Разработка урока биологии "Биотические связи между организмами" для 9 класса
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Урок биологии "Биотические связи в природе" для 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_bioticheskie_svyazi_v_prirode.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии для 9 класса:
"Биотические связи в природе"
Подготовил: Седлецкая Ольга
Владимировна, учитель биологии
МБОУ Лицея №15 г. Саратова
Задачи:
развивающие:
-развитие логического мышления, внимания, памяти;
-развитие монологической речи.
обучающие:
-формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
-формировать навыки решения тестовых заданий;
-формировать навыки монологической речи;
-формировать навыки групповой деятельности;
-формировать навыки индивидуальной деятельности.
воспитательные:
-бережное отношение к природе;
-привитие интереса к биологии;познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Этапы урока:
Текущее время | Содержание работы в классе |
1 мин. | Оргмомент. |
5 мин. | Актуализация знаний по домашнему заданию. |
1-2 мин. | Постановка целей, объявление темы урока. |
8-10мин. | Изучение новой темы. |
10-15 мин | Закрепление и применение учебного материала |
3 мин. | Рефлексия. |
2 мин. | Подведение итогов урока. Домашнее задание. |
Ход урока:
I. Актуализация знаний по домашнему заданию. Постановка целей, объявление темы урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет немного необычный, и я надеюсь, очень интересный урок. Каждый из вас сделает для этого всё возможное. Для начала давайте вспомним:
-Что такое экологические факторы?
-На какие группы они подразделяются?
Чтобы понять, о чём пойдёт речь сегодня на уроке, послушайте стихотворение:
Соседи, соседи: жуки и медведи.
Орлы и козявки, деревья и травки …
Прожить без соседей – увы! – невозможно.
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде.
(О взаимоотношениях между живыми организмами)
Итак, запишите тему урока: «Биотические связи в природе»
II. Изучение нового материала
Объяснение учителя:
Организмы, живущие совместно на определенной территории, взаимосвязаны различными связями:
1) Хищничество- вид взаимоотношений, при котором представители одного вида ловят, умерщвляют и поедают представителей другого вида.
2) Паразитизм- вид взаимоотношений, при котором один организм (паразит) питается за счет другого (хозяина), поселяясь внутри или на поверхности его тела.
3) Конкуренция - соперничество организмов из-за какого-либо ресурса.
4) Симбиоз - взаимовыгодные отношения
а) Протокооперация — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.
б) Мутуализм- более тесное взаимовыгодное существование
в) собственно симбиоз - неразделимые взаимополезные связи (лишайник, микориза)
5) Комменсализм - отношения, при которых один вид получает пользу, не принося другому ни пользы, ни вреда.
а) "Нахлебничество" - отношения, при которых один организм доедает остатки пищи другого
б) "Квартиранство" - отношения, при которых один организм поселяется в жилище другого, не принося ему ни вреда, ни пользы.
3. Закрепление
Задание. 1. Для обозначения значения связей для организмов используют условные значки:
+ польза для организма, - вред, 0 безразлично для организма.
Напишите условные обозначения рядом с каждым видом взаимоотношений.
Задание 2. О каком виде взаимоотношений идет речь:
а) дизентирийная амеба в кишечнике у человека (паразитизм)
б) рыбка-чистильщик и акула (протокооперация)
в) щука и карась (хищничество)
г) гриб подосиновик и осина (симбиоз)
д) гриф и лев (нахлебничество)
е) волк и лисица (конкуренция)
Задание 3. О каком виде взаимоотношений идет речь: посмотрите сценки и назовите вид отношений между организмами.
Каждая команда получает задание инсценировать один из видов взаимоотношений между организмами по данному сценарию.
Прием у врача
Кабинет врача, доктор сидит за столом. Входит больной и говорит:
- Здравствуйте доктор.
- Добрый день. Присаживайтесь. Я вас слушаю.
- У меня болит живот. Кушаю много, а есть все равно хочется. Что со мной не могу понять?
- О, это мы сейчас быстро определим с помощью вот этой ультразвуковой аппаратуры.
Врач подключает аппарат и видит на экране изображение червей, которые поют песенку на мелодию «Песни атаманши» из мультфильма «Бременские музыканты»:
Мы обжоры-солитеры,
Пусть же твой живот болит.
Ноги ты протянешь скоро,
А мы живем как короли!
Ой, люли, ой люли,
Мы живем как короли.
Говорят, мы паразиты,
Нам кишка - уютный дом.
Твой обед мы переварим
И размножимся потом.
Плим-плим-плим, бом-бом-бом,
И размножимся потом.
- Все ясно, у вас гельминтоз. Вот рецепт. Купите лекарство и не болейте. До свидания!
- До свидания, доктор!
Красная шапочка
Комната. На койке лежит волк, переодевшийся в бабушку. За дверью слышится песенка Красной шапочки. Стук в дверь. Волк спрашивает:
- Кто там?
- Это я, ваша внучка Красная шапочка, принесла вам пирожки.
- Дерни за веревочку- дверь и откроется.
- Здравствуйте, бабушка!
- Здравствуй, внученька!
- Бабушка, а почему у вас такие большие уши?
- Чтобы лучше тебя слышать, внученька.
- Бабушка, а почему у вас такие большие глаза?
- Чтобы лучше тебя видеть, внученька.
- А почему у вас такие большие ноги?
- Это чтобы тебя догнать.
- А почему у вас такие большие зубы?
Волк бросается на Красную шапочку, хватает ее и говорит:
- Чтобы тебя съесть, внученька!
Шер-хан и Табаки
Джунгли. Появляется тигр Шер- хан с добычей в зубах. Вокруг него вьется шакал Табаки. Остановившись, тигр начинает есть свою добычу. Шакал заводит беседу:
- Славная была охота. Да, господин? Как вы его раз, два и - все! Вкусно? Приятного аппетита.
- Ладно, хватит, немного отдохну.
- Доброго сна, хозяин.
- Табаки принимается за трапезу. Перебирает кости и говорит:
- У, Бандерлог полосатый, хоть бы один маленький кусочек мяса оставил, а то одни кости. Чтоб ты лопнул!
- Что ты там бормочешь, Табаки?
- Да вот, говорю, какой вы добрый, сколько мяса на костях оставили. Что, идем дальше?
- Да.
- А куда?
- Пойдем на север.
- На север? А мы пойдем на север! А мы пойдем на север!
Кот Матроскин и галчонок
Дом дяди Федора. Кот Матроскин решил галчонка Хватайку к делу приучать:
- Что это мы его зря кормим! Пусть пользу приносит - стал Матроскин галчонка учить разговаривать. Целыми днями сидел около него и говорил:
- Кто там? Кто там? Кто там?
Шарик спрашивает:
- Что, тебе делать нечего? Ты бы его лучше песне какой выучил или стихотворению.
- Песни я и сам петь могу, только от них пользы нету.
- А от твоего «ктотама» какая польза?
- А такая. Уйдем мы в лес за дровами, и дома никого не останется. Любой человек может в дом зайти и унести что-нибудь. А так придет человек, начнет в дверь стучать, галчонок спросит: «Кто там?». Человек подумает, что дома кто-то есть и ничего воровать не станет. Ясно тебе?
- Но ты же сам говорил, что у нас красть нечего. Ты даже меня брать не хотел.
- Это раньше было нечего, а теперь мы клад нашли.
Шарик с котом согласился и тоже стал учить галчонка «ктотаму».
Задание 4. вставить пропущенные слова в предложениях.
1) Лишайник – это _____________ гриба и водоросли. (симбиоз)
2) Классическим примером ________________ являются клубеньковые бактерии на корнях бобовых. (симбиоза)
3) ___________________ симбиоз гриба и корня. (микориза)
4) Внутривидовая __________ носит более острый характер. (конкуренция)
5) Взаимоотношения между живыми организмами образуют группу _______ факторов среды. (биотических)
Сообщение учащегося "Паразиты и их влияние на хозяина"
4. Рефлексия.
Запишите ваши отзывы на карточке:
-Я сегодня узнал(а), научился(ась)
· Что понравилось на уроке?
· Что не понравилось?
5. Объяснение домашнего задания (дифференцированное).
Домашнее задание:
Параграф №36, выучить определения, приготовить 5 тестовых заданий по теме «Биотические факторы».
Приготовить сообщение по теме "Взаимоотношения живых организмов"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"
Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...
Урок. Генетическая связь между классами неорганических соединений
Открытый урок в 9 классе...
Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с учащимися алгоритм решения цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...
конспект урока в 8 классе по теме "Генетическая связь между основными классами веществ"
Урок изучения нового материала с презентацией по теме...
конспект урока "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Цели урока:Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.Продол...
Технологическая карта урока «Генетические связи между классами неорганических соединений»
Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Системно- деятельностный подход при изучении этой темы позволяет сформировать УУД , важные для дальнейшего изу...
Урок "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Презентация к уроку в 8 классе...