Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы" по учебнику Биология. 7класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций./ В.М.Константинов, В.Г Бабенко,в.С. Кучменко.- М.: Вентана-Граф, 2017. Данная технологическая карта позволит интересно провести урок в соответсвии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_1.docx | 542.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет Биология. Класс: 7.
Учебник(УМК):
- Рабочая программа к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 88 с.
- Биология. 7класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций./ В.М.Константинов, В.Г Бабенко,в.С. Кучменко.- М.: Вентана-Граф, 2017. —288 с.
Тема урока: Класс Жгутиконосцы.
Тип урока: Комбинированный (1ч.).
Оборудование:
1. П.К., цифровой проектор, экран, мультимедийная презентация.
2. Микроскоп, готовые микропрепараты “Эвглена зеленая”.
3. Листы самоконтроля и самооценки.
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
Предметные: 2.П.,3.П.
В результате выполненной работы обучающиеся
знают:
-особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы на примере эвглены зеленой
умеют:
- работать с микроскопом;
- составлять сравнительную таблицу, работать со схемами и рисунками;
применяют:
- полученные знания и умения при самостоятельной исследовательской работы с микроскопом и микропрепаратами.
Метапредметные:6М., 9.М.
Личностные:2Л., 7.Л.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: способность выделять особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы на примере эвглены зеленой.
Уровень / планируемый результат | Способ оценивания результата |
Понимание: способность объяснять особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных организмов. | Устный опрос. |
Знание: способность определять понятие клетка, организм, классифицировать подцарство Простейшие, работать с рисунками. | Устный опрос. Работа с рисунками. |
Применение: способность работать с микроскопом, выявлять особенности строения клеток на микропрепаратах, способность устанавливать взаимосоответствие между строением клетки и процессами жизнедеятельности. | Лабораторная групповая работа. |
Анализ: способность различать автотрофный и гетеротрофный способы питания эвглены, выявлять отличия в строении и в процессах жизнедеятельности организмов, относящихся к Царствам Растения и Животные. | Тест. |
Синтез: способность обобщать свойства разных организмов и обосновывать общность происхождения всех живых организмов на Земле. | Минисочинения и сообщение. |
Оценка: способность оценивать значения формируемых умений при самостоятельной исследовательской работе. | Устный опрос. Лист контроля и самооценки. |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивационный этап. 1.1. Организационный момент | 3 мин | Используя слайдпрезентацию, с помощью видео– и звуко– ряда, создаю эмоциональную атмосферу, подготавливаю к пониманию темы и цели урока. Показываю Слайды 1–10 (Приложение 1). | Слушая мелодию, просматривая слайды, эмоционально и интеллектуально настраиваются на исследовательскую работу по теме занятия. |
1.2. Целеполагание | 2 мин | Модерация процесса определения темы урока. По окончании демонстрации слайдов задаю вопрос: – Как, исходя из предшествующего опыта работы на уроках, вы сформулируете тему и цель урока? – Как бы вы определили цель нашего урока? Показываю Слайды 11–12. | Сравнивая слайды, учащиеся обращают внимание на цветовой сигнал, вспоминают классификацию подцарства Простейших: Полученный за время изучения темы “Простейшие” опыт, помогает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока: Мы должны выявить особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы. |
1.3. Мотивация | 1 мин | Понимание. Фасилитация. Сообщаю учащимся о спорах биологов о месте эвглены зеленой в системе органического мира. Одни ученые полагали, что это растение, другие считали, что это животное. | Учащиеся понимают, что им необходимо определить правоту какой – либо группы ученых в этом научном споре. |
1.4. Постановка задач урока | 1 мин | – Что нам поможет определить место эвглены зеленой среди других живых организмов? | Учащиеся определяют последовательность своей исследовательской деятельности. |
Операционный этап. 2.1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | 7 мин | Понимание. – Прежде чем начинать изучение новой группы простейших, давайте вспомним материал прошлого урока. Фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий. Знание. – Используя подобранные дома иллюстрации простейших, расскажите об их общих признаках. | Учащиеся рассказывают об общих признаках простейших, используя самостоятельно подобранные материалы (Интернет – ресурс). Доказывают , что клетка амебы – это живой организм, раскрывают особенности жизнедеятельности амебы. |
2.2. Исследовательская работа в парах
Задача – определить особенности строения эвглены зеленой. | 7 мин | Понимание. – Чтобы определить место эвглены зеленой в системе органического мира, мы должны узнать о ее строении. В этом нам поможет практическая работа с микроскопом и микропрепаратами. Раздаю инструктивные карточки (Приложение 2). Знание. – К какому выводу вы пришли в ходе выполнения практической работы? Показываю Слайд 13. | Учащиеся, рассматривая микропрепарат и работая с текстом параграфа 10 учебника, выявляют следующие особенности строения эвглены зеленой: В результате практической работы учащиеся делают вывод: |
2.3.Творческая работа (индивидуальная) Задача – рассказать об особенностях питания эвглены зеленой. | 5 мин | Применение. – Используя знание об особенностях питания растений и простейших животных, сочините небольшой рассказ о том, как питается эвглена. | Учащиеся сочиняют рассказы, а затем зачитывают некоторые из них. Оценивают соответствие содержания научным данным. |
2.4. Индивидуальное сообщение ученика Задача – рассказать об особенностях жизнедеятельности эвглены зеленой. | 5 мин | Применение. Модерация по выявлению особенностей жизнедеятельности эвглены зеленой. С учеником, проявляющим особый интерес к изучению биологии, готовлю сообщение на основе дополнительной литературы и Интернет – ресурсов. | Ученик выступает с сообщением. Остальные учащиеся делают краткие записи в тетради. |
3.Аналитический этап. 3.1. Закрепление материала | 4 мин | Оценка. Раздаю учащимся карточки с тестовыми заданиями (Приложение 3). | Учащиеся выполняют тестовые задания. |
3.2. Выполнение целей и задач урока | 1 мин | Оценка. – Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. | Учащиеся констатируют выполнение задач урока и достижение его цели. |
3.3. Формирование умений самоконтроля и самооценки | 2 мин | Оценка. – Прошу вас провести самооценку работы на уроке (Приложение 4). | Учащиеся оформляют и сдают карточки самооценки. |
3.4. Комментарий к домашнему заданию | 2 мин | Кроме изучения материала параграфа 10 учебника, даю учащимся возможность выбора домашнего задания по способностям и интересам: |
Приложение 1. Презентация.
Приложение 2. Инструктивная карточка для выполнения практической работы «Строение эвглены зеленой».
Цель работы: выявить особенности строения эвглены зеленой;
доказать ее принадлежность к простейшим.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты эвглены зеленой.
Ход работы:
1.Подготовьте микроскоп к работе.
2.Рассмотрите микропрепарат сначала на малом увеличении, затем на большом.
3.Выделите один экземпляр эвглены зеленой и определите форму тела, окраску животного. Какой конец тела эвглены является передним, а какой задним? Что находится на переднем конце тела? Почему эвглена зеленая имеет именно такой цвет?
Какие органоиды содержаться в цитоплазме?
4.Зарисуйте эвглену зеленую, наметьте обозначения частей и органоидов клетки.
5. По результатам работы сделайте выводы.
Приложение 3.Тестовые задания.
Карточка № 1
1.С помощью чего передвигается эвглена зеленая?
А- ложноножек, б- ресничек, в- жгутика
2.Как называется процесс, в ходе которого эвглена получает органические вещества на свету?
А- фотосинтез, б- дыхание, в- пищеварение
3.Что произойдет с эвгленой зеленой, если ее поместить в темноту?
А- начнет готовится к делению, б- перестанет образовывать хлорофилл и станет бесцветной, в- образует цисту.
4.Найдите особенности строения, характерные для эвглены, но отсутствующие в клетках растений.
А- хлоропласты, б- глазок, в- вакуоль, г- хлорофилл.
5. Как происходит размножение эвглены?
А- половым путем, б- бесполым путем.
Карточка № 2.
1.Чем покрыто снаружи тело эвглены?
А-панцирем, б- пелликулой, в- цитоплазмой.
2.Каким образом происходит питание эвглены в темноте?
А- гетеротрофно, б- автотрофно.
3.С помощью чего эвглена различает изменение освещенности?
А- глазка, б- сократительной вакуоли, в- ядра.
4.Назовите структуру эвглены зеленой, размер которой быстро и регулярно изменяется в процессе жизнедеятельности.
А- глазок, б- жгутик, в- сократительная вакуоль, г- ядро.
5.Какие движения совершает эвглена зеленая во время своего перемещения в пространстве?
А-колебательные, б- вращательные, в- волнообразные.
Приложение 4. Лист контроля и самооценки.
№ | Этап урока. | Отметка. |
1 | Дом. задание. | |
2 | Исследование | |
3 | Творчество | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...
Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...