карта урока в 5 классе "Лабораторная работа № 4  «Наблюдение за передвижением животных»УМК Пономарёвой И.Н. построенна в соответствии с требованиями ФГОС. Урок но...