Доклад на педагогическом совете на тему: «Формирование навыков делового письма у учащихся с ОВЗ»
методическая разработка

Ольга Владимировна Щербинина

Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в коррекционной школе представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_delovogo_pisma.doc28.12 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Школа-интернат №10»

Обобщение опыта

Тема

«Формирование навыков делового письма у учащихся с ОВЗ»

Подготовила: Щербинина О.В.,

учитель русского языка

XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Как показывают наблюдения, выпускники коррекционных школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.  

Именно поэтому в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья относится их социально-речевая подготовка к практической жизни вне школьных стен, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому обучению навыкам делового письма должно быть уделено большое внимание.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.

Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в коррекционной школе представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору документа, его написанию. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей.

Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.

Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в коррекционных школах.

Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В этом аспекте неоспорима важность и актуальность раздела учебной программы по письму и развитию речи “Деловое письмо”.

Раздел "Деловое письмо" является одной из самых сложных разделов для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.

В основу реализации раздела программы "Деловое письмо" положены следующие принципы:

  • принцип моделирования речевых ситуаций;
  • принцип развития творческих способностей учащихся.

Принцип моделирования речевых ситуаций предполагает, что учащиеся воссоздают ту или иную жизненную ситуацию, которая определяет целесообразность использования деловой бумаги. Таким образом, в речевой ситуации следует выделять две стороны: описываемая ситуация - это то, что составляет её содержание и ситуация общения. Реализуя второй компонент, ученик должен учесть: сферу применения деловой бумаги; поставить перед собой и решить с её помощью определённую речевую задачу; правильно отобрать и использовать необходимые языковые средства.

Принцип развития творческих способностей учащихся основан на применении разнообразных упражнений и заданий по деловому связному письму, которые направлены на овладение ими способами творческой деятельности. К таким упражнениям следует отнести: задания, требующие при анализе сравнения текстов, упражнения на переработку готового материала, упражнения, тренирующие учащихся в создании собственных текстов.

Цель  раздела программы "Деловое письмо" – организация  практического усвоения учащимися норм и правил составления деловых бумаг.

На уроках делового письма стремлюсь реализовать следующие задачи:

  • знакомство учащихся с ограниченными возможностями здоровья с видами документов официально-делового характера и правилами их оформления;
  • формирование умения самостоятельно заполнять и составлять документы, подражая образцу;
  • формирование умения выяснить, в каких случаях применяется та или иная деловая бумага;
  • формирование умения грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи при деловом общении;
  • коррекция речи, внимания, самоконтроля, воспитание аккуратности и ответственности;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом;
  • актуализация и обобщение знаний, умений и навыков, которые помогут выпускникам преодолевать трудности в речевом общении и станут базой для реализации в жизни разнообразных потребностей, связанных с письменной речью;
  • перенос знаний из учебной деятельности в реальную жизненную деятельность и на основе ряда специально созданных моделей соответствующих ситуаций закрепление умения пользоваться связной письменной речью;
  • воспитание у старшеклассников культуры речи, правильного отношения к необходимости пользоваться в жизни письменной речью;
  • знакомство учащихся с существующими социальными отношениями, нормами и правилами общественной жизни.

Коррекционная задача раздела программы «Деловое письмо» - развитие письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

Знакомясь с каждым новым видом деловой бумаги, ученик должен учесть сферу ее применения, верность отбора и использования необходимых языковых средств.

Деловые бумаги по их практическому назначению можно условно разделить на две группы:

  1. Стандартные бумаги. 

Их основные черты: ясность, точность, краткость.

К ним относятся различные бланки (на периодическую печать, за коммунальные услуги), доверенность, расписка, заявление об увольнении и приеме на работу, заявление о материальной помощи, заявление на отпуск.

  1. Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля. 

Их основные черты: достоверность изложения, присутствие творческого начала. К ним относятся:

  • автобиография,
  • поздравительные открытки,
  • письма,
  • заметки в стенгазету и т.д.

Вторая группа вызывает большую трудность для детей с нарушением интеллекта, так как предполагает индивидуальное творчество.

Основываясь на личном опыте работы, я использую следующую методику при изучении темы "Деловое письмо" с 5-го по 9-й класс.

При переходе детей из младшего в среднее звено знакомлю их с последовательностью изучения бумаг официально-делового характера. С этой целью составила опорную таблицу:

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Адрес на конверте и открытке

Заметка в стенгазету

Объявление

Заметка в стенгазету

Стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу

Поздравительная открытка

Объявление

Заявление о приёме на работу

Заявления разного характера

Резюме

Письмо родителям

Письмо товарищу

Заполнение телеграммы

Автобиография

Автобиография

Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги

Анкета, расписка, доверенность

Доверенность, расписка

Усиление практической направленности обучения овладению искусством построения официально-делового текста повышается от класса к классу.

Вся работа по составлению деловых бумаг, их заполнению ведется в специальных тетрадях, где постоянно из года в год накапливается материал. В тетради учащиеся записывают названия всех видов деловых бумаг, план составления делового документа и образец заполнения. Также в течение года учащимся предоставляется возможность создания собственных творческих работ разных жанров делового общения.

Ученики работают с данной тетрадью до конца 9-го класса, что обеспечивает реализацию принципа цикличности и многократности повторения, присущего коррекционным школам VIII вида. В 9-м классе все ранее изученные деловые бумаги еще раз повторяются.

Такая тетрадь в дальнейшем становится для учащихся своеобразным справочником. Работая в ней, школьники осваивают не только сам процесс составления того или иного документа, но и умение писать его по форме.

Систематический контроль ведения рабочих тетрадей с оформлением бумаг делового характера, служит индикатором успешности образовательного процесса, а в будущем успешной адаптации во взрослой жизни.

Вместе со свидетельством об окончании школы выпускники получают свои тетради по "Деловому письму" и в дальнейшем используют их в своей жизни.

Специфика интеллектуального дефекта ограничивает возможность усвоения учебного материала и умения осознанно им пользоваться, поэтому при изучении перечисленных тем используется широкий комплекс практических коррекционных упражнений, учитывающих поэтапное развитие возможностей в самостоятельных операциях:

  • накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых образцов;
  • выполнение упражнений репродуктивного характера;
  • создание устных и письменных высказываний по образцу;
  • конструирование связных высказываний из готовых элементов;
  • самостоятельное выполнение творческих работ.

Работа над деловым письмом осуществляется в несколько этапов: 

  • подготовительный,
  • основной,
  • заключительный.

Подготовительный этап - постановка проблемной задачи. Моделирование различных, реально существующих ситуаций, анализ которых позволяет уяснить необходимость использования той или иной бумаги, её целевое назначение.

Основной этап - композиционный, лексический, стилистический анализ готового образца. Выполнение учащимися лексико-стилистических, синтаксических, логических упражнений. Редактирование готовых текстов. Составление под руководством учителя деловых и творческих бумаг.

Заключительный этап - самостоятельное выполнение различных работ, имеющих практическое значение для каждого ребенка. Совершенствование написанного.

В свои уроки по данному разделу я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся. На данных уроках в качестве учебного пособия использую рабочую тетрадь « Деловое письмо» А.М.Шехиревой.

Виды коррекционных заданий

ТЕМА: "ОБЪЯВЛЕНИЕ"

Задание. Устрани смысловые неточности в текстах объявления, запиши верный вариант.

Объявление
17 сентября состоится автобусная экскурсия

/Необходимо отметить: время проведения мероприятия, кому адресовано объявление, место сбора, кем написано/

Объявление
Пропала собака: большая, вся черная
Вознаграждение гарантируется

/Необходимо отметить: особые приметы, породу, адрес владельца/

ТЕМА: «ТЕЛЕГРАММА»

Задание. Прочитайте текст телеграммы. Составьте и запишите верный текст, убрав лишние слова или добавив нужные.

Телеграмма

Здравствуй, Ирина!
Наша бабушка тяжело заболела. Лекарство не помогает. Нам бы очень хотелось, чтобы в это трудное для нашей семьи время, ты была рядом с нами.
Любящая тебя мама.

Телеграмма

Я возвращаюсь домой из санатория в середине августа. Поезд №67, последний вагон Встречайте меня на перроне.
Ваша дочь Лариса.

ТЕМА: "РАСПИСКА"

Задание. Прочитайте текст. Исправьте допущенные неточности. Запишите верный вариант.

Расписка
Я, Сидорова Мария, получила деньги от учителя на покупку цветов для кабинета истории.
Сидорова

ТЕМА: "АДРЕС НА КОНВЕРТЕ" 

Задание1. Найдите и исправьте ошибки в записи адреса.

г. Москва
ул. Мусы Джалиля, д. 9, к. I, кв. 3.
Козловой Инне.

/Не указан индекс/

Московская область 117869 п. Каменка ул. Космонавтов
Сидорову Петру Ивановичу.

/Не указан номер дома/

Задание 2. Ответьте на вопросы и обведите те номера ответов, которые понадобятся вам для записи своего адреса.

  1. Как называется планета, на которой ты живешь?
  2. Как называется твой родной город?
  3. Как называется твоя улица?
  4. Назови номер своего дома и номер корпуса (если он есть).
  5. Назови номер своей квартиры.
  6. Укажите индекс вашего почтового отделения.
  7. Укажите свою фамилию и полное имя.

Обязательным является применение дифференцированного и индивидуального подхода, который обусловлен различным уровнем речевого и психофизического развития учащихся, и в первую очередь, степенью сформированности коммуникативных умений. Это осуществляется путем подбора индивидуальных заданий, что дает возможность варьировать их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником.

Результатом целенаправленной системной работы по коррекции письменной речи учащихся с ОВЗ  является то, что у  выпускников повышается уровень грамотности при написании и оформлении бумаг официально-делового характера, появляется опыт делового общения, ломается стереотип неуверенности в себе, а вместе с этим успешно решается проблема социальной адаптации и интеграции в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"

Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...

Доклад к педагогическому совету на тему: "Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни".

quot;Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят...

Презентация к докладу «Формирование навыков делового письма у учащихся с ОВЗ»

Система коррекционного воздействия, направленная на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги....

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...