Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Яшина Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы" по учебнику Биология. 7класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций./ В.М.Константинов, В.Г Бабенко,в.С. Кучменко.- М.: Вентана-Граф, 2017. Данная технологическая карта позволит интересно провести урок в соответсвии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_1.docx542.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет Биология. Класс: 7.

Учебник(УМК):

  1. Рабочая программа к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 88 с.
  2. Биология. 7класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций./ В.М.Константинов, В.Г Бабенко,в.С. Кучменко.- М.: Вентана-Граф, 2017. —288 с.

Тема урока: Класс Жгутиконосцы.

Тип урока: Комбинированный (1ч.).

Оборудование: 
1. П.К., цифровой проектор, экран, мультимедийная презентация.
2. Микроскоп, готовые микропрепараты “Эвглена зеленая”.
3. Листы самоконтроля и самооценки.

Цель темы как достигаемые образовательные результаты:

Предметные: 2.П.,3.П.

В результате выполненной работы обучающиеся

знают:

-особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы на примере эвглены зеленой

умеют:

- работать с микроскопом;

- составлять сравнительную таблицу, работать со схемами и рисунками;

применяют:

- полученные знания и умения  при самостоятельной исследовательской работы с микроскопом и микропрепаратами.

Метапредметные:6М., 9.М.

Личностные:2Л., 7.Л.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: способность выделять особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы на примере эвглены зеленой.

Уровень / планируемый результат

Способ оценивания результата

Понимание: способность объяснять особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Устный опрос.

Знание: способность определять понятие клетка, организм, классифицировать подцарство Простейшие, работать с рисунками.

Устный опрос. Работа с рисунками.

Применение: способность работать с микроскопом, выявлять особенности строения клеток на микропрепаратах, способность устанавливать взаимосоответствие между строением клетки  и процессами жизнедеятельности.

Лабораторная групповая работа.

Анализ: способность различать автотрофный и гетеротрофный способы питания эвглены, выявлять отличия в строении и в процессах жизнедеятельности организмов, относящихся к Царствам Растения и Животные.

Тест.

Синтез: способность обобщать свойства разных организмов и обосновывать общность происхождения  всех живых организмов на Земле.

Минисочинения и сообщение.

Оценка: способность оценивать значения формируемых умений  при самостоятельной исследовательской работе. 

Устный опрос. Лист контроля и самооценки.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный этап.

1.1. Организационный момент

3 мин

Используя слайдпрезентацию, с помощью видео– и звуко– ряда, создаю эмоциональную атмосферу, подготавливаю к пониманию темы и цели урока.

Показываю Слайды 1–10

(Приложение 1).

Слушая мелодию, просматривая слайды, эмоционально и интеллектуально настраиваются на исследовательскую работу по теме занятия.

1.2. Целеполагание

2 мин

Модерация процесса определения темы урока.

По окончании демонстрации слайдов задаю вопрос:

– Как, исходя из предшествующего опыта работы на уроках, вы сформулируете тему и цель урока?

– Как бы вы определили цель нашего урока?

Показываю Слайды 11–12. 

Сравнивая слайды, учащиеся обращают внимание на цветовой сигнал, вспоминают классификацию подцарства Простейших:
Сегодня мы будем изучать животных класс Жгутиконосцы.

Полученный за время изучения темы “Простейшие” опыт, помогает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока: Мы должны выявить особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы.

1.3. Мотивация

1 мин

Понимание. Фасилитация.

Сообщаю учащимся о спорах биологов о месте эвглены зеленой в системе органического мира. Одни ученые полагали, что это растение, другие считали, что это животное.

Учащиеся понимают, что им необходимо определить правоту какой – либо группы ученых в этом научном споре.

1.4. Постановка задач урока

1 мин

– Что нам поможет определить место эвглены зеленой среди других живых организмов?

Учащиеся определяют последовательность своей исследовательской деятельности.

Операционный этап.

2.1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

7 мин

Понимание.

– Прежде чем начинать изучение новой группы простейших, давайте вспомним материал прошлого урока.

Фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий.

Знание.

– Используя подобранные дома иллюстрации простейших, расскажите об их общих признаках.
– Какие особенности строения тела одноклеточных животных вы знаете?
– На основании чего можно утверждать, что клетка амебы является самостоятельным организмом?
– Охарактеризуйте особенности жизнедеятельности амебы.

Учащиеся рассказывают об общих признаках простейших, используя самостоятельно подобранные материалы (Интернет – ресурс).

Доказывают , что клетка амебы – это живой организм, раскрывают особенности жизнедеятельности амебы.

2.2. Исследовательская работа в парах

 

Задача – определить особенности строения эвглены зеленой.

7 мин

Понимание.

– Чтобы определить место эвглены зеленой в системе органического мира, мы должны узнать о ее строении. В этом нам поможет практическая работа с микроскопом и микропрепаратами.

Раздаю инструктивные карточки (Приложение 2).

Знание.

– К какому выводу вы пришли в ходе выполнения практической работы?

Показываю Слайд 13. 

Учащиеся, рассматривая микропрепарат и работая с текстом параграфа 10 учебника, выявляют следующие особенности строения эвглены зеленой:
– одноклеточный организм;
– имеет один длинный жгутик;
– содержит хлоропласты с хлорофиллом.

В результате практической работы учащиеся делают вывод:
– Эвглена зеленая имеет признаки и растений и животных и занимает пограничное положение между этими царствами и из этого следует, что все живые организмы на Земле имеют общее происхождение.

2.3.Творческая работа (индивидуальная)

Задача – рассказать об особенностях питания эвглены зеленой.

5 мин

Применение.

– Используя знание об особенностях питания растений и простейших животных, сочините небольшой рассказ о том, как питается эвглена.

Учащиеся сочиняют рассказы, а затем зачитывают некоторые из них. Оценивают соответствие содержания научным данным.

2.4. Индивидуальное сообщение ученика

Задача – рассказать об особенностях жизнедеятельности эвглены зеленой.

5 мин

Применение. Модерация по выявлению особенностей жизнедеятельности эвглены зеленой.

С учеником, проявляющим особый интерес к изучению биологии, готовлю сообщение на основе дополнительной литературы и Интернет – ресурсов.

Ученик выступает с сообщением.

Остальные учащиеся делают краткие записи в тетради.

3.Аналитический этап.

3.1. Закрепление материала

4 мин

Оценка.

Раздаю учащимся карточки с тестовыми заданиями (Приложение 3).

Учащиеся выполняют тестовые задания.

3.2. Выполнение целей и задач урока

1 мин

Оценка.

– Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

Учащиеся констатируют выполнение задач урока и достижение его цели.

3.3. Формирование умений самоконтроля и самооценки

2 мин

Оценка.

– Прошу вас провести самооценку работы на уроке (Приложение 4).

Учащиеся оформляют и сдают карточки самооценки.

3.4. Комментарий к домашнему заданию

2 мин

Кроме изучения материала параграфа 10 учебника, даю учащимся возможность выбора домашнего задания по способностям и интересам:
1. составить кроссворд “Эвглена зеленая”;
2. нарисовать портрет эвглены – растения и эвглены – животного;
3. сочинить сказку “Планета эвглен”;
4. подготовить презентацию “Эвглена зеленая – переходная форма”.

Приложение 1. Презентация.

http://www.mikro-foto.de/tl_files/mikrofoto/fotos/Leben%20im%20Wasser/euglena%20viridis/euglena_viridis_4.jpg http://www.help-rus-student.ru/pictures/63/738_2.jpg 

Приложение 2. Инструктивная карточка для выполнения практической работы «Строение эвглены зеленой».

Цель работы: выявить особенности строения эвглены зеленой;

                     доказать ее принадлежность к простейшим.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты эвглены зеленой.

Ход работы:

1.Подготовьте микроскоп к работе.

2.Рассмотрите микропрепарат сначала на малом увеличении, затем на большом.

3.Выделите один экземпляр эвглены зеленой и определите форму тела, окраску животного. Какой конец тела эвглены является передним, а какой задним? Что находится на переднем конце тела? Почему эвглена зеленая имеет именно такой цвет?

Какие органоиды содержаться в цитоплазме?

4.Зарисуйте эвглену зеленую, наметьте обозначения частей и органоидов клетки.

5. По результатам работы сделайте выводы.

Приложение 3.Тестовые задания.

                        Карточка № 1

1.С помощью чего передвигается эвглена зеленая?

А- ложноножек, б- ресничек, в- жгутика

2.Как называется процесс, в ходе которого эвглена получает органические вещества на свету?

А- фотосинтез, б- дыхание, в- пищеварение

3.Что произойдет с эвгленой зеленой, если ее поместить в темноту?

А- начнет готовится к делению, б- перестанет образовывать хлорофилл и станет бесцветной, в- образует цисту.

4.Найдите особенности строения, характерные для эвглены, но отсутствующие в клетках растений.

А- хлоропласты, б- глазок, в- вакуоль, г- хлорофилл.

5. Как происходит размножение эвглены?

А- половым путем, б- бесполым путем.

                        Карточка № 2.    

1.Чем покрыто снаружи тело эвглены?

А-панцирем, б- пелликулой, в- цитоплазмой.

2.Каким образом происходит питание эвглены в темноте?

А- гетеротрофно, б- автотрофно.

3.С помощью чего эвглена различает изменение освещенности?

А- глазка, б- сократительной вакуоли, в- ядра.

4.Назовите структуру эвглены зеленой, размер которой быстро и регулярно изменяется в процессе жизнедеятельности.

А- глазок, б- жгутик, в- сократительная вакуоль, г- ядро.

5.Какие движения совершает эвглена зеленая во время своего перемещения в пространстве?

А-колебательные, б- вращательные, в- волнообразные.

Приложение 4. Лист контроля и самооценки.

    №

               Этап урока.

       Отметка.

    1

Дом. задание.

    2

Исследование

    3

Творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...