ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии в 5 классе по теме «Цитология – наука о клетке»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Родин Владимир Андреевич

Предмет:  биология

Класс:  5

Место урока в  программе: в системе уроков раздела «Организмы — тела живой природы» - 11-й урок.                                                                                                                                         Тема урока:  «Цитология – наука о клетке»

Учитель:  Родин В.А.

Цель урока: создание условий для эффективного усвоения знаний о строении клетки.

Задачи:

  • формировать умения  давать  общую характеристику о строении  клетки;
  • способствовать  развитию логического мышления, речевой деятельности;
  •  формировать навыки работы в группе;
  •  развивать умения анализировать полученную информацию, умения обобщать и делать выводы;
  • формировать позитивное отношение к учению, взаимодействию к работе;
  • создание комфортных отношений между учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:  биология

Класс:  5

Место урока в  программе: в системе уроков раздела «Организмы — тела живой природы» - 11-й урок.                                                                                                                                         Тема урока:  «Цитология – наука о клетке»

Учитель:  Родин В.А.

Цель урока: создание условий для эффективного усвоения знаний о строении клетки.

Задачи:

  • формировать умения  давать  общую характеристику о строении  клетки;
  • способствовать  развитию логического мышления, речевой деятельности;
  •  формировать навыки работы в группе;
  •  развивать умения анализировать полученную информацию, умения обобщать и делать выводы;
  • формировать позитивное отношение к учению, взаимодействию к работе;
  • создание комфортных отношений между учениками.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей биологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования

Предметные: называть и показывать части клетки, знать особенности живых организмов и их сред обитания.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технологии: системно-деятельностный подход; методы технологии проблемно-диалогического обучения (побуждающий или подводящий диалог), методы формирования оценочной деятельности ученика.

Наглядный и раздаточный материал по изучаемой теме (презентация, карточки в виде 3 моделей машин разного цвета: красные, желтые и зеленые ( для разделения класса на группы), карточки с изображением сред обитания, с изображением  животных,  карточки «Ребус», «Дерево ожиданий», карточки- красные и зеленые яблоки, рабочие карты, конверты с буквами, изображениями органоидов и текстом- подсказкой.)

Оборудование: Мультимедийное оборудование (рабочее место учителя, проектор, интерактивная доска)

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

Универсальные учебные действия

Организационный

Формировать самооценку готовности  к уроку.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

  1. Проверяет готовность класса к работе на уроке, приветствие обучающихся. Представление рабочих групп.

Здравствуйте!

Проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются к работе на учебном занятии.

Самооценка готовности к уроку.

 Регулятивные

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Познавательные

Актуализация знаний

Первичная рефлексия

1.Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

2.Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

  1. Организует и направляет деятельность учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

После ответов учащихся тема урока вывешивается на доске

Прежде чем отправиться в путешествие, мы украсим наше дерево ожиданий. Напишите пожалуйста на красных яблоках, то, что вы ожидаете от сегодняшнего урока, а на зеленых - ваши опасения (ваши страхи, если они есть)

А

 Б

В

Г

1

К

Н

Л

Р

2

Е

С

И

Е

3

К

А

О

Т

4

Е

Т

Г

И

2б,4б,1г,3в,2а, 1б, 4г, 2г

3а, 1в, 4а, 3г, 1а, 2в

Учащиеся самостоятельно выходят на тему урока ( находят слова и составляют словосочетание – строение клетки)

Дети записывают ответы на листочках и вешают их на дерево ожиданий.

Коммуникативные

Определение  границы «знания-незнания»

Регулятивные

Личностные.

Проверка домашнего задания

1.повторить и обобщить  знания учащихся по пройденной теме.

2. выявить уровень знаний по изучаемой теме.

Из списка животных выбрать и заселить определенную среду обитания: медведь, орел, акула, ерш, ласточка, заяц, кенгуру, воробей, окунь  (на листочках соответствующего цвета)

- Одна из сред осталась, не заполнена, какая?

Приведите примеры животных обитающих в почвенной среде. Можете ли вы отнести всех этих животных к группе живых организмов? Почему?

-Перечислите основные свойства живых организмов

Участники группы находят и приклеивают животных в свою среду обитания и вывешивают свои схемы на доску.

Учащиеся называю животных, обитающих в почве.

Перечисляют основные свойства живых организмов.

Строить понятные для партнера высказывания, владеть вербальными средствами общения.

Коммуникативные

Проверка знаний в ранее изученной теме. Определение  границы «знания-незнания»

Регулятивные

Умение контролировать и оценивать работу и полученный результат одноклассника. 

Личностные. 

Проверка знаний в ранее изученной теме. Определение  границы «знания-незнания».

Изучение нового материала

- Из чего состоят все живые организмы?

- Что мы можем использовать для изучения организма?

На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с устройством микроскопа.    Я вам предлагаю вспомнить этот материал , но работать мы будем по принципу «Автобусной остановки»

«Автобусная остановка»

  1. Строение микроскопа.

  1. Правила работы с микроскопом.

  1. Строение и функции клетки

3. Строение и функции клетки

Уч-ся делают свои предположения

1.Дети работают по группам (перемещаясь в часовом порядке).

Учащиеся работают на листочках соответствующего цвета и поля, после перемещения- группы могут соглашаться с ответами, дополнять или изменять их.

2. Учащиеся защищают свои работы у доски:

  1. Строение микроскопа.
  2. Правила работы с микроскопом.
  3. Строение и функции клетки.

Постановка учебной задачи (проблема)

Мы с вами сказали, что клетки можно рассмотреть с помощь микроскопа.

На доску вывешивается изображение клетки, которая содержит только ядро, цитоплазму и клеточную мембрану.  Но кроме ядра, цитоплазмы и мембраны в составе клеток можно встретить и другие органоиды. Какие?

Посмотрите внимательно на рисунок, и вы сможете ответить на мой вопрос.

А знаете ли вы, какие функции выполняют эти органоиды?

Я предлагаю вам еще раз поработать в группах. С помощью подсказок, которые лежат в конверте на ваших столах (карточки с буквами, рисунок органоида и текст) вы определите с каким органоидом клетки будет работать ваша группа. И вторая ваша задача- с помощью текста определить функцию этого органоида.

Учащиеся работают с учебником   ( стр.35) и находят остальные органоиды.

Работа в группах. Ребята достают из конверта карточки с изображением букв, составляют из них название органоида и по тексту определяют его функцию.

Защита групп и дополнение рисунка «Клетка»

Умение использовать научный метод познания – сравнения и формулировать проблему урока.

Познавательные

Самостоятельное определение цели урока: узнать все органоиды клетки.

 Регулятивные

Представление о результате: какое строение и какие функции выполняют органоиды клетки.

Понимание ценности совместной познавательной деятельности, к полученным результатам.

Личностные

Умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик»,  выражать свои мысли, вступать в диалог, понимать и  высказывать свою точку зрения.

Умение работать в группе

Коммуникативные

Закрепление.

Рефлексия.

Повторить  и закрепить изученный материал.

Развитие рефлексивных умений.

Самооценка результатов деятельности.

К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться домой.

У вас на столах лежат красные и зеленые яблоки. Если ваши ожидания подтвердились, а опасения нет- то вы вывешиваете на наше дерево красные яблоки. А если ваши ожидания не подтвердились, и не исчезли ваши опасения, то зеленые.

Учащиеся вывешивают на дерево яблоки и записывают свои впечатления на листочках.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Личностные.

Регулятивные.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Учитель выставляет оценки за урок.

§ 7, стр.34-38, вопросы 1-4

Творческие задания:

- вылепить, нарисовать или сделать аппликацию клетки.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Развитие  мыслительных операций. Умение формулировать вопрос.

Познавательные

Развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения частной задачи 

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Жизнь в морях и океанах"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах" Технологическая карта соответствует программе Сонина Н.И.....

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы"

Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы" по учебнику Биология. 7класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций./ В.М.Константинов, В.Г Бабенко,в.С. Ку...