Урок биологии "Кровь, её состав и функции"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Зуйкова Татьяна Васильевна

Разработка урока для учащихся 9 класса по теме "Кровь, её состав и функции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio_9_krov.docx793.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Тема урока « Кровь, её состав и значение». 9кл

Цель урока :сформировать представление о плазме и клетках крови, их строении , составе и функциях.

Задачи урока: расширить знания о крови: о составе, строении и функциях её клеток и плазмы; раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме ; охарактеризовать биологический процесс ввертывания крови его роль в жизни человека; продолжить формирование навыков лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов.

Тип урока: урок изучения нового материала

 Средства обучения: учебник, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, портрет И.И. Мечникова , компьютер, презентация по теме.

Планируемые результаты:

Личностные: Ответственное отношение к обучению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.

Метапредметные: Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами;  проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Предметные: Знать/понимать: признаки биологических объектов – организма человека; сущность биологических процессов – транспорт веществ; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности.Понятия «гомеостаз», «фагоцитоз», «антитела». Роль анализа крови для диагностики.

Формирование функциональной грамотности:

Читательская грамотность:  работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Естественнонаучная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Опасности и риски».

Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие учителя

2. Актуализация опорных знаний  учащихся.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Внутренняя среда организма)

- Заполните схему:    

- О какой жидкости я говорю: а) компонент внутренней среды, которая поглощает избытки тканевой жидкости, её сосуды образуют один проток, через который она попадает в другую жидкость (лимфа);

 б) она составляет 26% от массы тела, в ней находятся все клетки, благодаря ей они и получают кислород и питательные вещества и избавляются от продуктов распада (тканевая жидкость).

3.Определение темы урока, постановка цели  и задач

- Про какой компонент внутренней среды я умолчала? (кровь). Как вы думаете, почему? Потому что тема сегодняшнего урока: «Кровь».

С древних времен интерес к этой жидкости организма не случаен. Когда человек во время войн или охоты наблюдал за раненными животными и людьми, он видел, что вместе с вытекающей кровью уходит и жизнь. Привыкшие олицетворять непонятные им явления люди считали, что в крови заключена жизненная сила-душа человека. "Кровь" и "жизнь" - слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление.

Мотивация.

- Вы, наверно, задавали себе вопросы:

Почему кровь у человека красная?

Почему  кровь, вытекающая из ранки, может останавливаться?

Почему вокруг занозы образуется гной?

- Кто может сейчас ответить на эти вопросы? (Ответы учащихся).

- А чтобы точно узнать,  почему это все происходит,что нам нужно сделать?    

 Изучить: 1. Функции крови

                  2. Состав крови

                  3. Строение форменных элементов

Изучение нового материала.

  1. Словарик.На сегодняшнем уроке нам понадобятся следующие понятия. Если кто уже знаком с некоторыми, расскажите. Если нет, то справа от терминов вы видите краткое пояснение к ним, записанные не по- порядку, попробуйте найти соответствие.

Гомеостаз                               Белые клетки крови с ядром

Плазма                                   Белок, осуществляющий транспорт О2 и СО2

Эритроциты                          Кровяные пластинки

Лейкоциты                            Нерастворимый белок, образующий тромб

Тромбоциты                          Несвертываемость крови

Гемоглобин                           Жидкая часть крови.

Гемофилия                            Постоянства внутренней среды организма.

Фибрин                                  Красные клетки крови с гемоглобином

2.Переходим к  вопросу: Зачем нужна кровь? Прочитав соответствующий текст учебника , докажите, что кровь необходима организму и сделайте запись в тетрадях:

Функции                                 - транспортная            

    крови                                   - защитная

                                                 - терморегуляторная

                                                 - гомеостатическая

Почему кровь может выполнять эти функции? Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос? Слушаю детей и делаем вывод:

Состав и строение крови.

3.Общее количество крови в организме 7% его массы, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра - у подростков. Что же такое кровь, как ткань? (Ответы детей: жидкая подвижная  соединительная ткань – запись в тетради).

Найдите в учебнике информацию, подтверждающую ваши слова и заполните кластер (на доске и в тетрадях) , используя текст и рисунки в учебнике.

                                       Кластер «Состав крови»    

                             

                 

92%        (Минеральные        ?

?

1%

Л

3%

Э

96%

                     соли)

Обсуждение правильности заполнения кластера.

4. Давайте подробнее познакомимся с форменными элементами. Для этого мы проведем исследовательскую работу по следующим вопросам (записано на доске):

                                                               - строение

                                                               - функции

                                                               - срок жизни

                                                               - место рождения

                                                               - количество в 1мм3 

Где мы будем брать информацию? (Текст  учебника, рисунки, презентация, дополнительные источники).

Отчет в виде устной мини- презентации, на доске и в тетрадях записывается самая краткая информация  о каждом форменном элементе в любом  виде (рисунок, схема, табл. или просто запись). В презентацию обязательно включать термины из словарика, которые относятся к данному элементу.

Примерные отчеты детей:

  Эритроциты – Клетки в виде двояковогнутого красного диска без ядра.

Такая форма увеличивает поверхность эритроцитов, а это способствует более быстрому и равномерному проникновению в них кислорода.

Красный цвет эритроцита зависит от белка - гемоглобина, который легко вступает в соединение с газами (кислородом и углекислым газом).  В 1мм3 до 5 мл.

Образуются в красном костном мозге, селезенке. Живут 120 дней. Разрушаются в селезёнке и печени. Переносят О2, СО2, питательные вещества и продукты распада.

Эритроциты

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\redbloodcells.jpgC:\Documents and Settings\Administrator\My Documents\1\Новая папка\biol108.jpg

Размеры – 705 мкм.    Количество в 1 мм3 – 5-5,5 млн.

Продолжительность жизни – 120 дней.

Форма двояковогнутого посредине диска.

Цвет – красный.

Наличие ядра – не имеют.

Место образования – в крови.

Место разрушения – в селезенке и печени.

Функции –Транспорт веществ.

Физминутка.

Лейкоциты – 4-9 тыс в 1мм3. Бесцветные клетки с  ядром. Форма лейкоцитов  непостоянна. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезёнке. Продолжительность жизни от 1 до нескольких дней. Лейкоциты  двигаются  подобно  амебам,  проникают  через  стенки  сосудов  и стремятся к месту поражения тканей. Лейкоциты чувствительны к химическим веществам ,выделяемым  микробами  и  поврежденными  клетками,  поэтому  они  устремляются  в направлении  источника  раздражения. Здесь они при помощи ложноножек захватывают, поглощают и уничтожают различные микроорганизмы или отмершие клетки организма. Процесс пожирания лейкоцитами чужеродных тел был открыт И.И. Мечниковым и назван фагоцитозом, а сами клетки- фагоцитами.

C:\Documents and Settings\Administrator\My Documents\1\Новая папка\leikocitity_003_large.jpgC:\Documents and Settings\Administrator\My Documents\1\Новая папка\Red_White_Blood_cells.jpg           

Тромбоциты – Кровяные пластинки без ядра. Из форменных элементов самые мелкие. Могут быть круглой или овальной формы. Образуются в красном костном мозге. Разрушаются в селезёнке.

Живут 5-8 дней. 180-320 тыс в 1мм3.  Участвуют в свертывание крови – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.

Если происходит травма сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, под действием которых жидкий белок фибриноген превращается в нерастворимый белок фибрин при участии ионов Са+2 и витамина К. Нити фибрина образуют сетку, в которой клетки крови запутываются и образуется пробка- тромб.

При отсутствии в крови ионов Са+2  развивается заболевание – гемофилия. Самой известной носительницей гемофилии в истории была королева Виктория.

Гемофилией страдал сын последнего русского царя Николая Второго- царевич Алексей. .

Поэтому это заболевание называют «викторианская болезнь» или «царская болезнь».

      C:\Users\таня\Desktop\R5aUFpDynNs.jpg

5. Закрепление.

1. Отправляемся в мини-лабораторию. Вспомним ПТБ и приёмы работы с микроскопом.

Мини-лаборатория «Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки».

Ваши задачи:

- Рассмотреть готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

- Используя данные таблицы, сравнить их.

    Кровь лягушки под микроскопом         Кровь человека под микроскопом

Признаки сравнения

Эритроциты человека

Эритроциты лягушки

Форма

двояковогнутого диска

овальная

Количество

4-5 млн

400 тыс

Размеры

мелкие

крупные

Наличие ядра

нет

есть

- Сделайте вывод, чьи эритроциты перенесут больше О2 в единицу времени и почему?

( Больше кислорода перенесут эритроциты человека, т.к. двояковогнутая форма клетки без ядра увеличивает их общую поверхность и значит больше молекул О2 проникнет в них. К тому же, их количество в 1мм3 значительно больше, благодаря маленьким размерам).

2. Рассмотрите рисунок и составьте мини-рассказ об изображенном на нём процессе.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\2014_11_26\IMG_0002.jpg

3.Опишите последовательность этапов образования тромба, используя текст учебника:

А. Разрушение тромбоцитов

Б. Тромб

В. Выделение ферментов

Г. Повреждение сосуда

Д. Фибриноген превращается в фибрин

( ГАВДБ)

8. Проверка усвоения материала:  Тест  по теме «Кровь».

1.        Внутреннюю среду организма составляют:

а)        кровь, желчь, межклеточное вещество

б)        кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток

в)        кровь, лимфа, тканевая жидкость

2.        Кровь образована:

а)        эпителиальной тканью

б)        соединительной тканью

в)        железистой тканью

3.        Кровь состоит:

а)        из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов

б)        из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и   тромбоцитов

в)        из плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов

4.        В каком из перечисленных органов не образуются элементы крови:

а)        в почках

б)        в красном мозге

в)        в селезёнке

г)        в лимфоузлах

5.        Объём крови в теле человека в среднем:

а)        5-6л

б)        7-10л

в)        1-3л

6.        Какую из перечисленных функций не выполняет кровь:

а)        транспортную

б)        гуморальную

в)        защитную

г)        рефлекторную

7.  Какие  форменные элементы крови способны гулять по организму:

а)  тромбоциты

б)  лейкоциты

в) эритроциты

8.  Какие из клеток выполняют питательную, дыхательную, выделительную функции:

а) эритроциты

б) тромбоциты

в) лейкоциты

Ответы: 1-в ;  2- б;   3- б;   4- а; 5- а; 6- г; 7- б; 8- а

6. Обобщение и рефлексия

1. Сейчас, я думаю, вы можете точно ответить на вопросы, которые я вам задала в начале урока:

- Почему наша кровь красная? (гемоглобин, железо)

- Почему  кровь из ранки останавливается? (тромб)

- Почему вокруг раны образуется гной? (погибшие в бою лейкоциты)

Подведем итог: все задачи урока мы выполнили ? (функции, состав, строение)

2. Перед вами карточки с цифрами от 1 до 5, поднимите ту, на сколько:

- интересен вам был урок;

- вы оцениваете свою работу на уроке.

3. Из трех смайликов возьмите тот, который отражает ваше настроение.

4. Какую оценку за урок вы себе поставите? Если все согласны с вами, вы её получаете.

7. Д/З: 1.Выучить термины, записи в тетради.

             2. Любое творческое задание по теме урока или сообщение о малокровии, гемофилии,   интересные факты о крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

план-конспект к уроку и презентация...

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

урок биологии в 8 классе по теме"Состав и функции крови"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"

Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....

урок биологии 8 класс "Внутренняя среда. Кровь, состав и функции."

Урок билогии  8 класс входит в раздел "Внутренняя среда организма" Урок освоения новых знаний...

Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков"

Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков".Самостоятельная работа с учебно- тематической картой...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....