Доклад на педагогическом совете на тему "Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)

Шишкова Любовь Ивановна

Биология является одним из востребованных предметов для сдачи экзамена по выбору в формате ОГЭ, наравне с такими предметами, как обществознание, ИКТ.

При подготовке учащихся к итоговой аттестации внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращаю внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии

Шишкова Л.И., учитель биологии

Биология является одним из востребованных предметов для сдачи экзамена по выбору в формате ОГЭ, наравне с такими предметами, как обществознание, ИКТ.

При подготовке учащихся к итоговой аттестации внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращаю внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.

Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ

1.Первое направление это внеурочная работа с учащимися на консультациях.

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора.

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.

В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену на консультациях учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

2. Второе направление это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля, используя задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.

3.Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, созданные мной и другими учителями-биологами, авторские разработки, а так же материалы, рекомендованные ФИПИ и задания на сайте «Решу ОГЭ».

 Для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов я использую различные учебные пособия, а так же пользуюсь материалами различных сайтов.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ОГЭ?

Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 6 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого необходимо переходить к детальному повторению.

Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов.

Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ОГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.

В 6 классе, начиная с первых уроков, необходимо использовать самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем переходить к заданиям тестового характера «Найди один верный ответ из двух предложенных», «Найди верный ответ из четырёх».

В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также задания «Вставь пропущенное слово». Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины, следует начинать с определения области биологии, о которой идет речь в тексте, после чего стоит внимательно познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения и соответствия предложенному тексту.

Когда ученики усвоят механизм выполнения таких заданий, перехожу к более сложным, направленным на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений и объединенных одной темой. Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки. Для этого достаточно привести три числа из шести. На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.

Уже с 7 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ОГЭ.

Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

С 8 класса больше времени отвожу рисункам с более сложными заданиями, соответствующими уровню С. Такие задания первоначально выполняются на уроке на этапе закрепления в режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания и предварительную работу с таблицами, рисунками учебника. Затем подобные задания включаю в домашнюю работу. Когда большинство учащихся класса освоят их, то использую и для контроля знаний.

В КИМах ОГЭ в 9 классе используются текстовые задания, которые требуют прочтения тематического биологического текста и краткого ответа, состоящего из одного-двух предложений. Подобное задание проверяет следующие умения:

- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу;

- проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;

- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;

- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

Сформулированный ответ вносится в графы предложенной таблицы.

В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

Все текущие и тематические контрольные работы провожу в тестовой форме, приближенной к ОГЭ, с заданиями трёх уровней (А, В, С). В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

Опыт проведения контрольных работ в виде тестов доказывает, что опасения о возможности случайного угадывания ответов несостоятельны, и без хорошей подготовки хорошую оценку ещё никто не получил.

Для оценивания контрольной работы я подсчитываю процент выполнения работы, который тоже служит своеобразной оценкой по 100-бальной системе, а затем перевожу в оценку по 5-бальной системе. Такая оценка на первый взгляд очень строгая, но тем она и ценна, т.к. побуждает серьёзнее и ответственно относиться к учёбе. Даже «троечники», чтобы получить «свою» оценку вынуждены хорошо поработать и на уроках, и дома. А среди «отличников» и «хорошистов» такое оценивание вызывает здоровую конкуренцию: они сравнивают не «5» и «4», а баллы (% выполнения работы).

В 9 классе провожу «пробные экзамены» с использованием бланков ОГЭ.

В проведении пробных экзаменов помогают КИМы тренировочных и диагностических работ сайта ФИПИ.

При подготовке к ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка выпускников дома, а этому тоже должен научить учитель, начиная с первых уроков биологии. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Сначала это самостоятельная работа учащихся на уроках под руководством учителя как групповая, так и индивидуальная, затем лабораторные работы и творческие домашние задания.

Среди огромного количества пособий по подготовке к ОГЭ предпочтение отдаю подборке учебно-тренировочных материалов под авторством В. С. Рохлова.  Эти пособия предоставляют достоверную информацию о содержании основного государственного экзамена.

Для самоподготовки обучающимся рекомендую он-лайн тестирование в системе интернет- экзамена, так как к их составлению были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на педагогическом совете по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках биологии".

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе  работы в открытом информационном пространстве, создании и защите презентаций....

Доклад на Педагогическом совете школы "Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся с ОВЗ."

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Активная работа любого кружка способств...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Формирование навыков делового письма у учащихся с ОВЗ»

Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в коррекционной школе представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения сос...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...

Доклад на педагогический совет" Дополнительное образование как фактор развития личности учащихся" март 2023 года

Решение проблемы участия детей с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности....

Доклад на педагогическом совете «Особенности обучаемости учащихся с ОВЗ УО. Динамика обученности и качества успеваемости по математике в 5 – 9 классах».

Математика является одним из самых трудных предметов для  учащихся  с  нарушением  интеллекта.  Потенциальные возможности каждого ученика своеобразны, что объясняется особенно...