Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Ратушняк Наталья Анатольевна
Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась интерактивная доска и флипчарт к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока биологии в 8 классе

Тема урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Цель:

Образовательный аспект

Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток крови, функциях крови; сформировать основные понятия по теме;
             Развивать умение находить взаимосвязь между строением и функциями, работать в группах, на интерактивной доске, умение работать с опорным конспектом;

Развивающий аспект

Способствовать развитию внимания, восприятия, воображения, мышления. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Стимулировать любознательность.

Воспитательный аспект

Воспитывать познавательный интерес, положительное отношение к предмету, взаимопомощь, чувства товарищества, позитивные отношения в группе.

Оборудование: ИО, флипчарт, термины на доске, раздаточный материал: карточки с заданиями на столах для каждой группы, опорные конспекты.

Тип урока: комбинированный
Вид урока: космические приключения
Форма проведения: работа в группах

Методы организации деятельности: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, интерактивные.

Основные понятия по теме: кровь, плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, фибриноген, гемоглобин, донор, реципиент, агглютинация, тромб, иммунитет, свертывание, глюкоза, соединительная, тромб, гомеостаз.

Ожидаемые результаты урока:

  1. учащиеся должны знать состав внутренней среды организма,
  2. знать состав крови, называть органические и неорганические вещества крови,
  3.  название клеток крови, их строение и функции,
  4. уметь отличать клетки по рисунку,
  5. уметь связывать строение с выполняемой функцией,
  6. уметь давать определения новым понятиям или объяснять их,
  7. показывать слаженные отношения в группе, взаимопомощь, взаимоподдержку
  8. проявлять заинтересованность в общем успехе

План урока:

  1. ППН (1мин)
  2. Проверка домашнего задания (10 мин)
  3. Подготовка к восприятию новых знаний (5 мин)
  4. Объяснение и закрепление (20 мин)
  5. Оценивание (3 мин)
  6. Итог урока (3 мин)
  7. Домашнее задание (2 мин)
  8. Рефлексия (1 мин)

Примечание: класс делится на пять групп. Каждая группа именуется лабораторией. В каждой лаборатории есть капитан. Работа в группах идет на всех этапах урока. В  группе 4-5 человек.  В качестве домашнего задания к данному уроку для каждой группы было дано одно направление предыдущей темы, по которому все представители группы должны были подготовиться дома. После каждого этапа объяснения сразу следует закрепление, поэтому собственно этапа закрепления нет, что в рамках нестандартного урока вполне допустимо.

Ход урока

  1. ППН

Организация групп, порядка и готовности к уроку. Все учащиеся лежат на столах, опустив голову на сложенные на парте руки.

(на интерактивной доске: мигание компьютера, голос бортового компьютера за кадром, космические виды)

  1. Проверка домашнего задания

Голос бортового компьютера: Внимание! Внимание! В поле зрения бортового компьютера планета Земля.  Третья планета Солнечной системы. Обитаема. Самые развитые  существа на планете – люди. Полная готовность к приземлению!

Цель посещения планеты:  изучение строения представителя высших существ на планете – человека разумного. Нам очень мало известно о человеческих существах. Мы знаем только, что у них есть некая ОДС, а по трубкам течет жидкость красного цвета. Энергетические батареи разряжены… приземляемся…. Произвести вселение в человеческие существа (учащиеся поднимают головы)

Вселение прошло успешно. На борту корабля есть несколько лабораторий по изучению человека.  Приступайте к работе.  Лаборатории готовы?

Лаборатория общих исследований. Что вам удалось узнать?

(Учащиеся подходят к ИД, сопровождают свой рассказ демонстрацией изображений на флипчарте по заданному направлению.  Каждый из 5 представителей говорит по фразе. Участвуют все. Приведены примерные ответы учащихся)

  1. Отвечает Лаборатория общих исследований 
  1. ОДС – это опорно-двигательная система человека.
  2. Включает кости и мышцы. Кости служат для опоры всему организму и защиты внутренних органов, а также выполняют кроветворную функцию, которую нам пока не удалось понять.
  3. Мышцы тоже защищают внутренние органы и обеспечивают движение человека.
  4. Кости состоят из клеток – остеоцитов. Остеоциты образуют костную ткань, которая относится к виду соединительных тканей.
  5. Кости бывают плоски и трубчатые. Короткие и длинные.
  6. Внутри костей есть губчатое вещество, а также красный и желтый костный мозг.
  7. Снаружи кость покрыта надкостницей, на головках трубчатых костей есть хрящи.
  8. Рост костей идет за счет деления клеток надкостницы в толщину и за счет деления клеток хрящей в длину.

Бортовой компьютер: понятно. Что удалось узнать лаборатории химических реакций?

  1. Отвечает Лаборатория химических реакций.
  1. Мы изучили химический состав костей человека и выяснили, что кости состоят на 70% из минеральных веществ, а на 30% из органических.  В  них также присутствует вода – 10%.  
  2. Минеральные вещества придают костям прочность и твердость, а органические – упругость и эластичность.
  3. Люди, которым много лет, при падении рискуют поломать кости, так как с возрастом количество органических веществ в костях уменьшается, и они теряют эластичность.
  4. Из неорганических веществ в костях преобладают соли кальция, а к органическим веществам костей относится белок оссеин.

Бортовой компьютер: слово лаборатории сборки.

  1. Отвечает Лаборатория сборки.
  1. Нам удалось собрать виртуальную модель скелета человека (показывают на интерактивной доске).
  2. Весь скелет можно разделить на несколько частей: скелет черепа, туловища, конечностей.
  3. Череп состоит из мозгового и лицевого отделов.
  4. Скелет туловища включает в себя позвоночник и грудную клетку.
  5. Скелет конечностей состоит из верхних и нижних конечностей и пояса конечностей, с помощью которых ноги и руки крепятся к скелету.
  6. Кости в скелете соединяются тремя способами: неподвижно, как в черепе, полуподвижно с помощью хрящей, как позвоночник, подвижно – суставы.

Бортовой компьютер: отлично! Скоро мы будем знать, что такое ОДС! Лаборатория отладки, говорите.

  1. Отвечает Лаборатория отладки
  1. Мы выяснили, что у человека разумного могут появляться нарушения в работе ОДС.
  2. При неправильной посадке при письме может искривляться позвоночник, что ведет к нарушению работы  внутренних органов. Заболевание называется сколиоз.
  3. А при ношении тесной и неудобной обуви может появляться плоскостопие, что приводит к болям в области стопы.
  4. Человеческие существа могут травмировать себя, и это приводит к растяжениям связок, вывихам и даже переломам!
  5. Люди накладывают себе на поврежденные конечности фиксирующие повязки, шины, смоченную холодной водой ткань.
  6. Переломы бывают закрытые – без повреждения мягких тканей, и открытые – когда поврежденная кость выходит наружу и образует рану.
  7. Для ремонта скелета человек обращается к специалисту – растяжения, вывихи и переломы нельзя лечить самому!

Бортовой компьютер: а для чего человеку нужны мышцы? Лаборатория функционирования, осветите этот вопрос.

  1. Отвечает Лаборатория функционирования

  1. Мышцы нужны человеку чтобы двигаться. Кости сами не могут обеспечить движение. Ими двигают мышцы.
  2. Мышцы образованы мышечными клетками – миоцитами.
  3. Кости покрывают скелетные мышцы, которые крепятся к костям с помощью сухожилий.
  4. У каждой кости есть две мышцы: сгибатели и разгибатели.
  5. Чтобы мышцы были всегда в тонусе – они должны работать.
  6. Длительная работа приводит к утомлению мышц. Утомление человек снимает с помощью отдыха: активного или пассивного.
  7. У человека здоровье и физическое развитие зависят от движения.
  8. Многие современные молодые люди двигаются очень мало и поэтому физически не развиты. Малая подвижность называется гиподинамией. Она ведет к болезни всего организма.

Бортовой компьютер: это все, что вам удалось узнать? А что вы скажете про красную жидкость, что течет по трубкам человека разумного? Ничего?

Остается один выход – проникнуть в базу данных человечества планеты Земля. Но для доступа требуется пароль. Теперь все зависит от вас. Попрошу по одному представителю от каждой лаборатории подойти к экрану. Вам будет предложен контрольный вопрос. Если вы правильно на него отвечаете – получаете один из символов пароля. Выбирайте правильный ответ и перемещайте его в соответствующую ячейку.

(Задание на ИД. Участники прослушивают аудиовопрос, находят на доске правильный ответ и переносят в соответствующую ячейку. Используется Свойство Контейнер. Если ученик подставляет неверный ответ, он отскакивает на прежнее место. В итоге,  по щелчку, возникают буквы слова КРОВЬ.)

Вопросы на ИД:

  1. Как называются клетки костной ткани? (остеоциты)
  2. Органическое вещество, придающее костям эластичность (оссеин)
  3. Подвижное соединение костей (сустав)
  4. Искривление позвоночника (сколиоз)
  5. Постоянная готовность мышц к работе (тонус)

Бортовой компьютер: Код доступа получен! Тревога, тревога! Мы обнаружены. Мы вынуждены покинуть планету! Но зато теперь мы знаем, что в организме человека течет кровь, кровь … (голос стихает). До встречи!

  1. Подготовка к восприятию

Выходит учитель: ну, слава Богу, улетели инопланетяне. А то не знаешь, чего от них ожидать! Но мы вместе с ними повторили материал о строении и значении ОДС. Итак, опорно-двигательная система обеспечивает нам опору, защиту и движение. А вот инопланетяне так и не узнали, в чем же заключается кроветворная функция костей. А вы мне не подскажете? (красный костный мозг образует клетки крови) И теперь мы плавно переходим к изучению внутренней среды организма, частью которой является кровь.

Инопланетяне оставили нам послание:

(на слайде письмо и можно включить аудиофайл с измененным механическим голосом)


Дорогие, земляне!
Очень хочется узнать, что такое кровь, каков ее состав и функции. Просим ответить на наши вопросы:



  1. Что называют внутренней средой организма?


  1. Из каких веществ состоит кровь?


  1. Что такое форменные элементы крови? Какие они выполняют функции?


  1. Для чего кровь нужна человеческому организму?

Поможем инопланетным друзьям?

Итак, тема нашего урока (работают с опорным конспектом).

Наша задача вспомнить, что такое кровь. Мы изучали ее в 6 классе, а также в 8 классе при изучении тканей. А также, познакомиться с функциями крови в человеческом организме и изучить ее химический состав.

  1. Объяснение и закрепление.

Учитель: Я предлагаю нанести инопланетянам ответный визит. Наше путешествие будет нелегким и не все долетят до нужной планеты. Поскольку наша цель в том, чтобы донести до них информацию о крови, дойти до цели смогут только самые внимательные и сообразительные космонавты. И, конечно, команда победит только в том случае, если между ее представителями будут добрые отношения, построенные на взаимопомощи и поддержке.

Итак, слушаем внимательно материал, а потом выполняем задание. Работа идет в группах. Чья группа первая справляется – поднимает руку и идет выполнять задание на интерактивной доске. Группа-победитель получает заряд энергии. Ведь вам потребуется много энергии для полета.  Кто больше всех соберет зарядов, тот и передаст информацию о крови инопланетным жителям. Итак, в путь.

  1. Формирование знаний о внутренней среде организма.

Вы знаете, что жизнь на земле возникла в водной среде. Вначале появились одноклеточные организмы, а затем и многоклеточные. При этом многие клетки организма потеряли связь с внешней средой. И перед природой встала задача: как доставлять  питательные вещества  всем клеткам организма.  В процессе эволюции  была создана внутренняя среда организма.  Внутренняя среда состоит из трех жидкостей.

Компоненты внутренней среды организма  (слайд)

1.     Кровь находится в сердце и кровеносных сосудах.

2.     Тканевая жидкость находится между клетками тканей.

3.     Лимфа располагается в лимфатических сосудах.

Тканевая жидкость может поступать в мелкие, слепо заканчивающиеся, капилляры лимфатической системы и собираться в более крупные сосуды. Проходя через лимфатические узлы, жидкость обогащается различными веществами и обеззараживается, превращается в лимфу. Затем крупный лимфатический поток вливается в кровеносный сосуд. Вот так циркулируют жидкости внутренней среды по нашему организму. У внутренней среды есть одна особенность. Помните, мы изучали способы регуляции и говорили, что регуляция приводит к постоянству состава внутренней среды организма. То есть во внутренней среде все должно быть в норме. Мы идем к доктору, он направляет нас  на анализ крови. А что по нему можно узнать? По анализу можно  судить о здоровье или болезни человека.

Задание№1 «Пропуск на космодром» (слайд)

Итак, внимание! Мы начинаем полет и чтобы попасть на космодром, надо получить пропуск. Первое задание. Уважаемые капитаны, на ваших столах лежат конверты с заданиями. Найдите конверт с названием «Пропуск на космодром». В конверте лежат буквы. Вам надо собрать из них слово и поднять руку. Первая буква слова заглавная, около последней стоит точка. В задании зашифровано понятие о постоянстве внутренней среды организма.

(Группы собирают слово гомеостаз. Необходимо не просто угадать, а собрать слово из букв. Команда, которая это сделает первая, получает один заряд энергии.  Капитан идет к ИД и делает проверку.)

  1. Формирование знаний о составе крови

О  лимфатической системе нам еще предстоит поговорить, а сегодня продолжим изучать кровь. Напомните мне, что нам известно о крови, как о ткани?

(Это соединительная ткань, которая состоит из клеток и межклеточного вещества. Клетки расположены рыхло, межклеточного вещества много. )

Большое количество межклеточного вещества делает кровь жидкой тканью. А какая основная жидкость нам известна в природе? Вода. Значит, кровь содержит в себе воду. А какие еще химические вещества могут содержаться в крови? Рассмотрим ее состав (слайд)

Если посмотреть на кровь в пробирке, то можно увидеть, что она однородного алого цвета. Но если добавить вещество, которое не позволит крови свернуться, и дать ей немного отстояться, то она разделиться на три фракции. Сверху в пробирке будет желтоватая жидкость – это плазма крови, ее жидкая часть (слайд). А в нижней части пробирки соберутся клетки крови. Плазма крови состоит из неорганических и органических веществ. К  неорганическим веществам относится вода и еще минеральные соли. Количество минеральных солей также величина постоянная – 0,9%. К органическим веществам можно отнести белки, жиры и углеводы. Белки крови делятся на альбумины, глобулины и фибриноген.  Глюкозы в крови также должно быть определенное количество, она является источником энергии, иначе организм испытывает недостаток жизненной энергии, вплоть до смерти.

Вторая часть крови – это форменные элементы, или клетки крови. Рассмотрите клетки на экране. Давайте дадим им характеристику. Какого они цвета? Какой формы? Нам необходимо понять, какую функцию в связи со своим строением они выполняют? (слайды) Сюда относят эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты – красные клетки крови, не имеют ядра, заполнены сложным веществом – гемоглобином. Он способен присоединять к себе кислород и углекислый газ и переносить их к легким или тканям.  Лейкоциты – белые клетки крови. Бывают разной формы, но все направлены на выполнение одной задачи – поддерживать иммунитет. Таким образом, они выполняют защитную роль в организме. Тромбоциты – мелкие кровяные пластинки, участвуют в свертывании крови. Когда человек поранится, тромбоциты разрушаются. Это способствует превращению белка фибриногена в нерастворимый  фибрин, который буквально своими нитями заштопывает рану. Образуется сгусток – тромб (слайд)

На столах учащихся лежат опорные конспекты. На них напечатаны основные понятия по теме, учащиеся могут по ходу объяснения давать им определения. На доске также размещены основные понятия по теме.

У человека есть группа крови. Всего существует четыре группы крови. Какие вы знаете группы крови? А свою группу знаете? На данное время человечество не придумало такого заменителя крови, который бы выполнял в полном объеме все функции крови. Поэтому иногда человеку требуется кровь. Люди, отдающие кровь, называются донорами, принимающие – реципиентами. А как вы считаете, если перелить человеку кровь не его группы, что может произойти? Если человеку влить кровь чужой группы, то у него начнется процесс склеивания эритроцитов – агглютинация.

Несколько слов о постоянном количестве минеральных солей. Как вы думаете, почему  человек не может пить морскую воду? Если мы едим много соленого, то количество соли в плазме увеличивается, становится больше  0,9%, то этот концентрированный раствор начнет тянуть воду из клеток крови. Клетки при этом сморщиваются и погибают. Поэтому необходимо пить больше жидкости после соленой пищи. В больницах иногда вместо крови вводят в организм физиологический раствор, концентрация которого тоже 0,9 %. А, если человеку влить в организм не физраствор, а воду, концентрация солей в которой будет меньше 0,9%. Что можно наблюдать? Более соленые клетки начнут тянуть воду из плазмы, разбухнут и тоже погибнут.

Внимание! Наши корабли попали в пояс астероидов! Наступило время для следующего задания.

Задание №2 «Атака  астероидов» (слайд)

Вскройте второй конверт с заданием. На листке написаны вопросы, которые будут заданы. Отвечать может любая команда. Главное скорость – астероиды летят быстро. Если любой игрок команды отвечает на вопрос верно, то звездолету удается избежать столкновения с астероидом и команда получает один заряд энергии. Если неверно, то звездолет поврежден. Два неверных ответа не позволяют команде продолжать принимать участие в этом задании, они занимаются ремонтом звездолета.

На ИД также есть эти вопросы. На слайде изображение астероидов. Кликая мышкой по одному астероиду можно открыть один вопрос. На доске размещены все термины новой темы, можно подглядывать в опорный конспект.

Вопросы:

  1. Жидкая соединительная ткань
  2. Жидкая часть крови
  3. Красные клетки крови
  4. Желтые клетки крови
  5. Мелкие кровяные пластинки
  6. Белок крови, принимающий участи в свертывании
  7. Вещество эритроцитов, способное присоединять кислород и углекислый газ
  8. Человек, отдающий кровь при переливании
  9. Человек, принимающий кровь
  10. Явление склеивания эритроцитов
  11. Сгусток крови при свертывании
  12. Защитный механизм, который нам обеспечивают лейкоциты
  13. В каком процессе участвуют тромбоциты
  14. Вещество в крови, являющееся источником энергии
  15. К какой ткани относится кровь

Ответы: кровь, плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, фибриноген, гемоглобин, донор, реципиент, агглютинация, тромб, иммунитет, свертывание, глюкоза, соединительная.

  1. Формирование представлений о функциях крови

Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. О какой функции я сейчас сказала? Транспортной. (слайд). А еще какие функции выполняет кровь? Гуморальная регуляция (разносит гормоны), теплорегуляция  (охлаждает и нагревает органы), защитная (иммунитет), поддержание гомеостаза, дыхательная, выделительная, механическая.

Тревога! Нас захватила черная дыра. Нужно попытаться выбраться и донести знания инопланетянам.

Задание№3 «Черная дыра» (слайд)

Вскройте конверт с третьим заданием. На доске написаны пять предложений с биологическими ошибками. У каждой команды по одному такому предложению. Вам надо обнаружить ошибку и исправить ее. За правильное выполнение задания получаете один заряд энергии, который поможет вам избежать смертельной опасности в неизведанном мире черной дыры.

Задание (слайд – замена одного слова на другое)

  1. Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая обеспечивают защитную (транспортную) функцию организма, перемещая кислород и углекислый газ к легким и тканям.
  2. В крови идет образование веществ, необходимых для борьбы с микроорганизмами, при этом происходит регуляция температуры тела. То есть кровь выполняет терморегуляторную (защитную) функцию.
  3. Кровь - бесперебойный кондиционер. Нагреваясь в органах, выделяющих тепло (печень, кишечник, мышцы), она в то же время охлаждает их, а тепло отдаёт там, где энергия расходуется (головной мозг, лёгкие). При этом выполняется гуморальная (терморегуляторная) функция крови.
  4. Кровь - «хранитель устоев», то есть она отвечает за постоянство внутренней среды организма, через гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, выполняеттранспортную  (регуляторную) функцию.
  5. Кровь является великим чистильщиком организма – выносит из клеток вредные вещества, перемещает продукты распада к почкам и выделительным органам, выполняя пищеварительную (выделительная) функцию.

Отлично! Нам удалось преодолеть притяжение черной дыры и мы практически у цели. Перед  нами неизвестная планета и мы не знаем, живут ли на ней наши друзья или недружелюбные инопланетные монстры. Нам предстоит выполнить еще одно задание, чтобы выяснить это.

Задание№4 «Неизвестная планета» (слайд)

На ИД 15 квадратных ячеек. Работаем по очереди. Команда называет номер ячейки, открывается термин, который надо объяснить. После объяснения ячейка исчезает, открывая часть поля одной картины, которая расположена на нижнем уровне.

(После открытия всех ячеек становится доступна картинка с надписью «Добро пожаловать, земляне!»)

  1. Оценивание

Ну вот. Мы достигли цели. Давайте подсчитаем количество зарядов энергии у каждой команды. Посмотрим, какой команде предстоит доставить знания о крови нашим инопланетным друзьям. Те, у кого больше всего зарядов, получает самый высокий балл и право общения с инопланетянами.

(группа, набравшая максимальное количество бонусов, получает сладкие призы, все остальные, включая и лучших, получают ту оценку, которую сами себе поставят - самооценка)

Напомните, какие вопросы просили инопланетяне нас осветить? О чем мы сегодня говорили. Давайте подведем итог.

  1. Подведение итогов (слайд)

На уроке мы познакомились с особенностями внутренней среды организма, составом крови и ее функциями. Благодаря своему составу кровь выполняет разные функции в организме. Еще не найдена такая жидкость, которая бы могла полностью заменить кровь при ее недостатке в организме

  1. Домашнее задание (слайд)

Поработать  с опорным конспектом, выучить определения понятий. Для тех, кому это покажется сложным, поработать с рисунками параграфа: уметь отличать клетки крови друг от друга и запомнить их функции,  П.26, пересказ.

  1. Рефлексия (слайд)

На столах у каждого лежит фраза для рефлексии:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

Попробуйте ответить на эти вопросы или закончить предложение.

 (Учитель выслушивает ответы)

(Если остается время, продолжить рефлексию через «лестницу успеха») Слайд. Нарисовать человечка (себя ) на ступеньках лестницы успеха. Цель:   определить свое  место на данном уроке.

Урок окончен. Всего доброго!

Источники, используемые учителем при подготовке к уроку:

  1. Учебник биологии для 8 класса, Атамұра, 2012
  2. Биология человека в таблицах, рисунках  и схемах. Резанова Е.А. и др.
  3. Образовательные цифровые ресурсы Интернет: видеоролики, флеш-ролики, изображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

план-конспект к уроку и презентация...

Презентация к уроку " Внутренняя среда организма. Кровь."

Необходимый материал для урока  " Внутренняя среда организма"...

Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...

открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс

открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Внутренняя среда организма. Кровь».

8.Цель урока: изучить внутреннюю среду организма, форменные элементы крови, создать условия для формирования представления о составе и функциях крови. 9. Задачи:- обучающие формирование спец...

Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Цель урока:  ученик различает особенности разных сред обитания организмов и...