Технологическая карта урока "Живой организм" (контрольная работа) в 5 классе
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Технологическая карта урока "Живой организм" (контрольная работа) в 5 классе по учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова "Биология. Введение в биологию. 5 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Живой организм" (контрольная работа) | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Биология
Класс: 5
Тема: Живой организм (контрольная работа)
Цель: создание условия для проверки качества усвоения обучающимися знаний и умений по теме «Живой организм».
Задачи урока:
Тип урока: урок контроля и оценки знаний; контрольная работа.
Планируемые результаты:
Личностные: будут сформированы: навыки обучения; интеллектуальные и творческие способности; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе.
Предметные: обучающиеся научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым они отличаются от неживых тел; давать определение понятию «биология»; объяснять роль и значение биологических знаний; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; определять и характеризовать основные методы биологических исследований; соблюдать правила работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, объема, температуры, времени; узнавать основные органоиды клетки в микропрепаратах и на таблицах; объяснять роль минеральных и органических веществ в клетке; различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; объяснять роль естествоиспытателей и их открытий в биологии; будут знать основные живой природы; основные свойства живых организмов; признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; понятия «опыт», «наблюдение», «гипотеза»; строение живой клетки, строение и функции органоидов клетки; устройство светового микроскопа; основные минеральные и органические вещества составе клетки; функции органических и неорганических веществ в клетке и организме; признаки тел живой и неживой природы; элементарное определение молекулы, атома; имена ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Формируемые УУД (метапредметные):
Регулятивные УУД: научатся: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получат возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и неизвестного.
Познавательные УУД: научатся устанавливать причинно-следственные связи среди изучаемых явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять знания при решении биологических задач.
Коммуникативные УУУ: научатся: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться: принимать мнение и позицию других, строить понятные для учителя и товарища высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получат возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога в соответствии с нормами родного языка.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Ход урока (организационная структура урока)
Этап урока | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организа- ционный момент | Создание благопри-ятной обстановки с использо-ванием необходи-мого тембра голоса | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока: Я скажу себе, друзья: Не боюсь я никогда Ни диктанта, ни контрольной, Ни стихов и ни задач, Ни проблем, ни неудач. Я спокойна, терпелива, Сдержанна, и нехмурлива, Просто не люблю я страх И держу себя в руках | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на работу на уроке | Осуществляют самопроверку, самоконтроль, умеют организовывать свою учебную деятельность. Демонстрируют собранность, внимательность |
II. Актуали- зация знаний | Фронталь-ный опрос | Активизирует знания обучающихся, необходимые для проведения контрольной работы и выполнения заданий. Задает вопросы, которые касаются тематики контрольной работы. Пока дежурные раздают тетради, проверяет знание основных понятий, дополняет ответы, корректирует знания учащихся | Отвечают на вопросы. Слушают мнение одноклассников | Осуществляют анализ ответов одноклассников; сравнивают; строят высказывания, понятные для сверстников и учителя |
III. Мотива- ция | Вводная беседа | Мотивирует к написанию контрольной работы. Использует при этом следующие слова и словосочетания: «все знаете», «вы молодцы», «обязательно справитесь» и др. | Ставят своей целью написание контрольной работы | Устанавливают причинно-следственные связи |
IV. Контроль знаний | Контроль-ная работа | Контролирует работу обучающихся, сообщает о времени выполнения работы | Выполняют задания контрольной работы (ресурсный материал к уроку) | Демонстрируют сосредоточенность, внимательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между известным и тем, что необходимо найти |
V. Подве- дение итогов | Закрепляющая беседа | Оценивает работу обучающихся во время урока. Этап рефлексии проводит на следующем уроке. После проверки контрольной работы, на этапе актуализации знаний организует анализ контрольной работы и работу над ошибками | Слушают учителя | Осуществляют контроль знаний и их коррекцию |
Ресурсный материал к уроку
Контрольная работа по теме «Живой организм»
Вариант 1
Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
- Наука, которая изучает диких и домашних животных, называется:
- зоология; 2) микробиология; 3) микология; 4) ботаника.
- Местообитание, строение и жизнедеятельность рыб изучает наука:
- бриология; 2) ихтиология; 3) цитология; 4) бактериология.
- Основные части клеток:
- ядро, оболочка, пластиды; 3) мембрана, митохондрии, пластиды
- цитоплазма, ядро, клеточная стенка; 4) мембрана, цитоплазма, ядро.
- Анатомия изучает:
- строение и процессы, происходящие в растениях;
- жизнедеятельность живых организмов;
- строение тканей и органов живых организмов;
- поведение и жизнедеятельность плиц.
- Изучает простейших:
- териология; 2) микология; 3) протистология; 4) орнитология.
- Для грибов и животных характерно:
- наличие клеточной стенки; 3) неограниченный рост;
- активное передвижение; 4) питание готовыми органическими веществами
- Организмы состоят из:
- белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот;
- органических веществ, жиров и белков;
- минеральных веществ, воды и солей;
- минеральных и органических веществ.
- Питание – это:
- переработка веществ в организме;
- получение необходимых веществ из окружающей среды;
- поступление в организм кислорода;
- выделение ненужных веществ.
- Готовыми питательными веществами питаются:
- грибы и животные; 3) растения и грибы;
- только животные; 4) только растения.
- Нуклеиновые кислоты выполняют:
- энергетическую функцию;
- функцию хранения и передачи наследственных признаков;
- опорную функцию;
- строительную функцию.
Часть В.
В1. При выполнении задания выберите три верных ответа из шести и запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
Выберите номера верных предложений:
- При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений.
- Все живые организмы имеют сходный химический состав.
- Нуклеиновые кислоты в организме выполняют защитную функцию.
- Углеводы – это носители наследственной информации.
- Углерод, водород, кислород и азот – наиболее распространенные элементы в живой природе.
- Белки являются основными источниками энергии.
В2. При выполнении задания закончите предложение. В ответах запишите только недостающее слово.
- Внутреннее содержимое клетки называется … .
- Клетки растений, кроме мембраны, окружены еще толстой и прочной … .
- Ядро выполняет функцию … .
- Горение дерева относится к … явлениям.
- Борются с чужеродными организмами, выполняя защитную функцию в организме … .
Часть С. При выполнении задания части С дайте полный развернутый ответ.
С1. Что изучает наука биология? Назовите другие биологические науки и объекты их изучения (не менее 3-х).
С2. Перечислите основные признаки живого. Дайте характеристику любым двум признакам.
Ресурсный материал к уроку
Контрольная работа по теме «Живой организм»
Вариант 2
Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
- Наука, которая изучает дикорастущие и культурные растения, называется:
- зоология; 2) микробиология; 3) микология; 4) ботаника.
- Строение клеток изучает такая наука, как:
- бриология; 2) ихтиология; 3) цитология; 4) бактериология.
- Растения самостоятельно создают питательные вещества, используя:
- энергию химических реакций; 3) солнечную энергию
- питательные вещества других организмов; 4) энергию воды.
- Физиология изучает:
- строение и процессы, происходящие в растениях;
- жизнедеятельность живых организмов;
- строение тканей и органов живых организмов;
- поведение и жизнедеятельность плиц.
- Изучает поведение птиц:
- орнитология; 2) микология; 3) протистология; 4) териология.
- Для растений и грибов характерно:
- наличие клеточной стенки; 3) ограниченный рост;
- активное передвижение; 4) питание готовыми органическими веществами
- Наиболее распространенные элементы в клетках живых организмов:
- кислород, углерод, фосфор, водород;
- кальций, фосфор, кислород, водород;
- водород, сера, кислород, азот;
- кислород, водород, азот, углерод.
- Раздражимость свойственна:
- растениям; 3) всем живым организмам;
- животным; 4) животным и грибам.
- Клеточное строение имеют:
- только растения и грибы; 3) животные;
- растения; 4) все живые организмы.
- Основная функция углеводов:
- строительная; 3) энергетическая;
- хранение и передача наследственных признаков; 4) опорная.
Часть В.
В1. При выполнении задания выберите три верных ответа из шести и запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
Выберите номера верных предложений:
- Вода является хорошим растворителем.
- Воду и минеральные соли относят к органическим веществам клетки.
- Жиры служат запасным источником энергии.
- Углеводы выполняют только опорную функцию.
- Углерод, водород, кислород и азот – элементы, характерные только для живых организмов.
- Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.
В2. При выполнении задания закончите предложение. В ответах запишите только недостающее слово.
- Процесс поступления питательных веществ в организм называется … .
- Органоиды, выполняющие функцию пищеварения в клетке, называются … .
- Нуклеиновые кислоты содержатся в … .
- Образование инея относится к … явлениям.
- Функцию хранения и передачи наследственной информации в клетке выполняет … .
Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный развернутый ответ.
С1. Назовите методы изучения природы. Охарактеризуйте каждый из методов.
С2. Каких великих естествоиспытателей вы знаете? Опишите вклад в развитие биологии любых двух ученых.
Ответы на задания контрольной работы по теме «Живой организм»:
Вариант 1.
Часть А.
1-1, 2-2, 3-4, 4-3, 5-3, 6-4, 7-4, 8-2, 9-1, 10-2.
Часть В.
В1: 1, 2, 5.
В2: 1) цитоплазма, 2) клеточной стенкой, 3) хранение и передача наследственной информации, 4) химическим, 5) белки.
Часть С.
С1: Биология изучает живые организмы. Биологические науки: зоология – изучает животных; ботаника – изучает растения; анатомия – изучает строение организмов; физиология – изучает жизнедеятельность организмов; цитология – изучает клетки и др.
С2: Основные признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, раздражение, рост и развитие, размножение, подвижность. Обмен веществ и энергии происходит между организмом и средой: одни вещества он поглощает и использует, другие – выводит во внешнюю среду. В организме из простых веществ образуются сложные, которые идут на построение тела, а так же сложные вещества распадаются на простые с выделением необходимой энергии. Невозможен без питания (процесса поступления из окружающей среды питательных веществ и переваривания их при пищеварении) и выделения (удаления непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма).
Вариант 2.
Часть А.
1-4, 2-3, 3-3, 4-2, 5-1, 6-1, 7-4, 8-3, 9-4, 10-3.
Часть В.
В1: 1, 3, 6.
В2: 1) питание, 2) лизосомы, 3) хромосомах (ядре), 4) физическим, 5) ядро.
Часть С.
С1: Наблюдение – метод изучения природы, при помощи которого изучают природу, описывая объект, не внося изменения в естественный ход событий. Его используют для накопления материала о том или ином биологическом объекте. Эксперимент – метод, при котором человек использует свои условия. Опыты проводят с химическими веществами и физическими явлениями. Измерением называется метод изучения биологических объектов при помощи измерительных приборов. Измеряют размеры и массу тел, их температуру, скорость движения и др.
С2: Великие естествоиспытатели: Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин, В. И. Вернадский. Аристотель разработал первую систематику животных. К. Линней привел в систему, классифицировал, дал двойное латинское название растениям и животным. Ч. Дарвин доказал, что растения и животные не всегда были такими, как сейчас, изменялись, приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. В. И. Вернадский создал учение о биосфере – оболочке жизни на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс
Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...
Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме "Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД."
Технологическая карта составлена к уроку в 8 классе по теме "Работа газа и пара при расширении. Двигатели внутреннего сгорания. КПД". Прописана деятельность на уроке учителя и учащихся с учетом ...
Технологическая карта к уроку физики в 8 классе по теме "Работа и мощность электрического тока"
Карта рассчитана на урок изучения нового материала, подробно описаны цели и задачи урока в соответствии с ФГОС, указаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся....
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...
Технологическая карта "Урока добра" для работы в классах с инклюзией
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступ...