Доклад на педагогическом совете на тему: «Формирование навыков делового письма у учащихся с ОВЗ»
методическая разработка
Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в коррекционной школе представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_delovogo_pisma.doc | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Школа-интернат №10»
Обобщение опыта
Тема
«Формирование навыков делового письма у учащихся с ОВЗ»
Подготовила: Щербинина О.В.,
учитель русского языка
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Как показывают наблюдения, выпускники коррекционных школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.
Именно поэтому в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья относится их социально-речевая подготовка к практической жизни вне школьных стен, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому обучению навыкам делового письма должно быть уделено большое внимание.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в коррекционной школе представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору документа, его написанию. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей.
Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в коррекционных школах.
Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В этом аспекте неоспорима важность и актуальность раздела учебной программы по письму и развитию речи “Деловое письмо”.
Раздел "Деловое письмо" является одной из самых сложных разделов для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.
В основу реализации раздела программы "Деловое письмо" положены следующие принципы:
- принцип моделирования речевых ситуаций;
- принцип развития творческих способностей учащихся.
Принцип моделирования речевых ситуаций предполагает, что учащиеся воссоздают ту или иную жизненную ситуацию, которая определяет целесообразность использования деловой бумаги. Таким образом, в речевой ситуации следует выделять две стороны: описываемая ситуация - это то, что составляет её содержание и ситуация общения. Реализуя второй компонент, ученик должен учесть: сферу применения деловой бумаги; поставить перед собой и решить с её помощью определённую речевую задачу; правильно отобрать и использовать необходимые языковые средства.
Принцип развития творческих способностей учащихся основан на применении разнообразных упражнений и заданий по деловому связному письму, которые направлены на овладение ими способами творческой деятельности. К таким упражнениям следует отнести: задания, требующие при анализе сравнения текстов, упражнения на переработку готового материала, упражнения, тренирующие учащихся в создании собственных текстов.
Цель раздела программы "Деловое письмо" – организация практического усвоения учащимися норм и правил составления деловых бумаг.
На уроках делового письма стремлюсь реализовать следующие задачи:
- знакомство учащихся с ограниченными возможностями здоровья с видами документов официально-делового характера и правилами их оформления;
- формирование умения самостоятельно заполнять и составлять документы, подражая образцу;
- формирование умения выяснить, в каких случаях применяется та или иная деловая бумага;
- формирование умения грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи при деловом общении;
- коррекция речи, внимания, самоконтроля, воспитание аккуратности и ответственности;
- коррекция эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом;
- актуализация и обобщение знаний, умений и навыков, которые помогут выпускникам преодолевать трудности в речевом общении и станут базой для реализации в жизни разнообразных потребностей, связанных с письменной речью;
- перенос знаний из учебной деятельности в реальную жизненную деятельность и на основе ряда специально созданных моделей соответствующих ситуаций закрепление умения пользоваться связной письменной речью;
- воспитание у старшеклассников культуры речи, правильного отношения к необходимости пользоваться в жизни письменной речью;
- знакомство учащихся с существующими социальными отношениями, нормами и правилами общественной жизни.
Коррекционная задача раздела программы «Деловое письмо» - развитие письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.
Знакомясь с каждым новым видом деловой бумаги, ученик должен учесть сферу ее применения, верность отбора и использования необходимых языковых средств.
Деловые бумаги по их практическому назначению можно условно разделить на две группы:
- Стандартные бумаги.
Их основные черты: ясность, точность, краткость.
К ним относятся различные бланки (на периодическую печать, за коммунальные услуги), доверенность, расписка, заявление об увольнении и приеме на работу, заявление о материальной помощи, заявление на отпуск.
- Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля.
Их основные черты: достоверность изложения, присутствие творческого начала. К ним относятся:
- автобиография,
- поздравительные открытки,
- письма,
- заметки в стенгазету и т.д.
Вторая группа вызывает большую трудность для детей с нарушением интеллекта, так как предполагает индивидуальное творчество.
Основываясь на личном опыте работы, я использую следующую методику при изучении темы "Деловое письмо" с 5-го по 9-й класс.
При переходе детей из младшего в среднее звено знакомлю их с последовательностью изучения бумаг официально-делового характера. С этой целью составила опорную таблицу:
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Адрес на конверте и открытке | Заметка в стенгазету | Объявление | Заметка в стенгазету | Стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу |
Поздравительная открытка | Объявление | Заявление о приёме на работу | Заявления разного характера | Резюме |
Письмо родителям | Письмо товарищу | Заполнение телеграммы | Автобиография | Автобиография |
Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги | Анкета, расписка, доверенность | Доверенность, расписка |
Усиление практической направленности обучения овладению искусством построения официально-делового текста повышается от класса к классу.
Вся работа по составлению деловых бумаг, их заполнению ведется в специальных тетрадях, где постоянно из года в год накапливается материал. В тетради учащиеся записывают названия всех видов деловых бумаг, план составления делового документа и образец заполнения. Также в течение года учащимся предоставляется возможность создания собственных творческих работ разных жанров делового общения.
Ученики работают с данной тетрадью до конца 9-го класса, что обеспечивает реализацию принципа цикличности и многократности повторения, присущего коррекционным школам VIII вида. В 9-м классе все ранее изученные деловые бумаги еще раз повторяются.
Такая тетрадь в дальнейшем становится для учащихся своеобразным справочником. Работая в ней, школьники осваивают не только сам процесс составления того или иного документа, но и умение писать его по форме.
Систематический контроль ведения рабочих тетрадей с оформлением бумаг делового характера, служит индикатором успешности образовательного процесса, а в будущем успешной адаптации во взрослой жизни.
Вместе со свидетельством об окончании школы выпускники получают свои тетради по "Деловому письму" и в дальнейшем используют их в своей жизни.
Специфика интеллектуального дефекта ограничивает возможность усвоения учебного материала и умения осознанно им пользоваться, поэтому при изучении перечисленных тем используется широкий комплекс практических коррекционных упражнений, учитывающих поэтапное развитие возможностей в самостоятельных операциях:
- накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых образцов;
- выполнение упражнений репродуктивного характера;
- создание устных и письменных высказываний по образцу;
- конструирование связных высказываний из готовых элементов;
- самостоятельное выполнение творческих работ.
Работа над деловым письмом осуществляется в несколько этапов:
- подготовительный,
- основной,
- заключительный.
Подготовительный этап - постановка проблемной задачи. Моделирование различных, реально существующих ситуаций, анализ которых позволяет уяснить необходимость использования той или иной бумаги, её целевое назначение.
Основной этап - композиционный, лексический, стилистический анализ готового образца. Выполнение учащимися лексико-стилистических, синтаксических, логических упражнений. Редактирование готовых текстов. Составление под руководством учителя деловых и творческих бумаг.
Заключительный этап - самостоятельное выполнение различных работ, имеющих практическое значение для каждого ребенка. Совершенствование написанного.
В свои уроки по данному разделу я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся. На данных уроках в качестве учебного пособия использую рабочую тетрадь « Деловое письмо» А.М.Шехиревой.
Виды коррекционных заданий
ТЕМА: "ОБЪЯВЛЕНИЕ"
Задание. Устрани смысловые неточности в текстах объявления, запиши верный вариант.
Объявление
17 сентября состоится автобусная экскурсия
/Необходимо отметить: время проведения мероприятия, кому адресовано объявление, место сбора, кем написано/
Объявление
Пропала собака: большая, вся черная
Вознаграждение гарантируется
/Необходимо отметить: особые приметы, породу, адрес владельца/
ТЕМА: «ТЕЛЕГРАММА»
Задание. Прочитайте текст телеграммы. Составьте и запишите верный текст, убрав лишние слова или добавив нужные.
Телеграмма
Здравствуй, Ирина!
Наша бабушка тяжело заболела. Лекарство не помогает. Нам бы очень хотелось, чтобы в это трудное для нашей семьи время, ты была рядом с нами.
Любящая тебя мама.
Телеграмма
Я возвращаюсь домой из санатория в середине августа. Поезд №67, последний вагон Встречайте меня на перроне.
Ваша дочь Лариса.
ТЕМА: "РАСПИСКА"
Задание. Прочитайте текст. Исправьте допущенные неточности. Запишите верный вариант.
Расписка
Я, Сидорова Мария, получила деньги от учителя на покупку цветов для кабинета истории.
Сидорова
ТЕМА: "АДРЕС НА КОНВЕРТЕ"
Задание1. Найдите и исправьте ошибки в записи адреса.
г. Москва
ул. Мусы Джалиля, д. 9, к. I, кв. 3.
Козловой Инне.
/Не указан индекс/
Московская область 117869 п. Каменка ул. Космонавтов
Сидорову Петру Ивановичу.
/Не указан номер дома/
Задание 2. Ответьте на вопросы и обведите те номера ответов, которые понадобятся вам для записи своего адреса.
- Как называется планета, на которой ты живешь?
- Как называется твой родной город?
- Как называется твоя улица?
- Назови номер своего дома и номер корпуса (если он есть).
- Назови номер своей квартиры.
- Укажите индекс вашего почтового отделения.
- Укажите свою фамилию и полное имя.
Обязательным является применение дифференцированного и индивидуального подхода, который обусловлен различным уровнем речевого и психофизического развития учащихся, и в первую очередь, степенью сформированности коммуникативных умений. Это осуществляется путем подбора индивидуальных заданий, что дает возможность варьировать их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником.
Результатом целенаправленной системной работы по коррекции письменной речи учащихся с ОВЗ является то, что у выпускников повышается уровень грамотности при написании и оформлении бумаг официально-делового характера, появляется опыт делового общения, ломается стереотип неуверенности в себе, а вместе с этим успешно решается проблема социальной адаптации и интеграции в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"
Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...
Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие навыков межличностного взаимодействия школьников в рамках проекта "Формирование экологической культуры учащихся".
Формирование экологической культуры обучающихся через подготовку и проведение экологических праздников....
Доклад к педагогическому совету на тему: "Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни".
quot;Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят...
Презентация к докладу «Формирование навыков делового письма у учащихся с ОВЗ»
Система коррекционного воздействия, направленная на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги....
доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...