Разработка урока биологии "Биотические связи между организмами" для 9 класса
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Урок биологии "Биотические связи в природе" для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_bioticheskie_svyazi_v_prirode.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии для 9 класса:

"Биотические связи в природе"

Подготовил: Седлецкая Ольга

Владимировна, учитель биологии

МБОУ Лицея №15 г. Саратова

 Задачи: 

развивающие:

-развитие логического мышления, внимания, памяти;

-развитие монологической речи.

обучающие:

-формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

-формировать навыки решения тестовых заданий;

-формировать навыки монологической речи;

-формировать навыки групповой деятельности;

-формировать навыки индивидуальной деятельности.

воспитательные:

-бережное отношение к природе;

-привитие интереса к биологии;познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и  их значением  в  жизни  видов.

Тип урока:   комбинированный 

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Этапы урока:

Текущее

время

Содержание работы в классе

1 мин.

Оргмомент.

5 мин.

 Актуализация знаний по домашнему заданию.

1-2 мин.

Постановка целей, объявление темы урока.

8-10мин.

Изучение новой темы.

10-15 мин

 Закрепление и применение учебного материала

3 мин.

Рефлексия.

2 мин.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Актуализация знаний по домашнему заданию. Постановка целей, объявление темы урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет немного необычный, и я надеюсь, очень интересный урок. Каждый из вас сделает для этого всё возможное. Для начала давайте вспомним:

 -Что такое экологические факторы?

-На какие группы они подразделяются?

Чтобы понять, о чём пойдёт  речь сегодня на уроке, послушайте стихотворение:

Соседи, соседи: жуки и медведи.

Орлы и козявки, деревья и травки …

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

                                                                Соседи, соседи – всегда и везде.

(О взаимоотношениях между живыми организмами)

Итак, запишите тему урока: «Биотические связи в природе»

II. Изучение нового материала

Объяснение учителя:

Организмы, живущие совместно на определенной территории, взаимосвязаны различными связями:

1) Хищничество- вид взаимоотношений, при котором представители одного вида ловят, умерщвляют и поедают представителей другого вида.

2) Паразитизм- вид взаимоотношений, при котором один организм (паразит) питается за счет другого (хозяина), поселяясь внутри или на поверхности его тела.

3) Конкуренция - соперничество организмов из-за какого-либо ресурса.

4) Симбиоз - взаимовыгодные отношения

а) Протокооперация — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

б) Мутуализм- более тесное взаимовыгодное существование

в) собственно симбиоз - неразделимые взаимополезные связи (лишайник, микориза)

5) Комменсализм - отношения, при которых один вид получает пользу, не принося другому ни пользы, ни вреда.

а) "Нахлебничество" - отношения, при которых один организм доедает остатки пищи другого

б) "Квартиранство" - отношения, при которых один организм поселяется в жилище другого, не принося ему ни вреда, ни пользы.

3.  Закрепление

Задание. 1. Для обозначения значения связей для организмов используют условные значки:

+ польза для организма, - вред, 0 безразлично для организма.

Напишите условные обозначения рядом с каждым видом взаимоотношений.

                                                                      

Задание 2. О каком виде взаимоотношений идет речь:

  а) дизентирийная амеба в кишечнике у человека (паразитизм)

б) рыбка-чистильщик и акула (протокооперация)

в) щука и карась (хищничество)

г) гриб подосиновик и осина (симбиоз)

д) гриф и лев (нахлебничество)

е) волк и лисица (конкуренция)

Задание 3. О каком виде взаимоотношений идет речь: посмотрите сценки и назовите вид отношений между организмами.

Каждая команда получает задание инсценировать один из видов взаимоотношений между организмами по данному сценарию.

Прием у врача

Кабинет врача, доктор сидит за столом. Входит больной и говорит:

- Здравствуйте доктор.

- Добрый день. Присаживайтесь. Я вас слушаю.

- У меня болит живот. Кушаю много, а есть все равно хочется. Что со мной не могу понять?

- О, это мы сейчас быстро определим с помощью вот этой ультразвуковой аппаратуры.

 

Врач подключает аппарат и видит на экране изображение червей, которые поют песенку на мелодию «Песни атаманши» из мультфильма «Бременские музыканты»:

Мы обжоры-солитеры,

Пусть же твой живот болит.

Ноги ты протянешь скоро,

А мы живем как короли!

Ой, люли, ой люли,

Мы живем как короли.

Говорят, мы паразиты,

Нам кишка - уютный дом.

Твой обед мы переварим

И размножимся потом.

Плим-плим-плим, бом-бом-бом,

И размножимся потом.

- Все ясно, у вас гельминтоз. Вот рецепт. Купите лекарство и не болейте. До свидания!

- До свидания, доктор!

Красная шапочка

Комната. На койке лежит волк, переодевшийся в бабушку. За дверью слышится песенка Красной шапочки. Стук в дверь. Волк спрашивает:

- Кто там?

- Это я, ваша внучка Красная шапочка, принесла вам пирожки.

- Дерни за веревочку- дверь и откроется.

- Здравствуйте, бабушка!

- Здравствуй, внученька!

- Бабушка, а почему у вас такие большие уши?

- Чтобы лучше тебя слышать, внученька.

- Бабушка, а почему у вас такие большие глаза?

- Чтобы лучше тебя видеть, внученька.

- А почему у вас такие большие ноги?

- Это чтобы тебя догнать.

- А почему у вас такие большие зубы?

Волк бросается на Красную шапочку, хватает ее и говорит:

- Чтобы тебя съесть, внученька!

Шер-хан и Табаки

Джунгли. Появляется тигр Шер- хан с добычей в зубах. Вокруг него вьется шакал Табаки. Остановившись, тигр начинает есть свою добычу. Шакал заводит беседу:

- Славная была охота. Да, господин? Как вы его раз, два и - все! Вкусно? Приятного аппетита.

- Ладно, хватит, немного отдохну.

- Доброго сна, хозяин.

- Табаки принимается за трапезу. Перебирает кости и говорит:

- У, Бандерлог  полосатый, хоть бы один маленький кусочек мяса оставил, а то одни кости. Чтоб ты лопнул!

- Что ты там бормочешь, Табаки?

- Да вот, говорю, какой вы добрый, сколько мяса на костях оставили. Что, идем дальше?

- Да.

- А куда?

- Пойдем на север.

- На север? А мы пойдем на север! А мы пойдем на север!

Кот Матроскин и галчонок

Дом дяди Федора. Кот Матроскин решил галчонка Хватайку к делу приучать:

- Что это мы его зря кормим! Пусть пользу приносит - стал Матроскин галчонка учить разговаривать. Целыми днями сидел около него и говорил:

- Кто там? Кто там? Кто там?

Шарик спрашивает:

- Что, тебе делать нечего? Ты бы его лучше песне какой выучил или стихотворению.

- Песни я и сам петь могу, только от них пользы нету.

- А от твоего «ктотама» какая польза?

- А такая. Уйдем мы в лес за дровами, и дома никого не останется. Любой человек может в дом зайти и унести что-нибудь. А так придет человек, начнет в дверь стучать, галчонок спросит: «Кто там?». Человек подумает, что дома кто-то есть и ничего воровать не станет. Ясно тебе?

- Но ты же сам говорил, что у нас красть нечего. Ты даже меня брать не хотел.

- Это раньше было нечего, а теперь мы клад нашли.

  Шарик с котом согласился и тоже стал учить галчонка «ктотаму».

Задание 4. вставить пропущенные слова в предложениях.

1) Лишайник – это _____________ гриба и водоросли. (симбиоз)

2) Классическим примером ________________ являются клубеньковые бактерии на корнях бобовых. (симбиоза)

3) ___________________ симбиоз гриба и корня. (микориза)

4) Внутривидовая __________ носит более острый характер. (конкуренция)

5) Взаимоотношения между живыми организмами образуют группу _______ факторов среды. (биотических)

 Сообщение учащегося "Паразиты и их влияние на хозяина"

4.  Рефлексия.

Запишите ваши отзывы на карточке:

-Я сегодня узнал(а), научился(ась)

· Что понравилось на уроке?

· Что не понравилось?

5. Объяснение домашнего задания (дифференцированное).

Домашнее задание:

 Параграф №36, выучить определения,  приготовить 5 тестовых заданий по теме «Биотические факторы».

Приготовить сообщение по теме "Взаимоотношения живых организмов"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с  учащимися алгоритм решения  цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...

конспект урока "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Цели урока:Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.Продол...

Технологическая карта урока «Генетические связи между классами неорганических соединений»

Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Системно- деятельностный подход при изучении этой темы позволяет сформировать УУД , важные для дальнейшего изу...