Разработка урока биологии по теме: "Синтез белков в клетке", 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Представлена разработка урока по биологии по теме "Синтез белков в клетке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок биологии | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 9 класс
Тема урока
«Синтез белков в клетке»
1. Цели урока
изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности; рассмотреть понятия «обмен веществ», «генетический код» и его свойства; формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.
Элементы содержания: ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, трансляция, антикодон, полисома.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Биосинтез белка», «Строение белка», «Строение клетки», «Генетический код».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
Задание: закончите предложения, вписав недостающие термины.
1. Фотосинтез – это … (синтез органических веществ на свету).
2. Процесс фотосинтеза осуществляется в органеллах клетки – … (хлоропластах).
3. Свободный кислород при фотосинтезе выделяется при расщеплении … (воды).
4. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород? На … (световой).
5. В течение световой стадии … АТФ. (Синтезируется.)
6. В темновой стадии в хлоропласте образуется … (первичный углевод – глюкоза).
7. При попадании солнечного счета на хлорофилл происходит … (возбуждение электронов).
8. Фотосинтез происходит в клетках … (зеленых растений).
9. Световая фаза фотосинтеза происходит в … (тилакоидах).
10. Темновая фаза происходит в … (любое) время суток.
III. Изучение нового материала (с предварительным повторением).
1. Итак, живая клетка постоянно поглощает вещества из окружающей среды и выделяет их в окружающую среду. Так, клетки человека поглощают кислород, воду, глюкозу, аминокислоты, минеральные соли, витамины, а выводят углекислый газ, воду, мочевину, мочевую кислоту и др. Клетка представляет собой открытую систему, поскольку между ней и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
Обмен веществ (метаболизм)
МЕТАБОЛИЗМ – совокупность всех ферментативных реакций клетки, связанных между собой и с внешней средой, состоящая из пластического |
Пластический обмен | ферменты энергия | Энергетический обмен (катаболизм, или диссимиляция) – совокупность реакций расщепления |
2. Биосинтез белка относится к реакциям пластического обмена.
Биосинтез белка – важнейший процесс в живой природе. Это создание молекул белка на основе информации о последовательности аминокислот в его первичной структуре, заключенной в структуре ДНК |
Процесс биосинтеза молекул белка осуществляется в рибосомах и идет с потреблением энергии (АТФ). В биосинтезе участвуют аминокислоты, многочисленные ферменты и различные РНК.
Характер биосинтеза определяется наследственной информацией, закодированной в определенных участках ДНК – генах. Гены содержат информацию об очередности аминокислот в молекуле белка, то есть кодируют его первичную структуру.
Каждой аминокислоте в полипептидной цепочке соответствует комбинация из трех нуклеотидов в молекуле ДНК – триплет (например, Ц–А–Ц – валин и т. д.). Зависимость между триплетами нуклеотидов и аминокислотами – генетический код.
Суть генетического кода заключается в том, что последовательность расположения нуклеотидов в ДНК и в иРНК определяет последовательность расположения аминокислот в белках.
Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственное участие в синтезе белка принимает иРНК, то генетический код записан на «языке» РНК.
Молекулы иРНК передают этот код для биосинтеза. Схематично процесс биосинтеза можно представить так:
Схема биосинтеза белка
Биосинтез белка состоит из двух последовательных этапов: транскрипции и трансляции.
Биосинтез белка
Этапы | Особенности протекания этапов |
ТРАНСКРИПЦИЯ, или переписывание генетической | Этот процесс происходит в ядре. Благодаря действию ферментов участок ДНК раскручивается, и вдоль одной из цепей |
ТРАНСЛЯЦИЯ, или перевод генетической информации | Образовавшаяся иРНК выходит из ядра в цитоплазму через поры в ядерной оболочке и вступает в контакт с многочисленными рибосомами. Рибосома прерывисто скользит по иРНК, как по матрице, Аминокислоты доставляются к рибосомам с помощью транспортных РНК (тРНК), которые, находятся в цитоплазме. Для каждой аминокислоты требуется своя тРНК, комплементарная определенному участку иРНК. Такой участок иРНК представлен триплетом – сочетанием трех нуклеотидов, называемым кодоном. В свою очередь, и каждая аминокислота, входящая в белок, тоже закодирована определенным сочетанием трех нуклеотидов тРНК (антикодоном), по которым они и находят друг друга. Вдоль молекулы иРНК движется сразу несколько рибосом (такая структура называется полисомой), при этом одновременно синтезируется несколько молекул белка |
IV. Закрепление изученного материала.
Задание. Используя текст учебника (§ ), дайте определения понятиям:
џ Транскрипция – это … (процесс переписывания информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК в последовательность нуклеотидов иРНК).
џ Трансляция – это … (перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка).
Задание 2. Закончите предложения:
1) Информация о структуре белка хранится в … (ядре), а его синтез осуществляется в … (рибосомах).
2) Роль иРНК в процессе биосинтеза белка – … (перенос информации из ядра в цитоплазму).
3) Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – … (доставка аминокислот в рибосому).
Домашнее задание: § (повторить § ;).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....
Разработка урока биологии 9 кл на тему "Строение белков"
Разработка урока по теме "Строение белков"...
Методическая разработка урока биологии в 9 классе "Клетка эукариот - биологическая система?"
Урок с применением проектной методики. Способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Предусмотрено использование компьютерной презентации, подготовленной учителем, создание и защита мини ...
разработка урока биологии в 9 классе по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"
конспект урока + презентация по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"...
Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Разработка урока биологии "Биотические связи между организмами" для 9 класса
Урок биологии "Биотические связи в природе" для 9 класса....