Методическая разработка урока биологии в 9 классе "Клетка эукариот - биологическая система?"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Урок с применением проектной методики. Способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Предусмотрено использование компьютерной презентации, подготовленной учителем, создание и защита мини - проектов, созданных учащимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока биологии
в 9 классе
с применением проектной методики
по теме
«Клетка эукариот – биологическая система?»
Пояснительная записка
В педагогике слово «проект» известно уже около 300 лет. Это слово происходит от итальянского глагола ‘‘projicere’’, что означает «разрабатывать», «планировать», «браться за что – либо».
В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся опытом.
Метод проектов позволяет учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности, возможность реализовать свои способности, открывает перед каждым учащимся возможность проявить себя, проверить свои способности.
Кроме всего прочего, использование проектной методики позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует его учебные умения и навыки. Выступления учащихся превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе защиты презентаций ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в их дальнейшей жизни.
Данный урок разработан по теме «Клетка эукариот – биологическая система?». Рассчитан на учащихся 9 класса, обучающихся по «Программе основного общего образования по биологии авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, М.: Дрофа, 2006 год». В разработке урока предусмотрено использование компьютерной презентации к уроку, подготовленной учителем, создание мини-проектов учащимися в ходе урока.
Так как часто проекты выполняются группой учащихся, вместе с детьми определены правила работы в группах, которые являются обязательными для всех.
- все члены команды равны, руководит работой команды лидер;
- в команде не должно быть «спящих», все активно работают над решением проблемы;
- команды не соревнуются;
- любая точка зрения заслуживает внимания;
- ответственность за конечный результат несут все члены команды;
- каждый в команде должен получить удовольствие от совместной работы и от чувства уверенности в себе.
Целеполагание
Цель: создание педагогической ситуации для формирования представления о клетке эукариот как системе.
Задачи:
Образовательные: изучить строение эукариотической клетки и функции её органоидов как структурно-функциональной системы.
Воспитательные: воспитывать ответственность за конечный результат, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей.
Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности, культуру оформления работы; способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный с применением проектной методики.
Литература: Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». - М.: Дрофа, 2011 год; ЦОР http://www.edu54.ru/node/52555
Оснащение: ПК; Таблицы «Животная клетка» и «Растительная клетка»; листы формата А4; фломастеры, сигнальные карточки, оценочный лист.
Приложение № 1 «Презентация к уроку»
Приложение № 2 «Оценочный лист»
Оцените, пожалуйста, выступления по 5-бальной шкале (от 0 до 5 баллов) по приведенным ниже критериям. По желанию Вы можете добавить свои критерии. В графе «особое мнение» запишите свои замечания и пожелания. Спасибо.
Критерии | Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 | Группа №4 | Группа №5 | Группа №6 |
Полнота представления материала | ||||||
Логическая последовательность | ||||||
Самостоятельность изложения | ||||||
Наличие ошибок и неточностей | ||||||
Грамотность речи | ||||||
Оформление доклада | ||||||
Ответы на вопросы | ||||||
Особое мнение |
Приложение № 3 «Сигнальный опрос – “Светофор”»
А). Одна из главных частей клетки, содержащая набор хромосом, хранящих и передающих наследственную информацию. (ядро)
Учащиеся поднимают карточку чёрного цвета.
Б). Органоид растительной клетки, в котором идёт фотосинтез с образованием углеводов. (хлоропласты)
Учащиеся поднимают карточку зелёного цвета
В).” Силовые станции” клетки, в которых осуществляется синтез АТФ и содержится собственная ДНК (митохондрии)
Учащиеся поднимают карточку оранжевого цвета
Г). Органоиды, образующиеся в комплексе Гольджи и выполняющие функции переработки ненужных клетке веществ. (лизосомы)
Учащиеся поднимают карточку жёлтого цвета
Д) Органоиды, состоящие из двух частичек, небольших по размерам, но выполняющих очень важную функцию – синтез белков. (рибосомы)
Учащиеся поднимают карточку синего цвета.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся |
I. Мотивационно-целевой
1.2 Рефлексия состояния
Выход на постановку субъективных целей. | Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу. Привлечение внимания учащихся. Самооценка своего состояния. Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. Формирование интереса к проблеме. Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика. | Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся мы друг другу, Раздает заранее приготовленные листки бумаги. «Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале». Вводное слово учителя:* У американского эколога Б. Коммонера есть «закон», раскрывающий суть системы рационального природопользования: «Всё связано со всем». (Слайд 1). Но есть мнение, что его можно применить и в отношении к клетке. Каково ваше мнение по этому поводу? | Приветствуют учителя Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи Высказывают своё мнение. |
* «Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков… Но все это видимая красота, ощущаемая, осязаемая. Организмы бывают одноклеточные и многоклеточные (Слайд 2), прокариотические и эукариотические (Слайд 3). А давайте попробуем заглянуть вовнутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы. Я приглашаю вас совершить путешествие в самую маленькую ячейку жизни – клетку». | |||
1.4 Выход на цель урока | Делает акцент на тему урока (Слайд 4) Какова цель нашего урока? | Запись темы урока. Участвуют в определении общей цели урока. Цель нашего урока – Изучить особенности строения и функционирования структурных компонентов клетки. Выяснить, является ли клетка эукариот системой? (Слайд 5) | |
II. Организационно-деятельностный. 2.1 Организация и осуществление проектной деятельности учащихся по приобретению новых знаний | Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности. Развитие творческих способностей. | Организует деятельность в парах для проектной работы. | 1. Учащиеся разделяются на группы; 2 Из общего перечня органоидов клетки каждая группа выбирает 1 или 2 органоида; выбор проводится «вслепую» - учащиеся выбирают карточки с названием того или иного органоида, перевёрнутые надписью вниз; 3 Задание обсуждается совместно с учителем, члены группы формулируют цель работы: описать строение органоида клетки, охарактеризовать его функцию (предпочтение отдаётся образной, запоминающейся форме); 4 Наглядно изобразить органоид на бумаге (формат А4), сделать подписи, выявить и сформулировать ёмкие лаконичные характеристики строения и функций органоидов клетки |
III. Рефлексивно-оценочный 3.1 Рефлексия 3.2 Рефлексия своего личного участия в работе 3.3 Сигнальный опрос – “Светофор” 3.4 Домашнее задание | Возможность реализовать свои способности, проявить себя и проверить свои способности. Получение ответа на проблемный вопрос. Самооценка | Обеспечивает защиту проектов Вывод: (Слайд 6-7) Оцените свою работу по 10-тибальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение. Анализирует активность обучающихся, хвалит за проекты, акцентирует внимание на различного рода недочетах Организует сигнальный опрос (Приложение 3) Творческие задания на выбор: - Синквейн «Клетка» - Кроссворд «Клетка» - Терминологический словарь по теме. (Слайд 8) | Защита проектов. Оформление («сборка») на доске наглядной модели понятия «Клетка», презентация своей части работы; Задают вопросы. Работа с оценочным листом (Приложение 2) Выставляют оценку с обоснованием своего решения. Сигналят, узнав органоид клетки по описанию его функций. Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сф...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.
Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообр...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
Методическая разработка урока физики в 9 классе: "БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ"
Урок объяснения нового материала на тему: «Биологическое действие радиации».Продолжительность: 40 минутЦели: Закрепить знания учащихся о явлении радиоактивности; ввести физическ...
Методическая разработка урока биологии: "Организм человека как биологическая система".
Материал содержит разработку урока биологии для 8 класса по теме: "Организм человека как биологическая система"....