Урок биологии "Кровь, её состав и функции"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Разработка урока для учащихся 9 класса по теме "Кровь, её состав и функции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_9_krov.docx | 793.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока « Кровь, её состав и значение». 9кл
Цель урока :сформировать представление о плазме и клетках крови, их строении , составе и функциях.
Задачи урока: расширить знания о крови: о составе, строении и функциях её клеток и плазмы; раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме ; охарактеризовать биологический процесс ввертывания крови его роль в жизни человека; продолжить формирование навыков лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов.
Тип урока: урок изучения нового материала
Средства обучения: учебник, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, портрет И.И. Мечникова , компьютер, презентация по теме.
Планируемые результаты:
Личностные: Ответственное отношение к обучению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.
Метапредметные: Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Предметные: Знать/понимать: признаки биологических объектов – организма человека; сущность биологических процессов – транспорт веществ; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности.Понятия «гомеостаз», «фагоцитоз», «антитела». Роль анализа крови для диагностики.
Формирование функциональной грамотности:
Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
Естественнонаучная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Опасности и риски».
Ход урока:
1.Организационный момент: приветствие учителя
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Внутренняя среда организма)
- Заполните схему:
- О какой жидкости я говорю: а) компонент внутренней среды, которая поглощает избытки тканевой жидкости, её сосуды образуют один проток, через который она попадает в другую жидкость (лимфа);
б) она составляет 26% от массы тела, в ней находятся все клетки, благодаря ей они и получают кислород и питательные вещества и избавляются от продуктов распада (тканевая жидкость).
3.Определение темы урока, постановка цели и задач
- Про какой компонент внутренней среды я умолчала? (кровь). Как вы думаете, почему? Потому что тема сегодняшнего урока: «Кровь».
С древних времен интерес к этой жидкости организма не случаен. Когда человек во время войн или охоты наблюдал за раненными животными и людьми, он видел, что вместе с вытекающей кровью уходит и жизнь. Привыкшие олицетворять непонятные им явления люди считали, что в крови заключена жизненная сила-душа человека. "Кровь" и "жизнь" - слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление.
Мотивация.
- Вы, наверно, задавали себе вопросы:
Почему кровь у человека красная?
Почему кровь, вытекающая из ранки, может останавливаться?
Почему вокруг занозы образуется гной?
- Кто может сейчас ответить на эти вопросы? (Ответы учащихся).
- А чтобы точно узнать, почему это все происходит,что нам нужно сделать?
Изучить: 1. Функции крови
2. Состав крови
3. Строение форменных элементов
Изучение нового материала.
- Словарик.На сегодняшнем уроке нам понадобятся следующие понятия. Если кто уже знаком с некоторыми, расскажите. Если нет, то справа от терминов вы видите краткое пояснение к ним, записанные не по- порядку, попробуйте найти соответствие.
Гомеостаз Белые клетки крови с ядром
Плазма Белок, осуществляющий транспорт О2 и СО2
Эритроциты Кровяные пластинки
Лейкоциты Нерастворимый белок, образующий тромб
Тромбоциты Несвертываемость крови
Гемоглобин Жидкая часть крови.
Гемофилия Постоянства внутренней среды организма.
Фибрин Красные клетки крови с гемоглобином
2.Переходим к вопросу: Зачем нужна кровь? Прочитав соответствующий текст учебника , докажите, что кровь необходима организму и сделайте запись в тетрадях:
Функции - транспортная
крови - защитная
- терморегуляторная
- гомеостатическая
Почему кровь может выполнять эти функции? Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос? Слушаю детей и делаем вывод:
Состав и строение крови.
3.Общее количество крови в организме 7% его массы, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра - у подростков. Что же такое кровь, как ткань? (Ответы детей: жидкая подвижная соединительная ткань – запись в тетради).
Найдите в учебнике информацию, подтверждающую ваши слова и заполните кластер (на доске и в тетрадях) , используя текст и рисунки в учебнике.
Кластер «Состав крови»
92% (Минеральные ?
?
1%
Л
3%
Э
96%
соли)
Обсуждение правильности заполнения кластера.
4. Давайте подробнее познакомимся с форменными элементами. Для этого мы проведем исследовательскую работу по следующим вопросам (записано на доске):
- строение
- функции
- срок жизни
- место рождения
- количество в 1мм3
Где мы будем брать информацию? (Текст учебника, рисунки, презентация, дополнительные источники).
Отчет в виде устной мини- презентации, на доске и в тетрадях записывается самая краткая информация о каждом форменном элементе в любом виде (рисунок, схема, табл. или просто запись). В презентацию обязательно включать термины из словарика, которые относятся к данному элементу.
Примерные отчеты детей:
Эритроциты – Клетки в виде двояковогнутого красного диска без ядра.
Такая форма увеличивает поверхность эритроцитов, а это способствует более быстрому и равномерному проникновению в них кислорода.
Красный цвет эритроцита зависит от белка - гемоглобина, который легко вступает в соединение с газами (кислородом и углекислым газом). В 1мм3 до 5 мл.
Образуются в красном костном мозге, селезенке. Живут 120 дней. Разрушаются в селезёнке и печени. Переносят О2, СО2, питательные вещества и продукты распада.
Эритроциты
Размеры – 705 мкм. Количество в 1 мм3 – 5-5,5 млн.
Продолжительность жизни – 120 дней.
Форма двояковогнутого посредине диска.
Цвет – красный.
Наличие ядра – не имеют.
Место образования – в крови.
Место разрушения – в селезенке и печени.
Функции –Транспорт веществ.
Физминутка.
Лейкоциты – 4-9 тыс в 1мм3. Бесцветные клетки с ядром. Форма лейкоцитов непостоянна. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезёнке. Продолжительность жизни от 1 до нескольких дней. Лейкоциты двигаются подобно амебам, проникают через стенки сосудов и стремятся к месту поражения тканей. Лейкоциты чувствительны к химическим веществам ,выделяемым микробами и поврежденными клетками, поэтому они устремляются в направлении источника раздражения. Здесь они при помощи ложноножек захватывают, поглощают и уничтожают различные микроорганизмы или отмершие клетки организма. Процесс пожирания лейкоцитами чужеродных тел был открыт И.И. Мечниковым и назван фагоцитозом, а сами клетки- фагоцитами.
Тромбоциты – Кровяные пластинки без ядра. Из форменных элементов самые мелкие. Могут быть круглой или овальной формы. Образуются в красном костном мозге. Разрушаются в селезёнке.
Живут 5-8 дней. 180-320 тыс в 1мм3. Участвуют в свертывание крови – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.
Если происходит травма сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, под действием которых жидкий белок фибриноген превращается в нерастворимый белок фибрин при участии ионов Са+2 и витамина К. Нити фибрина образуют сетку, в которой клетки крови запутываются и образуется пробка- тромб.
При отсутствии в крови ионов Са+2 развивается заболевание – гемофилия. Самой известной носительницей гемофилии в истории была королева Виктория.
Гемофилией страдал сын последнего русского царя Николая Второго- царевич Алексей. .
Поэтому это заболевание называют «викторианская болезнь» или «царская болезнь».
5. Закрепление.
1. Отправляемся в мини-лабораторию. Вспомним ПТБ и приёмы работы с микроскопом.
Мини-лаборатория «Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки».
Ваши задачи:
- Рассмотреть готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
- Используя данные таблицы, сравнить их.
Кровь лягушки под микроскопом Кровь человека под микроскопом
Признаки сравнения | Эритроциты человека | Эритроциты лягушки |
Форма | двояковогнутого диска | овальная |
Количество | 4-5 млн | 400 тыс |
Размеры | мелкие | крупные |
Наличие ядра | нет | есть |
- Сделайте вывод, чьи эритроциты перенесут больше О2 в единицу времени и почему?
( Больше кислорода перенесут эритроциты человека, т.к. двояковогнутая форма клетки без ядра увеличивает их общую поверхность и значит больше молекул О2 проникнет в них. К тому же, их количество в 1мм3 значительно больше, благодаря маленьким размерам).
2. Рассмотрите рисунок и составьте мини-рассказ об изображенном на нём процессе.
3.Опишите последовательность этапов образования тромба, используя текст учебника:
А. Разрушение тромбоцитов
Б. Тромб
В. Выделение ферментов
Г. Повреждение сосуда
Д. Фибриноген превращается в фибрин
( ГАВДБ)
8. Проверка усвоения материала: Тест по теме «Кровь».
1. Внутреннюю среду организма составляют:
а) кровь, желчь, межклеточное вещество
б) кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток
в) кровь, лимфа, тканевая жидкость
2. Кровь образована:
а) эпителиальной тканью
б) соединительной тканью
в) железистой тканью
3. Кровь состоит:
а) из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов
б) из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов
в) из плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов
4. В каком из перечисленных органов не образуются элементы крови:
а) в почках
б) в красном мозге
в) в селезёнке
г) в лимфоузлах
5. Объём крови в теле человека в среднем:
а) 5-6л
б) 7-10л
в) 1-3л
6. Какую из перечисленных функций не выполняет кровь:
а) транспортную
б) гуморальную
в) защитную
г) рефлекторную
7. Какие форменные элементы крови способны гулять по организму:
а) тромбоциты
б) лейкоциты
в) эритроциты
8. Какие из клеток выполняют питательную, дыхательную, выделительную функции:
а) эритроциты
б) тромбоциты
в) лейкоциты
Ответы: 1-в ; 2- б; 3- б; 4- а; 5- а; 6- г; 7- б; 8- а
6. Обобщение и рефлексия
1. Сейчас, я думаю, вы можете точно ответить на вопросы, которые я вам задала в начале урока:
- Почему наша кровь красная? (гемоглобин, железо)
- Почему кровь из ранки останавливается? (тромб)
- Почему вокруг раны образуется гной? (погибшие в бою лейкоциты)
Подведем итог: все задачи урока мы выполнили ? (функции, состав, строение)
2. Перед вами карточки с цифрами от 1 до 5, поднимите ту, на сколько:
- интересен вам был урок;
- вы оцениваете свою работу на уроке.
3. Из трех смайликов возьмите тот, который отражает ваше настроение.
4. Какую оценку за урок вы себе поставите? Если все согласны с вами, вы её получаете.
7. Д/З: 1.Выучить термины, записи в тетради.
2. Любое творческое задание по теме урока или сообщение о малокровии, гемофилии, интересные факты о крови.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс
план-конспект к уроку и презентация...
Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.
Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...
урок биологии в 8 классе по теме"Состав и функции крови"
Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...
Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"
Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....
урок биологии 8 класс "Внутренняя среда. Кровь, состав и функции."
Урок билогии 8 класс входит в раздел "Внутренняя среда организма" Урок освоения новых знаний...
Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков"
Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков".Самостоятельная работа с учебно- тематической картой...
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....