Технологическая карта урока" Среды обитания организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Корнеева Татьяна Владимировна

Расширить представления о средах битания живых организмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока на тему «Среды обитания организмов», 5 класс

Тема

Среды обитания организмов.

Тип урока

Урок освоения и применения новых знаний.

Цель урока

Познакомить учащихся со средами обитания живых организмов, влиянием среды обитания на организм.

Планируемые результаты

Предметные результаты – расширить представления о средах обитания живых организмов и  влиянии  на организмы  среды обитания;

Личностные результаты – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, получение биологической информации через разные источники;  стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Метапредметные результаты: составлять план текста, излагать текст в виде повествования, определять отношения обьекта с другими обьектами.

Регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы.

Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации; структурирование знаний.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; работа в группе;

Технологии

Развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения.

Методы обучения

По характеру  учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная.

Оборудование

Мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация.

Литература:

  1. В.В. Пасечник, «Биология. Бактерии. Грибы. Растения -5» М: Дрофа, 2017.
  2. В.В.Пасечник . Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения -5». М: Дрофа, 2017

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавате льные

Коммуника тивные

1.Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

целеполагание,

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям,

самоопределение;

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос):

- Что такое биосфера?

- Какие среды обитания организмов вам известны?

Отвечают на вопросы

планирование путей достижения цели.

структурирование знаний.

самоопределение;

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Основной этап. Осмысление.

(слайд 1 презентации)

- В каких условиях (средах жизни) живут эти организмы?

Хорошо, ребята, вы назвали много организмов, они обитают в разных средах.  Как Вы считаете, оказывает ли среда обитания влияние на организм?

- Молодцы! Вы сформулировали тему нашего урока

Перечисляют. В почве, в воде, в наземно-воздушной среде, организм, как среда обитания.

Отвечают на вопрос

целеполагание

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

Умение вести высказывание, диалог.

Этап построения проекта

(слайд 2 – Тема урока – Среды обитания организмов)

- Ребята, на ваш взгляд, какой вопрос самый важный в этой теме? Есть ли еще какие-либо иные вопросы, связанные с главным?

- Чем похожи между собой среды обитания? В чем отличие?

Таким образом, мы с Вами определили цели урока.

- Средой называют все то, что окружает живое существо в природе.

слайд 3

- Ребята, какие свойства характерны для водной среды обитания?

- Верно, определенные физические и химические свойства воды. Плотность воды больше плотности воздуха. Вода способна накапливать и удерживать тепло. Солевой состав воды.

- Давайте познакомимся с влиянием этих свойств воды на особенности строения и приспособления организмов к водной среде. Назовите животных обитающих в воде.

Отвечают на вопросы. Заполняют  таблицу 15 стр. 11 Рабочей тетради (авт. В.В.Пасечник).

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов

преобразование информации.

Умение вести высказывание, диалог.

Этапы реализации проекта

Слайд 4

Учебник стр. 20. Наземно-воздушная среда.

   Учитель предлагает индивидуально прочитать раздел «Наземно-воздушная среда», далее записать в тетрадь особенности среды, 2-3 примера обитателей среды, черты приспособленности организмов к среде

Работа с учебником и тетрадью

находить рациональные способы работы

преобразование информации.

формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Физкультминутка (http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html

Выполняют упражнения вместе с героем ролика

слайд 5

Ребята, а теперь Вы самостоятельно рассмотрите организмы обитающие в почве. Как Вы думаете, какие свойства почвы оказывают влияние на организмы?

Рассмотрите рисунок 12«Обитатели почвы»  (Учебник «Биология», авт. В.В.Пасечник, 5 класс). Изучите организмы, обитающие в почве. К каким Царствам живой природы их относят? Подготовьте  рассказ о плодородии почвы, роли почвы в жизни растений.

Задание для учащихся: Установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.

Организмы

Среды обитания

А) дождевой червь

  1. Наземно-воздушная

Б) волк

  1. водная

В) сосна

  1. почва

Г) карась

4) другие организмы как среда

Д) простейшие в желудке быка

Е) стрекоза

А

Б

В

Г

Д

Е

Самостоятельное изучение почвенной среды обитания.

Выполняют задание

Практическая работа . Представить текст в виде графического объекта (рисунка);

находить рациональные способы работы

преобразование информации.

формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Заключительный этап. Рефлексия.

Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов.

Работа в группах:

Шаг 1. Учитель делит класс на 4 группы по 4 человека таким образом, чтобы в каждой группе был человек с «лидерскими задатками». Командир группы распределяет задания внутри группы (каждому члену четвёрки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу.

Шаг 2. После выполнения заданий, обучающиеся по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей информацией целиком.

Шаг 3. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее представитель овладел всем материалом.

Задание для групп:

  1. Задание «Анаграммы» (литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова). Путем перестановки нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить, какое слово здесь лишнее. Предложить свой набор слов-анаграмм для обучающихся других групп.
  2. Задание «Ребус». Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами. Правила разгадывания - запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую. Предложить свой ребус для обучающихся других групп.
  3. Задание «Исключи лишнее». В каждом столбце таблицы найдите и исключите лишнее понятие (вычеркните его).

4.Выполнить задание 17 в рабочей тетради.

В завершение урока предлагается учащимся высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подвести итоги урока.

Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения.

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

преобразование информации.

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Озвучивается домашнее задание:  §4, вопросы 1-7, 16 задание в РТ .

Записывают задания в дневники



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока на тему «Среды обитания организмов», 5 класс

Тема

Среды обитания организмов.

Тип урока

Урок освоения и применения новых знаний.

Цель урока

Познакомить учащихся со средами обитания живых организмов, влиянием среды обитания на организм.

Планируемые результаты

Предметные результаты – расширить представления о средах обитания живых организмов и  влиянии  на организмы  среды обитания;

Личностные результаты – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, получение биологической информации через разные источники;  стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Метапредметные результаты: составлять план текста, излагать текст в виде повествования, определять отношения обьекта с другими обьектами.

Регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы.

Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации; структурирование знаний.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; работа в группе;

Технологии

Развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения.

Методы обучения

По характеру  учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная.

Оборудование

Мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация.

Литература:

  1. В.В. Пасечник, «Биология. Бактерии. Грибы. Растения -5» М: Дрофа, 2017.
  2. В.В.Пасечник . Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения -5». М: Дрофа, 2017

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавате льные

Коммуника тивные

1.Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

целеполагание,

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям,

самоопределение;

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос):

- Что такое биосфера?

- Какие среды обитания организмов вам известны?

Отвечают на вопросы

планирование путей достижения цели.

структурирование знаний.

самоопределение;

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Основной этап. Осмысление.

(слайд 1 презентации)

- В каких условиях (средах жизни) живут эти организмы?

Хорошо, ребята, вы назвали много организмов, они обитают в разных средах.  Как Вы считаете, оказывает ли среда обитания влияние на организм?

- Молодцы! Вы сформулировали тему нашего урока

Перечисляют. В почве, в воде, в наземно-воздушной среде, организм, как среда обитания.

Отвечают на вопрос

целеполагание

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

Умение вести высказывание, диалог.

Этап построения проекта

(слайд 2 – Тема урока – Среды обитания организмов)

- Ребята, на ваш взгляд, какой вопрос самый важный в этой теме? Есть ли еще какие-либо иные вопросы, связанные с главным?

- Чем похожи между собой среды обитания? В чем отличие?

Таким образом, мы с Вами определили цели урока.

- Средой называют все то, что окружает живое существо в природе.

слайд 3

- Ребята, какие свойства характерны для водной среды обитания?

- Верно, определенные физические и химические свойства воды. Плотность воды больше плотности воздуха. Вода способна накапливать и удерживать тепло. Солевой состав воды.

- Давайте познакомимся с влиянием этих свойств воды на особенности строения и приспособления организмов к водной среде. Назовите животных обитающих в воде.

Отвечают на вопросы. Заполняют  таблицу 15 стр. 11 Рабочей тетради (авт. В.В.Пасечник).

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов

преобразование информации.

Умение вести высказывание, диалог.

Этапы реализации проекта

Слайд 4

Учебник стр. 20. Наземно-воздушная среда.

   Учитель предлагает индивидуально прочитать раздел «Наземно-воздушная среда», далее записать в тетрадь особенности среды, 2-3 примера обитателей среды, черты приспособленности организмов к среде

Работа с учебником и тетрадью

находить рациональные способы работы

преобразование информации.

формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Физкультминутка (http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html

Выполняют упражнения вместе с героем ролика

слайд 5

Ребята, а теперь Вы самостоятельно рассмотрите организмы обитающие в почве. Как Вы думаете, какие свойства почвы оказывают влияние на организмы?

Рассмотрите рисунок 12«Обитатели почвы»  (Учебник «Биология», авт. В.В.Пасечник, 5 класс). Изучите организмы, обитающие в почве. К каким Царствам живой природы их относят? Подготовьте  рассказ о плодородии почвы, роли почвы в жизни растений.

Задание для учащихся: Установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.

Организмы

Среды обитания

А) дождевой червь

  1. Наземно-воздушная

Б) волк

  1. водная

В) сосна

  1. почва

Г) карась

4) другие организмы как среда

Д) простейшие в желудке быка

Е) стрекоза

А

Б

В

Г

Д

Е

Самостоятельное изучение почвенной среды обитания.

Выполняют задание

Практическая работа . Представить текст в виде графического объекта (рисунка);

находить рациональные способы работы

преобразование информации.

формирование интереса к изучению биологии через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Заключительный этап. Рефлексия.

Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов.

Работа в группах:

Шаг 1. Учитель делит класс на 4 группы по 4 человека таким образом, чтобы в каждой группе был человек с «лидерскими задатками». Командир группы распределяет задания внутри группы (каждому члену четвёрки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу.

Шаг 2. После выполнения заданий, обучающиеся по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей информацией целиком.

Шаг 3. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее представитель овладел всем материалом.

Задание для групп:

  1. Задание «Анаграммы» (литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова). Путем перестановки нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить, какое слово здесь лишнее. Предложить свой набор слов-анаграмм для обучающихся других групп.
  2. Задание «Ребус». Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами. Правила разгадывания - запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую. Предложить свой ребус для обучающихся других групп.
  3. Задание «Исключи лишнее». В каждом столбце таблицы найдите и исключите лишнее понятие (вычеркните его).

4.Выполнить задание 17 в рабочей тетради.

В завершение урока предлагается учащимся высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подвести итоги урока.

Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения.

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

преобразование информации.

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Озвучивается домашнее задание:  §4, вопросы 1-7, 16 задание в РТ .

Записывают задания в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...

Технологическая карта урока "Среды обитания организмов"

Задачи урока:ü  сформировать у  учащихся знания о средах обитания организмов;ü  выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;ü  показать взаимосвязь живых орг...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»...

Технологическая карта урока "Среда обитания живых организмов"

Урок в 5 классе по теме "Среда обитания живых организмов" по программе Н.И. Сонина. ...

Технологическая карта урока "Живой организм" (контрольная работа) в 5 классе

Технологическая карта урока "Живой организм" (контрольная работа) в 5 классе по учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова "Биология. Введение в биологию. 5 класс"...

Технологическая карта урока "Живые организмы и наша безопасность" 5 класс

Урок в 5 классе к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского "Введение в биологию". На уроке предусмотрена групповая исследовательсая  работа учащихся, включена игровая деятельность....