Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс
план-конспект урока биологии (8 класс) на тему

план-конспект к уроку и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

 Цель:

1 .Разъяснить значение крови в организме человека, знать состав крови,

функции её форменных элементов. 2.Развивать умения самостоятельной познавательной деятельности

учащегося, интерес к изучению данного предмета, через тему «Кровь». 3.Формировать чувство ответственности за своё здоровье.

Оборудование: Таблица «Ткани», микропрепарат «Кровь человека», микроскоп, видеофильм «Кровь».

ХОД  УРОКА.

Основное содержание урока:

1.Кровь - жидкая соединительная ткань.

2.Функции крови.

3.Состав крови.

4. Функции форменных элементов крови.

I. Организационный момент.

Иметь:!. Знания о значении крови в организме человека.

  1. Знания о составе крови.
  1. Знания о функции форменных элементов крови. Уметь:!. Самостоятельно работать с учебником, с дополнительной

информацией.

  1. Уметь работать с микроскопом.
  2. Анализировать и делать выводы.

П. Изучение новой темы.

1.        Рассказ учителя о крови.

Как только возникли многоклеточные организмы, пред ними встала проблема переноса веществ из одной части организма в другую. Растения научились справляться с этой задачей при помощи проводящих тканей -древесины и луба. Примитивные многоклеточные животные - губки и кишечнополостные - обходятся без проводящей системы. В их организмах клетки, отвечающие за питание, располагаются рядом с клетками, потребляющими питательные вещества.

В этом случае нужные вещества переносятся через мембраны соседних клеток.

У высших животных транспорт питательных веществ осуществляет жидкая соединительная ткань - кровь.

2.        Рассказ учителя - «Функции крови» с использованием слайдов - рисунки
«Важнейшие функции крови».

Кровь решает в организме функции. Прежде всего, циркулируя по сосудам, она переносит вещества от одних органов и клеток к другим.


Из этой транспортной функции вытекают все остальные:

Кровь - кормилец организма: она обеспечивает клетки питательные вещества.

Кровь - великий чистильщик: уносит из органов и тканей - конечные продукты обмена веществ/мочевая кислота.

Кровь - бесперебойный кондиционер. Нагреваясь в органах, выделяющих тепло (печень, кишечник, мышцы), она в то же время охлаждает их, а тепло отдаёт там, где энергия расходуется (головной мозг, лёгкие).

Кровь - «хранитель устоев»: она поддерживает постоянство внутренней среды организма.

Кровь - защитник организма: содержащиеся в ней клетки и биологически активные    вещества,    борются    с    болезнетворными    микроорганизмами    и генетически чуждыми молекулами. 3.Задание учащимся. Заполните таблицу:

«Функция крови».

Функция

Её сущность.

1. Дыхательная

Перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким.

2....

3. ...

4....

4. Рассказ учителя.

Кровь составляет 6-8% массы тела, у взрослого человека примерно 4,5-6 литров.

Давайте, определим, сколько литров крови содержится в организме человека, вес которого составляет 47кг, если известно, что на долю крови приходится 7% от веса тела, а удельный вес крови равен 1,06г/см3.

Решение: Если вес человека 47кг, то на долю 1% крови приходится 47 : 100 = 0,47кг, следовательно; 7% крови будет составлять 0,47   7 = 3,29кг

Полученную цифру (вес крови) переводим в объёмные единицы. Для этого можно использовать формулу, известную учащимся из курсов физики и химии: т = V ' ё, где - т - масса, V - объём, с! - удельный вес.

Исходя из этой формулы, получаем V = т/ё

V = 3,29кг : 1,06 г/см3 = 3290 г/1,06 г/см3 = 3103см3

Ответ: в организме человека весом 47кг содержится 3 литра 1мл крови.

Работа с микроскопом.

Впечатляющая картина откроется, если взглянуть в микроскоп на тонкую прозрачную плёнку крови лягушка. Видимые глазом тоненькие красные жилки-сосуды превращаются в широкие реки, по которым несётся рой существ - это таинственные «плавцы» - клетки крови.

Теперь рассмотрите мазок крови человека, видны многочисленные красные кровяные клетки - эритроциты, и окрашенные в синий цвет - лейкоциты.

Рассказ учителя.

В XVIII веке стало известно, что кровь состоит из форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и плазма).

Просмотр видеофильма «Кровь».


Вопросы к фильму: 1. Что такое кровь?

  1. Функции крови?
  2. Состав крови? Рассказ учителя.

Больше других элементов - эритроцитов (от греческого «эритрос» - красный, «китос» - клетка).

Эритроциты под микроскопом на рыхлые двояковогнутые диски. Такая форма позволяет им проникать в самые узкие капилляры.

Просмотр фрагмента видеофильма «Кровь».

Вопросы к фильму: 1. Где образуются   эритроциты?

  1. Форма эритроцитов?
  2. Функция эритроцитов?
  1. Продолжительность жизни эритроцитов? Вопрос к классу:

Что вы чувствуете, когда подолгу ждёте транспорт и стоите близко к проезжей части улицы? (головокружение, тошнота, болит голова). Это связано с тем, что в составе выхлопного газа, выделяющийся автотранспорта имеется угарный газ. Чистота атмосферного воздуха улучшает дыхательную функцию.

Рассказ учителя.

Когда человек пешком поднимается в горы, эритроциты селезёнки переходят в кровь и принимают участие в транспортировке кислорода в ткани и выведении углекислого газа. Такое физиологическое состояние полезно при занятиях физическим трудом, спортом. Поэтому поднятие в горы пешком, а не на транспорте, очень полезно для здоровья, так как организм при этом обновляется.

Рассказ учителя.

Ещё одной разновидностью клеток в «кровяной реке» белые кровяные тельца - лейкоциты (от греческого «лейкос» - белый, «китос» - клетка).

Просмотр фрагмента видеофильма «Кровь».

Вопросы к фильму: 1. Строение лейкоцитов?

  1. Продолжительность жизни лейкоцитов?
  2. Функция лейкоцитов?

Рассказ учителя.

Среди форменных элементов различают кровяные пластинки - тромбоциты (от греческого «тромбос» - сгусток, «китос» - клетка). Основная миссия -образование тромба при травме.

Просмотр фрагмента видеофильма «Кровь».

Вопросы к фильму: 1. Какова основная функция тромбоцитов.

Самостоятельная работа учащимся.

Заполните  таблицу.   В  таблице  под  цифрами  (I - IV),   обозначающими

названия составных частей крови, запишите цифры (1 — 4) кодирующие их названия.

I

II

III

IV


I        - плазма крови        1 - белые кровяные клетки

II        - эритроциты        2 - кровяные пластинки

  1. - лейкоциты        3 - красные кровяные пластинки
  2. - тромбоциты        4 - жидкая часть крови Проверить ответы: 1 — 4; II — 3; III — 1; IV — 2. Закрепление.

Итак, мы сегодня с вами рассмотрели тему «Кровь», её функции и состав. Для закрепления новой темы выполним тестовое задание.

Тест. Тема: «Кровь».

1.        Внутреннюю среду организма составляют:

а)        кровь, желчь, межклеточное вещество

б)        кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток

в)        кровь, лимфа, межклеточное вещество

2.        Кровь образована:

а)        эпителиальной тканью

б)        соединительной тканью

в)        железистой тканью

3.        Кровь состоит:

а)        из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов

б)        из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и   тромбоцитов

в)        из плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов

4.        В каком из перечисленных органов не образуются элементы крови:

а)        в печени

б)        в красном мозге

в)        в селезёнке

г)        в лимфоузлах

д)        в жёлтом костном мозге

5.        Объём крови в теле человека в среднем:

а)        около 5л

б)        около 7л

в)        около 4л

6.        Какую из перечисленных функций не выполняет кровь:

а)        транспортную

б)        выделительную

в)        гуморальную

д)        защитную

е)        рефлекторную

7.        Мозоль - это скопление

а)        крови

б)        лимфы

в)        межклеточные вещества

Домашнее задание: Читать пересказать текст на стр. 108 - 111 (до переливания крови), 111-113, 114.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

урок биологии в 8 классе по теме"Состав и функции крови"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Презентация к уроку биологии "Внутренняя среда орагинзма. Значение крови и её состав" 8 класс.

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав"   Программа И.Н. Пономаревой....

урок биологии 8 класс "Внутренняя среда. Кровь, состав и функции."

Урок билогии  8 класс входит в раздел "Внутренняя среда организма" Урок освоения новых знаний...

Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...

Конспект урока по биологии "Состав и функции крови". 8 кл.

Урок по биологии в 8 классе по теме "Состав и функции крови"....

"Значение крови и её состав" 8 класс

Конспект урока побуждает ребенка к учебной деятельности, так как он составлен с обращением к ученику и представляет собой инструкцию к действиям. Подходит для самостоятельного изучения учащимся данной...