Технологическая карта урока Кровеносная система"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Технологичесая карта к ууроку пр биологии на тему "Кровеносная система"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 46.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
1. Ф.И.О. учителя: Салихова Лилия Фаатовна
2. Класс: 8 Дата: ______________ Предмет Биология
3. Тема урока: Строение и работа сердца
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 2-й урок по теме «Кровеносная система»
5. Тип урока: урок усвоения новых знаний.
6. Цель урока: создание условий для формирования знаний о строении и работе сердца.
7. Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать знания учащихся об особенностях строения и работы сердца, о понятиях «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматизм сердца», «миокард», «сердечные клапаны».
- Научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.
Развивающая:
Развивать универсальные учебные действия (УУД):
- коммуникационные (участие в диалоге, высказывание своего мнения);
- информационные (поиск нужной информации);
- познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);
- здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).
Воспитательная:
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах и в группе.
- Формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.
8. Методы:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);
- практический (выполнение заданий, создание опорных схем).
- частично-поисковый (эвристическая беседа);
- проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).
- символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами)
- сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)
- стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);
- самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).
9. Технологии: проблемного обучения, деятельностного метода, информационно – коммуникационные.
10. Формы организации деятельности на уроке:
- фронтальная
- работа в парах
- Работа в группах
11. Оборудование:
Технические:
- ПК
- Мультимедийный проектор
- Экран
Программные:
- Приложения Microsoft Office PowerPoint
- Приложение Prezi
Учебный комплект:
- Основной учебник Биология. Человек. 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дрофа 2007.
Другие материалы: карточки с заданиями для работы в парах, разборная модель сердца, таблицы с изображением строения сердца, презентации для работы в группах.
12. Планируемые результаты:
- Личностные умения: формирование познавательных интересов; осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; формирование личностного отношения к изучению материала.
- Метапредметные умения
1.Познавательные:
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, решение познавательных задач.
Логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации
2. Коммуникативные: поиск и выделение необходимой информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью
3. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку и самоанализ своей деятельности, использовать в работе ИКТ.
- Предметные умения: обучающиеся получают знания об особенностях внутреннего строения и функционирования сердца человека, о понятиях «сердечный цикл», «автоматизм сердца», «систола», «диастола», «сердечные клапаны», «механизмы нервной и гуморальной регуляции», о необходимости ведения здорового образа жизни.
Структура и ход урока
№ п/п | Этап урока | Содержание учебного материала | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||
1 | Организацион ный момент | Проверяет присутствующих, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Личностные:
Метапредметные: подготовка рабочего места | ||||||||||||
2 | Актуализация знаний | Раздается звук «сердца».
| Устный фронтальный опрос. Обозначение темы урока. Аудиозапись. | -Что вы слышате? -Что вы знаете о своем сердце? -Что бы вы хотели узнать о сердце? -Какие крылатые выражения вы помните о сердце? -Назовите тему урока. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. | Познавательные УУД: Личностные: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, опыта; ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы. Регулятивные: границы знания/незнания); и / или письменной форме по теме; знаний и обосновывать их; прогнозировать предстоящую работу. | ||||||||||
3 | Постановка учебной задачи | Проведем эксперимент.
Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения. | Создание проблемной ситуации. | -Как долго вы бы могли выполнять упражнение? Почему? -Какое отличие вы заметили между работой мышц (скелетных мышц) и работой сердца? - Почему мышцы утомляются, а сердце может безостановочно работать в течение всей жизни? - Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы? А каким образом мы можем получить эти знания? | Выполняют задание. Выявляют проблему. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения. Формулируют какие знания им нужны и чему надо научиться. | Предметные: учатся определять частоту сердечных сокращений и причины ее изменений; учатся понимать смысл биологических терминов. Коммуникативные: учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. | ||||||||||
4 | Изучение нового материала. |
составление схемы
7. Регуляция сердечных сокращений.
| Работа с учебником. Работа с карточками «Строение сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих» Составление опорной схемы строения сердца. Работа с учебником. Демонстрация фрагмента «Внутреннее строение сердца». Работа в парах с муляжами сердца Проблемный вопрос. Демонстрация фрагмента «Автоматизм сердца» Самостоятельная работа. Работа в группах | Прочитайте текст § 22, на стр. 110 Вопросы:
-Какое строение сердца характерно для хордовых? Рыб? Земноводных? Пресмыкающихся? Млекопитающих? -Что дает такое строение сердца? -Используя учебник, изучите строение сердца (стр. 111)
-Найдите на муляжах камеры сердца, межжелудочковую перегородку -Найдите створчатые и полулунные клапаны на муляжах. -Составте схему «Клапоны сердца» Чем больше люди узнавали о сердце, тем сильнее было их удивление. Однажды Андрей Везалий, ученый эпохи Возрождения, вскрывал труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которой он не вернулся. Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? ответить на этот вопрос не смог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. - Как объяснить роковой случай с Везалием? Самостоятельная работа по рис. 54 на с. 112 и тексту учебника стр. 112-113. Задание: рассмотрите по рисунку фазы работы сердца и заполните таблицу «Сердечный цикл». Вопросы по таблице классу:
Философы и поэты отожествляют сердце с душой человека, полагая, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Так ли уж неправы философы и поэты? - Горе, радость, волнение отражаются на сердечной деятельности. Деятельность сердца связана с психологическими переживаниями. Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному? | Выступают с полученной информацией. Демонстрируют расположение сердца на модели. Вспоминают изученные знания. Выявляют роль четырехкамерного сердца. Составляют схему:
Фиксируют в тетрадях новую информацию. Подписывают слои сердца на рисунке. Сообщают о результатах выполненной работы. Осуществляют самоконтроль. Составляют схему в тетради:
Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Высказывают свои предположения (гипотезы) Заполняют таблицу «Сердечный цикл». Отвечают на вопросы по таблице. Делают выводы о работе сердца. Работают с презентациями по группам: 1группа- нервная регуляция 2 группа -эндокринная регуляция Выступают с полученной информацией. . | Личностный: развитие познавательных интересов, интеллектуальных способнос-тей в процессе работы с различными источниками информации. Коммуникативный:
Предметный: узнать место расположения сердца в организме человека, его средние размеры, внутреннее строение сердца, особенности сердечной мышцы, работу клапанов, знать особенности автоматизма сердца, сердечный цикл. Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста учебника, видео материалов, презентаций; сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивный: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные УУД: деятельности; формах; главное | ||||||||||
5 | Физминутка | Выполняют физические упражнения для осанки и гимнастику для глаз. | Регулятивные УУД: проводить физическую разгрузку в ходе работы | |||||||||||||
6 | Первичное закрепление (Применение нового знания) | Несложные расчеты показывают, что в течение суток сердце находится в состоянии сокращения около 8 часов, остальное время в состоянии расслабления, т.е. отдыхает. Логическая задача. Комментарий видеофильма. Работа с моделью сердца. Тест. Составление правил о здоровом образе жизни для сердца. | Анализ учебного материала, обобщение | I.Решение логической задачи: представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека, исходя из фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:
II.Комментарий видеофрагмента без озвучки «Строение и работа сердца»
10)Сердечный цикл состоит из 3 циклов V. Вопросы . -Что нужно чтобы сохранить работу сердца в норме на долгие годы? -Какие правила ЗОЖ для сердца вы бы составили. | Решают логическую задачу. Озвучивают видеофильм «Строение и работа сердца». Выполняют задания на модели сердца. Работают с тестом. Беседуют по вопросам о ЗОЖ. | Познавательные УУД: использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; обобщать и классифицировать по признакам; применять знания в нестандартной ситуации; систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; работать по плану, сверяя свои действия с целью, ориентироваться в содержании предмета; самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий; контролировать и корректировать свою деятельность; контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия. | ||||||||||
7 | Рефлексия | Беседа | Ответьте на вопросы:
Я хочу узнать больше о…………………… Меня удивило ……………………… Я хорошо усвоил, что ……………………… Я понял, что ……………………… | Отвечают на вопросы, высказывают мнения о проделанной работе. | Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные УУД: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; | |||||||||||
8 | Домашнее задание | § 22, вопросы 1-5 и задание на стр. 114. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Выделительная система"
Урок в 7классе по теме "Выделительная система". Авторская программа В.В. Латюшин, Г.А.Уфимцева.Цель урока:изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...
Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.
Тема: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение....
Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"
Вашему вниманию предлагается разработка урока математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...
Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс
Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс...
Технологическая карта урока «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ» Обществознание. 11 класс
Технологическая карта урока «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ» Обществознание. 11 класс...
Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно – интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Урок геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»
Технологическая карта урока по теме "Теорема Пифагора" - 8 класс....