урок биологии 8 класс "Внутренняя среда. Кровь, состав и функции."
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Самарина Татьяна Николаевна

Урок билогии  8 класс входит в раздел "Внутренняя среда организма" Урок освоения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока134.58 КБ
Файл презентация1.45 МБ
Файл приложение 56.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Внутренняя среда. Кровь, состав и функции. 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внутренней среды; составом и функциями крови.

Задачи урока: 

Образовательная: сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о внутренней среде, составе и функциях крови; овершенствовать навыки работы с микроскопом и микропрепаратами.

Развивающая: продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся (умение обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией, умение устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы технологии критического мышления: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал»).

Воспитательная: воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

Оборудование: таблица «Кровь», микроскоп, микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки», мультимедийная презентация урока

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная;  коллективная работа (в группах, парах).

Планируемые результаты:

  1. Предметные: учащиеся узнают состав внутренней среды, особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.
  2.  Личностные развитие познавательных интересов,  учебной мотивации,  толерантности отношений;  умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  3. Метапредметные:

-Познавательные –  умение находить необходимую информацию из учебника, справочников, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую, умение составлять схемы и работать с таблицей.

-Регулятивные – умение определять и формулировать цель урока; определять последовательность действий , работать по плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать свою работу  в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

     - Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной и письменной  формах; умение выслушивать разные точи зрения собеседников и приходить к единому мнению.

Ход урока

I. Организационный  момент  

II. Актуализация опорных знаний 

На слайде 1  рисунок. Рассмотрите его.

http://gallery.forum-grad.ru/files/2/2/6/1/8/obivka_myagkoj_mebeli.jpg                http://danilchenko97.ucoz.ru/urok/anatomia/tkan1.jpg

Что объединяет два этих рисунка?

Вспомните, что такое ткань?

Из каких частей она состоит?

Какие функции выполняет межклеточное вещество?

Какие группы ткани вы знаете?

Перечислите особенности, характеризующие соединительную ткань.

К какой ткани относится кровь?

В процессе обсуждения ответов на поставленные вопросы, учитель акцентирует  внимание учащихся: «Кровь – это жидкая ткань внутренней среды организма, одна из форм соединительной ткани».

В книге «Ключ к физиологии человека»  было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание».

Вопрос к классу: О каком красном море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что образно морем названа кровь.) О каких кораблях идет речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли? (Ответы на два последних вопроса вызывают затруднение у учащихся ). 
На эти  вопросы вы сможете ответить, после изучения данной темы.

Слайд 2. Вот по этому красному морю мы с вами и совершим сегодня путешествие.

Слайд 3 - А знаете ли вы, что долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Философы  Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма.

- Ребята, а что вы знаете о крови? Обратимся к листочкам, которые лежат на ваших столах. Посмотрите на таблицу. (приложение 1).В ней три графы «Знаю» , «Хочу знать» и «Узнал»

Заполните только 1 графу.- (Ответы учащихся)

Слайд 4.  Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “ зеркалом организма”

- Действительно ли это так? Давайте разберемся. Вы уже поняли, что речь на уроке пойдет о крови.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

Но  для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна не только кровь, а определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.

-Давайте назовем тему урока: “Внутренняя среда организма. Кровь . Состав крови и функции”. Слайд 5 

Запишите на своих рабочих листах тему нашего урока.

3 этап. Постановка целей.

- Что нам нужно узнать, уточнить, исходя из темы урока?

Учащиеся высказывают свои предложения, а на слайдах высвечиваются опорные слова. Слайд 6. 

Узнать: Внутренняя среда организма.

Состав крови.

Функции крови.

Запишите эти пункты себе на листок во 2 графу.

- Мы с вами будем работать в группах. Какие правила нужно помнить, работая в группах?

Познакомьтесь с  правилами работы в группах

Слайд 7. Правила работы в группах:

Работают все.

Каждый высказывает свое мнение.

Внимательно слушаем каждого в группе, не перебиваем.

Замечания высказываем в тактичной форме.

Обсуждаем вопросы в группе в полголоса.

4 этап. Усвоение новых знаний.

Начинаем работу.

1. Обратите внимание на доску, какой вопрос рассматриваем первым?

- Что представляет собой внутренняя среда организма и каковы ее функции

Внутренняя среда. Термин «внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878 г). Слайд 8.

Задание 1. Пользуясь текстом учебника (стр. 68 ), определите из каких компонентов состоит внутренняя среда,  заполните схему и установите взаимосвязь между компонентами внутренней среды организма.

Отчет о проделанной работе (ответы на вопросы).

Вопросы: - Каковы компоненты внутренней среды организма?

 Что такое кровь? (Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов.)

Что представляет собой лимфа? (Лимфа – это бесцветная почти прозрачная жидкость.В ней содержатся белки, жиры, фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты, лимфоциты.

Что такое тканевая жидкость? (Тканевая жидкость – это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и, наоборот, выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка.)

Как они связаны между собой? ( Между этими компонентами происходит постоянный обмен веществ. Вещества через стенки капилляров поступают в тканевую жидкость, а затем через клеточную мембрану в клетку, и наоборот из клетки – в тканевую жидкость, а затем – в кровь и органы выделения)

Слайд 9. Сравните свою схему со схемой на слайде. Если есть неточности, то дополните свою схему. Сделайте вывод

Вывод : внутренняя среда организма представлена кровью, тканевой жидкостью и лимфой, которые связаны между собой.

Давайте сформулируем понятие «внутренняя среда»

Слайд 10. Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма.

Найдите у себя на рабочих листах Словарь и запишите это определение туда.

Учитель:  Внутренняя среда организма относительно постоянна по своему составу и химическим и физическим свойствам.

В 1929 г. американский физиолог У.Кеннон для обозначения постоянства внутренней среды ввел понятие «гомеостаз» (от греч. «Гомеос» – «подобный» и «стадия» – «состояние»). Гомеостаз – это относительное постоянство внутренней среды организма.
В организме на относительно постоянном уровне удерживаются такие показатели, как кровяное давление, температура тела, осмотическое давление  крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора, фосфора, водорода и др.
 Слайд 11
Постоянным остается не только состав внутренней среды, но и ее объем. Однако постоянство внутренней среды не абсолютное, оно динамическое. Часть жидкости из внутренней выводится из организма через почки с мочой, через легкие с выдыхаемыми парами воды и в пищеварительный тракт с пищеварительными соками. Часть воды испаряется с поверхности тела в виде пота. Эти потери воды постоянно пополняются за счет всасывания воды из пищеварительного тракта. Происходит постоянное самообновление воды при общем сохранении ее объема. В поддержании постоянства объема жидкости во внутренней среде принимают участие и клетки. Вода, находящаяся внутри клеток, составляет 50% массы тела. Если по каким-либо причинам во внутренней среде уменьшается количество жидкости, то начинается движение воды из клеток в межклеточное пространство. Это способствует сохранению постоянства объема внутренней среды

Запишите определение.

Учащиеся в тетради записывают: Гомеостаз – это относительное постоянство внутренней среды организма.

2. Наконец- то мы с вами вышли в открытое красное море. Основной задачей у нас является изучить особенности этого моря. Для начала определим его состав и объем.

Слайд 12. Кровь -это основная часть внутренней среды организма, жидкая соединительная ткань, которая циркулирует в замкнутой системе кровеносных сосудов.

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

Используя текст учебника дополните схему на рабочем листе «Состав крови»

-Из каких компонентов состоит кровь?

Составьте схему состава крови, используя текст учебника. Слайд 13.

        Плазма

Кровь         Форменные  элементы

Слайд 14.Как распределятся составные части крови? (работа с текстом учебника)

Если крови дать отстояться, то произойдет её расслоение. Сверху окажется прозрачная, слегка желтоватая жидкость – плазма крови. Вниз осядут форменные элементы крови.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (92-90% – вода и различные минеральные соли – 0,9%) и органических веществ: белки – 7%, глюкоза – 0,12%, жиры – 0,8%,  витамины, гормоны и продукты распада.

Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – 40-50% – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.

Состав плазмы.

Плазма состоит из неорганических (вода и различные минеральные соли) и органических веществ

Вода 90–92%

Белки 7%. Фибриноген

Жиры 0,8%

Глюкоза 0,12%

Мочевина 0,05

Минеральные соли 0,9%

Продукты жизнедеятельности клеток, ферменты, гормоны

Для дальнейшего плавания каждая группа сейчас занимает свой корабль.

 1 группа –«Эритроциты»

2 группа- «Лейкоциты»

3 группа-«Тромбоциты»

Перед каждым экипажем стоит задача: изучить свой корабль. Инструкции по изучению у вас находятся на столах. Результаты своей работы вы заносите в таблицу Слайд 15  на рабочих листах. Для работы вы  можете пользоваться текстом учебника и также дополнительным материалом (приложение 2)

После работы отчет каждой группы.

Слайд 16 1 группа «Эритроциты» . выслушиваем ответ, остальные группы заполняют  таблицу, затем выполняем лабораторную работу.

Слайд 17.Лабораторная работа “Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом”

Задания: 

На препарате лягушки рассмотрите эритроциты .

Выясните, в чем их различие.

Зарисуйте эритроциты в тетради.

Рассмотрите препарат крови человека, найдите в поле зрения микроскопа эритроциты.

Зарисуйте эти кровяные тельца в своих тетрадях.

Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.

Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?

Посмотрим что у вас получилось. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b9d7996-aabc-450b-af60-d97af0528c9c/%5BBIO8_03-14%5D_%5BPF_08%5D.swf 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/45f2e5f5-5fe4-4233-ac7b-8d6cf0f5ebf0/%5BBIO8_03-14%5D_%5BPF_07%5D.swf 

Слайд 182 группа отчет, остальные заполняют таблицу. После учитель представляет фрагмент фильма « Роль лейкоцитов». http://schoolnano.ru/node/2441 

Слайд 19. 3 группа отчет, остальные заполняют таблицу. Вниманию учащихся представляется флеш- анимация  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005bc-1000-4ddd-ba63-620046bc5025/b08_064.swf 

Все молодцы!

А теперь знаю особенности строения клеток крови и их значение, давайте определим какие же функции выполняет кровь в организме человека? Слайд 20-23

Изучение кораблей в море закончено успешно и самому путешествие подходит к завершению. Но прежде я должна убедиться все члены экипажей достаточно вооружены знаниями, чтобы на следующем уроке продолжить путешествие по этому же морю .

5 этап. Закрепление знаний (10 мин)

Найдите соответствие между клетками крови, их строением и функциями

1. Лейкоциты                           А.  Содержат гемоглобин

2. Эритроциты                        Б. Содержат ядро

3. Тромбоциты              В. Кровяные пластинки

                                                 Г.Свертывание крови

                                                Д.Фагоцитоз

                                                 Е.Транспортировка кислорода

Ответы: 1-Б,Д ; 2- А, Е;  3-В, Г

6 этап.  Рефлексия. В завершении путешествия давайте проверим что же вы узнали нового о крови человека .  В вашей  таблице в графе «Узнал» запишите что вы узнали на уроке.

Заслушиваются ответы учащихся. Так о каком море и каких кораблях говорилось в книге по физиологии»

Вы все сегодня молодцы, очень старались, ну а чтобы подтвердить что вы все готовы к дальнейшему путешествию по красному морю я вам вручаю «Сертификаты мореплавателей»

А вам, ребята,  понравилось путешествие?

Ну что бы мне оценить работу каждого из вас, вы должны сдать свои рабочие листы, а что бы убедиться что вам все понравилось путешествовать на своем листе раскрасьте ту капельку крови, которая соответствует вашему настроению сейчас.

7 этап. Домашнее задание.

§14, схемы в тетради.

Подготовить сообщение  по темам:

1. Группы крови человека.

2. R-фактор.

3. Что такое донорство?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что общего у этих рисунков?

Слайд 4

Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “ зеркалом организма”

Слайд 5

Тема урока: “Внутренняя среда организма. Кровь . Состав крови и функции”.

Слайд 6

. Узнать: Внутренняя среда организма. Состав крови . Функции крови.

Слайд 7

Правила работы в группах: 1.Работают все. 2.Каждый высказывает свое мнение. 3. Внимательно слушаем каждого в группе, не перебиваем. 4.Замечания высказываем в тактичной форме. 5.Обсуждаем вопросы в группе в полголоса.

Слайд 8

Внутренняя среда Термин «внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878 г).

Слайд 10

Внутренняя среда организма — совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), принимающих непосредственное участие в процессах обмена веществ и поддержании гомеостаза

Слайд 11

Гомеостаз – постоянство состава внутренней среды организма

Слайд 12

Кровь – жидкая соединительная ткань , которая циркулирует в замкнутой системе кровеносных сосудов

Слайд 13

Кровь Плазма Форменные элементы Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты

Слайд 14

Плазма крови 50-60% от объема Состав: Вода Белки Жиры Глюкоза Мочевина Минеральные соли

Слайд 15

Название клетки Кол-во 1 мм3 Особенно-сти строения Выполня-емая функция Продолжи-тельность жизни Место образо-вания Место разруше-ния Тромбо-циты Лейко-циты . Эритро-циты .

Слайд 16

Эритроциты Красные безъядерные клетки двояковогнутой формы, содержащие белок Hb ( гемоглобин ) Строение Функции Перенос кислорода из легких в ткани и углекислого газа из тканей в легкие 4,5-5 млн. в 1 см 3

Слайд 17

Лабораторная работа Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки Цель Оборудование Раскрыть преимущества эритроцита человека Микроскоп, постоянные микропрепараты крови лягушки и человека

Слайд 18

Лейкоциты Белые амебообразные клетки с ядром Строение Функции Иммунитет 6-8 тыс. в 1 см 3

Слайд 19

Тромбоциты Кровяные тельца без ядра Строение Функция Свертывание крови 300-400 тыс. 1 см 3

Слайд 20

Функции крови Транспортная функция Защитные функции Гомеостатическая функции

Слайд 21

Транспортная функция Кровь приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы

Слайд 22

Защитные функции 1.Свертывание крови Это защитная реакция организма, предохраняющая его от кровопотери 2. Обеспечение иммунитета Клетки и вещества крови участвуют в иммунном ответе организма

Слайд 23

Гомеостатическая функция Кровь участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма (например, ионного состава, рН, состава белков и др.).

Слайд 24

Найдите соответствие: 1. Лейкоциты А . Содержат гемоглобин 2. Эритроциты Б . Содержат ядро 3. Тромбоциты В. Кровяные пластинки Г.Свертывание крови Д.Фагоцитоз Е.Транспортировка кислорода

Слайд 25

Взаимопроверка: 1-Б,Д ; 2- А, Е; 3-В, Г

Слайд 26

Домашнее задание: § 14, схемы в тетради. Подготовить рассказ по темам: 1. Группы крови человека. 2. R-фактор .

Слайд 27

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

 

Приложение 2

Рабочий  лист

Ученика (цы) __________________________________________________________8 класс _____

Тема урока: «_______________________________________________________________________»

Составьте схему №1  «Компоненты внутренней среды»

КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

   

Внутренняя среда – это   ____________________________________________________________ ________________

Гомеостаз –это________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Кровь-это_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дополните  схему  «Состав крови»

                                                                            КРОВЬ

       

                                         

                                                           

Заполните таблицу: Характеристика форменных элементов крови

Название клетки

Количество  1 мм3

Особенности строения

Выполняемая функция

Продолжительность жизни

Место образования

Место разрушения

Тромбоциты

Лейко-циты

.

Эритроциты

.

Лабораторная работа “Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом”

Задания: 

На препарате лягушки рассмотрите эритроциты .

Выясните, в чем их различие.

Зарисуйте эритроциты в тетради.

Рассмотрите препарат крови человека, найдите в поле зрения микроскопа эритроциты.

Зарисуйте эти кровяные тельца в своих тетрадях.

Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.

Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?

               

                  Человек                                                         лягушка

Функции крови:

1._______________________

2._______________________

3._______________________

Тест:___________________________________________________________________

Приложение 3

Характеристика форменных элементов крови

Название клетки

Количество  1 мм3

Особенности строения

Выполняемая функция

Продолжительность жизни

Место образования

Место разрушения

Тромбоциты

180-320 тыс.штук

Кровяные пластинки без ядра.

Свертывание крови.

5-8 дней

Красный костный мозг.

Селезенка.

Лейко-циты

4-9 тыс.штук

Бесцветные клетки, содержат ядро, способны к амебоидному движению.

Защитная (фагоцитоз) и иммунная.

От одного до нескольких дней.

Красный костный мозг, лимфатические узлы.

Селезенка и лимфатические узлы.

Эритроциты

До 5млн штук

Красные безъядерные клетки, двояко вогнутые, содержат гемоглобин.

Перенос кислорода и удаление углекислого газа.

120 дней

Красный костный мозг.

Селезенка, печень.

        Приложение 4

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Кровь жидкость, солоноватая на вкус. Красного цвета.

Тип ткани: соединительная.

Что такое внутренняя среда?

Внутренняя среда состоит из 3 жидкостей: кровь, лимфа и тканевая жидкость

Состав крови

Кровь состоит из межклеточного вещества – плазмы 60% и клетки крови 40% (эритроциты – безъядерные клетки, содержат гемоглобин, функция – перенос кислорода и удаление углекислого газа; лейкоциты – бесцветные ядерные клетки, функция – защитная (фагоцитоз); тромбоциты – кровяные пластинки, функция – свертывание крови).

Функции крови

Транспортная

Защитная

Гомеостатическая

Информационный лист 1

Лейкоциты.
     Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Их размер колеблется от 8 до 20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма .

  Организм производит их в огромных количествах. Учёным не удалось пока выяснить продолжительность их жизни. Да вряд ли она может быть точно установлена. Ведь лейкоциты – солдаты и, видимо, никогда не доживают до старости, а гибнут на войне, в схватках за наше здоровье. Вероятно, поэтому у различных животных и в различных условиях опыта получались очень пёстрые цифры – от 23 минут до 15 дней. Более точно было удалось установить лишь срок жизни для лимфоцитов – одной из разновидностей крохотных санитаров. Он ровняется 10-12 часам, то есть за сутки организм не меньше двух раз полностью обновляет состав лимфоцитов.
     Лейкоциты способны не только странствовать внутри кровяного русла, но при надобности его легко покидают, углубляясь в ткани, навстречу попавшим туда микроорганизмам. Пожирая опасных для организма микробов, лейкоциты отравляются их сильнодействующими токсинами и гибнут, но не сдаются. Волна за волной сплошной стеной они на болезнетворный очаг, пока сопротивление врага не будет сломлено. Каждый лейкоцит может проглотить до 20 микроорганизмов.
     Массами выползают лейкоциты на поверхность слизистых оболочек, где всегда много микроорганизмов. Только в ротовую полость человека – 250 тысяч ежеминутно. За сутки здесь гибнет 1/80 часть всех наших лейкоцитов.
     Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки. В тканях организма они постоянно ведут демонтаж, расчищая места для строительства новых клеток тела, а молодые лейкоциты принимают участие и в самом строительстве, во всяком случае, в строительстве костей, соединительной ткани и мышц.

Информационный лист 2.
Эритроциты.

Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, диаметр эритроцита 7-8 микрон. Эритроцит весь заполнен гемоглобином, по самым скромным подсчетам в 1 эритроците содержится 300 млн. молекул гемоглобина. Это пигмент занимает 90% массы эритроцита. Живут эритроциты не так уж долго – 100-130 дней. За 1 секунду свой жизненный путь завершают 5 млн эритроцитов. Те. За 1 секунду обновляется состав целой капли крови. За год эритроциты полностью обновляются 4 – 5 раз. Образуются эритроциты в красном костном мозге. Масса которого 2600 г, за год он выпускает 10 кг эритроцитов. Самая главная функция – газообмен. Но эта функция не единственная: на своей поверхности эритроциты могут разносить жиры, связывают и обезвреживают многие ядовитые вещества, в том числе и лекарства. Правда,  при этом эритроциты гибнут, зато спасают другие клетки. При избытке жидкости в крови эритроциты впитывают ее и набухают, а как только воды недостает они ее из себя «выжимают». И ее общее количество остается постоянным. Так же эритроциты поступают и с избытком солей. В результате состав крови, омывающей все клетки организма, остается практически неизменным.

Информационный лист 3.

Тромбоциты.

Любая, даже самая незначительная, рана разрушит сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана.
     В этом случае природа позаботилась об организации аварийно- спасательной службы.  Потеря 30 процентов крови для человека смертельна.
     Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы,  всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться.    
     Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована.
     Совершенно очевидно, что хорошо налаженная аварийная служба крови необходима, но она, к сожалению, грозит организму страшной опасностью. Что, если по тем или иным причинам аварийная служба начнёт не вовремя работать? Такие неуместные действия приведут к серьёзной аварии. Кровь в сосудах свернётся и закупорит их. Поэтому кровь имеет вторую аварийную службу – антисвёртывающую систему. Она следит, чтобы в крови не было тромбина, взаимодействие которого с фибриногеном приводит к выпадению нитей фибрина. Как только фибрин появляется, антисвёртывающая  система немедленно его инактивирует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

план-конспект к уроку и презентация...

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

Внутренняя среда организма.Кровь: состав и функции

Цели урока: обеспечение формирования универсальных учебных действий (УУД) через усвоение содержания материала урока и организацию работы с этим материалом....

Урок биологии, 8 кл., "Кровь: состав и выполняемые функции"

Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему "Кровь: состав и выполняемые функции". Материал содержит конспект урока и презентацию. Цели урока поставлены в соответствии с требованиями ФГО...

Презентация к уроку биологии "Внутренняя среда орагинзма. Значение крови и её состав" 8 класс.

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав"   Программа И.Н. Пономаревой....

Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...

Проверочная работа по биологии по теме "Кровь: состав, функции.Кровообращение"

Данный материал может использоваться при проверке знания по биологии по данной теме или при подготовке к ОГЭ....