Технологическая карта урока" Среды обитания организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Расширить представления о средах битания живых организмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_sredy_obitaniya_organizmov.docx | 18.9 КБ |
tehnologicheskaya_karta_sredy_obitaniya_organizmov.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока на тему «Среды обитания организмов», 5 класс
Тема | Среды обитания организмов. |
Тип урока | Урок освоения и применения новых знаний. |
Цель урока | Познакомить учащихся со средами обитания живых организмов, влиянием среды обитания на организм. |
Планируемые результаты | Предметные результаты – расширить представления о средах обитания живых организмов и влиянии на организмы среды обитания; Личностные результаты – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, получение биологической информации через разные источники; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; Метапредметные результаты: составлять план текста, излагать текст в виде повествования, определять отношения обьекта с другими обьектами. Регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы. Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации; структурирование знаний. Коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; работа в группе; |
Технологии | Развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения. |
Методы обучения | По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная. |
Оборудование | Мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация. |
Литература: |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавате льные | Коммуника тивные | |||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивирование к учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. | целеполагание, | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям, | самоопределение; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос): | - Что такое биосфера? - Какие среды обитания организмов вам известны? | Отвечают на вопросы | планирование путей достижения цели. | структурирование знаний. | самоопределение; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||||||||||||||||||||||||||||
Основной этап. Осмысление. | (слайд 1 презентации) - В каких условиях (средах жизни) живут эти организмы? Хорошо, ребята, вы назвали много организмов, они обитают в разных средах. Как Вы считаете, оказывает ли среда обитания влияние на организм? - Молодцы! Вы сформулировали тему нашего урока | Перечисляют. В почве, в воде, в наземно-воздушной среде, организм, как среда обитания. Отвечают на вопрос | целеполагание | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям. | Умение вести высказывание, диалог. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап построения проекта | (слайд 2 – Тема урока – Среды обитания организмов) - Ребята, на ваш взгляд, какой вопрос самый важный в этой теме? Есть ли еще какие-либо иные вопросы, связанные с главным? - Чем похожи между собой среды обитания? В чем отличие? Таким образом, мы с Вами определили цели урока. - Средой называют все то, что окружает живое существо в природе. слайд 3 - Ребята, какие свойства характерны для водной среды обитания? - Верно, определенные физические и химические свойства воды. Плотность воды больше плотности воздуха. Вода способна накапливать и удерживать тепло. Солевой состав воды. - Давайте познакомимся с влиянием этих свойств воды на особенности строения и приспособления организмов к водной среде. Назовите животных обитающих в воде. | Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу 15 стр. 11 Рабочей тетради (авт. В.В.Пасечник). | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов | преобразование информации. | Умение вести высказывание, диалог. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этапы реализации проекта | Слайд 4 Учебник стр. 20. Наземно-воздушная среда. Учитель предлагает индивидуально прочитать раздел «Наземно-воздушная среда», далее записать в тетрадь особенности среды, 2-3 примера обитателей среды, черты приспособленности организмов к среде | Работа с учебником и тетрадью | находить рациональные способы работы | преобразование информации. | формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; | ||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка (http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html | Выполняют упражнения вместе с героем ролика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
слайд 5 Ребята, а теперь Вы самостоятельно рассмотрите организмы обитающие в почве. Как Вы думаете, какие свойства почвы оказывают влияние на организмы? Рассмотрите рисунок 12«Обитатели почвы» (Учебник «Биология», авт. В.В.Пасечник, 5 класс). Изучите организмы, обитающие в почве. К каким Царствам живой природы их относят? Подготовьте рассказ о плодородии почвы, роли почвы в жизни растений. Задание для учащихся: Установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.
| Самостоятельное изучение почвенной среды обитания. Выполняют задание Практическая работа . Представить текст в виде графического объекта (рисунка); | находить рациональные способы работы | преобразование информации. | формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; | |||||||||||||||||||||||||||||
Заключительный этап. Рефлексия. | Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Работа в группах: Шаг 1. Учитель делит класс на 4 группы по 4 человека таким образом, чтобы в каждой группе был человек с «лидерскими задатками». Командир группы распределяет задания внутри группы (каждому члену четвёрки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу. Шаг 2. После выполнения заданий, обучающиеся по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей информацией целиком. Шаг 3. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее представитель овладел всем материалом. Задание для групп:
4.Выполнить задание 17 в рабочей тетради. В завершение урока предлагается учащимся высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подвести итоги урока. | Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения. | уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | преобразование информации. | работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; | ||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Озвучивается домашнее задание: §4, вопросы 1-7, 16 задание в РТ . | Записывают задания в дневники |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока на тему «Среды обитания организмов», 5 класс
Тема | Среды обитания организмов. |
Тип урока | Урок освоения и применения новых знаний. |
Цель урока | Познакомить учащихся со средами обитания живых организмов, влиянием среды обитания на организм. |
Планируемые результаты | Предметные результаты – расширить представления о средах обитания живых организмов и влиянии на организмы среды обитания; Личностные результаты – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, получение биологической информации через разные источники; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; Метапредметные результаты: составлять план текста, излагать текст в виде повествования, определять отношения обьекта с другими обьектами. Регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы. Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации; структурирование знаний. Коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; работа в группе; |
Технологии | Развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения. |
Методы обучения | По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная. |
Оборудование | Мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация. |
Литература: |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавате льные | Коммуника тивные | |||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивирование к учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. | целеполагание, | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям, | самоопределение; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос): | - Что такое биосфера? - Какие среды обитания организмов вам известны? | Отвечают на вопросы | планирование путей достижения цели. | структурирование знаний. | самоопределение; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||||||||||||||||||||||||||||
Основной этап. Осмысление. | (слайд 1 презентации) - В каких условиях (средах жизни) живут эти организмы? Хорошо, ребята, вы назвали много организмов, они обитают в разных средах. Как Вы считаете, оказывает ли среда обитания влияние на организм? - Молодцы! Вы сформулировали тему нашего урока | Перечисляют. В почве, в воде, в наземно-воздушной среде, организм, как среда обитания. Отвечают на вопрос | целеполагание | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям. | Умение вести высказывание, диалог. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап построения проекта | (слайд 2 – Тема урока – Среды обитания организмов) - Ребята, на ваш взгляд, какой вопрос самый важный в этой теме? Есть ли еще какие-либо иные вопросы, связанные с главным? - Чем похожи между собой среды обитания? В чем отличие? Таким образом, мы с Вами определили цели урока. - Средой называют все то, что окружает живое существо в природе. слайд 3 - Ребята, какие свойства характерны для водной среды обитания? - Верно, определенные физические и химические свойства воды. Плотность воды больше плотности воздуха. Вода способна накапливать и удерживать тепло. Солевой состав воды. - Давайте познакомимся с влиянием этих свойств воды на особенности строения и приспособления организмов к водной среде. Назовите животных обитающих в воде. | Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу 15 стр. 11 Рабочей тетради (авт. В.В.Пасечник). | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов | преобразование информации. | Умение вести высказывание, диалог. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этапы реализации проекта | Слайд 4 Учебник стр. 20. Наземно-воздушная среда. Учитель предлагает индивидуально прочитать раздел «Наземно-воздушная среда», далее записать в тетрадь особенности среды, 2-3 примера обитателей среды, черты приспособленности организмов к среде | Работа с учебником и тетрадью | находить рациональные способы работы | преобразование информации. | формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; | ||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка (http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html | Выполняют упражнения вместе с героем ролика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
слайд 5 Ребята, а теперь Вы самостоятельно рассмотрите организмы обитающие в почве. Как Вы думаете, какие свойства почвы оказывают влияние на организмы? Рассмотрите рисунок 12«Обитатели почвы» (Учебник «Биология», авт. В.В.Пасечник, 5 класс). Изучите организмы, обитающие в почве. К каким Царствам живой природы их относят? Подготовьте рассказ о плодородии почвы, роли почвы в жизни растений. Задание для учащихся: Установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.
| Самостоятельное изучение почвенной среды обитания. Выполняют задание Практическая работа . Представить текст в виде графического объекта (рисунка); | находить рациональные способы работы | преобразование информации. | формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; | |||||||||||||||||||||||||||||
Заключительный этап. Рефлексия. | Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Работа в группах: Шаг 1. Учитель делит класс на 4 группы по 4 человека таким образом, чтобы в каждой группе был человек с «лидерскими задатками». Командир группы распределяет задания внутри группы (каждому члену четвёрки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу. Шаг 2. После выполнения заданий, обучающиеся по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей информацией целиком. Шаг 3. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее представитель овладел всем материалом. Задание для групп:
4.Выполнить задание 17 в рабочей тетради. В завершение урока предлагается учащимся высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подвести итоги урока. | Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения. | уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | преобразование информации. | работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; | ||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Озвучивается домашнее задание: §4, вопросы 1-7, 16 задание в РТ . | Записывают задания в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку в 5 классе « Фотопериодизм: механизм приспособленности организмов к среде обитания» Пасечник
Технологическая карта...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...
Технологическая карта урока "Среды обитания организмов"
Задачи урока:ü сформировать у учащихся знания о средах обитания организмов;ü выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;ü показать взаимосвязь живых орг...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»...
Технологическая карта урока "Среда обитания живых организмов"
Урок в 5 классе по теме "Среда обитания живых организмов" по программе Н.И. Сонина. ...
Технологическая карта урока "Живой организм" (контрольная работа) в 5 классе
Технологическая карта урока "Живой организм" (контрольная работа) в 5 классе по учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова "Биология. Введение в биологию. 5 класс"...
Технологическая карта урока "Живые организмы и наша безопасность" 5 класс
Урок в 5 классе к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского "Введение в биологию". На уроке предусмотрена групповая исследовательсая работа учащихся, включена игровая деятельность....